Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

история антропологии

Автор Ngati, сентября 13, 2010, 13:02

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ngati

сабж

Фрезер первым показал, что мифологии классического Средиземноморья, древнего Востока (в том числе и библейская), "первобытные" мифологии Африки, Америки и Австралии, народные верования средневековой Европы представляют собой познавательные системы одного типа, насыщенные многими, в том числе и достаточно частными, общими элементами. (Эту мысль о единстве мифологического мира усвоил затем Леви-Строс).
Популяоности Фрезера способствовал его незаурядный литературный талант, благодаря чему "Золотую Вествь" и "Фольклор в Ветхом Завете" перечитывают и сейчас. Вместе с тем книги Фрезера обращены к слишком широкой аудитории, чтобы считаться серьезной наукой и специалисты всегда относились к ним несколько свысока.
Одно из слабых мест у Фрезера - однолинейный эволюционизм в дхе 19 века, попытки разглядеть в этнографии конкретных народов этапы духовного развития, пройденного всем человечеством. Нельзя сказать, чтобы такие попытки являлись вовсе бесплодными, но в свете дальнейших успехов археологии, популяционной генетики и этологии они, все же, выглядят очень наивно. 
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

piton

W

Ngati

я имею в виду антропологию (прежде всего культурную антропологию) как позитивную науку. в этом виде она началась в конце 19 века.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

Aleksey

так что же тогда будет с антропологией в будущем? Какие перспективы? Какие упадки грозят ей?

Ngati

Однако, господствующее положение в мифологических штудиях начала 20 века принадлежало не англичанину Фрезеру, а немецкой школе. Многие ее представители (как, например, К.Т. Пройс иди Э. Зелер) были выдающимися этнографами, собирателями фольклорных нарративов, но общая установка этих мифологов не может не поражать своей нелепостью. Мифологические сюжеты неизменно интерпретировались как закодированные описания небесных явлений, движения солнца, луны и звезд.
Такая же зацикленность на раз и навсегда принятом способе истолкования фактов характерна и для мифологов-фрейдистов, хотя их идеи по крайней мере были интересны и не всегда прикладывались к живому материалу столь механистически.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

Ngati

Цитата: Aleksey от сентября 13, 2010, 13:23
так что же тогда будет с антропологией в будущем? Какие перспективы? Какие упадки грозят ей?
перспективы самые замечательные :)
как говорил Леви-Строс: "либо 21 век будет веком антропологии, либо его не будет, вообще"
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

Flos

Цитата: Ngati от сентября 13, 2010, 13:02
Одно из слабых мест у Фрезера

Ясно. Но не понятно каким боком это слабое место относится к общим элементам мифологии разных народов.

Ngati

Цитата: Flos от сентября 13, 2010, 13:26
Цитата: Ngati от сентября 13, 2010, 13:02
Одно из слабых мест у Фрезера
Ясно. Но не понятно каким боком это слабое место относится к общим элементам мифологии разных народов.
таким. у Фрезера были определенные априорные установки (эволюционизм, а также установка на то, что разные культуры в принципе изоморфны). и свои работы он писал пользуясь чужими "этнографическими консервами", что уже и само по себе изрядное тётто.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

5park

Цитата: Ngati от сентября 13, 2010, 13:25
как говорил Леви-Строс: "либо 21 век будет веком антропологии, либо его не будет, вообще"

ы . эта цитата точно точна? Не редукционизм ли? (в оригинале говорится про век "гуманитарных наук", нэ?)
:fp:

Ngati

Цитата: 5park от сентября 13, 2010, 13:35
Цитата: Ngati от сентября 13, 2010, 13:25
как говорил Леви-Строс: "либо 21 век будет веком антропологии, либо его не будет, вообще"
ы . эта цитата точно точна? Не редукционизм ли? (в оригинале говорится про век "гуманитарных наук", нэ?)
я сам лично с Л-С не встречался, потому передаю это с чужих слов. :)
и, кстати, Л-С ведь не проводил грань между гуманитарными и естественными науками.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

5park

Ну, для французов антропология едва ли не синоним humanities, но речь шла о последнем. Забудь чужие слова и запомни мои  :UU:
:fp:


Ngati

Цитата: 5park от сентября 13, 2010, 13:43
Ну, для французов антропология едва ли не синоним humanities, но речь шла о последнем. Забудь чужие слова и запомни мои  :UU:
оукэ. я сейчас тоже справился в первоисточнике, действительно humanities, но антропология, тащемта, есть альфа и омега всех humanities.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

5park

:fp:

Ngati

С Германией начала 20 века помимо "метеорологической" концепции мифологии, связана и школа "культурных кругов", объяснявшая этнографическое разнообразие народов мира движением по планете нескольких волн населения, каждая с культурой определенного типа. Обычным игровым полем ее адептов были тихоокеанский и африканский регионы. Америки эта школа почти не коснулась. В единственной своей американистической статье В. Шмидт честно признался, что данные по мифологии индейцев недостаточны для подтверждения его теории (Schmidt W. kulturkreise und Kulturschichten in Sudamerika 1913).
Школа культурных кругов стала легким (а потому любимым) объектом марксистской критики, но погубили ее, естественно, не марксисты, а археологи.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

5park

Ngati уже прочитал (как все остальные) Джареда Даймонда?
:fp:

Ngati

Цитата: 5park от сентября 13, 2010, 13:59
Ngati уже прочитал (как все остальные) Джареда Даймонда?
Джаред Даймонд - душка. :) к нему мы обратимся чуть позже.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!


Ngati

К 20-30 годам 20 века немецкая школа отказалась и от астрально-солярной теории и от Kulturkreise и ограничилась каталогизированием и классифицированием текстов.
Неудивительно, что появление Леви-Стросса с его галльской логикой, приложенной к миру людоедок и двуутробок, было воспринято как выход из темного коридора на свет.
Леви-Стросс увидел в мифе выработанный первобытным сознанием инструмент для целостного описания мира, в котором не существует никакой объективной иерархии сущностей и ценностей.
Однако, методу Леви-Стросса присуща одна особенность, которая, в некотром роде выводит его за пределы науки.
Леви-Стросс и его эпигоны в принципе отказываются отвечать на вопрос, производились ли (сознательно или бессознательно) описываемые ими операции с текстами когда-либо в действительности, в пределах конкретной территории и в определенные отрезки прошлого.
Структуралисты всего лишь показывают как могло быть, но вовсе не утверждают. что оно было именно так. Критики структурализма с полным основанием отмечают, что аналитик структуралист препарирует сознание не первобытного человека, а свое собственное. Но дефект структурного метода лежит еще глубже. Предположим, что исследователь верно разгадал ассоциативную систему носителей мифа или, что совсем замечательно, выявил ее в ходе полевой работы. Однако, и в этом случае вместо "ученой" интерпретации мы получим всего лишь "народную этимологию". Никакие мыслительные операции над текстами не смогут убедить скептика в том, что ход создания подобных текстов был именно таким, как то демонстрирует исследователь или думает информатор.
При всем своем своеобразии структурализм стал лишь одной из школ в пределах того общего направления в изучении мифологии, представители которого стремятся выявить, что мифы "значат".
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

Ngati

matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

mnashe

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Ngati

Цитата: mnashe от сентября 13, 2010, 14:43
Offtop
А кто такие людоедки и двуутробки?
людоедки и двуутробки же.
двуутробки - животные такие.
matnaw rera 'apa ca 'osma 'ura nis kanto ko-rikin

係数で始まれば科学なり、係数で終われば簿記なり。

все на расчет коэффициента развития префиксации!

piton

W

Alone Coder

Фрезера не читал, но читал Проппа. Он ищет (с упорством, достойным Фоменко) доисторические элементы в русской волшебной сказке, которая впервые записана в XVIII веке и как-то уж больно смахивает на испанскую сказку. В былинах (XVI в.) ничего подобного нет.

mnashe

Кстати, о сказках.
Рабби Нахман говорил, что в народных сказках вообще изначально сокрыты эзотерические тайны, но с течением времени из этого мало что сохранилось: то персонажа какого-нибудь заменят, то событие переставят из начала в конец или наоборот, и т.д., и так по многу раз, так что в итоге практически только «пыль» и остаётся.
(Рабби Нахман — великий каббалист, живший два с лишним века назад.
Прожил всего 37 лет, но его духовное наследие огромно.
Его могила в Умани — объект паломничества сотен тысяч евреев.
Он, кроме прочего, автор примерно десяти сказок, написанных в жанре европейских народных сказок, но полностью построенных на глубоких тайнах Торы).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр