Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Структурные схемы татарского простого предложения

Автор _Swetlana, марта 14, 2015, 20:41

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

_Swetlana

(по статье М. З. Закиев, "Структурные схемы татарского простого предложения" )
Перечень грамматических моделей включает только повествовательные предложения. Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения рассматриваются как парадигматические формы, соотносительные с формой повествовательного предложения. Исключение составляют некоторые однокомпонентные схемы, которые закреплены для выражения побуждения или восклицательности.

Общая классификация грамматических схем простого нераспространенного предложения может быть осуществлена по разным основаниям. Такими основаниями служат:
1) свободность и фразеологизированность схемы;
2) количество компонентов;
3) формы выражения агенса;
4) выражение компонентов или компонента той или иной частью речи в тех или иных формах;
5) лексическая ограниченность или неограниченность реализации компонентов.
Подавляющее большинство схем являются синтаксически свободными, и именно они определяют своеобразие структуры татарского нераспространенного предложения. По количеству компонентов грамматические модели делятся на однокомпонентные и двухкомпонентные. В модели первых указывается подлежащее и сказуемое, а в модели вторых — лишь главный член, который не приравнивается ни к подлежащему, ни к сказуемому.

Сокращения:
Под. – подлежащие, выраженные всеми частями речи в назывном значении; при этом лишь по необходимости указывается часть речи, выступающая в роли подлежащего. 
Ск. – сказуемое. При сказуемом всегда имеется показатель: Ск. сущ. – означает, что сказуемое выражено существительным в основном падеже, а сокращение Ск. -асы килә показывает, что сказуемое выражено глаголом на -асы килә:
Яшисе килә. – Хочется жить.
ГЧ – главный член однокомпонентного предложения.
А – агенс, действующее лицо.
Суб. – субъект.
Доп. – дополнение; Доп. -ны – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже.
Сущ. – имя существительное.
Чис. – имя числительное.
Гл. – глагол.
Прил. – прилагательное.
Нар. – наречие.
Мест. – местоимение.
Обс. – обстоятельство.
Опр. – определение.
В скобках указываются варианты форм или средств, применение которых является необязательным.

1-я схема – двухкомпонентная схема со спрягаемым глагольным сказуемым. Модель схемы: Под. – Ск. гл., где подлежащее выражается именем существительным или другими частями речи в назывном значении, т.е. в именительном падеже, сказуемое – глаголом в форме одного из признанных в тюркологии наклонений.
Марат бизи. – Марат украшает.
🐇

_Swetlana

Двухкомпонентные схемы с неспрягаемым глаголом в роли сказуемого.

2-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -асы, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастием на -асы. Семантика схемы: сообщается о процессе, который должен совершиться в будущем. Например,
Ул язасы. – Он должен писать.
Эта двухкомпонентная схема может занять многие позиции во всех парадигмах при помощи вспомогательных средств иде, бул – 'быть', түгел; при необходимости может принять и аффиксы сказуемости. Например,
Ул язасы түгел. – Он не должен писать;
Ул язасы иде. – Он должен был писать;
Ул язасы булган. – Оказывается, он должен был писать;
Ул яздырган – Он заставил писать;
Ул язасы булып чыккан. – Выяснено, что он должен был писать
и т. д.

2-я а схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ган, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на -ган. Семантика схемы: сообщается о совершенном процессе, о котором говорящий узнал потом, для него налицо только результат. Например,
Ул язган. – Оказывается, он написал.
Эту конструкцию мы не считаем самостоятельной схемой, ибо она входит в парадигму наклонения и времени первой схемы. Но в то же время она имеет и свои особенности. Во-первых, своим модальным значением (передаваемым на русском языке словом оказывается) она несколько выходит за пределы индикатива. Во-вторых, если эту схему оставить только в системе парадигмы первой схемы, то затушевывается своеобразие татарского языка, которое заключается в том, что в нем все формы причастия, наряду со спрягаемыми формами, могут выступать в роли сказуемого. Учитывая это, мы решили показать эту форму как второй вариант второй схемы.

2-я б схема. Модель схемы: Под. – Ск.  -ачак, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на -ачак. Семантика схемы: сообщается о процессе, который обязательно совершится в будущем. Например,
Ул язачак. – Он обязательно напишет.
Эта схема считается формой индикатива первой схемы, но она может считаться и вариантом второй схемы по тем же причинам, по которым схема 2а включена в круг второй схемы.
🐇

_Swetlana

3-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а торгандыр, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на а торган при обязательном присутствии показателя -дыр. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого говорящему кажется вероятным. Например,
Ул яза торгандыр. – Он, вероятно, пишет.
Схема ограничена формами, поэтому она во многих парадигмах участия не принимает.
Своеобразие этой схемы заключается в том, что причастная форма на -а торган, как уже сказано, самостоятельно выступает в роли сказуемого только с аффиксом -дыр, поэтому конструкция на -а торгандыр включена в ряд самостоятельных схем.

Примечание
В то же время причастие -а торган может выступать в роли сказуемого вместе со вспомогательным глаголом иде или бул; вместе с иде оно составляет форму индикатива первой схемы
(Ул яза торган иде. – Бывало, он писал),
а вместе с бул образует другую самостоятельную схему
(Ул яза торган булды. – «Он стал писать» или «Он дошел до такого состояния, что стал чаще или все время писать»).
🐇

_Swetlana

4-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -арлык, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на -ар при обязательном присутствии аффикса -лык. Если в предыдущей схеме форма -а торган вместе с аффиксом -дыр применялась только как сказуемое, то здесь причастная форма -ар вместе с -лык может применяться и как определение, и как сказуемое:
Күрерлек күз. – Глаза, которые могут видеть;
Күз күрерлек. – Глаза могут видеть.

Семантика схемы: сообщается о процессе, который в состоянии совершиться. Например,
Ул язарлык. – Он в состоянии писать.
Эта схема в возможные парадигмы входит при помощи вспомогательных слов иде, бул – 'быть'.

4-я а схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ар, где при обычном подлежащем сказуемое выражается формой на -ар. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершится в будущем, но со значением некоторой предположительности. Например,
Ул язар. – Он напишет (вероятно, возможно, может быть).
Эта форма без собственной нумерации рассматривается как вариант четвертой схемы, чтобы показать, что в татарском языке все причастные формы (даже устарелая, как на -ар) могут выступать в роли сказуемого. В современном языке форма на -ар является регулярной формой спрягаемых глаголов, причастием выступает очень редко, поэтому глагол на -ар может называться лишь реликтовым причастием. Конструкция Под. – Ск. -ар входит в парадигму первой схемы.
🐇

_Swetlana

5-я схема. Модель схемы: Под. – Ск.  -макчы, где при обычном подлежащем сказуемое выражается глаголом на -макчы. Семантика схемы: сообщается о процессе, который намеревается совершить субъект, выраженный подлежащим. Например,
Ул язмакчы. – Он намерен писать.
Данная схема не имеет отрицательной формы, но при помощи вспомогательных глаголов иде, ит, бул, а также түгел в той или иной степени может войти в любую парадигму.
🐇

_Swetlana

6-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -у (ырга), где при подлежащем, выраженном особыми именами, сказуемое выражается именем действия на -у (при определенных условиях инфинитивом на -рга или его устарелой формой на -мак). Семантика схемы: сообщение о процессе, который является признаком другого процессуального состояния, выраженного подлежащим. Например,
Теләге – уку. – Желание его – учиться;
Теләге – укырга. – Желание – учиться;
Гадәте – сайрау. – Привычка – петь;
Хезмәте – ял итү. – Труд его – отдыхать;

(устар.) Укымак – белмәк. – Учиться – это узнать;
Омтылышы – эшләргә. – Стремление – работать;
Планы – тазарырга. – План его – выздороветь;
Нияте – кайтырга. – Намерение его – вернуться.

В отличие от русского языка в татарском настоящий инфинитив на -рга в качестве сказуемого двухкомпонентной схемы применяется весьма редко.
🐇

_Swetlana

7-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -мәгәе, где при обычном подлежащем сказуемое выражается глаголом на -мәгәе. Этот показатель состоит из трех аффиксов -ма (глагольное отрицание), -гай (устарелая форма желательности) и -ы (притяжательный аффикс). Семантика схемы: сообщается о процессе, о возможном совершении которого говорящий предостерегает собеседника. Например,
Ул язмагае. – Будь осторожен, чтобы он не написал;
Дошман сизмәгәе. – Будь начеку, чтобы враг не узнал;
(Ашыгырга кирәк) Җыелыш башланмагае. – (Надо торопиться) Еще собрание начнется.

Данная схема не имеет форм парадигм и как специфическая конструкция применяется не очень часто.
🐇

_Swetlana

Двухкомпонентные схемы, сказуемое которых выражено глаголом со служебными словами
ит – 'делать', тор – 'находиться', ал – 'брать', или күр – 'видеть',
либо предикативным словом кирәк – 'надо', тиеш – 'должно', мөмкин – 'можно'.


8-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга тиеш, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга со словом тиеш – 'должно'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который должен совершиться. Например,
Ул язарга тиеш. – Он должен писать;
Билге куелырга тиеш. – Отметка должна быть поставлена.

Предложение данной схемы вводится в парадигмы при помощи вспомогательных слов иде, бул – 'быть', түгел – 'не'.
🐇

_Swetlana

9-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга мөмкин, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга со словом мөмкин – 'можно'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который может совершиться. Например,
Ул язарга мөмкин. – Он может писать;
Юл ачылырга мөмкин. – Дорога может еще открыться;
Әти кайтырга мөмкин. – Отец может вернуться.

Данная схема имеет также ограниченные возможности изменяться по парадигмам.
🐇

_Swetlana

10-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -са кирәк, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает условная форма глагола с предикативным словом кирәк – 'нужно'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого представляется говорящему возможным, вероятным. Например,
Ул язса кирәк. – Возможно, он пишет;
Әтисе күрмәсә кирәк. – Отец его, возможно, не увидел.

Схема применяется не очень активно, но форма -са кирәк в составе глагола бул (в виде булса кирәк) является регулярным показателем предположительности.
🐇

_Swetlana

11-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а ал, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает деепричастная форма на -а/-ә, -ый/-и со вспомогательным глаголом ал – 'брать'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который может или не может совершить агенс. Например,
Ул яза ала. – Он может писать;
Әтисе карый алмый. – Отец его не может смотреть.

Данная схема имеет почти все формы возможных парадигм.
🐇

_Swetlana

В двухкомпонентных схемах, сказуемыми которых выступают глаголы различных форм вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть', глагол бул является универсальным средством формообразования и схемообразования почти во всех существующих схемах. Так, предложение, построенное на основе схемы с именным сказуемым, при помощи бул может иметь следующие формы парадигмы по наклонению:
а) индикативную:
Ул инженер булыр. – Он будет инженером;
Ул инженер булды. – Он стал инженером;
Ул инженер булган. – Он, оказывается, был инженером;
Ул инженер булган иде. – Он был до этого инженером
и др.
б) условную:
Ул инженер булса (булды исә). – Если он будет инженером;
в) побудительную:
Ул инженер булсын. – Пусть он будет инженером и др.;
г) желательную:
Мин инженер булса идем. – Был бы я инженером;
д) сослагательную:
Ул инженер булыр иде. – Был бы он инженером.
Эта же схема с именным сказуемым при помощи бул может превратиться и в другую схему:
Ул инженер булса кирәк. – Он, вероятно, инженер;
Ул инженер була күрсен. – Пожалуйста, пусть он будет инженером;
Ул инженер булырга тиеш. – Возможно, он и есть инженер
и др.
Как видно из примеров, глагол бул, находясь в составе именного сказуемого, может вести его по всем глагольным схемам и по всем формам всех парадигм.
Давно обращала на себя внимание тюркологов и такая особенность вспомогательного глагола бул, как его способность применяться в составе всех глагольных сказуемых. Образованные при этом словоформы иногда называются перифрастическими формами глагола, но, к сожалению, они полностью еще не изучены.
Как было сказано выше, в роли глагольного сказуемого выступают следующие 10 словоформ:
яза, язар, язды, язган, яза торган (дыр), язасы, язачак, язмакчы, язарлык, язарга (язу, язмак) 
и все они могут быть применены еще и со словом бул.

Для полноты напомним еще и о деепричастии на -ып, которое (без вспомогательных средств) не выступает в качестве сказуемого, но со словом бул может образовать однокомпонентную схему:
Язып була. – Можно писать.
Таким образом, глагольных форм со словом бул в татарском языке всего одиннадцать. Последняя из них образует самостоятельную однокомпонентную схему. С другими дело обстоит несколько иначе.

В формах двухкомпонентной структуры с глаголом плюс бул вспомогательная часть в одних случаях основному глаголу придает новое модальное значение и тем самым образует новую самостоятельную структурнограмматическую схему предложения; в других случаях, не придав основному глаголу нового модального значения, образует только новую парадигматическую форму или превращает его в компонент другой известной уже схемы, образуя при этом синтез двух схем. Например, в предложении
Ул язмакчы. – Он намерен писать.
при помощи вспомогательного глагола могут образоваться следующие формы парадигмы по наклонениям:
1) индикатив:
Ул язмакчы була. – Он намеревается писать;
Ул язмакчы булыр. – Он намерен будет писать;

2) ирреальные формы:
а) условная:
Ул язмакчы булса (булды исә). – Если он намерен будет писать...;
б) побудительная:
Ул язмакчы булсын. – Он пусть намерен будет писать и т. д.;
в) желательная:
Ул язмакчы булсын иде. – Он пусть будет намерен писать;
г) сослагательная:
Ул язмакчы булыр иде. – Он намеревался бы писать.

Глагол бул и при глагольных формах может служить для превращения одной схемы в другую, при этом мы имеем синтез двух схем. Например,
Ул язмакчы булса кирәк. – Он, вероятно, намерен писать;
Ул язмакчы була күрсен. – Пожалуйста, пусть он намерен будет писать;
Ул язмакчы булырга тиеш. – Он должен быть намерен писать;
Ул язмакчы булырга мөмкин. – Он сможет быть намеренным писать.

Итак, вспомогательный глагол бул лишь в том случае принимает участие в образовании самостоятельной схемы, когда он придает основному глаголу новое модальное значение, не совпадающее со значением признанных наклонений.
🐇

_Swetlana

12-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -а вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого говорящему кажется вероятным. Например,
Ул яза булыр. – Он, возможно, пишет.
С глаголом на -а бул применяется в ограниченных формах, и каждая форма имеет свою своеобразную семантику. Например,
Ул яза булды. – Решено, что он напишет.
Здесь сообщается о процессе, о совершении которого было принято совместное решение говорящим и агенсом.
🐇

_Swetlana

13-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ар бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -ар со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого стало привычкой агенса. Например,
Ул язар булды. – Он стал писать.
При других формах бул семантика схемы сохраняется лишь приблизительно:
Ул язар булган. – Он раньше часто писал, оказывается.
Данная схема имеет очень мало форм.
🐇

_Swetlana

14-я схема. Модель схемы: Под. – Ск.  -ардай бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -ардай (ар плюс сравнительный аффикс -дай) вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого желает, томительно ждет агенс. Например,
Ул язардай булды. – Он желал писать;
Ул язардай була. – Он хочет писать.

Эта схема имеет многие парадигматические формы по наклонениям.
🐇

_Swetlana

15-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ды бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -ды вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого представляется говорящему предположительным:
Ул язды булыр. – Он, наверное, написал.
Если же основной глагол применяется в интенсивном значении, то вспомогательный глагол переносит совершение действия на будущее:
Ул китте барды булыр. – Он возьмет да уедет.
Данная схема имеет очень мало форм.
🐇

_Swetlana

16-я схема. Модель схемы: Под. — Ск. -ган бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -ган со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, на совершение которого говорящий смотрит с иронией, или со стороны агенса процесс совершается не всерьез. Например,
Ул язган була. – Он якобы пишет;
Ул язган булды. – Он якобы написал;
Ул язган булыр. – Он притворится пишущим.

В то же время здесь имеются другие конситуативные значения:
Тегесе килгәндә, ул язган була. – Когда тот приходит, он уже обычно кончает писать;
Син килгәнче, ул язган булыр. – Прежде чем ты придешь, он уже завершит писать
и т.д.
Таким образом, многозначность этой схемы налицо.
🐇

_Swetlana

17-я схема. Модель схемы: Под. – Ск.  -гандай бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -гандай  (-ган плюс сравнительный аффикс -дай) вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершается не по-настоящему, а для видимости. Например,
Ул язгандай була. – Он как будто пишет;
Ул язгандай булды. – Он как будто написал.

🐇

_Swetlana

18-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а торган бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -а торган со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого стало привычкой агенса. Например,
Ул яза торган булды. – Он привык писать или Он стал писать;
Ул яза торган булыр. – Он станет (привыкнет) писать.
Здесь возможны еще другие конситуативные значения.
🐇

_Swetlana

19-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, о совершении которого агенс принял решение. Например,
Ул язарга булды. – Он решил писать;
Ул язарга булган. – Он, оказывается, решил писать.

Схема имеет весьма ограниченные формы.

Все другие глаголы в роли сказуемого вместе с бул не образуют самостоятельной схемы. В них элемент бул принимает участие лишь в формообразовании, и эти формы относятся к соответствующим схемам: 2 б (ачак – -ачак бул), 2 (-асы — -асы бул), 4 (-арлык – -арлык бул), 5 (-макчы – -макчы бул).

🐇

_Swetlana

Вспомогательный глагол ит образует самостоятельные схемы лишь вместе с полнозначными глаголами в составе сказуемого.

20-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а торган ит / (-малы ит) /-арлык ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -а торган вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делать, превращать'. Вариантами формы сказуемого выступают средства -малы ит или -арлык ит. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого субъект сделал привычкой, способностью другого лица, предмета. Например,
Ул аны яза торган итә / язарлык итә / язмалы итә. – Он делает его таким, что тот часто будет писать / Он делает его способным писать;
Ул таякны сынмый торган итте / сынмаслык итте. – Он сделал палку такой, что она не будет ломаться / Он сделал палку неподдающейся ломке.

В этой схеме глагол ит может принимать формы парадигмы по наклонениям.
🐇

_Swetlana

21-я схема. Модель схемы: Под. – Ск.  -гандай ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагольная словоформа на -гандай вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делаться, намереваться'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершающемся только для создания видимости. Например,
Ул язгандай итте. – Он сделал вид, что писал или Он как будто писал;
Ул язгандай итә. – Он делает вид, что пишет или Он притворяется пишущим.
🐇

_Swetlana

22-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -асы ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -асы вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делаться, намереваться'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который решил совершить агенс. Например,
Ул язасы итте – Он решил написать.
Эта схема имеет очень мало форм парадигм.
🐇

_Swetlana

23-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делаться, намереваться'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершить который намеревается агенс. Например,
Ул язарга итә. – Он намеревается писать.
Схема ограничена в формах парадигм.
🐇

_Swetlana

Двухкомпонентные схемы со сказуемым глагольно-именного характера, где сказуемые выражаются предикативными словами кирәк – 'нужно', ярый – 'можно', которые могут принимать некоторые глагольные формы (кирәксә, кирәкмәс, кирәкте), а также бар и юк, которые по содержанию близки глаголам.

24-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. кирәк, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает предикативное слово кирәк – 'нужно'. Семантика схемы: сообщается о необходимости, нужности лица или предмета, выраженного подлежащим, лицу или предмету, выраженному словом в направительном падеже. Например,
Миңа син кирәк. – Мне нужен ты;
Эш кирәк. – Нужна работа.

Схема имеет некоторые формы парадигм.
🐇

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр