Цитата: tetramur от ноября 20, 2018, 05:27При составном (и только составном) времени эргативного (переходного) глагола (не важно - настоящее, прошлое или будущее время) возможна как эргативная, так и номинативная конструкция предложения. Одинаково, равнозначно, так сказать, без критериев. Разница лишь в том, что, т.к. некоторые формы составного времени глагола требуют после себя глагола-связки, она при номинативной конструкции согласуется с субьектом, а при эргативной - с объектом.Цитата: Tibaren от ноября 19, 2018, 21:35Давайте сравним чеченский по этому показателю с грузинским. Последний требует эргатив в прошедшем времени, но номинатив в не-прошедшем. В грузинском расщеплённая эргативность.Цитата: tetramur от ноября 19, 2018, 05:19Чего-то не знаете. С точки зрения контенсивной типологии, чеченский - эргативный язык с ярко выраженной тенденцией к номинативизации. Имеется несколько конструкций простого предложения: номинативная, эргативная, аффективная (дативная, генитивная, локативная), эргативообразная.
Я чего-то не знаю?
Судя по вашему описанию, преобладают всё-таки эргативные и номинативные конструкции, но при этом нет особых критериев, когда какую употреблять. На основании только этого я не могу утверждать, что в чеченском расщеплённая эргативность, мне нужно больше примеров.
Цитата: Curtis от февраля 16, 2019, 09:37Не сказал бы, что чеченцы особо любят проводить время за партой. Так что возможно дело тут не в алфавите?
На сегодняшний день при нынешней графике среди носителей чеченского языка единицы тех, кто может писать без ошибок. Даже те, кто изучали его по обязательной школьной программе, на письме не различают фонемы, путают фарингальные с глоттальными, абруптивы с увулярными. Так что, кириллица усвоена населением исключительно в рамках русского языка, но не родного. Тут не в диакритике дело, а в отсутствии более-менее логичной орфографии.
Цитата: Gwyddon от мая 3, 2019, 23:56Согласен, жесть. В таком случае, наверное, единственный способ освоить фонетику без контакта с носителями - это внимательно вслушиваться в аудиозаписи. Могу посоветовать разве что вот этот курс:https://nohchalla.com/category/literatura/chechenskiy-yazyk/audio-yazyk. Грамматический материал здесь довольно слабый, больше на разговорник смахивает, но тексты озвучены довольно неплохо, на стандартном плоскостном наречии.
Сей учебник (скан) у меня есть. При всём уважении к Зулай Хамидовне, это тоже не лучшее средство для изучения языка. Да, на первых порах там рассказывается о долготе гласных и она даже кое-где обозначена. Но это только в начале учебника, дальше - нет. Дифтонги, редукция - хоть о стену убейся, дорогой читатель. Но даже не это самое страшное. Подбор лексики - вот жесть. В первом же уроке предлагается выучить слово "ревматизм" (я уже писал как-то об этом). Зачем!? Грамматике зато перепало всё внимание автора, тут ничего не могу сказать.
Цитата: Tibaren от мая 4, 2019, 12:09Расщеплённая эргативность с вариациями?
Алироев И.Ю. Чеченский язык. М., Academia 1999, с. 90-91.
Цитата: Curtis от апреля 13, 2019, 09:15Сей учебник (скан) у меня есть. При всём уважении к Зулай Хамидовне, это тоже не лучшее средство для изучения языка. Да, на первых порах там рассказывается о долготе гласных и она даже кое-где обозначена. Но это только в начале учебника, дальше - нет. Дифтонги, редукция - хоть о стену убейся, дорогой читатель. Но даже не это самое страшное. Подбор лексики - вот жесть. В первом же уроке предлагается выучить слово "ревматизм" (я уже писал как-то об этом). Зачем!? Грамматике зато перепало всё внимание автора, тут ничего не могу сказать.
Есть учебник под авторством Зулай Хамидовой, в плане транскрипции, как мне кажется, наиболее адекватный, плюс сопровождается аудио материалами, если мне память не изменяет. Там обозначаются как долгота гласных, так и сложные дифтонги (восходящие). Грамматика тоже неплохо разъясняется...
Цитата: Gwyddon от марта 13, 2019, 21:12Есть учебник под авторством Зулай Хамидовой, в плане транскрипции, как мне кажется, наиболее адекватный, плюс сопровождается аудио материалами, если мне память не изменяет. Там обозначаются как долгота гласных, так и сложные дифтонги (восходящие). Грамматика тоже неплохо разъясняется...
В чеченском языке камнем преткновения будет, как тут выше уже писалось, неадекватность орфографии. Пишем одно, читаем другое. Без транскрипции этот язык, как и английский, учить невозможно. Вот только авторы 2,5 учебников чеченского не то, что транскрипцией, простановкой долготы гласных не заморачиваются. Поэтому тут сразу нокаут. Если всё же пытаться учить язык дальше, несмотря на заведомо неправильную постановку произношения, то язык не самый сложный, вот только грамматика пестрит нерегулярностями. Придётся многое зубрить. Система классных показателей поначалу может свести с ума - их надо вместе со словами запоминать, ибо логика не всегда помогает. Кажись, в наличие имеется 9 времён глагола, развиты аналитические конструкции. Система склонения традиционно имеет кучу местных падежей. И да, множественное число тоже надо запоминать, общих правил для его образования нет. Ну, может интуиция иногда помочь. Как-то так в первом приближении.
Страница создана за 0.072 сек. Запросов: 23.