Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Дед Мороз и Снегурочка - продукт кабинетной мифологии? Или нет?

Автор Максимм, января 4, 2012, 15:53

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Максимм

Дед Мороз и Снегурочка - продукт кабинетной мифологии?
Учитывая время года, давайте обсудим эту тему.
В википедии написано очень прилично.
ЦитироватьВ 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».
http://ru.wikipedia.org/wikiСнегурочка
(wiki/ru) Афанасьев,_Александр_Николаевич  (1826-1871 гг.)
Таким образом, первичный источник: Афанасьев А.Н. "Поэтические воззрения славян на природу" (3 т., Москва, 1866—69).
Дед Мороз.
(wiki/ru) Дед_Мороз

ЦитироватьВ литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа.

ЦитироватьВ своём исследовании С. Б. Адоньева указывает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Источник информации: http://magazines.russ.ru/oz/2003/1/2003_01_31.html

Вот очень интересное:
ЦитироватьПомимо «главного» Деда Мороза с резиденцией в Великом Устюге на территории Российской Федерации известны и его «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне Pakkaine (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33124/
Это тоже новодел?

Далее. Есть ещё один источник современного мифа.
Это русская народная сказка "Морозко", записанная А.Н. Толстым (1882-1945 гг).
(Или всё-таки придуманная полностью этим мастером мистификаций?)
http://lib.rus.ec/b/56087/read
И её знаменитейшая экранизация
(wiki/ru) Морозко_(фильм)

Был ли исторический прообраз Деда Мороза?
ЦитироватьМороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко).
Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывались с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же мороз просили не приходить летом и не портить урожай.
Источник здесь: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/4047.htm

При этом существует чётко не подтверждённое мнение (гипотеза), что якобы источником сказки "Морозко" послужил когда-то существовавший жестокий языческий обряд:
Цитата: http://olefir.at.ua/publ/ehto_interesno/prazdniki/proiskhozhdenie_deda_moroza/8-1-0-68Есть еще один прототип Деда Мороза - Морозко, которому в день зимнего солнцестояния приносили в жертву юную девственницу, которую отвозили в лес и привязывали к дереву. В остальное время Морозко разгуливал с мешком (куда собирал подношения) и посохом, которым бил непослушных детей.
Предполагаю, что данная гипотеза могла быть выдумана уже в наше время полностью из головы.
Хотя очень логично: отдать сверхъестественной силе, вызывающей мороз зимой, нечто очень ценное и дорогое, чтобы эту силу задобрить, чтобы невыносимый мороз ослабел.
Было ли что-то такое? И если было, то у какого народа?
Может, это не славянский обычай (если он существовал), а обычай одного из ассимилированных славянами ФУ народа (мещёра, мурома, меря)? Или обычай ассимилированных славянами балтов (голяди и т.д.)?
Кто как думает?
Думали, что садимся в лодку к Мазаю, а оказалось - к Герасиму.

piton

Цитата: Максимм от января  4, 2012, 15:53
Есть еще один прототип Деда Мороза - Морозко, которму в день зимнего
солнцестояния приносили в жертву юную девственницу
Вот этот обряд бы восстановить, понятно, переосмыслив.
W


Максимм

Ещё интересный момент.
С сюжетом "Морозко" явно перекликается сюжет "Двенадцати месяцев" Маршака.
Происхождение "Двенадцати месяцев" тоже загадочно.
Цитата: http://ru.wikipedia.org/wiki/Двенадцать_месяцевДвенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах.
По одной из версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см. Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), хотя в повести Маршака действие происходит не в Греции, а в Богемии (Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв. По другой версии — это литературная обработка сказки известной чешской писательницы Божены Немцовой (1820-1862 гг.) «Двенадцать месяцев», известная в России по переводу Николая Лескова.
Думали, что садимся в лодку к Мазаю, а оказалось - к Герасиму.

Максимм

Да. Тот же сюжет, что и в "Морозко"!
Чехия. XIX век.
(wiki/ru) Немцова,_Божена
http://lib.rus.ec/b/140502/read
ЦитироватьБыла одна мать, и было у нее две дочери; одна была ее собственная дочь, а другая — падчерица. Свою она очень любила, а на падчерицу и глядеть не могла; не любила ее за то, что Мóрушка была красивее Елены. Добрая Мóрушка не знала своей красоты и не могла придумать, за что мачеха так на нее естся. Вся домашняя работа лежала на Мóрушке...
...Небо трепещет, на земле буря, человека не видно. Смутно затворила Морушка оконце, крест на себя положила и «Отче наш» читала за сестру и за мачеху. Утром ждала их с завтраком, ждала и с обедом, но не дождалась ни Елены, ни мачехи. Обе на горе замерзли. Остались доброй Моруше и хата, и коровка, и кусок поля, нашелся к этому и хозяин, и хорошо было им жить в покое.
Париж, 25-го декабря 1862 года
(С чешского перевод Н. С. Лескова)
Думали, что садимся в лодку к Мазаю, а оказалось - к Герасиму.


Максимм

Итак, Алексей Толстой записал сказку на восточнославянском материале. Божена Немцова, работавшая на волне чешского возрождения, возможно, использовала местный западнославянский фольклорный материал.
Выходит, это что-то древнее, общеславянское? Я имею в виду сюжет "дочь-падчерица-лес-мороз".
Думали, что садимся в лодку к Мазаю, а оказалось - к Герасиму.

autolyk

Цитата: Максимм от января  4, 2012, 15:53
ЦитироватьПомимо «главного» Деда Мороза с резиденцией в Великом Устюге на территории Российской Федерации известны и его «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне Pakkaine (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33124/
Это тоже новодел?
Да, причём совсем свежий.
http://rk.karelia.ru/blog/kakkoy-takkoy-pakkayne/
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр