Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Следующие ошибки возникли при попытке отправки сообщения:
Внимание! Пока вы просматривали тему, появилось несколько новых ответов (53). Возможно, вы захотите изменить свое сообщение.
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Наманджигабо
 - мая 13, 2022, 12:02
Спасибо,  добрый человек. Вдруг да и правда закончится :)

Я сюда буду заходить. Если вдруг вопросы у кого будут возникать по уже опубликованному или по оджибвейскому. Сам что-то писать или публиковать... нет. Пока нет.
Автор Bhudh
 - мая 12, 2022, 15:38
Наманджигабо, очень надеюсь, что когда-нибудь всё закончится и Вы вернётесь :UU:. Удачи Вам!
Автор Наманджигабо
 - мая 12, 2022, 11:04
Удалил все сообщения кроме самих сказок. Если вдруг кому пригодится, то удобнее читать будет.  И я очень благодарен всем, кто проявлял интерес к теме. Правда,  спасибо  :)

Ну... Вот. Тут всё.
Автор Наманджигабо
 - апреля 14, 2022, 21:00
Откуда появились хикарийя.
(Хикарийя апачи)


В начале земля была покрыта водой, и все живое находилось внизу, в подземном мире.  Тогда люди могли говорить, животные могли говорить, деревья могли говорить и камни могли говорить. В подземном мире было темно, и вместо факелов использовались орлиные перья.
Людям и зверям, которые ходят днем, хотелось больше света, а ночным зверям — медведю, пантере и сове — хотелось темноты. После долгого спора они согласились сыграть в наперстки с условием,  что если победят дневные животные, то будет свет, а если победят ночные, то будет всегда темно. Игра началась.  Сорока и перепел, которые любят свет и у которых самый острый глаз, приглядывались, пока не разглядели бусину сквозь тонкое дерево полой палочки, служившей наперстком.  И в первом раунде победили те, кто был за свет. Взошла утренняя звезда, и черный медведь побежал и спрятался во тьме.  Потом снова была игра, и те, кто за свет, снова выиграли.  На востоке стало заметно светлее, и бурый медведь убежал и спрятался в темном месте.  Они сыграли в третий раз, и опять победили те, кто за свет.  На востоке стало совсем светло, и пантера ускользнула в темноту.  Они сыграли в четвертый раз...  На востоке взошло солнце, и стал день, а сова улетела и спряталась.
Но несмотря на то, что стало светло, люди по-прежнему мало что видели, потому что находились под землей.  Однако солнце взошло достаточно высоко, чтобы обнаружить отверстие в другой,  верхний мир, который и был тем, в котором мы сейчас живём. Оно рассказало о своём открытии людям, и все они захотели подняться туда.  Они построили четыре кургана, чтобы добраться до верхнего мира.  Курган на востоке засадили всевозможными фруктами и ягодами черного цвета.  На юге они насыпали еще один и посадили всевозможные плоды, которые были синими.  Курган на западе был засажен желтыми плодами.  На севере  - плодами пестрой окраски.
Курганы выросли в горы, а кусты зацвели, плодоносили и дали много ягод.  Однажды две девушки поднялись наверх, чтобы собрать ягоды и украсить цветами свои волосы.  Внезапно горы перестали расти.  Люди задались вопросом, почему, и  послали торнадо, чтобы узнать причину.  Торнадо ходил повсюду, обследовал каждый уголок, потом нашел двух девушек и вернул их к людям. Но горы больше не росли. По той же причине и мальчик перестает расти, когда впервые уходит с женщиной.  Если бы он этого не сделал, он бы продолжал расти.
Горы перестали расти, а их вершины были еще далеко от верхнего мира.  Поэтому люди попытались сложить перья крест-накрест, чтобы получилась лестница, но перья людей не выдерживали.  Люди сделали вторую лестницу из более крупных перьев, но они опять оказались слишком слабыми. Они сделали третью лестницу из орлиных перьев, но даже они не выдержали.  Затем пришел бизон и предложил свою правый рог. И еще трое  пожертвовали свои правые рога.  Рога были крепкими и прямыми, и с их помощью люди смогли подняться через отверстие на поверхность земли.  Но вес всех этих людей согнул рога бизонов, которые с тех пор так и остались изогнутыми.
Потом, чтобы молнце и луна не сбежали, люди связали их паутинными нитями и поместили на небо, чтобы они оттуда светили.
А так как вся земля была покрыта водой, налетели четыре бури. Чтобы откатить воду.  Черная буря дула на восток и гнала воды в восточный океан.  Синяя буря дула на юг и гнала волны в том направлении.  Желтая буря взметала воды на западе, а пестрая буря шла на север, двигая воду туда.  Так бури образовали четыре океана на востоке, юге, западе и севере.  Освободив сушу, бури вернулись туда, где ждали люди, собравшиеся вокруг отверстия.
Хорек вышел первым, когда земля была еще мягкой. Его ноги увязли в черной грязи и с тех пор черные.  За ним послали торнадо, чтобы вернуть его, потому что время еще не пришло.  Барсук вышел, но тоже утонул в грязи. Его лапы тоже почернели. Торнадо и его принёс обратно.  Тогда вышел бобр. То идя по грязи, то плывя по воде. И тотчас же начал строить плотину, чтобы сберечь еще оставшуюся в лужах воду.  Когда он не вернулся, торнадо нашел его и спросил, почему он не вернулся. «Потому что я хотел сохранить воду, чтобы люди могли пить», — сказал бобр. «Хорошо», — сказал Торнадо, и они вместе пошли обратно.  Люди сидели и ждали, а потом послали серого ворона посмотреть, не пришло ли время.  Ворон увидел, что земля высохла, а вокруг валяется множество мертвых рыб и лягушек.  Он начал выклевывать им глаза и не возвращался, пока за ним не пришел торнадо.  Люди рассердились, когда узнали, что он ел падаль, и сделали ворона черным.
Но теперь земля была вся сухая, за исключением четырех океанов и озера в центре, где бобр построил плотину.  Люди пошли на восток, пока не достигли океана;  затем они повернули на юг, пока снова не пришли к океану;  затем они пошли к океану на запад, а затем повернули на север.  И пока они шли, каждое племя останавливалось, где хотело.  Но хикарийя продолжали кружить вокруг отверстия, через которое они вышли из подземного мира. Трижды они обошли его, пока наконец их вождь не рассердился и не спросил, где же они хотят наконец остановиться.  Они сказали: «Посреди земли».  Тогда он привел их в место, очень близкое к Таосу*, и оставил их там.  Там они и поселились.


* - Да, это тот самый Таос в Нью-Мексико. Хикарийя (они же хикарилья) считают, что это центр их земель
Автор Наманджигабо
 - апреля 13, 2022, 08:59
Цитата: Damaskin от апреля 11, 2022, 23:16
Цитата: Наманджигабо от апреля 11, 2022, 21:04
Цитата: Damaskin от апреля 11, 2022, 21:04
Всегда любил сказки на подобную тематику.
Про путешествия между мирами?

Про путешествия в мир мертвых....

Тогда ещё про то же, но не совсем про то. А может и совсем не про то. Но... Вот:

Как появилась смерть.
(Кэддо)

В начале этого мира смерти не было.  Все продолжали жить, пока людей не стало так много, что на земле больше не осталось места.  Вожди собрались на совет, чтобы решить, что делать.  Один человек встал и сказал, что, по его мнению, было бы неплохо, если бы люди умирали,  исчезали ненадолго, а затем бы возвращались.

Как только он сел, поднялся Койот* и сказал, что он думает, что люди должны умирать навсегда.  Он сказал, что этот мир недостаточно велик, чтобы вместить всех людей. И что если люди, которые умерли, вернутся к жизни, еды на всех не хватит.

Все остальные возразили.  Они сказали, что не хотят, чтобы их друзья и родственники умерли и ушли навсегда, потому что тогда они будут горевать, и не будет на свете счастья.  Все, кроме Койота, решили, что люди умирают и исчезают на некоторое время, а затем снова возвращаются к жизни.
Знахари** построили большой дом из травы, обращенный на восток.  Когда они закончили, они созвали мужчин племени и сказали им, что люди, которые умерли, будут возвращены к жизни в этом священном доме.  Главный знахарь объяснил, что они будут петь песню, призывающую дух мертвых в травяной дом.  Когда дух придет, они возвратят его к жизни.  Все обрадовались, потому что они очень хотели, чтобы умершие жили с ними как и прежде.
Когда умер первый человек, знахари собрались в травяном доме и запели.  Дней через десять с запада налетел вихрь и закружился вокруг травяного дома.  Койот увидел это и, когда вихрь уже собирался войти в дом, закрыл дверь.  Дух в вихре, найдя дверь закрытой, пронесся мимо.  Так Койот сделал смерть вечной, и с тех пор люди горюют о своих умерших.
Теперь, когда кто-то видит вихрь или слышит свист ветра, он говорит: «Кто-то бродит».  С тех пор, как Койот закрыл дверь, духи мертвых бродили по земле, пытаясь найти какое-то пристанище, пока, наконец, не обнаружили дорогу в страну духов.
Койот убежал и больше к людям не вернулся, потому что испугался того, что сделал. С тех пор он бегает, всё время оглядываясь то через одно плечо, то через другое, чтобы посмотреть, не преследует ли его кто-нибудь.  И с тех пор он всё время голоден, потому что никто не делит с ним пищу.

* Койот у многих народов Сев. Америки - это не просто койот, а трикстер. Он участвовал в создании этого мира таким, какой он есть. Несмотря на столь значительный вклад, индейцы над своими трикстерами и шутят, и издеваются, но любят их и почитают. У оджибве трикстер - Ненабожо (Нанабожо, Манабожо, Манапуш...), у черноногих - Старик, у сиу - Иктоми ( Паук)...

** Священнослужителей у индейцев белые этнографы и прочие исследователи часто называют Medicine men.  В данном случае мне показалось, что наиболее близким переводом  будет "знахарь".
Автор Наманджигабо
 - апреля 11, 2022, 20:07
Мир мёртвых
(Серрано)

Один великий охотник привел домой жену.  Они любили друг друга и были очень счастливы.  Но мать мужчины ненавидела невестку, и однажды, когда муж был на охоте, она воткнула что-то острое в сиденье жены. Молодая женщина села и умерла. Люди тут же принесли хворост, сложили костер, положили ее тело на него и сожгли. К тому времени, когда ее муж вернулся, от молодой женщины остался лишь прах.

Мужчина подошел к месту пожара и оставался там неподвижным. Завитки пепла поднялись и закружились вокруг обугленного места.  Он наблюдал за ними всю ночь и весь день.  Следующим вечером они стали больше, выше, и наконец один, крупнее всех остальных, покружив вокруг костровища, двинулся по дороге, и охотник отправился за ним.  Когда совсем стемнело, он увидел, что пепел, за которым он следовал, оказался его женой. Он окликнул её, но она не хотела говорить с ним.

Она вела его в сторону скалы, мимо которой проходят все мертвые.  Если они прожили плохую жизнь, на них падает камень и давит их.  Когда они подошли к скале, женщина заговорила со своим мужем.  «Мы идем к месту мертвых людей, — сказала она ему, - Я возьму тебя на спину, чтобы тебя не увидели и не признали одним из живых».

Так они путешествовали, пока не пришли к реке, которую мертвые должны были перейти вброд.  Это было очень опасно для живого человека, но женщина держала его на спине, и они благополучно прошли. Женщина отправилась прямо к своему народу, к своим родителям, братьям и сестрам, которые умерли раньше. Они были рады ее видеть, но мужчина им не понравился, потому что он же не умер.  Женщина умоляла их разрешить любимому мужу остаться с ней, и в конце концов они согласились.  Для него всегда приходилось готовить особую пищу, потому что он не мог есть то, что едят мертвецы.  И еще он ничего не видел днем. Он как будто весь день был один, и только ночью он видел свою жену и других людей.

Однажды мертвецы отправились на охоту и взяли его с собой. Они поставили его на тропу, по которой ходили олени.  Вскоре он услышал, как они кричат: "Олень, олень!", и понял, что они кричат ему, что олени идут в его сторону.  Но он ничего не видел. Однако он выстрелил, и, как оказалось, убил оленя. Когда мертвые подошли, они похвалили его за охоту.
После этого умершие не жаловались на его присутствие, но жалели его.  «Еще не время ему умирать, — говорили они, — Ему здесь тяжело. Женщина должна вернуться с ним".
Они посоветовались и договорились, чтобы супруги вернулись в мир живых. Напоследок они приказали мужчине и женщине не иметь друг с другом отнршений в течение трех ночей после того, как они вернутся.

Однако три ночи для мертвых означали три года для живых.

Не подозревая об этом, муж и жена вернулись на землю и воздерживались три ночи.  На следующий вечер они обнялись, и когда муж проснулся утром четвертого дня, он был один.


Автор Наманджигабо
 - апреля 9, 2022, 18:35
Как выглядят звезды.
(Чероки)

Существуют разные мнения о звездах.Некоторые говорят, что это светящиеся шары, другие говорят, что это такие люди на небосводе, но большинство знают, что это - живые существа, покрытые светящимся мехом или перьями. И вот почему...

Однажды ночью охотники, разбивший лагерь в горах, заметили два огня, которые двигались вдоль вершины отдаленного хребта.  Они смотрели и думали, что бы это могло быть, пока свет не исчез с другой стороны.  И на следующую ночь, и на следующую они видели то же самое. Посоветовавшись, охотники решили утром пойти и попытаться выяснить , что же это за огни.  С рассветом они отправились в путь и шли, пока не подошли к хребту, за которым нашли двух странных существ с круглыми телами, покрытыми не то тонким мехом, не то пушистыми перьями, из которых торчали маленькие головы, похожие на головы черепах.  Когда ветерок шевелил эти перья, из них дождем сыпались искры.
Охотники отнесли странных существ в свой лагерь, намереваясь по возвращении забрать их домой, в селение.  Они продержали их несколько дней и заметили, что ночью они становятся ярче и сияют, как большие звезды, хотя днем это были всего лишь серые пушистые клубки, за исключением случаев, когда дул ветер и из существ летели искры.  Они сидели очень тихо, и никто не думал, что они попытаются бежать, как вдруг на седьмую ночь они поднялись с земли, как огненные шары, и вскоре оказались над верхушками деревьев.  Они поднимались все выше и выше, а изумленные охотники наблюдали за ними, пока наконец странные пушистые существа не превратились в две яркие точки света на темном небе. И тогда охотники поняли, что это были звезды.
Автор Наманджигабо
 - апреля 8, 2022, 22:40
Вообще же, кратко,  Лига была образована так:
Ирокезские племена были угнетаемы адирондаками, алгонкинскими бродячими племенами, о которых и тут речь идёт. Онондага правил военный вождь Атотаро, человек ужасного нрава, у которого вместо волос змеи были. Или волосы он никогда не расчесывал, они такими змееподобными колтунами свисали.  Атотаро все боялись. Кроме Хайяваты, мирного вождя онондага.  Он не боялся, но и сделать  ничего не мог. Хайявата видел, что поодиночке адирондакам никто противостоять не может. И он задумал Лигу. Сразу пришёл с идеей к Атотаро, но Атотаро его послал. И Хайявата пошёл.  К мохокам. У мохоков он нашёл друга и соратника Дэганавиду. С ним вместе они убедили вождей мохоков, потом онейда, кайюга и сенека. Говорят, что гуронов тоже уговорить хотели. Но гуроны - известные негодяи и эгоисты. В общем, осталось уговорить онондага. Вернее, Атотаро. Пошли к нему всем скопом, все вожди, мудрецы и старейшины всех народов. И сделали предложение, от которого Атотаро отказаться не смог: столица Ирокезии - в деревне онондага, Атотаро - самый главный с правом вето. Это прошло и Лига стала реальной силой.
Автор Наманджигабо
 - апреля 8, 2022, 21:56
Такая вот версия появления Лиги Ирокезов. Кажется мне, что новодел от онондага, но как есть.

Гайавата.

Однажды сон Таронхайвагона, Держателя Небес, был нарушен доносящимися с земли горестными криками и стенаниями. Он выглянул из облаков и увидел метущихся в страхе людей, которых преследовали ужасные монстры и гиганты. Таронхайвагон обернулся смертным и спустился к людям. Он взял за руку маленькую девочку и велел людям следовать за ним. Одному ему известными тропами он провел людей к безопасной пещере, где они смогли укрыться и отдохнуть. Затем он снова взял за руку девочку и повёл людей ещё дальше, в сторону восходящего солнца.  Они шли много дней и остановились у слияния двух могучих рек, где Держатель Небес построил длинный дом для себя и спасенного им племени.
Сколько-то лет люди жили в том доме. Они окрепли, их дети выросли и превратились в сильных мужчин и красивых женщин. Тогда Таронхайвагон снова превратился в смертного, собрал людей вокруг себя и обратился к ним: «А теперь,  дети мои, вы должны разделиться и стать великими народами. Вас будет  столько, сколько листьев в летнем лесу, сколько гальки на берегах озер». Он снова взял за руку маленькую девочку и повёл людей. Теперь на запад. 
После долгого пути они остановились на берегу прекрасной реки, и Таронхайвагон сказал: "Несколько семей останутся здесь. Вас будут знать как каниенкехака (мохок), "народ кремня", вы будете хранителями восточной двери". И как только он назвал их, их язык изменился, и они перестали понимать других людей.
Держатель Небес дал мохокам кукурузу, бобы, кабачки и табак, а ещё собаку, чтобы помогала им охотиться. Снабдив их всем необходимым, Таронхайвагон снова взял за руку девочку и повёл остальных на запад.
Они снова долго шли, пока не достигли чудесной долины со множеством источников, окруженной лесами. Здесь Таронхайвагон велел построить деревню для еще нескольких семей.  Он и им дал все необходимое и назвал их онайотака, "люди стоящего камня". Они стали теми, кого называют онейда. И они тоже стали говорить на своём собственном языке.
Снова, взяв за руку девочку, Таронхайвагон повёл людей на запад. Они пришли к холму, который был ими назван Онондагаонага. И люди, оставшиеся здесь, стали называть себя онондага, онондагаоно, "люди холмов".
Остальные пошли дальше и достигли озера, сверкающего под лучами солнца. Люди, оставшиеся там, стали зваться кайюга, гуйоконьо.
Оставшихся, совсем немного, Таронхайвагон отвёл ещё западнее, к озеру возле горы. Они стали зваться онондавага, "люди великих холмов". Они стали могучим народом сенека.
Среди людей были и те, кому не  понравились места, выбранные для них Держателем Небес. Они пошли ещё дальше на запад, дошли до реки, которая больше всех рек, Миссисипи, и перешли её по мосту из виноградный лозы, которая перекинулась с одного берега на другой.  Но как только последний из тех людей перешёл реку, лоза оборвалась, и никто не смог вернуться назад.  Так люди разделились на тех, кто живёт на Востоке и тех, кто на Западе. Сенека стали называть "хранители западной двери".
Каждому народу Таронхайвагон дал особый дар. Ноги охотников сенека так быстры, что они могут обогнать оленя. Каноэ кайюга не боятся самых бурных вод. Онондага получили понимание вечных законов и умение слышать желания Творца. Онейда – лучшие в плетении корзин и изготовлении оружия. А мохоки получили луки и стрелы, которые летят точно в сердце охотничьей добычи или врага.
Таронхайвагон решил остаться среди людей. Имея возможность принимать любое обличье, он стал мужчиной и принял имя Гайавата. Жить он решил среди онондага и выбрал жену из девушек этого народа. У них родилась дочь, которая, когда выросла, превзошла в красоте и женских умениях даже собственную мать. 
Гайавата никогда не переставал учить людей и советовать им, как лучше обустроить свою жизнь.  Но прежде всего он проповедовать мир и гармонию. При Гайавате онондага стали величайшим из народов, но и другие народы, разделённые Держателем Небес, множились и процветали. Путешествуя от народа к народу в берестяном каноэ ослепительной белизны,  которое словно на птичьих крыльях легко плыло над лугами и водами, Гайавата наставлял людей и поддерживал гармонию, основанную на вечных законах мироздания. Всё было хорошо, и все были счастливы.
Но законом природы также предопределено, что жизнь сменяется смертью, мир войной, гармония хаосом. С севера Великих Озер пришли дикие племена. Они не знали закона, не сажали плоды, не умели плести корзины и делать  глиняные горшки для приготовления пищи. Всё, что они знали, это как охотиться на тех, чьих трудов плоды пришли они пожинать. Эти свирепые и безжалостные люди рвали сырое мясо зубами. Война и убийства были их занятием. Они обрушились на людей Гайаваты как могучий поток, сея смерть и разруху. Пять народов обратились к Гайавате за помощью. Он велел им собраться вместе и ждать. 
Они собрались у костра совета на берегу большого спокойного озера, до которого ещё не добрались дикари с севера, и ждали прибытия своего вождя. Ждали день, два, три... Белое каноэ появилось на четвёртый день. В корме сидел Гайавата, в носу – его единственный ребёнок,  его дочь. Сахемы, старейшины, мудрецы пяти народов стояли у воды, приветствуя того, кто пришёл их спасти.  Гайавата с дочерью сошли на берег. Он приветствовал собравшихся как братьев, говоря с каждым на его языке.
Внезапно с неба раздался звук, который напоминал тысячи водопадов или одновременный взмах тысячи крыл. Взглянув вверх, люди увидели огромную таинственную небесную птицу, которая кругами спускалась прямо на них. Взмах её крыльев был подобен раскату Грома. Люди сьёжились в испуге,  лишь Гайавата и его дочь были спокойны. Гайавата в благословении положил руки на голову дочери. Та проговорила: "Прощай, отец" После чего села между крыл небесной птицы, и та стремительно взмыла ввысь, вскоре исчезнут из виду. 
Люди смотрели с блогоговением,  а Гайавата, горюя о дочери, сел на землю, укрылся шкурой пантеры и сидел так три дня. Никто не смел приблизиться к нему, хотя всех занимал вопрос, не пожертвовал ли он своим ребёнком ради их спасения. Но спаситель никогда ничего не говорил им, ни о своей дочери,  ни об унесшей её небесной птице.
Утром четвёртого дня Гайавата встал и омылся в холодных чистых водах озера. Он попросил совет собраться. И когда люди расселись вокруг костра, он вышел перед ними и сказал: "Дети мои! Что прошло, то прошло. Перед нами настоящее и будущее. Дети мои, слушайте внимательно, ибо это мои последние слова. Мое время среди вас подходит к концу. Дети мои, война, страх и разобщенность привели вас сюда из своих деревень. Столкнувшись с общей опасностью и беспокоясь за жизнь своих семей, вы тем не менее отдалились друг от друга. Каждый народ думает и действует толькодля себя.  Вспомните, я взял каждого из вас из маленькой общей группы и каждого вырастил в большой и сильный народ. Сейчас вы снова должны соединиться и действовать как одно целое. Никто не может в одиночку противостоять нашим свирепым врагам, которым нет дела до вечного закона, которые надвигаются на нас, как зимние бури, сея повсюду смерть и разрушение. Дети мои, слушайте внимательно.  Помните, что вы братья, что гибель одного означает гибель всех.  У вас должен быть один костер, одна трубка, одна боевая дубинка".
Гайавата повелел пятерым хранителям огня объединить свои огни с большим костром совета, что было исполнено. Потом он положил в угли табак, и его сладкий дым окутал мудрецов.  Гайавата сказал: "Вы, народы, должны быть как пять пальцев руки воина, сжимающей палицу. Будьте как один, и тогда враги ваши отступят в северные пустоши, откуда они и пришли. Пусть мои слова глубоко проникнут в ваши умы и сердца. А теперь идите и совещайтесь. Придите ко мне завтра, чтобы сказать, последуете ли вы моему совету".
Следующим утром сахемы и мудрецы пришли к Гайавате с обещанием, что отныне они будут как один народ  Гайавата был доволен. Он собрал белые перья, которые обронила небесная птица, и раздал их вождя со словами: "По этим перьям вас будут узнавать как Ходеношони".
Так по совету Гайаваты была создана Лига Пяти Наций, которая властвовала над земляки от великой реки на западе до великого моря на востоке.
Старейшины просили Гайавату стать главным вождём Лиги. Но он отказался со словами: "Это невозможно,  потому что я должен покинуть вас. Друзья мои и братья, выберите в каждом из народов мудрейших женщин, чтобы они стали матерями кланов и миротворицами. Пусть они обращают в дружбу любое разногласие между вами. Пусть  ваши вожди будут достаточно мудры, чтобы обсуждая что-то,  они прислушивались к советам женщин.
На этом все. Прощайте".
В этот момент до собравшихся донесся тихий звук, словно зашелестели листья... Гайавата сел в свое каноэ, но вместо того, чтобы скользить по водной глади, оно стало подниматься вверх, пока не исчезло в небе. Гайавата ушёл,  но его учение осталось.
Автор Наманджигабо
 - апреля 7, 2022, 22:55
Первые бабочки
(Оджибве)

Однажды женщина-дух родила двух близнецов. Она поручила животным заботиться о них. Собака охраняла малышей; медведь отдавал свой мех, чтобы им было тепло; олениха кормила их молоком; волк охотился для них,  птицы пели колыбельные песни; бобр и ондатра купали... Собака была прекрасным сторожем! И очень заботливой.  Стоило близнецам всплакнуть, как она тут же оказывалась рядом. Почему они плачут? Им страшно? Собака ложилась рядом и успокаивала их. Им холодно? Собака мчалась к медведю и возвращалась с тёплым мехом. Они хотят есть? Бегом за волком или оленихой! Им досаждают мухи? Собака звала на помощь пауков, пауки плели над детьми сети, и мухи ничего не могли им сделать.
Однажды мимо проходил Ненабожо.  Он увидел близнецов и их помощников. Ненабожо похвалил всех зверей за доброту и заботу. Но он также заметил, что дети совсем не умеют ходить, только ползать на четвереньках. Животные делились с ними всем, но они же не умели ходить как люди, поэтому и научить этому они никого не могли. Ненабожо сказал: "Я должен придумать,  как научить ходить этих детей". И пошёл далеко-далеко, в горы на западе, чтобы говорить с Великим Духом.
Он просил Великого Духа о помощи, о наставлении,  как научить ходить близнецов. Великий Дух велел ему набрать маленьких сверкающих камней. Ненабожо набрал жёлтых, зелёных,  красных, синих камней, сложил из них кучку, сел рядом с ней и стал думать, как камни могут помочь? Но Великий Дух снова пришёл к нему на помощь: "Ненабожо, возьми горсть этих камней и подбрось к небу". И случилось чудо. Маленькие сверкающие камни обернулись яркими разноцветными бабочками. Ненабожо снова и снова подбрасывал камни, все, которые собрал. И возле него образовалось целое облако бабочек. Радостный Ненабожо помчался обратно в лес, к близнецам и животным, а бабочки порхали за ним, над ним, вокруг него...
Детям бабочки очень понравились. Они тянули к ним руки, пытаясь поймать. Они ползли за ними, потом встали на ноги, потом пошли, потом даже побежали!
Вот зачем появились бабочки.