Дажьбог во многих справочниках этимологических обьясняется как "дающий бог" (в том числе у Фасмера). Вообще это солярное божество, т.е. связанное со светом и т.д. В принципе "дающий" тут довольно логично (Солнце как податель жизни и пр.). Однако, возникла интересная гипотеза (мб она уже где-то обсуждалась, не знаю; мне только что в голову пришло).
Кельтский Дагда. В современном ирландском Daghdha, через староирл. Dag Dia, прото-кельтский *Dago-deiwos, т.е. очевидно в ПИЕ - *Dhago-deiwos. "Сияющий Бог".
В славянском у нас когнат *deiwos если не изменяет память - "диво". Но ничто не мешало бы одновременно с заменой слова для обозначения божества на "бог" заменить его и в собственно имени божества. Когнат *dhago в славянском - "день" (аналогично лат. diēs, герм. dag и тд), но в имени бога могла сохраниться и более консервативная версия (или просто другое развитие).
Так может Дажьбог - это не корявоватое "дающий бог", а "сияющий бог" или "бог света", родственник кельтского Дагды? Для его солярной/светоносной атрибутики весьма подходит.
Др.пол. Dadzbog
Цитата: Beermonger от июня 23, 2010, 13:44
Дажьбог во многих справочниках этимологических обьясняется как "дающий бог" (в том числе у Фасмера). Вообще это солярное божество, т.е. связанное со светом и т.д. В принципе "дающий" тут довольно логично (Солнце как податель жизни и пр.). Однако, возникла интересная гипотеза (мб она уже где-то обсуждалась, не знаю; мне только что в голову пришло).
Кельтский Дагда. В современном ирландском Daghdha, через староирл. Dag Dia, прото-кельтский *Dago-deiwos, т.е. очевидно в ПИЕ - *Dhago-deiwos. "Сияющий Бог".
В славянском у нас когнат *deiwos если не изменяет память - "диво". Но ничто не мешало бы одновременно с заменой слова для обозначения божества на "бог" заменить его и в собственно имени божества. Когнат *dhago в славянском - "день" (аналогично лат. diēs, герм. dag и тд), но в имени бога могла сохраниться и более консервативная версия (или просто другое развитие).
Так может Дажьбог - это не корявоватое "дающий бог", а "сияющий бог" или "бог света", родственник кельтского Дагды? Для его солярной/светоносной атрибутики весьма подходит.
Праслав. *daďь bogъ. Какое *dhagho-?
Цитата: BeermongerКогнат *dhago в славянском - "день"
Нет, «
жечь».
А «
день» — это как раз к *
dei(wos).
Но в принципе слияния корней со значением давания и сияния я бы не отвергал так сразу. В конце концов Солнцу и то и другое свойственно.
Цитата: Bhudh от июня 23, 2010, 20:34
Цитата: BeermongerКогнат *dhago в славянском - "день"
Нет, «жечь».
Скорее,
дёготь.
Цитата: Bhudh от июня 23, 2010, 20:34
А «день» — это как раз к *dei(wos).
Но в принципе слияния корней со значением давания и сияния я бы не отвергал так сразу. В конце концов Солнцу и то и другое свойственно.
Для Beermongera. Вместе с балт. *dein- восходит к согласной основе *déins, род. п. *dinés, в балт. обобщена основа номинатива, в праславянском — косвенных падежей (при сохранении согласного склонения, в номинативе используется старый аккузатив *dinm > *dьnь). Сюда же и лат. nūndinus < *noundinós «девятидневный». Основа *dein- совсем поздняя, с урегулированным аблаутом (исходная форма там — *din-), в отличие от *die-u-, а обе — части старой гетероклизы, корень там только *di-.
Цитата: Beermonger от июня 23, 2010, 13:44Однако, возникла интересная гипотеза (мб она уже где-то обсуждалась, не знаю; мне только что в голову пришло).
Об этом вроде бы уже писали Калыгин и Блажек.
Цитата: Beermonger от июня 23, 2010, 13:44Дажьбог во многих справочниках этимологических обьясняется как "дающий бог" (в том числе у Фасмера).
А по-моему Фасмер как раз предлагает для
-бог значение "доля", и поэтому трактует как "дающий благополучие". Этимологию deus dator Мансикка предлагал, да и вообще многие. (Но к чему тогда здесь императив?)
Я же больше склоняюсь к тому, что "дающий бог" - это позднейшее переосмысление. Если
бог у нас появилось под иранским влиянием, то почему бы не предположить, что
Дажьбог было полностью иранским именем? Тем более что стоит в пантеоне Владимира рядом с иранским же
Хорс (порой не разделённые союзом, в отличие от прочих божеств). Например, это имя вроде бы созвучно с авестийским
dažaiti "brennt", хотя понятно, что созвучие это плохой аргумент.
Главное, что есть такой иранский корень. Даже если там было ɣ или g, это для славянских вроде не большая проблема :) благо-блажь, даго-дажь :) В СПИ есть Дажьбожи внуци.
Но чем чёрт не шутит - с этими всеми скифо-сарматскими диалектами, может где и сохранилось (в сарматском ведь, например, ир. *
d не переходит в
l, если я не ошибаюсь), а потом по-своему адаптировалось в славянском, да ещё и прошло через народную этимологию. Быть может, так и получился Дажьбог?
А может теонимы Хорс Дажьбог были заимствованы вместе? Аргументом, наверное, может быть то, что у древних иранцев ведь были солярные божества с двуспальными :) именами - типа Hvarə.xšaēta. Может быть, и в пантеоне Владимира упоминается что-нибудь подобное - типа *Xors Dažabaga :) "Солнце, сияющий бог" , полностью заимствованное у иранцев? Правда Хорс с Дажьбогом рядом больше нигде не упоминаются, а всё отдельно :) Но у этого наверное могли быть свои причины - народная этимология например, и функциональное разделение.
Но всё это ерунда конечно, выдумки историка, невежественного в лингвистике (поэтому сильно не ругайтесь :) Можете это сообщение даже в "Псевдонауку" спустить :))
А западнославянские имена, которые приводятся в качестве аргументов, может и не связаны с этим теонимом. Ведь славяне, как правило, детей в честь богов не называли. Может эти приводимые имена просто что-нибудь типа
Богдан.
Кстати, Калыгин пишет, что
Дагда переводится как "хороший (в плане полноты) бог". А как это связано с ИЕ сиянием, горением и т.п. семантически и генетически? У Старостина в словаре конечно есть корень *
dhegh, но конкретно Дагду он вообще по-моему не упоминает ни разу.
В битве у Белой Долины 25-26.07.1476 между войском молдавского господáря Штефана III Великого и османами во главе с султаном Мехмедом II - среди 15 погибших молдавских бояр был и боярин с именем Дажбог.
тут про битву - но нет ссылки на 15 погибших бояр.
http://stankobiznes.ru/war/beldolina1476.htm