Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Садзы: правда и домыслы

Автор Давид Дасаниа, августа 22, 2010, 07:59

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Давид Дасаниа

     Уважаемые друзья, пользователи Лингвофорума! Выражая благодарность за поддержку, оказываемую вами мне и моему блогу, хочу предложить вашему вниманию новую актуальную тему "Садзы: правда и домыслы". Лично мне очень печально сознавать, что вчера и сегодня, уверен, и завтра, данный вопрос будет искусственно усложняться теми или иными сторонами, стремящимися во что бы то ни стало вырвать историю и культуру садзов из абхазо-абазинского этномассива. Более того, эти люди, среди которых подавляющее большинство составляют наши адыгские братья, стремятся подвергнуть адыгизации и абазин, непосредственных выходцев из Абхазии и тех нынешних районов РФ, входивших в состав абхазского государства. Я готов ответить на все ваши вопросы по данной теме. Обещаю отвечать аргументированно, деликатно и исчерпывающе.
     Пока что, я хочу ознакомить вас с данными Википедии относительно садзов, которых я, как историк-этнолог, полностью поддерживаю, так как они соответствуют действительности. "Садзы (самоназвание: апсыу «абхаз», племенное самоназвание асадзуа или ахалцыс, грузинское — ჯიქები, джикеби) — субэтническая группа абхазов. Потомки древнего племенного объединения (и государственного образования) санигов, которое вместе с абазгами, апсилами и мисимиянами в VI веке образовали племенные союзы вошедшие в Абхазское княжество под предводительством князя Абазгии из династии Аносидов. Проживали на территории западной Абхазии на север от Гагры. Политически княжество Садзен (одна из исторических областей Абхазии) состояло из независимых княжеских владений родов Хамыш, Аредба, Амаршан и Гечба под формальным главенством самого сильного рода Цанба. Садзское происхождение также имели убыхские князья Аблагуа и Дзиаш. Садзы проживали от реки Хосты до Гагры. Внутри садзского диалекта абхазского языка выделяются два говора: ахалцыс и цвыжи. По окончании Кавказской войны с Россией в 1864 все они были выселены русскими властями в Османскую империю, в том числе в Аджарию". (Вы и сами можете ознакомиться с оригиналом этих данных, открыв страничку в Интернете, расположенную по адресу:  //ru.wikipedia.org/wiki/Садзы
     А сейчас опубликую здесь некоторые материалы из разных источников.
     1.  Садзы в монографии Ш.Д. Инал-ипа «Садзы» характеризуются как замечательные земледельцы и скотоводы, отчаянные мореходы и воины, лихие наездники, жившие сотни и тысячи лет в безмолвных горных ущельях Западной Абхазии. (С.10). Согласно Ш.Д. Инал-ипа, прошлое садзов – «это органическая часть многовековой истории абхазского народа». (С.10). «Садзов обычно сопоставляют с древними санигами. Впервые этноним саниги встречается у автора I в.н.э. Плиния Секунда»...(С.13). О санигах сообщают разные авторы античной эпохи: Плиний Секунд и Мемнон, Флавий Арриан и Эвлий Геродиан, Стефан Византийский и Прокопий Кесарийский. (С.13).
     2.  О месте и роли садзов в судьбах абхазского народа. «Место и роль садзов в исторических судьбах всего абхазского народа, края в целом, остаются все еще недостаточно выясненными. Изучение их происхождения, их истории и этнокультурных связей может явиться предметом не одного исследования. Но уже и теперь все более выясняется, что садзы – это особая этнографическая группа, обособленная часть абхазского этноса, которая издавна и до второй половины прошлого столетия обитала компактно на исконной своей территории в северо-западных районах исторической Абхазии, сохраняя в то же время, как увидим ниже, особенности своего оригинального языка, культуры и быта». (Инал-ипа. Указ. соч. С.37).
     3.  Территория садзов. В Малой Абхазии обитала этнографическая группа абхазов – садзы, известные также под этнонимами джики или же джигеты. Садзы сами себя называли апсуа (абхаз), они говорили на садзском диалекте абхазского языка (асадзипсуа бызшва). Они делились на множества мелких территориальных общин. В ущельях рек Жоэквара и Хашпсы располагалась многочисленная община Цан (Цандрыпш), руководимая князьями Цанба. Многочисленную общину Гяч (Гячрыпш), занимавшую территорию от р. Псоу до р. Мзымта, возглавляли князья Гячба. На Адлерском мысе (правильнее – Аредлерском) обитала крупная община Ард князей Ардба. Также известны и другие садзские общины: это община Цвиджа и община Хамыш. К садзам относились и абхазские общины горных регионов северо-западной Абхазии: ахчыпсы (обитатели верховий р. Мзымта), аибга (жители верховий р. Мзымта), чужгуча (проживали на р. Цвижепсе). Властителями здешних мест были князья из рода Маршан (Маршаниа). (Абхазы, 2007, с. 49).

Искандер

"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Искандер, в связи с Вашим вопросом мы могли бы поговорить и о топонимике области Садзны (исторической территории проживания садзов). Следует отметить, что почти вся садзская топонимика – абхазская по своему этимологическому значению. Охотно приведу примеры: Гячры׳пш («гяч» от Гячба – фамилии местных князей, «пш» означает «владение»), Псоу (в переводе с абхазского языка «длинная вода /река/»), Мкялры׳пш («владение /рода/ Мкялба»), Ба׳грыпш («владение /рода/ Багба»), Жеопсе׳ (абхазское название «Жәҩаҧсы׳» - «Жъюапсы׳», что означает «двенадцать вод»), Аи׳бга (абхазское название «Аи׳бҕа» - «Аи׳бха», что означает «гору /рода, племени/ Ай»), Цандыщха («гора /княжеского рода/ Цанба), Джуха׳р и׳баху («скала Джухара»), Ауасакуашара («овечий танец»), Хашупсе («вода /река/ белой глины» или «вода /река/ дикой груши), Багипста («ущелье Багбова») и т.д.

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 16:42
«пш» означает «владение»
vs пш<пс? речка?
Цитата: Искандер от августа 22, 2010, 13:06
Вроде есть какой-то созвучный топоним
перепутал с Хашупсы.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 16:42
«Жәҩаҧсы׳» - «Жъюапсы׳», что означает «двенадцать вод»
или речка у двенадцати (имеется ввиду гор) - там рядом хребет - двенацтигорка по-русски, только вопрос - чие название первично.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

arzawa

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 07:59
садзы, известные также под этнонимами джики
Скажите, есть ли что общее у этих джиков с татуаджиками? Еще вопрос: что означает суффикс ua? Что вы думаете о таких древних названиях как parsua(sha), menua? Между Абхазией и озером Ван (har Menua) есть грузинский город Ахалцихе. Возможно ли предположить проживание прото абхазо-адыгов в тех краях?
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

jvarg

Не совсем понял, что нужно обсуждать. Что именно считать правдой, а что домыслами?
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Искандер

"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Искандер, «ҧшь» в топонимике Абхазии означает «владение», но не «речку». На это указывает, например, фраза «рыҧшь иҭанҵәа׳аит», что означает «пусть сгинут они в своём владении».
     На счёт топонима «Жәҩаҧсы» и «двенадцатигорки», естественно, абхазское название первично. Я впервые смущён Вашим вопросом. Или Вы так шутите? Не хватало, что кто-то будет сомневаться в автохтонности абхазов на территории Абхазии. Просто интересно, что означает Ваша фраза «Тащемта угу»?
     Уважаемый jvarg, после Вашего вопроса мне стало понятно, что Вы не знаете о проблематике, накаляющейся вокруг садзов. Почитайте тему «Адыги вырастили змею на своей груди?» (имеются ввиду абхазы) на черкесском форуме http://circassia.forumieren.de/forum-f25/tema-t540.htm.
     Всю свою жизнь я считал и, во многом, считаю адыгов своими братьями, но то, что делает администрация упомянутого выше форума – явное преступление, главной целью которого является раскол абхазо-адыгского этномассива, оставление абхазов без своей истории и культуры, дестабилизация ситуации на Кавказе, организация в перспективе вооружённых конфликтов на Северном Кавказе... Одним словом, это чистой воды провокация, которая предпринимается с молчаливого согласия части амбициозной адыгской интеллигенции, которая мечтает «возродить великую Черкесию» от Каспийского и Чёрного морей, которой в таких рамках никогда не существовало.
     Я сегодня прочитал эту тему от начала и до конца. Честно говоря, я просто взбешён, с каким цинизмом и нахальством эта «братва» рубит древнеабхазо-адыгское единство. В теме очень много времени и места уделяется садзам, которых пользователи форума называют не абхазской, а адыгской субэтнической группой. Пересказывать тему не буду: прочтите сами.

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 19:47
естественно, абхазское название первично.
рррррррррррррррррррръъъъъъъъъ
название чего?
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 19:47
«Тащемта угу»?
тащемта согласие с тем что название темы является названием темы. очевишче же. Т. к. автохтонность-неавтохтонность - а факты нужно доказывать и домыслы нужно изчлениять.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Искандер

И в конце-концов на садзах и медовеевцах можно построить континуум с убыхами к адыгам? Или нет?
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Уважаемый Искандер, Вы спросили меня: чьё название первично: абхазское или русское. Я перечитал ваш вопрос. Честно говоря, не понял его. Я о гидрониме, Вы об орониме. В общем, Вы меня запутали. Я, наверное, пока ещё не совсем привык к Вашей фразеологии: Вы часто пишете как западный славянин. Если нужно доказать автохтонность абхазов, проблем нет – докажу. Просто не вижу в этом смысла: 2+2 пока всё ещё четыре.
     Что касается континуума, считал и считаю, что абхазо-адыгские народы чётко распадаются на три ветви: абхазы, убыхи и адыги. Абхазы – не адыги, адыги – не абхазы. Точно так же, нельзя считать убыхов адыгами и адыгов убыхами. Мы все входим в единый этномассив на равных. Иными словами, мы – три родных брата-близнеца у одного отца и одной матери. Проблема в том, что один из братьев из-за своих непонятных амбиций, стремится доказать нам, что детей у родителей было двое, а этот третий – всего лишь сын одного из братьев.
     Садзы, безусловно, генеалогически более тесно связаны с убыхским миром, чем, например, абжуйцы, но это не значит, что они выступают в качестве такого континуума. Единственное связующее звено, причём то звено, которое цепко скрепляет абхазов с адыгами, – это убыхи.

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:07
Вы спросили меня: чьё название первично: абхазское или русское.
Нет, я спросил - что первично - абхазское название хребта или абхазское название реки. Хотя моя вина - ввёл в заблуждение написав русским переводом название хребта (по-русски он называется так же как по абхазски - не помню как).
Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:07
Вы часто пишете как западный славянин.
Вряд ли. Я в детстве не слышал польского и сейчас мой польский никакой.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:07
Если нужно доказать автохтонность абхазов, проблем нет – докажу.
На определённом временном отрезке у меня претензий к местности абхазов нет, но в конечном итоге автохтонное население есть только в Африке. (сами абхазы говорят, что автохтонными являются таки атцанчва лол) Так что вопрос стоит - когда и откуда.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:07
что абхазо-адыгские народы чётко распадаются на три ветви: абхазы, убыхи и адыги.
Восточные славяне чётко распадаются на три ветви - беларусы, русские, украинцы. Однако... диаллекты говорят об ином.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:07
Проблема в том, что один из братьев из-за своих непонятных амбиций, стремится доказать нам, что детей у родителей было двое, а этот третий – всего лишь сын одного из братьев.
Это всё политика и тщеславие. Существует лишь глобальный суржик - всё остальное суета.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:07
Садзы, безусловно, генеалогически более тесно связаны с убыхским миром, чем, например, абжуйцы, но это не значит, что они выступают в качестве такого континуума.
А=Б, но Б!=А - однако это сильно.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:07
Единственное связующее звено, причём то звено, которое цепко скрепляет абхазов с адыгами, – это убыхи.
Это на наддиалектном уровне, а на уровне диалектов?
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Уважаемый Искандер, по «Жәҩаҧсы» мне нужно было догадаться... Да, в «Брейн-ринге» мне не играть! Так Вы поляк? Говоря об автохтонности, я имел ввиду значение этого слова, скажем, в локальном масштабе. Понятно, что все мы родом из Африки, этого большого дома, но в квартире, где живём, мы официально прописаны. Что касается убыхской речи, то я слышал её в Интернете. Во мне она вызвала странное чувство. В общем, убыхский язык – это что-то среднее, явно среднее. Причём, часть убыхской речи напоминает абхазский язык, иными словами, абхазоподобна, часть – язык адыгов, т.к. подобна адыгскому.

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:39
Так Вы поляк?
Русские мы, русские. +/-поляки, беларусы, хохлы, евреи...

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:39
мы официально прописаны.
У нас на данный момент только с цыганами проблемы в этом плане - но им можно.

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:39
то я слышал её в Интернете.
саму?
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Давид Дасаниа

     Опять я Вас, Искандер, не понял: причём тут цыгане? Я об "автохтонной прописке". Вы же о проблемах... На счёт убыхской речи, да, я действительно слышал её в Интернете. Как только узнаю, где находится этот ресурс, дам Вам ссылку.

Искандер

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:55
Опять я Вас, Искандер, не понял: причём тут цыгане? Я об "автохтонной прописке". Вы же о проблемах...
Ну а кто ещё не имеет территориальной привязки-то? На ум никто не приходит. Народы севера привязаны к ареалам кочевий. Монголы тащемта тоже. остались цыгане.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

jvarg

Цитата: Давид Дасаниа от августа 22, 2010, 21:55
На счёт убыхской речи, да, я действительно слышал её в Интернете
Так вроде последний носитель 20 лет назад помер... Или это как раз магнитофонная запись с тех времен?
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Давид Дасаниа

     В настоящее время я для Вас, jvarg, ищу ту запись убыхского языка, который лично слышал в Интернете. Конечно же, эта запись была сделана при жизни Тофика Эсенча. В общем, пока что ничего не нахожу. Наткнулся на запись интервью на абхазском языке с потомком убыхских лидеров Щюкрю Берзегом. Она расположена здесь: http://www.youtube.com/watch?v=CdoyG81OfsI. Он говорит, что больше и лучше знал абхазский язык тогда, когда был ребёнком.

Давид Дасаниа


Давид Дасаниа

"История и этнология садзов: абхазо-адыгская дискуссия в Интернете" - именно так называется доклад, прочитанный мною вчера (12.10.2011) на очередной международной научной конференции "Инал-иповские чтения". Публикую текст доклада.

ИСТОРИЯ И ЭТНОЛОГИЯ САДЗОВ:
АБХАЗО-АДЫГСКАЯ ДИСКУССИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Возникнув ещё в 1973 году по инициативе Министерства обороны США, всемирная паутина, называемая Интернетом, ежегодно завлекает в свои сети  миллионы новых пользователей. Среднестатистический современный человек уже с трудом представляет своё существование без Интернета. Однако далеко не все могут точно ответить на вопрос, что такое интернет – ведь для каждого из нас он играет свою роль. Сегодня Интернет – это, во-первых, самый массовый и оперативный источник информации. Во-вторых, Интернет является самым прогрессивным средством общения и коммуникации. В-третьих, Интернет представляет собою громадный простор для творчества, это самое благоприятное пространство для бизнеса, идеальный инструмент для рекламы, крупнейший в мире источник развлечений. С технической точки зрения, Интернет – это просто совокупность разбросанных по всему миру хостов (компьютеров, каждый из которых имеет свой уникальный IP-адрес), соединенных между собой маршрутизаторами (узлами, имеющими более двух каналов). С гуманитарной точки зрения, Интернет – это новое измерение культуры, новый способ хранения и распространения знаний и информации, новый способ существования самого человечества, если угодно.
Однако, первоначальная эйфория по поводу возникновения и функционирования Интернета была непродолжительной. Начало нынешнего века принесло множество разочарований. Эффективность сети Интернет как инструмента ведения серьезного бизнеса оказалось сильно преувеличенной. Сети стали задыхаться от невероятных потоков ненужной электронной почты и вредной информации, парализующих нормальную работу каналов и серверов и дестабилизирующих общественную ситуацию. Всё сложнее и сложнее становится в глобальной сети осуществить поиск нужной и, главное, правдивой информации. Значительная часть сайтов переполнена лживыми сообщениями, а большинство форумов – изощрёнными оскорблениями. В общем, зайдя утром в Интернет, вы можете оттуда выйти уже через полчаса в наэлектризованном виде. И ладно, если сайт, испортивший вам настроение, создан кем-то и где-то там, на чужбине, людьми, с которыми вам не общаться. Самое болезненное и во многом обидное то, когда сайт или форум дружественного государства или ресурсы, созданные представителями братского народа, начинают фальсифицировать историю и культуру страны и этнической общности, которую ты представляешь.
Говоря об этом, я, прежде всего, имею ввиду интернет-ресурсы, созданные братьями абхазов и абазин – адыгами как в России, так и на Западе. В глобальной сети сегодня функционируют десятки, а то и сотни абхазских и адыгских сайтов. В основном, языком функционирования этих ресурсов является русский язык. Многие из них содержат ценную информацию по истории, культуре и языку абхазо-адыгских народов. Особенно это касается сайтов, созданных адыгами из Адыгеи и Кабардино-Балкарии. В Интернете немало замечательных адыгских ресурсов, содержащих в себе библиотеки научных книг и статей, аудиофайлы наиболее популярных адыгских песен и танцев, иные материалы. Безусловно, в плане использования возможностей Интернета для популяризации национальной культуры абхазы давно и серьёзно отстали от своих северокавказских братьев. Та же ситуация характерна и для абазин, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике.
Вместе с положительной доминантой развития адыгской части Интернета, хотелось бы отметить, что за последние несколько лет в глобальной сети появилось несколько адыгских сайтов с планомерной и постоянно обновляющейся антиабхазской пропагандой. Основная цель, которую перед собою ставят администраторы и модераторы этих ресурсов, направлена на распространение и закрепление среди адыгской молодёжи антинаучных теорий по истории и культуре абхазов и абазин, на популяризацию антиабхазских и русофобских лозунгов, а также на дестабилизацию общественно-политической ситуации на Северном Кавказе. С этой целью руководители сайтов и их вероятные заказчики (они же, скорее всего, и спонсоры) организовывают для молодёжи различные онлайн-конференции с участием известных адыгских общественных деятелей. Анонсы таких конференций распространяются по наиболее популярным социальным сетям, таким, как например, сайт «Одноклассники», где на сегодняшний день функционируют десятки групп с антиабхазо-абазинским контентом. Из сайтов Интернета наиболее одиозны с точки зрения уровня искусственной организации антиабхазо-абазинской истерии такие сайты, как //circassia.forumieren.de, функционирующий на Западе; сайт //elot.ru, действующий в России; несколько авторских блогов, созданных этническими адыгами на сервисе //livejournal.com; а также несколько иных мелких и не особо известных ресурсов.

Давид Дасаниа

Мы сегодня никоим образом не затрагивали бы поднятой нами темы, если бы деятельность указанных ресурсов Интернета не приводила к плачевным и даже обвальным результатам в абхазо-адыгских отношениях. В Интернете наблюдаются постоянные конфликты и оскорбления между молодыми абхазо-абазинскими и адыгскими пользователями различных форумов, особенно после свершившегося факта признания Грузией геноцида адыгского народа; происходит сближение на антиабхазо-абазинской почве адыгских и грузинских юзеров; имеют место многочисленные факты втягивания в искусственный конфликт достаточно известных представителей общественности с той и иной стороны; ужесточаются сердца молодёжи; создаются закрытые национальные группы, блокирующие участие инонациональных элементов, копируются и распространятся среди адыгской молодёжи материалы с сайтов, содержащих антинаучные, абсолютно неприемлемые теории.
Приведём лишь одну такую теорию, изложенную в посте пользователя TIM из сайта //circassia.forumieren.de. А таких высказываний, как это, наверное, можно ныне собрать из Интернета с целый том. Цитируем: «Адыги появились на этом свете много-много тысячелетий тому назад, а абхазы не более 2,5, максимум, около 3 тысяч лет тому назад от смешения адыгов с женщинами другого народа. Раньше на земле был закон, по которому в результате войны уничтожались мужчины одного из сторон конфликта и победитель забирал к себе в виде трофея женщин и маленьких детей. Видимо, после очередной войны адыги к себе забрали в виде трофея женщин какого-то народа, и от связи этих женщин и адыгов произошли абхазы и все остальные народы Северного Кавказа, которые близкородственны адыгам. Это не теория, основанная на фантазии, а неоспоримый факт, основанный на исследованиях ДНК народов Кавказа! (1)». 
А теперь о том, что пишут пользователи Интернета в адыгских сайтах по садзской проблематике. Среди тезисов, распространяемых в глобальной сети по указанным ресурсам, встречаются и такие: Черноморское побережье от реки Шахе до реки Бзыбь – это территория исторической Убыхии; садзы – это не отдельный народ (как представляют историю её абхазские фальсификаторы), а просто абхазское название убыхов; язык убыхов не являлся «срединным» языком в абхазо-адыгской языковой группе, так как убыхи – одно из адыгских племён; территория Абхазии начиналась за рекой Бзыбь; крепость Гагра была построена русскими для предотвращения вторжений убыхов в Абхазию; поскольку территория Гагрского района традиционно входила в состав Великой Черкесии, простиравшейся от Чёрного до Каспийского морей, то абхазы рано или поздно должны вернуть черкесам эти земли (2).
Вопрос по садзам был затронут известным и уважаемым в Абхазии адыгом, заслуженным работником культуры Адыгеи Альмиром Абреговым на онлайн-конференции, прошедшей 19 июля сего года на сайте «Одноклассники» в группе «Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии». По словам А. Абрегова, термин «садз» (или джигет)  употреблялся   среди абхазского народа для обозначения черкесов (адыгов). В пользу того,  что джигеты являлись адыгами говорит и тот факт, что термином джыхы, джыхыбзэ сами убыхи называли один из адыгских субэтносов – абадзехов, а абхазов и абазин они  обозначали  термином «азгъа» (3).
Так, кто же такие садзы, из-за которых в глобальной виртуальной сети периодически ломаются копья между абхазскими и адыгскими пользователями? Что мы знаем о них? И, главное, кем они являлись по своему этническому происхождению?
По словам русского офицера, дипломата и разведчика Ф.Ф. Торнау, садзы есть «поколение одноплемённое с абхазцами, говорящее с ними [одним и] тем же языком без всякого приметного изменения» (4).
Генерал П.К. Услар в статье «О языке убыхов» определяет границу между абхазами и убыхами по реке Хамыш (он её фиксирует в форме Гамыш) – это современная река Хоста. «К юго-востоку за Гамышом, - пишет он, - находится абхазское племя садзуа, которое у нас известно под именем джигетов» (5).
Генерал и сенатор Г.И. Филипсон, служивший в 40-х годах XIX века на Черноморской береговой линии, сообщает, что садзы говорят «чистым абхазским языком» (6).
Генерал И.Р. Анреп в середине 50-х годов XIX века отмечал, что садзы «говорят абхазским языком, а в обычаях более сходны с абхазцами, чем со своими соседями убыхами... Общественное устройство у обоих народов одинаково» (7).
А.Н. Дьячков-Тарасов пишет, что джики именовали себя «садзуа» или же общеабхазским наименованием «азега». Они, согласно его утверждению, говорили тем же абхазским языком, на котором говорили бзыбские, гумистинские, кодорские или абжуйские абхазцы, псхувцы, ахчипсхувцы и др. (8).
Немецкий учёный Ф. Боденштедт, побывавший в Абхазии в середине XIX века, пишет: «Жители Абхазии и Джигетии сами себя называют апсуа, а свою общую страну – Апсне» (9).
Вс. Миллер писал, что «южнее убыхов от р. Хоста на юге жили абхазцы». А, согласно утверждению Н. Дубровина, абхазское племя состоит из трёх составных частей: апсуа, садзов и абазин (10).
Историк Д. Бакрадзе писал, что «филологические наши сведения несомненны лишь в том отношении, что одним языком с абхазцами говорят джигеты, цебельдинцы, медозгои (или медовеевцы, подразделяющиеся на Псху, Ахчипсоу и Аибга) и абазинцы; что они имеют один и тот же образ жизни, следовательно, и общий корень» (11). 
В Аджарии, как отмечает Х.С. Бгажба, до сих пор живёт немало потомков садзов-махаджиров. В основном, их можно встретить в окрестностях города Батуми, в Ферие. По состоянию на 1960 год их здесь было около 1170 душ. Если, например, речь Ангисских абхазов, происходящих из Тхубуна, что находится в Абхазии, на левом берегу реки Келасур, ничем существенным не отличается от абжуйского диалекта абхазского языка, то речь Ферийских абхазов соответствует калдахварскому говору бзыбского диалекта (12).
Среди батумских абхазов распространены садзские фамилии, которые уже не встречаются на территории Абхазии, например, Аегба (Аекба), Ажваджьба, Айквыцба, АкIвыдба, Ацыцба, Айласырба, Акшындба, Арыдба, Арымба, Ашвмеиба, Джьышвба, Лахварба и др.

Давид Дасаниа

Истории, этнологии и языку садзов посвятил целую монографию и Шалва Денисович Инал-ипа. Книга вышла в Москве, в 1995 году. Согласно Ш.Д. Инал-ипа, прошлое садзов – «это органическая часть многовековой истории абхазского народа» (с. 10), «без неё абхазоведение всегда будет неполным» (с. 11). «Почти никто из опрошенных абхазских сказителей, - пишет Ш.Д. Инал-ипа, - не сомневается о том, что садзы, а также абазины принадлежат не к убыхскому, адыгскому (черкесскому) или иному народу, а именно к абхазскому этносу» (с. 54). «Лишь некоторые из них, - продолжает автор, - склонны отождествлять садзов с черкесами, не имея однако при этом сколько-нибудь точного понятия о том, кто же такие сами «черкесы» (с. 55). Кстати, данное замечание мы можем подтвердить одним замечательным примером: представляя приезжающих в Абхазию абазин, многие простые абхазы, не разбирающиеся в тонкостях истории и этнологии, довольно часто называют их «черкесами», на что абазины, естественно, обижаются.
В своей монографии о садзах Ш.Д. Инал-ипа отмечает ряд интереснейших садзских словосочетаний, отражающих абхазскую специфику слога, но частично непонятных современному абхазу. Например, «шәысаҳаҭах цәгьахааит, шәаасҟәамҵуа» (оставьте меня в покое, чтобы недоброе с вами было!). Здесь не совсем понятно слово «шәысаҳаҭах». Слово «уагьаахеит», согласно автору книги, выражает досаду, удивление, а слово «усаҕашьт» переводится как «добрый малый» (с. 67).
Ш.Д. Инал-ипа знакомит нас с т.н. «садзским тайноречием», уделяет внимание абхазскому форманту «дза» в фамильных именах садзов, этнической территории садзов и садзским подразделениям, топонимики Садзена. Особенно интересны топонимы с абхазскими элементами «пста» (ущелье), шха (гора), «та» и «ныха» (святилище): Сочипста, Кудепста, Лапста, Ачипста, Мацеста (от Маципста), Магишха, Цанбишха, Псеашха, Айшха, Ясхрипш, Мзымта, Аублаарныха, Лацуныха и т.д. (с. 124).
Автор также знакомит широкую читательскую аудиторию и с родовым составом населения Садзена. Здесь встречаются, в основном, садзы с фамилиями, у которых безупречно абхазское происхождение, например: Адзба, Ажведжьба, Айкуцвба, Амаба, Арацвба, Арыдба, Атейба, Ачба, Ачыгуба, Бардзба, Бганба, Ашвхуацаа, Гечба, Куджба, Кундзаа, Лушба, Лыдзаа, Мамдзаа, Маршан, Мдаюей, Мкялба, Инапха, Папба, Псардиа, Цанба, Чацвба, Шьхараа и другие. Среди садзов встречались и те, кто имел убыхское и адыгское происхождение: это Агухоуа, Аухат, Тлабагъв, Хатхуа, Шварыкъва (с. 141-144).
По рассматриваемой теме в абхазоведении существует немало ценных работ. И среди них мы хотели бы особо отметить работу Теймураза Ачугба (кстати, садза по происхождению) «Об этнической номенклатуре населения Садзской Абхазии в первой половине XIX века», работу Арвелода Куправа «Джигетские фамилии в Грузии», статью Вячеслава Бигуаа «Садзы в абхазском фольклоре и литературе», статью Валентина Когониа «Исторический рассказ о садзах» и статью Эммы Килба «К проблеме реконструкции исторического садзского диалекта абхазского языка».
А сейчас немного о том, как относятся к вопросам истории садзов адыгские учёные. В Интернете своими работами на заданную тему известен только один учёный, а именно кандидат исторических наук Самир Хотко.
Комментируя открытое письмо Генерального секретаря Всемирного абхазо-абазинского Конгресса, члена Союзов писателей Абхазии и России Геннадия Аламиа, известный адыгский учёный, кандидат исторических наук Самир Хотко пишет о садзах, что они являлись абхазским племенем. Цитирую: «От верхних течений Хосты и Сочи, и на северо-запад до р. Шахе простирались земли убыхов – самобытного абхазо-адыгского этноса. Река Сочи в своем нижнем течении в XVI– первой половине XIX в. была занята абхазским племенем садзов (джигетов)». И ещё одна цитата: «Северо-абхазское население, среди которого особенно многочисленную группу составляли садзы (джигеты), занимало территорию от р. Бзыбь до р. Сочи» (13). Причину определённого обособления садзов от остальных абхазов С. Хотко объясняет следующим образом: «В российской этнографической литературе садзы очень часто определяются как причерноморские абазины. Отождествление с абазинами можно объяснить тем, что турки называли и садзов, и убыхов, и самих абхазов одним термином абаза. Грузины же называли садзов джиками (отсюда русский термин джигеты). В этом отделении садзов от абхазов очень хорошо просматривается политический аспект: садзы не входили в состав Абхазского княжества под управлением Чачба-Шервашидзе, а имели всегда свое княжество».
«Как отражение этого обстоятельства, - продолжает С. Хотко, - в русских, грузинских и европейских источниках их устойчиво именовали черкесами... При всем том, абазы-садзы оставались и культурно, и лингвистически частью абхазского этноса и поддерживали с населением Абхазского княжества самые интенсивные контакты. Знание адыгского языка и включенность в адыгские-черкесские политические институты никоим образом не приводили к потере садзско-абхазской идентичности». С. Хотко также упоминает, что на территории Садза-Джигетии проходили общечеркесские законодательные съезды; садзы представлены своей звездой на общеадыгском (черкесском) знамени; садзы входили в состав Сочинского меджлиса – общечеркесского государственного объединения, административный центр которого располагался на этнической садзской территории; садзы были в составе всех крупных черкесских посольств в Турцию, их политическая (во многом и этническая) история – часть адыгской истории.

Давид Дасаниа

В другой работе Самира Хотко, опубликованной на разных сайтах (мы обнаружили статью на сайте http://freecircassia.ucoz.com), автор указывает следующие садзские подразделения: Саше, проживающего между Сочи и Мацестой, по реке Бзугу; Хамыш, проживающего по р. Хоста; Цвиджа, Бага и Аредба, проживающих сверху вниз по реке Кудепсте; Аибга, проживающего по верхнему течению реки Псоу; Ахчипсоу, проживающего по верхнему течению Мзымты.
«Территория от Кудепсты (включительно) до устья Бзыби, - пишет С. Хотко, - показана как территория джигетов. Гагра, таким образом, на территории джигетов. В Джигетию, согласно карте Е. Д. Фелицына, входили такие общества как Цвиджа, Бага, Аредба, Багрипш, Геча, Михельрипш, Цандрипш, Хотхо (правильно: Хышха)».
Обратите внимание на то, как автор указывает наименование абазинского подразделения Хышха – «Хотхо». Не отсюда ли, по мнению Самира Хотко, происходят предки его фамилии? Скорее всего, автор придерживается именно абазинской версии происхождения своей фамилии. Иначе он не фиксировал бы Хышха в форме «Хотхо».
Упомянув про подразделение Ахчипсоу, С. Хотко пишет, что компонент -псоу, должен быть связан с адыг. псы «вода / река». По мнению некоторых адыгских авторов сам гидроним Псоу переводится с адыгского языка как «живи». По нашему же мнению, подобное утверждение не соответствует действительности. Как мы считаем, Псоу – абхазское, если точнее, западноабхазское наименование, означающее «абхаза» или что-либо «абхазское». Сравните название Псоу с самоназванием садзов «апсыу», а также с тем, как звучат (на садзский лад) западноабхазские фамилии с известным абхазским фамильным формантом «-уа», означающего «человек»: Лоу, Баалоу, Эбжноу (Быжьнау) и т.д. Интересна и модель изменения в абхазском языке фамилий с формантом «-уа» при произнесении фамилии и имени без отчества, например, Джапоу Ксыс (вместо Джапуа Ксыс) или Храбыу Ращыт (вместо Харабуа Ращыт).
Также адыгскими по этимологическому значению С. Хотко считает и два других топонима – это Псеашха и Аишха. Первый (Псеашха, по-абхазски Ҧсашьха) он переводит как «реки верховье», а второй (Аишха) как «плохая / неблагополучная гора». Заметьте, что элемент «шха» в случае с Псеашха переведён автором как «верховье» с помощью адыгского слова «шъхьэ» (голова, верх), а тот же элемент, но в случае с Аишха, переводит как «гора», то есть с абхазского языка, где «ашьха» - это «гора».
Возможное адыгское происхождение С. Хотко приписывает и топониму Псху, которое, по мнению автора, переводится как «псыхъу» (река). На самом деле Псху – абхазское название, которое произносится абхазами как «Ҧсҳәы» (ПсхIвы), оно означает «абхазскую границу», «границу (аҳәаа) апсов». Таким образом, «ҧсҳәаа» - «люди (жители) абхазской границы».
Далее мы читаем у С. Хотко: «Термин «асадзипсуа», упомянутый единожды в записках Г. И. Филипсона, создавший крайне запутанную и противоречивую версию этнической истории региона Северо-Западного Кавказа, квалифицируется Инал-ипа как самое действенное доказательство абхазской идентичности садзов». «Асадзипсуа», на взгляд С. Хотко, не может трактоваться как «садзско-апсуйский». «Если речь идет о наречии или языке, - продолжает С. Хотко, - то термин «асадзипсуа» гораздо более убедительно трактуется как асадзыбзэ, где -ыбзэ является лишь более корректной передачей того, что передано как –ипсуа».
Здесь автор ошибается и забывает о том, что термин «асадзипсуа» используется в речи абхазов вместе со словом «абызшва» (язык). Иными словами «асадзипсуа бызшва» (асадз ипсуа бызшва) переводится с абхазского языка как «абхазский язык садза».
В своей работе С. Хотко приводит примеры садзского языка, зафиксированного турецким путешественником Эвлией Челеби. Факт этот общеизвестный: словарь садзов, который в середине XVII века приводит Челеби, состоит преимущественно из адыгских лексем. «Означает ли адыгоязычность садзов, - пишет С. Хотко, - что они адыги по происхождению? Вполне вероятный исторический сценарий». Но автор советует не торопиться с выводами и предлагает свой сценарий, главный смысл которого таков, что «Челеби отобразил факт двуязычия садзов».
Рассматривая гидронимы с основой «псы» в Садзе-Джигетии, С. Хотко пишет: «Территория садзов от Сочи до Бзыби резко отличается от Абхазии существованием значительного числа адыгских гидронимов и топонимов. Билингвизм садзов отражен в гидронимах Сочи-пста, Кудепста, Бегерепста, Лапста, Ачипста, Швачапста. Сочи – Сочипсы – Сочипста. Скорее всего, именно так образовался этот гидроним». Комментируя данный тезис, мы хотим отметить, что С. Хотко в очередной раз ошибается, так как и Сочипста («пста» в абхазском языке «ущелье», соответственно, Сочи-пста переводится как «ущелье /рода/ Швача-Шваша»), и Кудепста (ущелье /рода/ Кудба), и Бегерепста (правильнее «Багрыпста» - «ущелье /рода/ Багба»), и Лапста (ущелье /рода/ Лаа), и Ачипста (ущелье Ачбы), и Мацеста (Маципста – «ущелье /рода/ Мацба), которое автор упоминает ниже, – всё это абхазские гидронимы со вполне понятным абхазским этимологическим обозначением.
Формулируя вывод, С. Хотко пишет: «Бесспорно, что садзы осознавали свое этническое родство с абхазами княжества Абхазии, но не менее бесспорно, что они осознавали и свое отличие от апсуа. Обе точки зрения можно и следует примирить. Если садзы – потомки абазгов, то они южные, причерноморские абазины, так как абазины пришли на Северный Кавказ с территории Садза» (14).

ПРИМЕЧАНИЯ
1 http://megaloforum.russ-forum.ru/viewtopic.php?id=103.
2 http://www.elot.ru/forum/viewtopic.php?t=6558.
3 http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=2483.
4 Дзидзария Г.А. Торнау Ф.Ф. и его кавказские материалы. М., 1976, с. 103.
5 Цит. по: Бгажба Х.С. Этюды и исследования. Сухуми, 1974, с. 156-157.
6 Цит. по: Ачугба Т.А. Этническая история абхазов. XIX-XX века. Сухум, 2010, с. 53.
7 Цит. по: Ачугба Т.А. Этническая история абхазов. XIX-XX века. Сухум, 2010, с. 53.
8 Дьячков-Тарасов А.Н. Гагры и их окрестности // ЗКОИРГО. Кн. XXIV. – Тифлис, с. 42.
9 Боденштедт Ф. По Большой и Малой Абхазии. О Черкесии. Перевод с немецкого М. Кривенко. Автор проекта и редактор, предисловие, комментарии и послесловие Чачхалиа Д.К. – Москва, 2002, с. 127.
10 Бгажба Х.С. Этюды и исследования. Сухуми, 1974, с. 158.
11 Цит. по: Бгажба Х.С. Этюды и исследования. Сухуми, 1974, с. 161.
12 Бгажба Х.С. Этюды и исследования. Сухуми, 1974, с. 160.
13 http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=156&t=230&p=707#p707.
14 http://freecircassia.ucoz.com/news/sadzy_dzhigety_proiskhozhdenie_i_istoriko_kulturnyj_portret_abazinskogo_subehtnosa/2011-05-14-44.

Давид Дасаниа

По запросу «садзы» поисковик от Нигмы даёт 32 тысячи результатов. На первом месте стоит сайт Википедии. Там о садзах чёрным по белому написано: «Садзы (самоназвание: апсыу «абхаз», племенное самоназвание асадзуа или ахалцыс, грузинское — ჯიქები, джикеби, джигеты) — субэтническая группа абхазов.
Второй сайт, открывающийся по популярности вслед за Википедией, это сайт //abaza-duney.ru. Там в формате pdf опубликована интереснейшая научная статья доктора филологических наук В.А. Бигуаа «Садзы в абхазском фольклоре и литературе». Ознакомлю вас с основными тезисами данной работы.
Тезис 1-й. Автор статьи приводит в пример первую строфу поэмы И. Когониа «Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жанаа», которая написана на фольклорной основе: «Живший в Шапсугии Зосхан Ачба, В свое время был большим человеком. Своей страной и народом Правил он единолично». В. Цвинариа, анализируя поэму И. Когониа, отмечал: «Сегодня абхазский читатель с удивлением может спросить: где в Шапсугии жил Зосхан Ачба? Здесь могут быть два мнения: первое — в древности контакты между адыгами и абхазами были более тесными и близкими; благодаря этому среди адыгов жили и абхазы. Вторую точку зрения выдвинул Л. Лавров: «Нами давно уже была выдвинута гипотеза о длительном процессе сокращения численности абазин из-за многовековой ассимиляции их адыгами и о том, что ряд адыгских «племен» (шапсуги, абадзехи, бжедуги) были прежде абазинами и говорили на абазинском языке» (Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, Л., 1978, с. 41). Если исходить из этой гипотезы, Зосхан Ачба был абазинским князем. О том, что абазины и абхазы генетически и по языку один народ, писали ученые. Можно сказать, что Шапсугия была землей абазин-абхазов». Как оказался представитель абхазской великокняжеской фамилии Ачба, восходящей, как предполагают историки, к династии Леонидов (абхазских царей), на крайних пределах Северо-Западного Кавказа? Причину этого можно объяснить тем, что северо-западные границы раннесредневекового Абхазского царства достигали до р. Кубани (Малой Хазарии).
Тезис 2-й. В фольклорном наследии абхазов заметное место занимают героические песни и сказания о Пшкиач-ипа Манче и Баалоу-пха Мадине, о Инапха Киагве, которые выступают защитниками народа и родины, о Куджбе Капыте и др. Примечательна песня о храбром Манче и Баалоу-пха Мадине. Действия происходят в Малой и Большой Абхазии. Садз Манча родом из Ахчипсы. И дошла до него весть о прекрасной сестре семи братьев Баалоу-пха Мадине из Цабала (Цебельды). Он решил отправиться в Цабал. в песне и садзы, и абхазы, и Садзен, и Абхазия представлены, как единое целое.
Тезис 3-й. В общем фонде абхазского фольклора немалое место занимают песни и сказания о других не менее известных садзских героях — Аджыр-ипа Данакае, Куджба Капыте, Баг(ба) Паре, Геч(ба) Решиде (Рашите) и др. Они были известны по всей исторической Абхазии (включая Садзен или Джигетию), хотя записи этих сказаний производились фольклористами в основном в Бзыбской Абхазии (в селах Бзыбь, Отхара, Лыхны, Эшера и др.). Это свидетельствовало об историческом, культурно-духовном и языковом единстве населения всей Абхазии (Большой и Малой) до массового выселения садзов в 1864 г. Садзы никогда не отделяли себя от остальных абхазов, хотя садзские общины часто вели вольный образ жизни, но при этом принимали активное участие в политической жизни Абхазского княжества. Кроме того, садзы, по сравнению с абхазами Большой Абхазии, из-за территориальной близости постоянно общались с убыхами и западноадыгскими субэтносами и обществами. Это, естественно, не могло не отразиться на их языке и образе жизни. А убыхский язык, видимо, сформировался на базе садзского диалекта и под непосредственным влиянием адыгского (черкесского). Вполне вероятно, что по этим причинам иногда в литературе некоторых садзов представляют убыхами. Так произошло, например, с садзом Чу Якубом из Мацесты (часть территории Садзена) в записях Ж. Дюмезиля, который стал впоследствии главным героем повести Д. Зантариа «Судьба Чу Якуба», где Якуб представлен убыхом. Возникали вопросы к историко-философскому роману Б. Шинкуба «Последний из ушедших» по поводу этнонима (?) «аублаа», в переводах произведения — «убыхи».
Тезис 4-й. В ХVII в., а точнее — в 1666 г. на Кавказе побывал турецкий путешественник и ученый Евлиа Челеби. Результатом этой поездки стала «Книга путешествий», в которой описано более двадцати народов и этнических групп, живших от границ Абхазии с Грузией по р. Ингур до Анапы. По мнению Евлия Челеби, двадцать из описанных племен, в том числе и племя «соча» — это племена народа абаза (Челеби Евлиа. Книга путешествий, ч. 2., М, 1972, с. 50–51).
Тезис 5-й. Вопросы, связанныеы с наименованиями «Бытха» и «аублаа». В произведении писатель называет Бытху аныхой. Возможно, что в народе (во всяком случае, среди абхазов) святилище называли Быт-ныха, сокращенный вариант от Бытха-ныха. В разных источниках Бытха топонимическое название. Например, в «Лоции Черного моря» (1851) отмечалось, что Бытх — горка, «от которой выдается мыс Соча-Бытх» (Лоция Черного моря; Шакирбай Г. З. Абхазские топонимы Большого Сочи. Сухум, 1978, с. 38). Г. Шакирбай, по данным архивных материалов и картам XIX — нач. XX в., составил таблицу топонимов от реки Ингур до Новороссийска. Среди этих топонимов встречаются: гора Аублаарных (дословно: гора-святилище Аубла. — В. Б.), горная река Битха или Бытха. В работах Л. Люлье приводится и гидроним Батхь — название речки. Шакирбай, отмечая, что убыхи этнически и лингвистически занимали промежуточное звено между абхазами и адыгами и говорили, как на родном, так и на абхазском и черкесском языках, название Бытха относил к абхазским топонимам. По его мнению, одно из названий местностей в Сочинском районе «Бытха, по-абхазски Бытвхуа, можно этимологизировать, как Бытв — родовая абхазская фамилия Бытвба и хуа — «холм», «гора», т. е. — холм Бытвбовых». Ш. Д. Инал-ипа среди садзских святилищ перечисляет и Аублаа-рныха (святилище рода Аублаа) на территории г. Сочи (гора Батарейка). Кроме того, ученый считал, что Аублаа — это абхазская, в частности, садзская фамилия. Он также говорил о новоафонском старожиле У. С. Куруа, знавшем «предание, согласно которому абхазы произошли от представительницы рода Аублаа (Апсуаа зхылцыз Аублаа ипха лоуп)».
Тезис 6-й. В романе Б. Шинкуба (в абхазском оригинале) Аублаа — этноним, он используется в качестве названия всего народа. Но, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что «Аублаа» и «Убых» имеют разные значения: первое — это фамилия или титул, второе — название народа. Важно, что в русском и других переводах романа используется только название «убыхи». Этноним «убыхи», как обозначение конкретного этноса, широко распространен в русской и зарубежной научной литературе и исторической публицистике (в формах: англ. Ubykh, фр. Oubykh, нем. Ubych, тур. Wubıh и т. д.; изредка — Päkh).

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр