К вопросу об этимологии индоевропейского личного местоимения 1-го лица, ед.ч.

Автор Zhendoso, июня 29, 2011, 14:47

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zhendoso

Семантика и происхождение индоевропейского местоимения первого лица ед. числа - одна из неразрешенных загадок в индоевропеистик. Это местоимение в ностратике считается маргинальным, типичным именно и только для индоевропейских языков. Архетипом для него является что-то типа eĝHom, в котором начальный гласный видят как протезу, а по поводу конечного согласного идут споры, но  многие лингвисты видят в нем рефлекс ностратического местоимения первого лица единственного числа. То есть собственно основой, по-видимому, является eĝHo/oĝHo.
Я полный профан в индоевропеистике, но предлагаю при выяснении этимологии индоевропейского eĝHo/oĝHo использовать материалы алтайский языков, а именно чувашского, в котором существует маргинальное, не встречающееся в других тюркских языках, возвратное местоимение хам - "я сам":
1л.ед.ч хам                    1л. мн.ч. хамăр
2 л. ед.ч. ху/хăв           2 л. мн.ч. хăвăр
3 л. ед.ч. хăй                3 л. мн.ч. хăйсем
Основа данного местоимения возводится к архетипу типа *χō/χоа/χwa с долгим гласным или же восходящим дифтонгом.
Возможно и индоевропейское eĝHom изначально являл собой ничто иное как возвратное местоимение 1 лица "я сам". Чувашскую форма, возможно, заимствована из какого-то кентумного индоевропейского (? тохарские), или же являет собой рефлекс древнейшей изоглоссы, которая может свидетельствовать о былом соседстве праиндоевропейского языка с алтайскими.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине


Zhendoso

Цитата: Karakurt от июня 29, 2011, 15:09
Таки ИЕ слово заимствовано из чувашского!
Если больше нечего добавить, попрошу Вас впредь не засорять тему некультурными безинформационными сообщениями.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Karakurt

А какое продолжение вы ожидаете? Сами ИЕ-исты не знают что это за зверь такой. Надо бы алтайские когнаты найти сначала, прежде чем в ностратику лезть.

Zhendoso

Цитата: Karakurt от июня 29, 2011, 15:41
А какое продолжение вы ожидаете? Сами ИЕ-исты не знают что это за зверь такой. Надо бы алтайские когнаты найти сначала, прежде чем в ностратику лезть.
Я вовсе не лезу в ностратику, я подкинул материал. Кому надо - сами решат, следует принимать во внимание или же нет. А Ваши посты, не несущие никакого имеющего отношение к собственно теме содержания и несущие лишь женсконачальные личностные оценки, в конце концов могут характеризовать лишь Вас самих в качестве балластного форумного планктона. 
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине


autolyk

Цитата: Zhendoso от июня 29, 2011, 14:47
Основа данного местоимения возводится к архетипу типа *χō/χоа/χwa с долгим гласным или же восходящим дифтонгом.
А чем не устраивает объяснение этой основы как персеизма (сред. перс. χäyat «жизнь», см. ЭСЧЯ Егорова В.Г.)? Ср. аналогичное развитие «душа» > «сам» в ФП языках. 
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

ali_hoseyn

dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

autolyk

Цитата: ali_hoseyn от июня 29, 2011, 18:50
В новоперсидском есть потомок?
Это не ко мне. :)
Цитата: ali_hoseyn от июня 29, 2011, 18:50
И какова иранская праформа?
Пишут, что в сред. перс. это арабизм.
Атэц Әүүәл not welcome in this topic

ali_hoseyn

Вот я тоже подумал... Но этот арабизм, разумеется, поздно проник, уже после завоевания.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Zhendoso

Цитата: autolyk от июня 29, 2011, 18:47
Цитата: Zhendoso от июня 29, 2011, 14:47
Основа данного местоимения возводится к архетипу типа *χō/χоа/χwa с долгим гласным или же восходящим дифтонгом.
А чем не устраивает объяснение этой основы как персеизма (сред. перс. χäyat «жизнь», см. ЭСЧЯ Егорова В.Г.)? Ср. аналогичное развитие «душа» > «сам» в ФП языках.
Этимология, предложенная Егоровым,  просто невозможна фонетически. Указанный мной архетип восстановлен с учетом форм верховых говоров.
Кстати, у нас есть слово хай "жизнь" (встречается только в словосочетании хай пÿрен "распределяющий жизнь", наименование ангела), восходящее к указанному арабо-персидскому. 
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Штудент

Цитата: ali_hoseyn от июня 29, 2011, 18:50
Цитата: autolyk от июня 29, 2011, 18:47сред. перс. χäyat «жизнь»

В новоперсидском есть потомок? И какова иранская праформа?
Касательно фарси не знаю, но в азербайджанском есть həyat с тем же значением, и считается иранизмом.
Wahn, Wahn, überall Wahn!

ali_hoseyn

Цитата: Штудент от июня 30, 2011, 10:32Касательно фарси не знаю, но в азербайджанском есть həyat с тем же значением, и считается иранизмом.

арамейский > арабский > персидский > остальные языки. В некоторые, возможно, было заимствовано непосредственно из арабского. Религиозная терминология, как-никак.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Karakurt


ali_hoseyn

Цитата: Karakurt от июня 30, 2011, 10:50В арабском есть когнат? Легко ли опознать арамейское заимствование?

В арабском есть однокоренной глагол حيّ , но حياة традиционно считают заимствованием, потому что в Коране оно имеет аномальное написание حيوة ( = арам. חיותא, ḥywtʔ ). Есть еще два слова с такой же орфографией, и они точно заимствования - زكوة "закят", صلوة "ритуальная молитва".

Арамеизмы распознать нелегко. Тем более, что арамеизмы могут проникать и проникали через посредство южноаравийских языков и геʕез.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

snn


Zhendoso

Цитата: Karakurt от июня 29, 2011, 18:28
Мнение Старлинга:
Еще одна изоглосса между алтайскими и индоевропейскими. Чувашское указательное местоимение ку восходит к - такую форму наблюдаем на эпитафиях 2-го стиля. Форма кăв встречается лишь в средненизовом диалекте.
Вы считаете, что основа индоевропейского eĝHom может восходить к указательному местоимению?
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине






ali_hoseyn

Кстати, интересно, арабское دين имеет два значения "1. суд, 2. религия". В первом, возможно, оно исконное, а, возможно, - арамеизм (тем более, что это религиозный термин), а во втором - иранизм. Щас топикстартер убьет всех за оффтоп ;D
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Karakurt


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр