на каком языке говорили румыны до латинизации

Автор Валентин Н, сентября 6, 2009, 17:56

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Кассивелан

ЦитироватьНа буревестника похоже.
Над вершиной Кагайона
Ветер тучи собирает.
Меж карпатских перевалов
Гордо реет Буребиста,
Черной молнии подобный...
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Ion Borș

Цитата: Кассивелан от сентября 18, 2009, 15:05
Кагайон

Разбирал эту этимологию - не могу предположить ни одну версию.
Тут можно пообщаться без секретов (у меня их нету).
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Кассивелан

Цитата: Flos от сентября 18, 2009, 14:55
Цитата: Кассивелан от сентября 18, 2009, 14:40
Источники - или греческие, или римские, других как бы и нет.

Об источниках есть у Иона в файлике
Про Буребисту:
Strabon - Geographia, Iordanes - De Origine Actibusque Getarum, Decret dionysopolitan.

Что там с греческой передачей "в" не могу сказать.
Те, кто переписывал чужие труды в раннем средневековье (типа Йордана) - не в счет  8)
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Ion Borș

Цитата: Кассивелан от сентября 18, 2009, 14:40
Источники - или греческие, или римские, других как бы и нет.
Очень жалко что сгорел Константинополь (прежде всего его книги) - европейцы безвозвратно потеряли часть своей истории.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Кассивелан

ЦитироватьРазбирал эту этимологию - не могу предположить ни одну версию.
Тут можно пообщаться без секретов (у меня их нету).
En.Wikipedia гласит, что:
... is "sacred mountain", which would be connected to a probable Dacian word "kaga" meaning "sacred", attested in two early 2nd century inscriptions from Tomis.


Вообще можно ли где погонять попытки реконструкции фракийских языков? Словари к примеру..?
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Ion Borș

Цитата: Кассивелан от сентября 18, 2009, 15:31
Вообще можно ли где погонять попытки реконструкции фракийских языков? Словари к примеру..?
предположительно только отдельные слова (в романские языки, надо искать их и в иранском; в греческом - тоже) - на основе известных топонимик и имена.
По моему фракийцы оставили свой след в латинском - только сложно найти.
Кое что у меня есть.
Минимум одно слово - известное во всем мире - фракийская (считается латинским).
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Ion Borș

Цитата: Кассивелан от сентября 18, 2009, 15:31
... is "sacred mountain", which would be connected to a probable Dacian word "kaga" meaning "sacred", attested in two early 2nd century inscriptions from Tomis.


8.07.2009
Я предполагал следующее:
Когайон← Ког+ай+он;
Кок+ай+он;
Кага+Ай
1) Кага = moving in air (движущийся в воздухе) + Ай (священная гора движущийся в воздухе (высокая))
Также
Кага = птица; птичка, пташка
aya – железо, сталь

2) Kogaionon - гора движущийся в воздухе (высокая) из которой добывали железо (пещера Замолхиса)

3) Kogaionon - железная птица

Kogaionon (в греческом Κωγαίονον, т.е. Kō-gáy-yo-non или Kō-ghē-o-non)

Кога́йонон (Kogaionon, или Kogaion) — мифическая священная гора даков, в которой находилась пещера, где в течение трёх лет укрывался Залмоксис.

Так же, согласно Страбону, называлась и река, протекающая рядом с горой.
Название Когайонон зафиксировано только у Страбона и, возможно, не принадлежит к лексикону фрако-дакийцев. Однако, существуют версии, что это слово переводится как святая гора и связано с возможно существовавшим дакийским словом kaga (священный). По другой версии, Когайонон — это «тайная гора».
Расположение Когайонона неизвестно. По одной из версий, она находится недалеко от дакийской столицы Сармизегетузы (возможно, это пик Гугу высотой около 2200 м.). По другой версии, Когайонон может находится в горном массиве Чахлэу.

Кока – волк
Волк – символ Даков

Нашли плитки из камня в Томис с текстом на 2 языках латинский и греческий. Но слово Kaga (не греческое)** и заменяет латинское - sacrum
Kaga = sacrum = дар; жертвоприношение;
Тут много значений взаимносвязанные в одной.
Верховный Бог у даков был Зевс Солнца
Получается "жертва для волка" и "волк" назывались КАГА, КОКА

её изначально предпоносили как КАТА (поближе к греческому слову) - но нашли вторую плитку - и ошибку писаря исключили. На плитке есть и Т в других словах - нормально написаный.

P.S.
тут вся инф. которую я собрал - но конкретного вывода нету.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Ion Borș

Цитата: Ion Bors от сентября 18, 2009, 16:25
Кока – волк
Волк – символ Даков
Ясно что там не производили Кока-кола
- но в рум. есть фамилии Кока
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Кассивелан

Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Ion Borș

♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Кассивелан

Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

jvarg

Вообще, название темы глупое. Румыны - это как раз результат латинизации. А их предки, кем бы они не были, румынами еще не были.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

SIVERION

А албанский язык иллирийский или все таки фракийский?я слышал версию что Албанцы это остаток дакийского народа
There is no conversation more boring than the one where everybody agrees (Michel de Montaigne) ;[пол:мужской]

Ion Borș

Цитата: SIVERION от сентября 18, 2009, 20:14
я слышал версию что Албанцы это остаток дакийского народа
Это одна из версий - которую невозможно доказать или опровергнуть.

После отхода римлян в 275 г. - карпы (не латинизированные (свободные) даки) с территории Вост. от Карпат углубились далеко до Албании. В 381 потерпели поражение от армии императора Теодосий I.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Leo

По мнению творцов современной официальной румынской историографии язык доримского населения мало отличался от латинского (на основании лёгкого усвоения им латыни)

Ion Borș

Если в античности в Европе действительно самыми многочисленными были фракийцы - то это в определённой мере могло быть.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Leo

По мнению некоторых филологов язык этрусков тоже был родственен фракийскому или иллирийскому

Ion Borș

Список дакийских племён (на рум.) на территории Дакии (с Гетией включительно)
1.   Albocensii
2.   Ansamensii
3.   Appullii
4.   Biefii
5.   Burii (Buridavensii) Возможно в Буридава Буребиста принял своё царское крещение
6.   Carpii (Carpodacii)
7.   Caucoensii
8.   Ceiagisii (Keiagisii)
9.   Costobocii
10.   Cotensii
11.   Crobizii
12.   Dacii
13.   Geţii
14.   Harpii
15.   Obulensii
16.   Oinensii
17.   Ordyssii (Ordenssos)
18.   Pelii
19.   Piageţii
20.   Piefigii
21.   Potulatensii
22.   Predavensii
23.   Racataii (Racatriaii)
24.   Ratacensii (Racatensii)
25.   Sacii
26.   Saldensii
27.   Sargeţii
28.   Sensii (Siensii)
29.   Sucii
30.   Tyrageţii

P.S.
Этот список - слова даков дошедшие до нас (возможно и звукоизменённые отчасти)

Возможно среди племён которые на првом Б. Дуная (на тер. Дакии) - есть и фракийские.

ţ = ц
ci = чи
ce = че
са, со = ка, ко
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Кассивелан

Некоторые племена вызывают сомнение в их дакийском происхождении...
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Ion Borș

Названия дакийских поселений (крепостей) - не полный список
Посмотрите Nr. 25 (этруски или...) (возможно римляне произносили Рузидава (личн. предп. -?) Bersobis (Berzovia)
1.   Aizis
2.   Amutria
3.   Arcidava
4.   Arcinna
5.   Arcodabara
6.   Argedava
7.   Buridava
8.   Cumidava
9.   Deva
10.   Dinogetia
11.   Dokidava
12.   Genucla
13.   Helis
14.   Malva
15.   Marcodava
16.   Napoca
17.   Netindava
18.   Patridava
19.   Pelendava
20.   Petrodava
21.   Piroboridava
22.   Piroboridava
23.   Ramidava
24.   Ranisstorum
25.   Rusidava
26.   Sacidava
27.   Sangidava
28.   Sarmizegetusa
29.   Singidava
30.   Sucidava
31.   Tamasidava
32.   Tapae 
33.   Troesmis (фрако-гетское поселение)
34.   Utidava
35.   Zargidava
36.   Ziridava
37.   Zurobara
38.   Zusidava
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

sasza

Цитата: Leo от сентября 21, 2009, 14:15
По мнению творцов современной официальной румынской историографии язык доримского населения мало отличался от латинского (на основании лёгкого усвоения им латыни)
Не совсем так. Вернее, совсем не так. Да, есть такая версия, но она совсем не является официальной. Есть у меня книга одного из адептов этой теории, но, к сожалению, сейчас она далеко.

Ion Borș

Цитата: sasza от октября  2, 2009, 22:43
Цитата: Leo от сентября 21, 2009, 14:15
По мнению творцов современной официальной румынской историографии язык доримского населения мало отличался от латинского (на основании лёгкого усвоения им латыни)
Не совсем так. Вернее, совсем не так. Да, есть такая версия, но она совсем не является официальной.

Этногенез румын

1) Автохтонная или дакийская теория
Согласно этой теории основой румынского народа были племена дако-гетов, подвергшиеся в 106 году н. э. романизации и воспринявшие разговорную латынь. Римское владычество в Дакии продолжалось со 106 по 271 год. Эта теория в различных вариантах поддерживается практически всеми румынскими историками и подавляющим большинством европейских. Решительно отвергают идею континуитета (преемственности) только венгерские и отчасти болгарские историки.
Промежуточную позицию между сторонниками континуитета и «миграционистами» занимали советские историки.
Аргументы за
•   Экстенсивный характер колонизации Дакии.
•   Колонисты были выходцами из разных провинций Римской империи и поэтому латинский язык, официальный язык империи, стал единственным средством «межэтнического общения» как между собой, так и с даками. Постепенно разговорная латынь вытеснила все местные наречия. От языка дако-гетов в современном румынском осталось около 200 слов.
•   Дакийские топонимы сохранились на территории Румынии, (названия рек: Samus — Someş, Marisia — Mureş, Porata — Prut, и т. д.; названия городов: Petrodava — Piatra Neamţ, Abruttum — Abrud) что является косвенным свидетельством преемственности между румынами и даками. •   Традиционный румынский костюм близок к костюмам даков, изображенных на колонне Траяна.
•   В соответствии с линией Иречека румынский язык мог сформироваться только на территории к северу от Балканского хребта.
Аргументы против
•   Дакия находилась в составе Римской империи слишком короткий промежуток времени, недостаточный для романизации.
•   Римляне завоевали только 25 % территории современной Румынии. Кроме того, процесс романизации происходил преимущественно в городах, следовательно, большинство населения не было им затронуто.
•   Большинство колонистов были выходцами из отдалённых провинций Римской империи, таких как Иберия, Далмация, Галлия, Ближний Восток и не могли говорить на языке настолько близком к латыни как румынский. Этот тезис является спорным, так как большинство из названных провинций уже были романизированы.
•   После ухода римлян свободные даки (например, карпы в Молдавии) вернулись на опустевшие земли.
•   Существует очень мало источников о проживании романизированного населения в Дакии после эвакуации вплоть до X века.
•   В румынском языке нет (вернее почти нет) германских заимствований, в Дакии в 5-6 вв. проживали германские племена готов.

2) Миграционная теория
Эта теория появилась в конце XVIII века и полностью оформилась к 1860-м годам в трудах австрийского историка Роберта Рёслера. Согласно этой теории после завоевания Дакии Траяном коренное население было уничтожено, из чего следует вывод, что нельзя говорить о процессе романизации местного населения: в 106—271 гг. имела место римская колонизация этих земель.
Следует отметить, что эта теория возникла во время борьбы румын за право владеть Трансильванией и имела вполне конкретные политические цели — доказать отсутствие «исторических прав» румын на Трансильванию.
Аргументы за
•   Наличие общих слов в румынском и албанском языках.
•   К югу от Дуная проживают влахи (арумыны, мегленорумыны и т. д.), которые говорят на восточно-романских языках близких к румынскому.
•   Нет письменных источников, аттестующих румын к северу от Дуная до X века, хотя оппоненты приводят целый ряд подобных источников.
•   Румынские топонимы в Албании и Болгарии.
•   Влашские пастухи мигрировали на север в поисках лучших пастбищ, дойдя до Польши и Чехии. Прослеживается влашское влияние на культуру жителей горных районов Польши и Украины.
•   Евтропий упоминает переселение римских граждан из Дакии на юг от Дуная в 270—275 гг.
•   В арумынском языке гораздо меньше славянских слов, чем в румынском. Согласно данным лингвистики раскол проторумынской общности произошёл после славянского переселения на Балканы. Это поддерживает теорию, что основное славянское влияние на румын имело место после переселения влахов в населённые славянами территории к северу от Дуная.
Аргументы против
•   Дакийские топонимы сохранились к северу от Дуная. Однако, сохранение топонимов указывает лишь на непрерывность заселения, но необязательно на этническую преемственность.
•   Венгерская хроника Gesta Hungarorum утверждает, что, когда венгры прибыли в Паннонию, они столкнулись с уже населявшими её влахами.
•   Повесть Временных лет упоминает борьбу венгерских пришельцев с влахами и славянами.
•   Ни одна средневековая хроника не упоминает какие-либо крупномасштабные перемещения народов с Балкан на территорию Румынии; а некоторые напротив говорят о противоположном направлении миграций: согласно «Стратегикону» Кекавмена (1066), влахи Эпира и Фессалии пришли с севера из районов Дуная и Савы.
•   На территориях, входивших в состав римской провинции Дакия, румынские диалекты сохранили более латинский характер, чем в других регионах проживания румын. Было бы тяжело объяснить, почему румынские переселенцы с Балкан говорили на более романизированном языке точно на тех территориях, где 6-7 веков назад существовала римская провинция и был распространён латинский язык.
•   название Дуная в румынском имеет форму, которая восходит к оригинальной (производной от восстановленного *donaris) форме, а не заимствованный из других языков. Это показывает, что румыны всегда жили где-нибудь около этой реки, а не далеко к югу.

3) Дако-латинская версия
Некоторые историки высказывали предположение, что дакийский язык был близок к латинскому. Этим и объяснялся феномен романизации населения Дакии в короткий промежуток времени. В настоящий момент эта теория считается одной из наименее вероятных.
Аргументы за
•   Считается, что латины переселились на Апеннинский полуостров в районе 1000 г. до н. э. с территории будущей Дакии.
•   Румынская грамматика содержит такие характеристики классической латыни, которые не встречаются в других романских языках.
•   За короткое время (165 лет) римской оккупации местное население могло усвоить латинский язык только если он был близок дакийскому.
Аргументы против
•   Нет достоверных источников, в которых упоминалась бы близость латинского и дакийского.
•   Слова гето-дакийского происхождения, сохранившиеся в румынском языке, не имеют ничего общего с латынью или одним из романских языков.

4) Теория «обширных групп населения» и «мобильного континуитета»
Теория «обширных групп населения», выдвинута румынским историком П. П. Панайтеску является переосмыслением теории континуитета. Согласно этой теории, романское население «обширной группой» распространялось с севера Дуная до гор Пинда и города Салоники в симбиозе с другой «обширной группой населения» — славянской. Романскому населению к северу от Дуная удалось ассимилировать славян, в то время как жители южного берега Дуная были ассимилированы более многочисленными славянами. «Мобильный континуитет» (А. Никулеску) предполагает наличие нескольких центров формирования румынского языка и народа.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Nevik Xukxo

Цитата: Ion Bors от октября  6, 2009, 10:49
«Мобильный континуитет» (А. Никулеску) предполагает наличие нескольких центров формирования румынского языка и народа.

Каким образом возможны несколько центров происхождения чего-то одного?  :o

Ion Borș

После ухода римлян и славянизации – 4 изолированных (относительно) центра с общей латинской основой
•   Румынский язык
•   Аромынский язык
•   Мегленорумынский язык
•   Истрорумынский язык

Аромынский язык - имеет много молдавских архаизмов (похоже на литер. рум. (те же слова) - но с некоторой отличительной произношении) - хотя они территориально очень далеки друг от друга.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

antbez

ЦитироватьПо мнению некоторых филологов язык этрусков тоже был родственен фракийскому или иллирийскому

Ну, тут ничего не доказано...
Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр