Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Почему я не люблю дореволюционную русскую литературу

Автор Devorator linguarum, мая 21, 2020, 00:24

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Poirot

Помнится, классе в 8-м мы писали сочинение по "Мёртвым душам" Гоголя. Тема была с подковыркой - положительный герой в соответствующем произведении (как выяснилось, поэме). Один мой одноклассник написал и даже вроде как аргументировал, что таким героем, по его мнению, является Собакевич. Если не путаю, получил он три балла за нераскрытие темы. А писал он вроде грамотно.
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Toman

Цитата: Devorator linguarum от июня  2, 2020, 19:25
у кого-то (особенно у девчонок) язык, видимо, был подвешен сразу обсуждать все в нужном ключе, и они никакого лицемерия на этих уроках не чувствовали (а может, и чувствовали, но оно не вызывало у них отвращения)
Именно так! У нас в 6-7 классах была такая группировка девочек (причём почти исключительно из появившихся у нас в классе в 5-6 классах - остальные как-то не особо рвались выступать), которым это (лицемерие или просто ложь), кажется, прямо-таки доставляло удовольствие.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Damaskin

Цитата: Devorator linguarum от июня  2, 2020, 19:25
Все-таки я сомневаюсь, что мой неприятный опыт изучения литературы в школе зависит от конкретной плохой учительницы. В конце концов, когда, бывало, ее заменяли другие учителя, ничего кардинально не менялось. Да и не всем в классе ее уроки не нравились - у кого-то (особенно у девчонок) язык, видимо, был подвешен сразу обсуждать все в нужном ключе, и они никакого лицемерия на этих уроках не чувствовали (а может, и чувствовали, но оно не вызывало у них отвращения). Но не все так могут.

Хороший учитель литературы - явление, должно быть, исключительное. Или, точнее, далеко не каждый учитель ставит себе задачу  научить учеников любить классику.

Цитата: Devorator linguarum от июня  2, 2020, 19:25
Я-то думал, что в школе для изучения русского языка существует специальный предмет "Русский язык".

Это разные аспекты одного и того же.

Damaskin

Впрочем, я не верю, что школа может действительно отбить интерес от чего-то на всю оставшуюся жизнь. Тем более чтение художественной литературы - это не научная специальность, которую бессмысленно осваивать вне соответствующих учреждений.

Toman

Цитата: Damaskin от июня  2, 2020, 18:51
А задача преподавания в школе - изучение русского языка. То есть в последних классах учеников читать и понимать тексты определенной сложности на родном языке.
Только тогда встаёт такой очевидный нелицеприятный вопрос - а почему бы для этого не использовать тексты на какую-либо более приятную/идеологически нейтральную тему, во-первых - почему это вообще должна быть художественная литература.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

_Swetlana

Русская литература классического периода (в среднем) слишком сложна для (среднего) подростка.
Это нужно читать после окончания школы и желательно периодически перечитывать  :green:

Вот и всё, это единственная причина, учитель ни при чём.
🐇

zwh

Цитата: Toman от июня  2, 2020, 22:19
Цитата: Damaskin от июня  2, 2020, 18:51
А задача преподавания в школе - изучение русского языка. То есть в последних классах учеников читать и понимать тексты определенной сложности на родном языке.
Только тогда встаёт такой очевидный нелицеприятный вопрос - а почему бы для этого не использовать тексты на какую-либо более приятную/идеологически нейтральную тему, во-первых - почему это вообще должна быть художественная литература.
А как с родной культурой-то знакомить? (Хотя я не уверен, что это делается оптимальным способом.)

bvs

Цитата: _Swetlana от июня  2, 2020, 22:36
Русская литература классического периода (в среднем) слишком сложна для (среднего) подростка.
Это нужно читать после окончания школы и желательно периодически перечитывать
Да, в общем именно так. Мне Достоевский в 9-м классе был неинтересен.

kemerover

Цитата: zwh от июня  2, 2020, 22:43
А как с родной культурой-то знакомить? (Хотя я не уверен, что это делается оптимальным способом.)
Если с культурой приходится знакомить, значит она не родная.

zwh

Цитата: bvs от июня  2, 2020, 22:45
Цитата: _Swetlana от июня  2, 2020, 22:36
Русская литература классического периода (в среднем) слишком сложна для (среднего) подростка.
Это нужно читать после окончания школы и желательно периодически перечитывать
Да, в общем именно так. Мне Достоевский в 9-м классе был неинтересен.
Мне так "Преступление и наказание" тогда понравилось. Больше из Достоевского ничего не читал, и думаю, что уже никогда не прочитаю. Собственно, как и большинство иных книг.

zwh

Цитата: kemerover от июня  2, 2020, 22:52
Цитата: zwh от июня  2, 2020, 22:43
А как с родной культурой-то знакомить? (Хотя я не уверен, что это делается оптимальным способом.)
Если с культурой приходится знакомить, значит она не родная.
С бытовой знакомить не надо -- она вокруг, а вот с высокой надо. Хотя во многих она не в коня корм, но хоть что-то по верхушкам в головах откладывается.

Poirot

Цитата: zwh от июня  2, 2020, 22:54
Больше из Достоевского ничего не читал, и думаю, что уже никогда не прочитаю. Собственно, как и большинство иных книг.
Вы шо, книгам бойкот объявили?
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Damaskin

Цитата: Toman от июня  2, 2020, 22:19
Только тогда встаёт такой очевидный нелицеприятный вопрос - а почему бы для этого не использовать тексты на какую-либо более приятную/идеологически нейтральную тему

Например?
С точки зрения идеологической нейтральности литература 19 века явно больше подходит, чем литература 20-го. Что касается "приятности", то это вообще дело сугубо индивидуального вкуса. Но, по крайней мере, ничего шокирующего в отобранной к школьному чтению классике 19 века я не вижу. Это все-таки не Мамлеев и не Владимир Сорокин.

Цитата: Toman от июня  2, 2020, 22:19
во-первых - почему это вообще должна быть художественная литература.

Потому что художественная литература не специализирована.

zwh

Цитата: Poirot от июня  2, 2020, 22:57
Цитата: zwh от июня  2, 2020, 22:54
Больше из Достоевского ничего не читал, и думаю, что уже никогда не прочитаю. Собственно, как и большинство иных книг.
Вы шо, книгам бойкот объявили?
Сейчас я книг читаю мало (больше Ютуб смотрю/слушаю). И с трудом представляю себе ситуацию, чтоб я мог взяться за Достоевского (или там Лескова какого-нибудь).

Валер

Цитата: Devorator linguarum от мая 30, 2020, 20:14
Еще удивительна нелюбовь русских писателей XIX в. к хэппи-эндам. Если не брать произведения, специально написанные для детей, и литературные обработки народных сказок, то из классики с неунылой концовкой вспоминается, пожалуй, только "Капитанская дочка" Пушкина. Да и в ней хэппи-энд не логически следующий из сюжета, а, можно сказать, через deus ex machina - нечаянное благоволение императрицы.
За хеппи-эндами лучше к протестантам ходить, наверн :).
Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

Валер

Цитата: Devorator linguarum от мая 30, 2020, 22:02
Да в "Анне Карениной"-то сюжет есть, и не только концовка. Там все произведение о том, как эта Анна запутывается в жизни и заходит в душевный тупик, из-за чего и кончает тем, чем кончает.

В качестве произведения без сюжета лучше вспомнить "Героя нашего времени". Там герой какой был дурак в начале книги, такой и остается в конце, никак не развивается и ничего путного не делает - только перманентно портит жизнь и себе, и другим, но при этом не умнеет. По-моему, это есть графомания в чистом виде. :3tfu:
Да вроде там просто жизнь, без идеи. Чай не средневековые поучения..
Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

Валер

Цитата: Toman от июня  2, 2020, 21:30
Цитата: Devorator linguarum от июня  2, 2020, 19:25
у кого-то (особенно у девчонок) язык, видимо, был подвешен сразу обсуждать все в нужном ключе, и они никакого лицемерия на этих уроках не чувствовали (а может, и чувствовали, но оно не вызывало у них отвращения)
Именно так! У нас в 6-7 классах была такая группировка девочек (причём почти исключительно из появившихся у нас в классе в 5-6 классах - остальные как-то не особо рвались выступать), которым это (лицемерие или просто ложь), кажется, прямо-таки доставляло удовольствие.
Всё немного сложнее, наверно. Чтобы проявлять лицемерие, нужно сперва иметь собственное мнение, чтобы было на что наступать.
Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

Python

Цитата: _Swetlana от июня  2, 2020, 22:36
Русская литература классического периода (в среднем) слишком сложна для (среднего) подростка.
Даже не то чтобы сложна, а не по возрасту. Будь вместо Тургенева и Достоевского в старших классах Чуковский и Барто, результат был бы примерно таким же. Потому что всему свое время: ребенок, подросток и зрелый человек стремятся к разным переживаниям, и если, к примеру, в жаждущий приключений мозг подростка вливать душевные метания окончательно разочаровавшегося в жизни психологически старого человека, то полноценного понимания проблемы мы так и не получим. Да, подросток может посочувствовать Герасиму и Муму, но если его «учить тонким чувствам» на целой серии подобной литературы, перенасыщенной безысходностью, то это примерно как заставить его смотреть на ряды нищих-калек, выставляющих свои увечия на всеобщее обозрение — рано или поздно включатся механизмы защиты, и он начнет чувствовать к ним не сочувствие, а лишь отвращение. Точно так же, как мозг взрослого человека неспособен оценить интересность детской сказки с предсказуемым сюжетом и плоскими персонажами.
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Валер

Несолидарный. С войной, чем-либо, кем-либо.

Убить непросто. Убивать за свою страну намного легче.

Easyskanker

Цитата: Devorator linguarum от июня  2, 2020, 19:09
Нам, между прочим, на литературе даже про ямбы и хореи не говорили. И, вероятно, не из-за преподавательской некомпетентности, а из-за того, что это тогда не входило в официально утвержденную программу преподавания. При этом я в средних классах про ямбы, хореи и прочие стихотворные размеры знал, но вовсе не из уроков литературы и не из школьных учебников, а из посторонних книг.
У меня было так же. Учился в девяностых. Не исключаю, впрочем, что на каком-то из уроков литературы их у нас обсуждали, но из-за отсутствия практики из памяти стерлось - стихи ведь заставляли только зубрить, свои сочинять не задавали. Когда же надо было сочинить стихи для какого-то мероприятия или для стенгазеты, что всегда происходило вне уроков литературы, сочиняли мы как бог на душу положит, как интуитивное подражание известным нам стихам, а не по четко заданной системе.

Poirot

"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Easyskanker

Цитата: From_Odessa от июня  2, 2020, 09:54
Вот тут, на мой взгляд, проблема в том, что ученик ведь не знает, о чем эти книги. То есть, будет выбирать наугад. И тогда какой в этом смысл? Или же ему придется начинать читать, если не понравилось, бросать и выбирать другую и так далее. А это может получится длительный и объемный процесс. Плюс многие могут начать выбирать просто самую короткую книгу, как верно отметил Пуаро.

Или Вы предполагаете, что ученику будет даваться еще и краткое описание того, о чем книга?

Что выбрал бы я, не знаю :) Трудно сказать сейчас, как бы я тода решал. Подозреваю, что выбирал бы между второй и третьей.
Ну вот, даже столь сомневающийся во всем человек, как вы, и то смог осуществить выбор. Конкретно между второй и третьей вы бы выбрали после первых страниц.


Цитата: _Swetlana от июня  2, 2020, 01:08
Вот список на лето (6 класс), всё ОБЯЗАТЕЛЬНО
Как проверяется, читал ученик или не читал?

VagneR

Цитата: Easyskanker от июня  3, 2020, 09:27
Цитата: _Swetlana от июня  2, 2020, 01:08
Вот список на лето (6 класс), всё ОБЯЗАТЕЛЬНО
Как проверяется, читал ученик или не читал?
Да никак. Списки не обязательные, но рекомендованные. Большая часть произведений будет изучаться в следующем классе, то есть ученик должен быть подготовлен, хотя бы текст знать. В течение учебного года читать большие объёмы будет некогда.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Poirot

О, я только хотел написать, что надо вас спросить, а вы уже ответили. Телепатия.
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

_Swetlana

Вот что идеально ложилось на сердце старшекласснику моего поколения - два "лишних человека", Онегин и Печорин.
(Был какой-то смешной короткометражный фильм, как влюблённый старшеклассник учит "Евгения Онегина".
Начало там такое: мама смотрит, что читает её сын: "Близнецы-отравители" и т.д. и даёт ему в руки "Евгения Онегина").
Сейчас дети другие, может, и Евгений Онегин устарел  :3tfu:
Мастер и Маргарита - идеальное чтение для развитого старшеклассника.
🐇

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр