Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Реконструкция иврита

Автор Joris, сентября 6, 2016, 12:18

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Devorator linguarum

Цитата: mnashe от октября 29, 2017, 09:48
Что-то попадалось. Длинный текст по-английски. У меня долго висела вкладка с этой страницей, надо поискать, может, где-то сохранилось...
Эта?
http://www.houseofdavid.ca/anc_heb.htm

mnashe

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

yurifromspb

Просматривал тему, заметил, что я неточно тут написал:
Цитата: yurifromspb от сентября 16, 2018, 22:23
И назвал Иосиф первенца "делающий забывшим", т.к. Бог сделал меня забывшим <...>.
Не "делающий забывшим", тут всё-таки фактитив, а не каузатив, т.е., в первую очередь, "делающий забытым", но там в стихе у глагола  было два объекта: и для того, кто забывает и для того, что забывается, первый - местоименный первого лица, это меня и сбило. По-русски, наверное, правильнее перевести такую конструкцию так: "дал забыть <кому> <что>", а имя, соответственно, "дающий/давший забыть".
Вроде, так.


Spoiler: Гипететическая спекуляция про м/ж ⇓⇓⇓


В рамках темы, маленький факт (просто вспомнилось):
Интересно изменение транскрипции имени הוֹשֵׁעַ в Септуагинте:
В книге Чисел: Αυση, потом везде Ωσηε (1Пар27:20 Ωση).
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

mnashe

Цитата: yurifromspb от ноября 30, 2018, 00:39
כִּי־הִשָּׁהּ אֱלוֹהַּ חָכְמָה в книге Иова
Ух ты, а я и не знал об этом месте. Глагол для иврита очень редкий, так что ещё одно место, где он встречается, — это очень много.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

Цитата: yurifromspb от ноября 30, 2018, 00:39
Интересно изменение транскрипции имени הוֹשֵׁעַ в Септуагинте:
В книге Чисел: Αυση, потом везде Ωσηε (1Пар27:20 Ωση).
Любопытно. Прям историческое развитие!
*ɦawšiʕ → *ɦawšēʕ → ɦōšēaʕ
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

SolidCode

Интересная тема. Позвольте мне обозначить вехи в истории иврита. Поправьте, в чём ошибаюсь. Ответьте на вопросы, если можно.
1. Латеральный ś в иврите сохранялся до Вавилонского изгнания. После возвращения уже говорили вместо него обычный s.
2. Двойное произношение букв хет и айин сохранялось до конца первого тысячелетия до н.э.
3. Межзубные совпали с з и ш, ṱ с ṣ аналогично с финикийским к концу второго тысячелетия до н.э.
4. А вот ṣ́ в северо-западной семитской ветви на рубеже 3 и 2 тысячелетий сохранялся, или уже совпал с ṣ?
5. Корневой w в начале слов в северо-западной ветви когда перешёл в y? В начале 2-го тысячелетия?

Гетманский

Цитата: mnashe от ноября 30, 2018, 15:21
Цитата: yurifromspb от ноября 30, 2018, 00:39
כִּי־הִשָּׁהּ אֱלוֹהַּ חָכְמָה в книге Иова
Ух ты, а я и не знал об этом месте. Глагол для иврита очень редкий, так что ещё одно место, где он встречается, — это очень много.

Это в каком стихе?

mnashe

Цитата: SolidCode от августа  7, 2020, 12:07
1. Латеральный ś в иврите сохранялся до Вавилонского изгнания. После возвращения уже говорили вместо него обычный s.
Видимо, существенно дольше сохранялся. kaŝdīm → халдеи — это, кажется, аж из Септуагинты. Бальзам — не помню, с какого времени. Были ещё примеры поздних заимствований, явно указывающие на латеральное произношение, но я сейчас не помню.

Цитата: SolidCode от августа  7, 2020, 12:07
2. Двойное произношение букв хет и айин сохранялось до конца первого тысячелетия до н.э.
Как-то так. Септуагинта различает их регулярно.

Цитата: SolidCode от августа  7, 2020, 12:07
3. Межзубные совпали с з и ш, ṱ с ṣ аналогично с финикийским к концу второго тысячелетия до н.э.
4. А вот ṣ́ в северо-западной семитской ветви на рубеже 3 и 2 тысячелетий сохранялся, или уже совпал с ṣ?
Да вроде наоборот — латеральный исчез раньше. Если я не путаю, в поздних транскрипциях названия финикийского города ṯ̣urr (Тир, масоретское ṣōr) сохранялся межзубный, тогда как о латеральном характере /ṣ̂/ в тот период свидетельств нет.
Но я давно читал и уже почти всё забыл :(

Цитата: SolidCode от августа  7, 2020, 12:07
5. Корневой w в начале слов в северо-западной ветви когда перешёл в y? В начале 2-го тысячелетия?
Где-то так, или даже раньше...
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от ноября 30, 2018, 15:21
Цитата: yurifromspb от ноября 30, 2018, 00:39
כִּי־הִשָּׁהּ אֱלוֹהַּ חָכְמָה в книге Иова
Ух ты, а я и не знал об этом месте. Глагол для иврита очень редкий, так что ещё одно место, где он встречается, — это очень много.

Я по поиску посмотрел. Глагол נשה встречается в Танахе:

Быт 41:51
Иов 11:6 
Иов 39:17
Ис 44:21
Иер 23:39
Плач 3:17

mnashe

Цитата: Гетманский от августа  7, 2020, 16:53
Я по поиску посмотрел. Глагол נשה встречается в Танахе:
Быт 41:51
Иов 11:6 
Иов 39:17
Ис 44:21
Иер 23:39
Плач 3:17
Спасибо! Я половину из них не помнил.
В Йəшаʕйаɦу, кстати, странная форма: биньян нифʕаль (то есть возвратная), и при этом с местоимённым суффиксом прямого дополнения.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от августа  7, 2020, 17:10
Спасибо! Я половину из них не помнил.
В Йəшаʕйаɦу, кстати, странная форма: биньян нифʕаль (то есть возвратная), и при этом с местоимённым суффиксом прямого дополнения.
Спасибо!

* * * *

Менаше! У меня к вам вопрос: какое значение имеет артикль, если он употребляется перед числительными, к примеру как в (Быт. 2:11-14)?

SolidCode

Менаше, а переход ś в s разве не под влиянием арамейского произошёл среди евреев? Он во второй половине первого тысячелетия до н.э. постепенно стал вытеснять син, вместо которой писали самэх. Я так понимаю, что для носителей это уже звучало как простой s, но по традиции старались ещё писать син.
По поводу Тира. Греческое Τὺρος не могло основываться на арамейском произношении через эмфатический т? Ведь в угаритском ṣr, в аккадском Ṣurru. Сами финикийцы писали ṣr. Если у них сохранялся в речи ṯ̣, почему не сохранилась для него буква? Ведь финикийцы свой алфавит под себя делали. А потом уже у них остальные заимствовали.
Если принимать во внимание сведения Танаха о предках евреев, то получается, что они в Ханаане и потом в Египте проживали довольно изолированной группой. При этом языки обычно сохраняют многие архаичные аспекты. В связи с этим следует ожидать отмирание падежных окончаний к концу второго тысячелетия, но на более раннем этапе они вполне вероятны. Регулярная мимация могла сохраняться у них до первой половины второго тысячелетия до н.э.
Артикли появились только в начале первого тысячелетия до н.э. Ни в Хирбет-Кейяфа, ни в Календаре из Гезера они не встречаются. Но в Силоамской надписи они уже представлены в классическом виде с ассимилированным "н".

mnashe

Цитата: Гетманский от августа  7, 2020, 19:09
Менаше! У меня к вам вопрос: какое значение имеет артикль, если он употребляется перед числительными, к примеру как в (Быт. 2:11-14)?
Порядковые числительные, как и все согласованные определения, принимают артикль, если определяемое определённое (ой, какая тавтология получилась... как бы это переформулировать?).
Для «первый», правда, не используется сейчас такое, как там, — ɦannɑ̄ɦɑ̄r ɦɑ̄ʔɛḥɑ̄ḏ, только ɦannɑ̄ɦɑ̄r ɦɑ̄rīšōn.
Но с остальными, кроме первого, ничего не изменилось.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

Цитата: SolidCode от августа  8, 2020, 10:16
Менаше, а переход ś в s разве не под влиянием арамейского произошёл среди евреев? Он во второй половине первого тысячелетия до н.э. постепенно стал вытеснять син, вместо которой писали самэх. Я так понимаю, что для носителей это уже звучало как простой s, но по традиции старались ещё писать син.
Да, скорее всего под влиянием арамейского.
Уже в поздних книгах Танаха несколько слов, в которых изначально син, написаны с самех.

Цитата: SolidCode от августа  8, 2020, 10:16
По поводу Тира. Греческое Τὺρος не могло основываться на арамейском произношении через эмфатический т?
Греческое, наверно, могло...
Жаль, что я не помню, где я это прочёл. Там указывалась недостающая нам сейчас информация: время и языки (откуда куда транскрипция).

Цитата: SolidCode от августа  8, 2020, 10:16
Ведь в угаритском ṣr
Вот это интересно... :-\

Цитата: SolidCode от августа  8, 2020, 10:16
Если у них сохранялся в речи ṯ̣, почему не сохранилась для него буква? Ведь финикийцы свой алфавит под себя делали. А потом уже у них остальные заимствовали.
Вроде бы есть гипотеза, что и они его таки заимствовали, при том, что часть фонем в то время они ещё различали.

Цитата: SolidCode от августа  8, 2020, 10:16
Если принимать во внимание сведения Танаха о предках евреев, то получается, что они в Ханаане и потом в Египте проживали довольно изолированной группой. При этом языки обычно сохраняют многие архаичные аспекты. В связи с этим следует ожидать отмирание падежных окончаний к концу второго тысячелетия, но на более раннем этапе они вполне вероятны. Регулярная мимация могла сохраняться у них до первой половины второго тысячелетия до н.э.
Артикли появились только в начале первого тысячелетия до н.э. Ни в Хирбет-Кейяфа, ни в Календаре из Гезера они не встречаются. Но в Силоамской надписи они уже представлены в классическом виде с ассимилированным "н".
Интересно...
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

SolidCode

В связи с компактным проживанием протоевреев я делаю предположение, что ханаанский сдвиг они восприняли от окружающих семитов после того, как поселились в Ханаане, пришедши из Египта.
По алфавиту. В финикийских надписях Тир и Сидон начинаются с одной и той же буквы цаде. Я не могу себе представить, у кого финикийцы могли заимствовать свой алфавит в 13 в. до н.э. Это ведь должна быть достаточно мощная экономически, политически и культурно общность, которая для себя уже развила и сформировала собственную письменную традицию. Я понимаю, как евреи к началу 1 тыс. до н.э. заимствовали себе параллельно с окружающими финикийский алфавит. Не факт, что у них не было иного ранее, но факт, что все известные древнейшие надписи на иврите сделаны финикийским письмом с принятием финикийской орфографии (син, хет, айин), хотя фонетическая ситуация у евреев и финикийцев, как мы знаем, отличалась. Ср. напр. слово "ячмень" в Календаре из Гезера.
Интересно, что Хьюнегард предполагает, что ṣ́ сохранялся в прото-ханаанском, так как в надписи Дейр Алла он регулярно передаётся как q. При этом в остальных языках везде просто эмфатический s. А про латеральный ś в моавитском предполагает его сохранение в произношении, как и у евреев. Основывается на неоассирийской записи ka-ma-aš-ḫal-ta, которая передаёт имя <kmš-ʕšh>.

mnashe

Цитата: SolidCode от августа  9, 2020, 08:16
Интересно, что Хьюнегард предполагает, что ṣ́ сохранялся в прото-ханаанском, так как в надписи Дейр Алла он регулярно передаётся как q.
В точности как в имперском арамейском!
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Бенни

О финикийцах и алфавите:

Цитата: mnashe от августа  9, 2020, 04:18
Вроде бы есть гипотеза, что и они его таки заимствовали,

У кого?


mnashe

Цитата: Бенни от августа  9, 2020, 10:53
У кого?
Где-то на Синае, емнип, что-то такое нашли, что могло послужить прототипом для финикийского.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

bvs

Цитата: SolidCode от августа  9, 2020, 08:16
В связи с компактным проживанием протоевреев я делаю предположение, что ханаанский сдвиг они восприняли от окружающих семитов после того, как поселились в Ханаане, пришедши из Египта.
Есть мнение, что заимствовали не просто сдвиг, а сам ханаанский язык целиком.

bvs

Цитата: mnashe от августа  9, 2020, 11:29
Цитата: Бенни от августа  9, 2020, 10:53
У кого?
Где-то на Синае, емнип, что-то такое нашли, что могло послужить прототипом для финикийского.
Протосинайский алфавит был предком не только финикийского, но и южносемитского, который из финикийского не выводится. Угаритский алфавит, который предшествовал финикийскому, хоть и не похож по форме, но по порядку букв соответстует финикийскому и южносемитскому (есть два варианта записи алфавита). Так что еще задолго до финикийского алфавита в Леванте существовала алфавитная письменность.

SolidCode

Цитата: bvs от августа  9, 2020, 19:18Есть мнение, что заимствовали не просто сдвиг, а сам ханаанский язык целиком.
А можно конкретные данные, что это за "ханаанский язык", который по этому мнению, заимствовали? И почему заметное количество корней в иврите характерны не для ханаанской группы, а для арамейской и арабской групп?

Что же касается угаритского алфавита, то их два. Т.н. "длинный" алфавит применялся в основном в Угарите и с самого начала существования этой формы алфавита. Направление письма слева направо. Порядок букв В ОБЩЕМ совпадает с финикийским. Латеральный s существовал, но использовался почти исключительно в иноязычных заимствованиях. Коган указывает, что полностью утрачены латеральные, как простой, так и эмфатический.
"Короткий" алфавит датируется позднее, содержит только 21 букву (возможно, отсутствие среди них цаде случайно), и тексты на нём найдены в основном за пределами Угарита. Направление письма справа налево. Троппер предполагал, что эти надписи сделаны не на угаритском языке, а на каком-то северо-западном семитском диалекте, близком к финикийскому. Этот алфавит продолжил ещё использоваться некоторое время после падения Угарита.

mnashe

Цитата: SolidCode от августа 10, 2020, 14:06
А можно конкретные данные, что это за "ханаанский язык", который по этому мнению, заимствовали? И почему заметное количество корней в иврите характерны не для ханаанской группы, а для арамейской и арабской групп?
Племя с арамейским языком пришло в Канаʕан и приняло местный язык, но часть слов сохранила из прежнего языка.
Что вполне согласуется с историей Авраɦама.
Есть где-то видеозапись лекции об этом, но не помню ни точного названия, ни где лежит ссылка.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

bvs

Цитата: SolidCode от августа 10, 2020, 14:06
А можно конкретные данные, что это за "ханаанский язык", который по этому мнению, заимствовали?
Язык коренного населения - ханаанеев. В Библии язык евреев так и называется - кена'анит. Это если считать, что евреи вообще откуда-то пришли, а не были коренным населением Ханаана, как сейчас принято в западной библеистике.
Цитата: SolidCode от августа 10, 2020, 14:06
И почему заметное количество корней в иврите характерны не для ханаанской группы, а для арамейской и арабской групп?
По теории смешанного языка (мишшпрахе) - в иврите есть неханаанский адстрат.

bvs

Цитата: mnashe от августа 10, 2020, 14:09
Есть где-то видеозапись лекции об этом, но не помню ни точного названия, ни где лежит ссылка.
Видимо это:

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр