Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тетраграмматон в теофорных именах

Автор Гетманский, апреля 9, 2019, 09:26

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Гетманский

Краткая форма Имени это יָהּ откуда в теофорных именах таких как  יְהוֹשֻׁעַ ,יִרְמְיָהוּ  гласные û / ô ?

mnashe

Сокращённая форма — yāh, а несокращённая вероятнее всего (но точно неизвестно!) yahwɛ — «делает быть» (каузатив от «он есть»).
Такая реконструкция хорошо объясняет форму имён с теофорным элементом в конце. Форма *yahwɛ, потеряв конечную гласную, закономерно превращается в ˈyāhū, ср. имперфект yištaḥa̯wɛ «он поклонится» и старый перфект wayyišˈtāḥū «и он поклонился».
А вот как объясняют формы с теофорным элементом в начале (yəhōˈšūaʕ, yəhōšāp̄āṭ, yəhōnāṯān, etc.) — я  не знаю. Их как раз очень легко образовать от **yəhōwā, но проблема в том, что эта **yəhōwā грамматически бессмысленна, ну и формы типа yirmīˈyāhū, nəṯanˈyāhū из неё никак не выводятся.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!


yurifromspb

Цитата: mnashe от апреля 18, 2019, 11:48
Сокращённая форма — yāh, а несокращённая вероятнее всего (но точно неизвестно!) yahwɛ — «делает быть» (каузатив от «он есть»).

Интересно, что традиционная этимология "Сущий" предполагает сохранение архаичной qal-формы *Yahwi. Архаичная форма корня hwy встречается в еврейском тексте 6 раз: https://biblehub.com/hebrew/1933.htm (LXX везде переводят как форму "быть").
Сохранение архаичного произношения префикса требует объяснения (какие-то особые условия произношения).
Семантически тут вряд ли есть какие-либо сложности, абстрактное значение наряду с конкретным вполне может быть очень древним.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

4fzbl

Помимо реконструкции через имена, оно точно сохранилось у самаритян. Также вроде бы фигурирует в аккадских текстах язычников, где-то читал, но не уточнял

mnashe

Цитата: 4fzbl от августа  4, 2019, 20:16
Помимо реконструкции через имена, оно точно сохранилось у самаритян.
Не знал. И именно в такой форме — yahwɛ?
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

4fzbl

Цитата: mnashe от августа  4, 2019, 20:38
Цитата: 4fzbl от августа  4, 2019, 20:16
Помимо реконструкции через имена, оно точно сохранилось у самаритян.
Не знал. И именно в такой форме — yahwɛ?
Йабэ насколько помню

Гетманский

Цитата: mnashe от апреля 18, 2019, 11:48
Сокращённая форма — yāh, а несокращённая вероятнее всего (но точно неизвестно!) yahwɛ — «делает быть» (каузатив от «он есть»).
Такая реконструкция хорошо объясняет форму имён с теофорным элементом в конце. Форма *yahwɛ, потеряв конечную гласную, закономерно превращается в ˈyāhū, ср. имперфект yištaḥa̯wɛ «он поклонится» и старый перфект wayyišˈtāḥū «и он поклонился».
А вот как объясняют формы с теофорным элементом в начале (yəhōˈšūaʕ, yəhōšāp̄āṭ, yəhōnāṯān, etc.) — я  не знаю. Их как раз очень легко образовать от **yəhōwā, но проблема в том, что эта **yəhōwā грамматически бессмысленна, ну и формы типа yirmīˈyāhū, nəṯanˈyāhū из неё никак не выводятся.

У возник меня вопрос: Имя יהושע "Яхве спасение". Куда делась буква "йод" в слове ישועה ?

yurifromspb

Не знаю, какие-то стяжения могли быть, так что точную историю уже и не восстановить.

Есть ещё šūaʕ - крик о помощи.
https://biblehub.com/hebrew/7768.htm
https://biblehub.com/hebrew/7769.htm
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

Наверное, стяжение всё-таки. Почему ē в первом слоге? Может быть начальный y второго слова так отразился.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

mnashe

Цитата: Гетманский от января 27, 2020, 14:24
У возник меня вопрос: Имя יהושע "Яхве спасение".
Ага.

Цитата: Гетманский от января 27, 2020, 14:24
Куда делась буква "йод" в слове ישועה ?
А где там должна была бы быть буква йод? :what:
Корень — wšʕ. Имя действия от простой породы, как правило, *CaCīCat- > CəCīCɑ̄, но бывают вариации.
Хотя, скорее, здесь не *CaCūCat-, а *CaCuCat-, как в *paʕulat- > pəʕullɑ̄ «действие», *katubat- > kəṯubbɑ̄ «брачный договор», и т.п.
У древней безударной краткой /u/ в масоретском иврите аж три реликта:
1. ə: *kutub > kəṯōḇ
2. ō: *yuburraku > *yəḇōraḵ
3. u, с геминацией последующей согласной: *luqaḥa → luqqaḥ
Возможно, слово yəšūʕɑ̄ построено по модели *waṯuōat- и должно было бы звучать *yəšuʕʕɑ̄ в масоретском иврите, если бы ʕаин мог геминироваться. А так вместо удлинения согласной (как в pəʕullɑ̄ и kəṯubbɑ̄) удлинилась сама гласная.

Не помню, какая модель в древности была в hufʕаl'е у корней C₂=C₃ (например, ḥll) — *ɦuCaCCa или *ɦūCaCCa. Если первое (т.е. как в полных корнях, несмотря на открытый слог), то и здесь выходит u > ū (ɦūḥal и т.п.).

Цитата: yurifromspb от января 29, 2020, 11:54
Есть ещё šūaʕ - крик о помощи.
То ж другой корень, хоть и близкий: šwʕ.
Ну, не знаю, может, он вторичен (и тогда глагол ləšawˈwēaʕ — отымённый, а от него уже šawʕɑ̄, с тем же значением «крик о помощи»), но мне так не кажется.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

yurifromspb

Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

Цитата: mnashe от января 29, 2020, 13:35
То ж другой корень, хоть и близкий: šwʕ.
Ну, не знаю, может, он вторичен (и тогда глагол ləšawˈwēaʕ — отымённый, а от него уже šawʕɑ̄, с тем же значением «крик о помощи»), но мне так не кажется.
Пиэльные часто отыменные. А есть употребление основной породы? Есть ли когнаты?
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

Цитата: mnashe от апреля 18, 2019, 11:48
А вот как объясняют формы с теофорным элементом в начале (yəhōˈšūaʕ, yəhōšāp̄āṭ, yəhōnāṯān, etc.) — я  не знаю. Их как раз очень легко образовать от **yəhōwā, но проблема в том, что эта **yəhōwā грамматически бессмысленна, ну и формы типа yirmīˈyāhū, nəṯanˈyāhū из неё никак не выводятся.
В Септуагинте вроде бы всегда(?) Ιω- (yō-) и -ια (-yā).
А не  могут быть менее усеченные формы искусственно восстановленными?
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Гетманский

Цитата: mnashe от января 29, 2020, 13:35


А где там должна была бы быть буква йод? :what:

Корень — wšʕ.


В архаичным корень был "вав"?

Гетманский

Ещё вопрос:  в слове ישועה "камец" + ה  на конце, а в имени יהושע на конце "патах генува", Как эта форма появилась?

онжегога

Цитата: Гетманский от апреля  9, 2019, 09:26
Краткая форма Имени это יָהּ откуда в теофорных именах таких как  יְהוֹשֻׁעַ ,יִרְמְיָהוּ  гласные û / ô ?
Наверно, canaanite shift. "Йошуа" - еврейское талмудическое, "Йосеф" и т.п. Арамеизированное - "Йешу". Кстати, отчего-то принято "Йешу" переводить "Спаситель", хотя точнее переводится - "Целитель" т.е. "Врач" (терапевт?).

Гетманский

Цитата: онжегога от января 30, 2020, 14:44
Цитата: Гетманский от апреля  9, 2019, 09:26
Краткая форма Имени это יָהּ откуда в теофорных именах таких как  יְהוֹשֻׁעַ ,יִרְמְיָהוּ  гласные û / ô ?
Наверно, canaanite shift. "Йошуа" - еврейское талмудическое, "Йосеф" и т.п. Арамеизированное - "Йешу". Кстати, отчего-то принято "Йешу" переводить "Спаситель", хотя точнее переводится - "Целитель" т.е. "Врач" (терапевт?).

Там огласовки разные.

mnashe

Цитата: yurifromspb от января 29, 2020, 13:46
יֵשׁוּעַ
А... Так то ж совсем другое. Гетманский про yəšūʕɑ̄ «спасение» спрашивал. Если это не описка, конечно.
А yēˈšūaʕ (или даже yēšū — в Галилее вроде уже тогда ʕайны отваливались...) — несомненно стяжение.

Цитата: Гетманский от января 30, 2020, 13:48
В архаичным корень был "вав"?
Ага. В формах, где первая корневая не попадает в начало слова, она сохраняется.

Цитата: Гетманский от января 30, 2020, 14:05
Ещё вопрос:  в слове ישועה "камец" + ה  на конце, а в имени יהושע на конце "патах генува", Как эта форма появилась?
Которая?
Про первое слово я уже написал выше свои предположения, а второе — соединение Имени с какой-то из форм префиксального спряжения корня wšʕ, но с какой именно, сложно сказать. Если Имя + yōšīaʕ, то непонятно, почему огласовка стала ū, а не ī.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский


mnashe

Цитата: Гетманский от февраля  5, 2020, 10:26
Буква ה на конце ישועה есть, а в имени יהושע её уже нет.
А зачем она там? Слово ישועה — существительное, а типичная модель теофорных имён — Имя + глагол (чаще в форме 3 л. префиксального спряжения).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от февраля  5, 2020, 14:16
А зачем она там? Слово ישועה — существительное, а типичная модель теофорных имён — Имя + глагол
Понял. Спасибо!

Цитировать(чаще в форме 3 л. префиксального спряжения).
Это имперфект?

mnashe

Цитата: Гетманский от февраля  5, 2020, 15:14
Это имперфект?
Ага.
Хотя в именах, наверно, чаще юссив (выражение пожелания, чтобы Бог что-то сделал).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

Цитата: mnashe от февраля  5, 2020, 14:16
Слово ישועה — существительное, а типичная модель теофорных имён — Имя + глагол (чаще в форме 3 л. префиксального спряжения).
Впрочем, в имени yəšaʕˈyɑ̄ɦū, видимо, таки существительное.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр