Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Этимология названий дней недели в тюркском языке

Автор huaxia, августа 12, 2012, 17:48

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Фанис

Цитата: Хусан от декабря 14, 2015, 14:00
В хорезмском узбекском, как в азербайджанском, используется нумерация, только последний называется бозор гун.
Биринчи гун
Иккинчи гун
Учинчи гун
Тўртинчи гун
Бешинчи гун
Олтинчи гун
Бозор гун
Вот, возможно, как раз из Хорезма и растут уши у встречающихся в узбекском, татарском, кб.-ском - базар көн "воскресенье". Ислам в Хазарии и многие мусульмане в Хазарии были как раз из Хорезма.

Фанис

У встречающегося в кб.-ском шабат куьн, караимском шаббат куьн, чувашском шӑмат куьн "суббота" уши растут, как все поняли, из иудаизма, но тоже через посредство Хазарии.

Фанис

Цитата: qarachayli от октября 15, 2012, 12:25
Цитата: bassian от августа 13, 2012, 17:45
Цитата: bvs от августа 12, 2012, 18:25
ЦитироватьКарачаево-балкарский язык:
баш кюн   
гюрге кюн   
барас кюн   
орта кюн   
байрым кюн   
шабат кюн   
ыйых кюн
Христианские "уши" торчат. баш кюн - начальный (первый день). гюрге кюн - день св. Георгия, барас кюн - видимо, день Параскевы (хотя обычно это пятница). орта кюн - "среда" (если считать с понедельника до воскресенья). байрым кюн - праздник (это уже ислам). шабат кюн - суббота.  ыйых кюн - святой день.
1.Вторник в балкарском варианте - геу"урге кюн, среда - бараз кюн, воскресенье - ыйыкъ кюн
2.орта кюн - вообще то четверг, а не среда, бараз - однозначно день святой Параскевы, байрым кюн -далеко не ислам, т.к. праздник на балкарском - байрам, а не байрым и означает день святой Марии, ыйыкъ кюн - никакой не "святой день", а всего лишь навсего означает последний день недели, т.к. неделя на Б языке - ыйыкъ, а так вроде все верно. А насчет "христианских ушей" - просмотрите название месяцев, там не только "уши", а все туловище торчит! javascript:void(0);
В карачаевском вторник - гюрге кюн (день св. Георгия), в балкарском - геуюрге кюн (то же). Насчет пятницы, да здесь не праздник - байрам, а св. Мария - Байрым, то есть день св. Марии - байрым кюн. Шабат кюн - понятное дело, из иудейско-христианского "шаббат" - суббота. А вот в отношении "ыйых кюн" как, всего лишь, последнего дня недели ("ыйыкъ") не соглашусь, поскольку изначальный смысл "ыйых", как и "ыйыкъ" тоже - "святой". В древнетюркских памятниках тоже имеем "ыдыкъ" в том же значении. У нас уже значение "святой" исчезло, конечно, но форма "ыйых", отличная от "ыйыкъ" (неделя) осталась. Ну и баш кюн (понедельник) и орта кюн (вторник) - здесь всё ясно. Так что, в карачаево-балкарском понедельник, четверг и воскресенье - тюркские наименования, а вторник, среда, пятница и суббота идут из христианства, которое вкупе с язычеством-тенгрианством наши предки исповедовали еще лет 200 назад.
Как будет среда в кб так и не определились.  :fp:

По идее, должно быть къан кьун.
Тат. кан көн, караим. къанкьун, чув. юн кун "среда". Юн по-чувашски "кровь", как и "кан". Тоже явно из Хазарии, только не знаю причем тут "кровь", с чем это связано".

Фанис

Чув. тунти кун, по переводу snn "день творения" (дальше Жендосо там намудрил, что-то свое придумал :))
Тат. туган көн, ну, день рождения, день сотворения, примерно то же.

Пока не буду связывать ни с христианством, ни с иудаизмом, возможно есть что-то третье.

Фанис

Чув. вырсарни (вырс+арни), тат. урыс атна кич "воскресенье", похоже, это что-то вроде "конец русской недели"

Слово "кич" тут означает, что это последний день недели, ср.: тат.кичек- "опаздывать".

Фанис


Фанис

Тат. атна кич, кич атна көн, баш. кесазна көн (простите башкиры за орфографию), чув. кеçнерни кун, караим. кичэйнэкьун "четверг" - а это "конец" какой-то своей пятидневной "недели", значит, начиналась она с воскресенья.

Фанис

Карачаевское и балкарское орта кьун "четверг" - это "середина" семидневной недели, а вот караимское ортакьун "вторник" - это "середина" пятидневной недели.

Фанис

Тат. атна көн, чув. эрне кун, караим. эйнә кьун "пятница" - возможно, это надо понимать, просто как "пятый день" семидневной недели, в общем просто "пятница". :donno:

Фанис

Караим. йухкьун, карач. ыйых кьун, балк. ыйыкь кьун "воскресенье". Так как караимы вроде не были христианами, то кб. ыйых//ыйыкъ вероятно тоже не связано с христианством - предположим, это название первого дня таинственной пятидневной недели. :donno: , потому что начиналась она именно в воскресенье, как мы выше выяснили.

listengort88

Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 23:48
Караим. йухкьун, карач. ыйых кьун, балк. ыйыкь кьун "воскресенье". Так как караимы вроде не были христианами, то кб. ыйых//ыйыкъ вероятно тоже не связано с христианством - предположим, это название первого дня таинственной пятидневной недели. :donno: , потому что начиналась она именно в воскресенье, как мы выше выяснили.

Караимы - это ведь бывшие иудеи, произошли ли они от самих евреев, или от тюрков (хазаров), вот и неделя начинается в ВС
Книга "Новый Этап Пробуждения" Александра Листенгорта: Маяк в океане поисков Души!.. Добро Пожаловать, בברכה, Բարի գալուստ, Hoşgeldiniz, Willkommen, Bienvenido!!!

mail

Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 21:28
Цитата: Хусан от декабря 14, 2015, 14:00
В хорезмском узбекском, как в азербайджанском, используется нумерация, только последний называется бозор гун.
Биринчи гун
Иккинчи гун
Учинчи гун
Тўртинчи гун
Бешинчи гун
Олтинчи гун
Бозор гун
Вот, возможно, как раз из Хорезма и растут уши у встречающихся в узбекском, татарском, кб.-ском - базар көн "воскресенье". Ислам в Хазарии и многие мусульмане в Хазарии были как раз из Хорезма.
В казахском тоже есть такое - бірінші күн, екінші күн... базар күн.
На юге (а возможно и в других частях РК) по сей день 'мал базары' работают только по воскресеньям.
Люди с именами Базарбай, Базарбек, Базаргуль, Базарайгуль и проч. это те, кто родились в воскресенье.
Вряд ли это связано с Хорезмом.

Фанис

Цитата: mail от декабря 16, 2015, 06:27
Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 21:28
Цитата: Хусан от декабря 14, 2015, 14:00
В хорезмском узбекском, как в азербайджанском, используется нумерация, только последний называется бозор гун.
Биринчи гун
Иккинчи гун
Учинчи гун
Тўртинчи гун
Бешинчи гун
Олтинчи гун
Бозор гун
Вот, возможно, как раз из Хорезма и растут уши у встречающихся в узбекском, татарском, кб.-ском - базар көн "воскресенье". Ислам в Хазарии и многие мусульмане в Хазарии были как раз из Хорезма.
В казахском тоже есть такое - бірінші күн, екінші күн... базар күн.
На юге (а возможно и в других частях РК) по сей день 'мал базары' работают только по воскресеньям.
Люди с именами Базарбай, Базарбек, Базаргуль, Базарайгуль и проч. это те, кто родились в воскресенье.
Вряд ли это связано с Хорезмом.
По крайней мере, эти данные лишь очередной раз доказывают проведение какого-то древнего базара/базаров в воскресный день, а вероятную связь с Хорезмом не подтверждают и не опровергают.

Может у вас своя версия или версии?

Фанис

Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 22:07
Чув. тунти кун, по переводу snn "день творения" (дальше Жендосо там намудрил, что-то свое придумал :))
Тат. туган көн, ну, день рождения, день сотворения, примерно то же.

Пока не буду связывать ни с христианством, ни с иудаизмом, возможно есть что-то третье.
Чув. ытлари кун, тат. атлаган кун "вторник...

Татарские туган көн и атлаган көн объединены общим аффиксом, поэтому можно перевести связанно: "день, когда родился" и "день, когда шагнул" или "день сотворения" и "день первых шагов". :donno:

Чувашские тунти кун и ытлари кун "вторник" по смыслу вроде тоже не далеки от татарских. Ытларикун snn перевел, как "день всадника", но словарь что-то не находит такого всадника , Жендосо попытался связать с караимским ортакьун и "разглядел" в ытлари середину, у Федотова не нашел, в общем пока стоит под вопросом.


Türk

Цитата: Хусан от декабря 14, 2015, 14:00
В хорезмском узбекском, как в азербайджанском, используется нумерация, только последний называется бозор гун.
Биринчи гун
Иккинчи гун
Учинчи гун
Тўртинчи гун
Бешинчи гун
Олтинчи гун
Бозор гун
Так у нас тоже bazar günü.
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

TawLan

Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 21:28
Цитата: Хусан от декабря 14, 2015, 14:00
В хорезмском узбекском, как в азербайджанском, используется нумерация, только последний называется бозор гун.
Биринчи гун
Иккинчи гун
Учинчи гун
Тўртинчи гун
Бешинчи гун
Олтинчи гун
Бозор гун
Вот, возможно, как раз из Хорезма и растут уши у встречающихся в узбекском, татарском, кб.-ском - базар көн "воскресенье". Ислам в Хазарии и многие мусульмане в Хазарии были как раз из Хорезма.
Базар кюн, как название дня может быть не связано друг с другом. Базар - рынок, день большого базара

TawLan

Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 21:37
У встречающегося в кб.-ском шабат куьн, караимском шаббат куьн, чувашском шӑмат куьн "суббота" уши растут, как все поняли, из иудаизма, но тоже через посредство Хазарии.
Так же в кабард. - щэбет, в осетин. - шабат, в чеченс. - шот

TawLan

Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 21:57
Как будет среда в кб так и не определились.  :fp:

По идее, должно быть къан кьун.
Тат. кан көн, караим. къанкьун, чув. юн кун "среда". Юн по-чувашски "кровь", как и "кан". Тоже явно из Хазарии, только не знаю причем тут "кровь", с чем это связано".
Барас кюн. Альтернативного названия нет, только так. В Грузии если не ошибаюсь это пятница

Фанис

У кумыков в названии дней недели вообще своя отдельная история, оказывается  :o

Итнигюн Понедельник
Талатгюн Вторник
Арбагюн Среда
Хамисгюн Четверг
Жумагюн Пятница
Сонгугюн Суббота
Къаттыгюн Воскресенье

Фанис

Предвкушал, что щас увижу всякие башгюн, кангюн, атнагюн, а хрена там... :)

TawLan

Цитата: Фанис от декабря 16, 2015, 14:39
Предвкушал, что щас увижу всякие башгюн, кангюн, атнагюн, а хрена там... :)
ЕМНИП это все арабское, где обсуждалось.

Фанис

Цитата: TawLan от декабря 16, 2015, 14:14
Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 21:37
У встречающегося в кб.-ском шабат куьн, караимском шаббат куьн, чувашском шӑмат куьн "суббота" уши растут, как все поняли, из иудаизма, но тоже через посредство Хазарии.
Так же в кабард. - щэбет, в осетин. - шабат, в чеченс. - шот
Доказывает, что Хазария для своего времени была очень влиятельной державой.

Фанис

Цитата: TawLan от декабря 16, 2015, 14:43
Цитата: Фанис от декабря 16, 2015, 14:39
Предвкушал, что щас увижу всякие башгюн, кангюн, атнагюн, а хрена там... :)
ЕМНИП это все арабское, где обсуждалось.
Как это арабское, что-то не врубаюсь. Это вы стесняетесь быть как-то связанными с хазарами? Или еще что-то?

TawLan

Цитата: Фанис от декабря 16, 2015, 14:50
Цитата: TawLan от декабря 16, 2015, 14:43
Цитата: Фанис от декабря 16, 2015, 14:39
Предвкушал, что щас увижу всякие башгюн, кангюн, атнагюн, а хрена там... :)
ЕМНИП это все арабское, где обсуждалось.
Как это арабское, что-то не врубаюсь. Это вы стесняетесь быть как-то связанными с хазарами? Или еще что-то?
Имелось ввиду у кумыков. Я тут не причем :no:

TawLan

Цитата: Фанис от декабря 16, 2015, 14:48
Цитата: TawLan от декабря 16, 2015, 14:14
Цитата: Фанис от декабря 15, 2015, 21:37
У встречающегося в кб.-ском шабат куьн, караимском шаббат куьн, чувашском шӑмат куьн "суббота" уши растут, как все поняли, из иудаизма, но тоже через посредство Хазарии.
Так же в кабард. - щэбет, в осетин. - шабат, в чеченс. - шот
Доказывает, что Хазария для своего времени была очень влиятельной державой.
Или же может быть тупо посредством. А насчет влиятельности никто не спорит, история той же "черкеска", насчет которой все кавказцы спорят, что это именно они одели всех в нее, началась именно от хазаров. Хазарам их соседи подражали во многом, в том числе и в одежде. Правда тогдашние хазарские халаты наверно что общего имели с черкеской 19-го века.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр