Здравствуйте, форумчане!
В трехсторонние шахматы играют втроём, на доске шестиугольной формы с четырехугольными полями; я посчитал удобным обозначить 12 горизонталей и 12 вертикалей одним и тем же рядом латинских букв a, b, c, d, e, f, g, h, m, n, p, q.
Действия игроков подчиняются, в основном, общепринятым шахматным правилам: http://www.chess.vl.ru/lib/rules.htm#blind - конечно же, правила об исходной позиции и о ходах фигур частично изменены, и вот каким образом.
1. В исходной позиции король каждого игрока стоит в первой вертикали правого фланга, так что все короли стоят в разных вертикалях (для сравнения, по Правилам шахмат оба короля стоят в одной вертикали "e").
2. а) Главные диагонали раздваиваются в центре доски, а в связи с этим ферзь, слон, конь и пешка с королём становятся мощнее в определённых обстоятельствах: ферзь и слон - на полях главных диагоналей (для примера показан ферзь на поле qq), конь - на полях, которые в границах жирной линии, пешка - на двух центральных полях в четвёртой горизонтали, по счёту от своей позиции; король - на шести центральных полях dd, hd, hh, qh, qq, dq.
б) Если пешка при взятии перешла в пространство между двумя врагами, она сможет передвигаться там в любом направлении на одно поле: ходить - только по вертикалям и горизонталям, бить - только по диагоналям. Уйдя из этого пространства, пешка сможет ходить только по-прежнему.
в) Что делать с фигурами игрока, получившего мат? Можно снять их с доски; или оставить на своих местах, используя для прикрытия; или отдать их в управление двум оставшимся игрокам. Мне нравится третье решение. А как вдвоём управлять этими фигурами? Можно распределить их, судя по тому, на чьём фланге и на чьей половине они стоят; или управлять ими без разбору, при необходимости беря и побивая любую.
Если Вы замечаете случаи, не учтённые в этих поправках к основным правилам, предлагайте свои решения, и мы вместе обдумаем и опробуем их. Попутно мы можем составить тройки для партий. А для занимательности игры, для развития опыта можно вести несколько партий одновременно, состоя в разных тройках. В конце концов, 8+2=10 разных дебютов и 1000 вариантов первого хода!
Я видел такие в Праге, у меня кажется где-то фотка есть.
Точно, не ошибся: (http://images43.fotki.com/v1381/photos/1/1397507/6733779/IMG_0887-vi.jpg?1241216088)
В большинстве игр на троих двое дерутся, а побеждает третий. :)
Да как в такие играть? ээ? дисбаланс жуткий... :donno:
А звездочка посередине? Как по ней ходить?
Равонам, тогда в Праге ты поинтересовался правилами для такой игры? Вишь ли, прежде я полагал считать это своей выдумкой, хотя мысль о шахматках на троих ясная и простая.
Невский чукчо,
сначала я рассуждал о двойном ходе, обязательно для каждого игрока, но и в таком случае получится неуравновешенно: отбиваю я, предположим, атаки на флангах, а сразу затем моему королю дают мат четырьмя фигурами сразу.
Цитата: Марбол от мая 14, 2009, 21:14
Равонам, тогда в Праге ты поинтересовался правилами для такой игры?
Неа. А чем они могут отличаться от двухядерной? Единственный вопрос, когда одному мат ставится, что дальше делать... Не снимать же фигуры с доски. Или там нет выигравшего, только проигравший.
Цитата: Марбол от мая 14, 2009, 21:14
Вишь ли, прежде я полагал считать это своей выдумкой
Ну это может быть твоя также как и чья-та.
Надо пошукать в и-нете, может в онлайне есть. Правда моя последняя партия в шахматы была ровно три года назад...
Кратко:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы_для_троих
Подробно:
http://en.wikipedia.org/wiki/Three-handed_chess
Оказывается идея не новая совсем. Побеждает тот, кто первый поставит мат. Онлайн версию пока не нашел.
Бельг,
На рисунке ферзь стоит на поле qq, на одном из центральных, и оттуда бьёт почти весь центр, кроме поля hd. Ход qq—hd не простой ни для какой фигуры: здесь нет элементарного движения ни по прямым, ни по диагоналям, и нет ни хода коня.
Можно вовсе запретить подобные ходы. Но привлекательнее придать этим шести полям особое значение и задействовать для аномального хода (вроде рокировки или взятия пешки на проходе) или для превращения, вроде пешечного, причём ход и превращение можно совместить. Сейчас я не знаю, как лучше сделать с этим.
Равонам,
спасибо тебе за ссылки. Там - масса вариантов, и лишь в одном используется такая же доска. Однако первый мат не решает всей партии; надо играть до последнего мата.
Игра после первого мата
Например, играли "красные", "белые" и "чёрные", и красные проиграли; но игра продолжается. Зададимся рядом вопросов; последовательно отвечая "нет", мы всякий раз будем уточнять правила, а ответ «да» - окончательный.
Предварительный вопрос: Красный король принял мат от одного противника?
Да, решающий ход сделала белая фигура. И теперь этот первый победитель пойдёт ещё одной фигурой, в черёд проигравшего противника.
1) Красные фигуры удаляются с доски? (Разумеется, красный король устраняется, в любом случае.)
Да, вся побеждённая армия убирается. Пешки на освободившихся флангах могут двигаться, помимо обычного, ещё по горизонталям освободившейся трети доски, обязательно в сторону противника.
2) Красные фигуры стоят неподвижно?
Да, они только используются для прикрытия фигур.
3) Игроки управляют красными фигурами переменно?
Да, каждый игрок вправе пойти любой красной фигурой, нужной ему.
4) Оставшиеся красные фигуры приобретает один игрок?
Да, все они достаются первому победителю.
5) Игроки делят красные фигуры сразу после мата, перед дальнейшей игрой?
Да, каждый игрок получает все фигуры, при мате стоявшие ближе к его стороне доски (деление «по месту»). Тем самым, принадлежность каждой фигуры однозначно закрепляется тотчас после первого мата.
6) Игроки овладевают красными фигурами всю дальнейшую игру?
Да, красными фигурами управляют, судя по мере досягаемости (деление "по бою"), когда каждый игрок получает в распоряжение фигуру, которую может побить своим текущим ходом – назовём такую смену фигуры «вызовом» или «посылом».
Вызов - нечто, отличное от рокировки. Расмотрим варианты.
А. Допустим, при этом перемещаются обе фигуры: нужная красная делает требуемый ход, а бьющая своя занимает её поле. С одной стороны, игрок с этим механизмом способен подстроить цепочку «посылов», осуществляемую сразу и полностью благодаря «застрельному» ходу; с другой стороны, фактически нарушится поочерёдность ходов.
Б. Допустим, иначе, что вызванная и вызвавшая фигуры только меняются местами, чем и ограничивается ход.
В. Допустим, в-третьих, что одновременно с переменой своя фигура делает любой ход, исключая второй вызов.
Еще вариант трехсторонних шахмат: http://www.3schach.de/german/device.html
Кративно, надо сказать :)
(http://www.3schach.de/images/device1.jpg)
(http://www.chessvariants.org/multiplayer.dir/3man1-lr.jpg)
Нда ... это уж трёхмерные! :D
Марбол!
На очередной встрече (которая скорее всего будет уже осенью- хотя лично я не против и в ближайшее время) можно будет сыграть...
http://new3-chess.narod.ru
Цитата: antbez от мая 22, 2009, 10:26
На очередной встрече (которая скорее всего будет уже осенью- хотя лично я не против и в ближайшее время) можно будет сыграть...
Я и сам уже горю желанием поиграть, поэтому работаю над созданием онлайн версии. Надеюсь скоро будет проба :)
Здравствуйте!
Говоря всю правду, я - не особый мастер шахматной игры, тем более - не знаток её вариантов. Поэтому я придумал этот вариант, не зная о датском аналоге, о котором говорится в равонамовых ссылках. Вот у Провида интересная разновидность. Помимо прочего, удобный пример для размышлений о ходах.
Цитата: RawonaM от мая 22, 2009, 11:18
Я и сам уже горю желанием поиграть, поэтому работаю над созданием онлайн версии.
Ну, Равонаме! сего же я и не чаял! Благоже!
Между тем, из моего прошлого письма получается порядочно много разновидностей игры. Во-первых, которую из них мы предпочтём; и во-вторых, не нужны ли неокоторые уточнения в самом подробном варианте, в котором взятие по бою и постепенное овладение красными фигурами? Хотя, можно испробовать различные правила, в параллельных партиях.
(http://www.endprod.com/chess/sphereicalchess_ani.gif)
Еще забавный вариант :)
И еще семейная игра:
(http://www.endprod.com/chess/6chessa.gif)
Н-да... Хорошенькое развитие чатуранги (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0).
В общем, уже почти можно играть, осталось доделать одну возможность в игре.
Кто будет тестировать? :)
А вот интересно, по правилам обычных шахмат, если пешка доходит до последней горизонтали, то можно ее превратить в пешку (то есть, вообще не превращать)?
Википедов каже, что какой-то период было можно оставить пешкой, а по современным правилам нельзя.
Мне понравился вариант с шестью игроками. Можно так же играть командами - три команды по двое, или две команды по трое. :) Хотя игра должна быть долгой в таком случае - надо поставить как минимум три мата, а если каждый играет сам за себя, то аж целых пять :o
Этот вариант мне напомнил Age of Empires :)
Здравствуйте!
Цитата: RawonaM от мая 28, 2009, 22:33
В общем, уже почти можно играть, осталось доделать одну возможность в игре.
Равонам, ты внезапен. Осмелюсь спросить: какую разновидность правил ты выбрал? Скажем, дла начала: снимаются ли "красные" фигуры с доски после первого мата?
Цитата: RawonaM от мая 28, 2009, 22:54
Википедов каже, что какой-то период было можно оставить пешкой, а по современным правилам нельзя.
Да-да, современные правила ходов (3.7(d)) говорят точно то же.
Ну, возможно и на этой же доске играть вшестером, с исходной позицией по образцу чатуранги.
http://lingvoforum.net/index.php/topic,16797.0.html
Правил пока нет, есть только доска и фигуры, которые можно двигать.
Вкратце говоря, я видел первую возможность игры в переписке, с употреблением какой-нибудь одной нотации. У тебя предусмотрена запись ходов?
По часовой стрелке - белые, чёрные и красные.
1. bb-bd
Пробовали с Даной и АнтБезом: чередовались в этом же порядке - белые, жёлтые и чёрные. Исключили ходы вроде dd-qh. Спеша, закочили матом "жёлтой" стороне. Я опубликую здесь первую полноценную партию, когда состоится.
Цитата: Марбол от июня 2, 2009, 23:08
Пробовали с Даной и АнтБезом: чередовались в этом же порядке - белые, жёлтые и красные. Исключили ходы вроде dd-qh. Спеша, закочили матом "жёлтым". Я опубликую здесь первую полноценную партию.
Да не мучайтесь, мы вот дотестируем и можно будет нормально играть. Можете с нами тестировать :)
Равонам, так скажи наконец, где твоя программа и по каким правилам ты собираешься играть, например, со мной. Один фокус - в том, что я слишком недолго пребываю на линии, почему и нечасто смогу испытывать программу; а другой фокус - в том, что мы втроём играли, сидя на скамейке в Летнем саду. Кстати, в моё сообщение вошла мелкая ошибка, и сейчас я исправлю её.
В трехсторонних шахматах можно играть трое на трое. Или два на два на два, так даже интересней. Пусть будет так: допустим мат моему союзнику. Король стоит под матом. Его фигуры не двигаются, их можно брать (только врагам), управлять нельзя. Его матуют, допустим, слон и ферзь. Я выбиваю ферзя. Теперь при следующем своем ходе мой союзник выводит своего короля из-под шаха, и еще через ход (ходим по часовой стрелку) - его фигуры снова могут воевать! Что скажете?
Здравствуйте!
Святобор, это надо опробовать практически.
Однажды я играл в трехсторонние шахматы. В детстве. Прочитал правила в одной книге, и мы играли с двумя друзьями на большой доске. Правда, правила там были не такие, как описано у Марбола. Например, наборы фигур двух игроков стояли друг напротив друга, по-моему, а у третьего - сбоку. И этот третий передвигал пешки не так, как двое остальных. Хотя точно не помню. Получилось сумбурно, но интересно. Детали уже забыл. Жаль, что мы сыграли всего раз.