Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Следующие ошибки возникли при попытке отправки сообщения:
Внимание! Пока вы просматривали тему, появилось несколько новых ответов (7). Возможно, вы захотите изменить свое сообщение.
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор mnashe
 - августа 12, 2021, 03:45
Цитата: SolidCode от августа 11, 2021, 16:26
то в параллель можно привести Силоамскую надпись, где очевидно форма женского рода "hayeta" записана HYT, тоже без "хэй", указывающей на долгий гласный в конце слова.
Не получается параллель. Форма *C₁aC₂ata у корней C₃=y/w (масоретское hɑ̄yəṯɑ̄ / hɑ̄ˈyāṯɑ̄ и пр.) — это выравнивание парадигмы в библейском иврите, по аналогии с полными корнями, где  C₁aC₂aC₃a < C₁aC₂aC₃at. Более древняя форма для таких корней — C₁aC₂at (исконная t сохранилась в них, в отличие от полных, чтобы избежать смешения с м.р.). Как ни странно, эта более древняя форма сохранилась в языке Мишны.
То есть в этом случае речь не об орфографии.
Автор SolidCode
 - августа 11, 2021, 16:26
Если глагольная форма "haya" написана без буквы "хэй", как след более древней орфографии, то в параллель можно привести Силоамскую надпись, где очевидно форма женского рода "hayeta" записана HYT, тоже без "хэй", указывающей на долгий гласный в конце слова.
Автор mnashe
 - августа 10, 2021, 18:47
Может быть, разница между «жить» и «быть» в том, что первое — глагол состояния, а второе — глагол действия.
Если для полных корней простая порода выглядит как *CaCaC- (3л) / *CāCiC- (причастие) для глаголов действия и *CaCiC- (реже *CaCuC-) в обеих формах для глаголов состояния, — то логично, чтобы корни C₂=C₃ легче теряли вторую гласную в глаголах состояния (*ḥayw- > *ḥayy > ḥay), чем в глаголах действия (*haway- > hāyā). Ср. для корня qll «быть лёгким» формы qal (ед.ч. перфекта и причастия) / qallū (мн.ч. перфекта) / qallīm (мн.ч. причастия). Хотя и глаголы состояния такого типа могут быть в полной форме, например, šāmēm «пустынный», но это может быть более позднее развитие языка.
Я не проверял это предположение.
Автор SolidCode
 - августа 9, 2021, 19:28
У Хьюнергарда дано так:
*ḥayw- > *ḥayy- > חַ י ḥay 'alive'
Возможно, здесь *ḥayawa > *ḥayā, но записывалось ещё חַ י, когда ещё была чисто консонантная запись, до рубежа второго и первого тысячелетий до н.э. Так и осталось. Двухбуквенная запись этой глагольной формы есть и в других местах помимо главы 11.
Автор Гетманский
 - августа 9, 2021, 14:18
Цитата: mnashe от августа  8, 2021, 23:00
Ой, я, кажется, где-то видел объяснение, но забыл.
Но вообще если рассматривать этот корень не как C₃=y, а как C₂=C₃, то именно так он и должен выглядеть, как он выглядит и в форме причастия (обоих родов и обоих чисел), и в форме перфекта 3л. ед.ч. м.р.

Спасибо!
Автор mnashe
 - августа 8, 2021, 23:00
Цитата: Гетманский от августа  8, 2021, 19:34
Здравствуйте, Менаше! У меня вопрос по поводу морфологии перфекта глагола חי из стиха (Быт. 11:12), вроде тут должна быть ה на конце, а её нет. Можете объяснить почему так?
Ой, я, кажется, где-то видел объяснение, но забыл.
Но вообще если рассматривать этот корень не как C₃=y, а как C₂=C₃, то именно так он и должен выглядеть, как он выглядит и в форме причастия (обоих родов и обоих чисел), и в форме перфекта 3л. ед.ч. м.р.
Автор Гетманский
 - августа 8, 2021, 19:34
Цитата: mnashe от июля 30, 2020, 21:44
Не знаю. Даже и не соображу другие примеры, где эту словообразовательную модель можно трактовать как причастие (хотя сама она не такая уж редкая: ṣippōr «птица», qippōḏ «ёж», kinnōr «струнный музыкальный инструмент»).

Здравствуйте, Менаше! У меня вопрос по поводу морфологии перфекта глагола חי из стиха (Быт. 11:12), вроде тут должна быть ה на конце, а её нет. Можете объяснить почему так?
Автор mnashe
 - декабря 13, 2020, 23:16
Перечитал, что есть в книге «Фонетика и морфология» Йəɦошуаʕ Блау (кстати, автор умер пару месяцев назад).
Но там не написано, каким путём шли стяжения трифтонгов (VyV / VwV).
Сказано только о результате:

  • если вторая гласная долгая, то первая исчезает вместе с согласной;
  • если вторая гласная a, то трифтонг стягивается в қамац;
  • если вторая гласная не a, то трифтонг стягивается в сеголь
В сопряжённой форме падежные окончания отпали раньше. Поэтому отдельная форма *ŝayu > ŝɛ̄ , *ŝadayu > ŝɑ̄ḏɛ̄, но сопряжённая форма *ŝay > ŝē , *ŝaday > ŝəḏē.

Цитата: SolidCode от декабря 13, 2020, 07:36
Предположим, что все глаголы стали в протоиврите yiCCayu в породе Каль
Наоборот, аналогии сработали позже.

Цитата: SolidCode от декабря 13, 2020, 07:36
но а что было в Хифиле? Там ведь долгий iː после второго корневого один из важнейших признаков в имперфекте после того, как в западно-семитском инфикс h исчез: *yuhaqtilu > yaqtîl.
Цитироватьתופעה בולטת בגזרה זו היא כי הבניינים השונים מסתיימים (כמעט) באותם הסיומים ונבדלים על הרוב רק בהתחלתם. דבר זה נובע בחלקו ממעתק הגאים, שלא היה תלוי בתנועה הקודמת ל־י, ובחלקו מהיקשים רחבים למדי.Выделяющееся явление в глаголах с третьей корневой й/ў — все породы оканчиваются (почти) одними и теми же окончаниями и отличаются, как правило, только началом. Это проистекает отчасти из фонетических переходов, не зависевших от гласной, предшествующей й, отчасти из крайне широких аналогий.
Автор SolidCode
 - декабря 13, 2020, 07:36
Мнаше, получается, что на каком-то этапе тематические гласные ослабли в корнях.
И опять же остаётся вопрос о стадиях перехода ŝadayu > ŝɑːḏɛː под ударением. Сначала, я так понимаю, отпадение безударного краткого окончания: *-ayu > *aːy, правильно? Или нет? А дальше как до > *еː > ɛː? Как *ŝaw/y- превращается в שֶׂה? Причём, ŝɛː в абсолютной, но в сопряжённой ŝеː. Там ещё и небезынтересное слово "рот" как *piy- или *pay-.
И ещё. Предположим, что все глаголы стали в протоиврите yiCCayu в породе Каль, хотя не похоже, что было так, но а что было в Хифиле? Там ведь долгий iː после второго корневого один из важнейших признаков в имперфекте после того, как в западно-семитском инфикс h исчез: *yuhaqtilu > yaqtîl.
Автор mnashe
 - декабря 12, 2020, 23:55
Может, там вообще все три варианта yaCCuyu, yaCCiyu и yiCCayu слились в один по последнему типу, а последнем ɛ вполне ожидаема (ср ŝadayu > ŝɑːḏɛː).