Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Что такое душа языка?

Автор maristo, июня 22, 2011, 10:06

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

maristo

Приблизительное определение души для человека(живого существа) следующее: нематериальная составляющая личности, её внутренний мир.

Но что же такое душа языка? Язык ведь(как система) целиком нематериален. Что имеют ввиду люди, использующие это понятие? Душа - это совокупность отличительных свойств, особенностей? Тогда душа есть практически у всего, в чём человек готов её видеть. Просто меня удивляет, с какой уверенностью и как широко используется это понятие применительно к языкам(особенно в отношении Великого и могучего(шовинизм с школьной скамьи)). В то же время мало кто может пояснить на примерах, что это такое. Складывается впечатление, что это один из невдумчиво усваиваемых мемов. Кто-нибудь поясните мне, где у языка душа?
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Nevik Xukxo

Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:06
Кто-нибудь поясните мне, где у языка душа?

В грамматике она таится. ;D

maristo

Цитата: Nevik Xukxo от июня 22, 2011, 10:07
Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:06
Кто-нибудь поясните мне, где у языка душа?

В грамматике она таится. ;D

А можно примеры? Я туго смыслю в лингвистике. :)
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Hironda

Это нечто трансцендентное, рационально не объяснимое. :)

Toivo

Как я ощущаю, говоря о "душе языка", люди подразумевают его специфическую логику, которая может заключаться в грамматике, в лексике, в устойчивых выражениях... Наверное так.

maristo

Цитата: Hironda от июня 22, 2011, 10:10
Это нечто трансцендентное, рационально не объяснимое. :)

Вобщем муть. А почему же этм понятием так широко пользуются, да ещё считают его весомым?

Да, действительно, люди пользуются необъяснимыми понятиями именно для того, чтобы не объяснять рационально. Очень удобно.  :smoke:
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Toivo

Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:12
Да, действительно, люди пользуются необъяснимыми понятиями именно для того, чтобы не объяснять рационально. Очень удобно.  :smoke:
Вы только сейчас это поняли? Как-то не верится...

maristo

Цитата: Toivo от июня 22, 2011, 10:11
Как я ощущаю, говоря о "душе языка", люди подразумевают его специфическую логику, которая может заключаться в грамматике, в лексике, в устойчивых выражениях... Наверное так.

Ну так и у токипоны есть душа. У любого объекта, где человек готов видеть и придавать значение особенностям. Например: программа написана с душой, у этого блюда есть душа. Такое широкое варьирование обесценивает понятие. А ему, какя я понимаю, наоборот, придают очень большой вес.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

maristo

Цитата: Toivo от июня 22, 2011, 10:13
Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:12
Да, действительно, люди пользуются необъяснимыми понятиями именно для того, чтобы не объяснять рационально. Очень удобно.  :smoke:
Вы только сейчас это поняли? Как-то не верится...

Нет, я понял это давно. Я тему создал недавно. :D
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

basta

вот именно, "душа языка" - демагогический приём.

привет Wulfila!

Hironda

Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:12
Цитата: Hironda от июня 22, 2011, 10:10
Это нечто трансцендентное, рационально не объяснимое. :)

Вобщем муть. А почему же этм понятием так широко пользуются, да ещё считают его весомым?

Да, действительно, люди пользуются необъяснимыми понятиями именно для того, чтобы не объяснять рационально. Очень удобно.  :smoke:

Смотря где и кто его использует.
Вряд ли в научной или учебной литературе.

maristo

Цитата: basta от июня 22, 2011, 10:15
вот именно, "душа языка" - демагогический приём.

Это метафора, я так понимаю. Но метафоре место в иносказательных опусах, а не в серьёзной дискуссии.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

maristo

Цитата: Hironda от июня 22, 2011, 10:16
Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:12
Цитата: Hironda от июня 22, 2011, 10:10
Это нечто трансцендентное, рационально не объяснимое. :)

Вобщем муть. А почему же этм понятием так широко пользуются, да ещё считают его весомым?

Да, действительно, люди пользуются необъяснимыми понятиями именно для того, чтобы не объяснять рационально. Очень удобно.  :smoke:

Смотря где и кто его использует.
Вряд ли в научной или учебной литературе.

Очень, очень, очень много. Как пример - восхваление Великого и могучего в школе(учёба же).
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Toivo

Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:14
Цитата: Toivo от июня 22, 2011, 10:11
Как я ощущаю, говоря о "душе языка", люди подразумевают его специфическую логику, которая может заключаться в грамматике, в лексике, в устойчивых выражениях... Наверное так.
Ну так и у токипоны есть душа. У любого объекта, где человек готов видеть и придавать значение особенностям. Например: программа написана с душой, у этого блюда есть душа. Такое широкое варьирование обесценивает понятие. А ему, какя я понимаю, наоборот, придают очень большой вес.
И у токи поны есть душа, ессесно. Но только не у той токи поны, что описана в учебнике, а той, что реально используется. У языка не в лингвистическом аспекте, но в культурном и социальном. Наверное так...

maristo

Цитата: Toivo от июня 22, 2011, 10:18
Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:14
Цитата: Toivo от июня 22, 2011, 10:11
Как я ощущаю, говоря о "душе языка", люди подразумевают его специфическую логику, которая может заключаться в грамматике, в лексике, в устойчивых выражениях... Наверное так.
Ну так и у токипоны есть душа. У любого объекта, где человек готов видеть и придавать значение особенностям. Например: программа написана с душой, у этого блюда есть душа. Такое широкое варьирование обесценивает понятие. А ему, какя я понимаю, наоборот, придают очень большой вес.
И у токи поны есть душа, ессесно. Но только не у той токи поны, что описана в учебнике, а той, что реально используется. У языка не в лингвистическом аспекте, но в культурном и социальном. Наверное так...

Особенности у языка есть и при отсутсвии носителей. У мёртвой латыни например, или древнерусского. И даже у проекта языка есть душа(если под ней понимать особенности и внутреннюю логику).
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

basta

песня Кати Чеховой "Я робот"

Просто включить весну
Текстура - мокрый асфальт
Небо на 5 Мегабайт
И ветра побольше дать
Бросить все силы на дождь
Но даже моих мегагерц
Не хватит, чтоб сделать запах дождя
Я робот, и нет у меня сердца

Не дано мне об крыши разбиться весенним дождём
Не дано по асфальту разлиться лужами днём
Не дано мне ручьями стекать по весенней траве
Быть дождём только в мечтах мне
И нет у меня сердца

Я робот, и нет у меня сердца
Я робот, и нет у меня сердца

Тысячи точек-звёзд
Я не был там точка ру
Я бы до них донёс
Запах травы поутру
Бросить все силы на свет
Но даже моих мегагерц
Не хватит,чтоб сделать свет для планет
Я робот, и нет у меня сердца

Не дано мне об крыши разбиться весенним дождём
Не дано по асфальту разлиться лужами днём
Я робот,и нет у меня сердца
Не дано мне ручьями стекать по весенней траве
Быть дождём только в мечтах мне
Я робот, и нет у меня сердца

Не дано мне об крыши разбиться весенним дождём
Не дано по асфальту разлиться лужами днём
Не дано мне ручьями стекать по весенней траве
Быть дождём только в мечтах мне
И нет у меня сердца

Joris

yóó' aninááh

Toivo

Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:21
Цитата: Toivo от июня 22, 2011, 10:18
Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:14
Цитата: Toivo от июня 22, 2011, 10:11
Как я ощущаю, говоря о "душе языка", люди подразумевают его специфическую логику, которая может заключаться в грамматике, в лексике, в устойчивых выражениях... Наверное так.
Ну так и у токипоны есть душа. У любого объекта, где человек готов видеть и придавать значение особенностям. Например: программа написана с душой, у этого блюда есть душа. Такое широкое варьирование обесценивает понятие. А ему, какя я понимаю, наоборот, придают очень большой вес.
И у токи поны есть душа, ессесно. Но только не у той токи поны, что описана в учебнике, а той, что реально используется. У языка не в лингвистическом аспекте, но в культурном и социальном. Наверное так...
Особенности у языка есть и при отсутсвии носителей. У мёртвой латыни например, или древнерусского. И даже у проекта языка есть душа(если под ней понимать особенности и внутреннюю логику).
Особенности и внутренняя логика наличествующие в грамматике и особенности и внутренняя логика наличествующие в сознании и подсознании носителей - это одно и то же ли?

maristo

Цитата: basta от июня 22, 2011, 10:21
песня Кати Чеховой "Я робот"

Просто включить весну
Текстура - мокрый асфальт
Небо на 5 Мегабайт
И ветра побольше дать
Бросить все силы на дождь
Но даже моих мегагерц
Не хватит, чтоб сделать запах дождя
Я робот, и нет у меня сердца

Не дано мне об крыши разбиться весенним дождём
Не дано по асфальту разлиться лужами днём
Не дано мне ручьями стекать по весенней траве
Быть дождём только в мечтах мне
И нет у меня сердца

Я робот, и нет у меня сердца
Я робот, и нет у меня сердца

Тысячи точек-звёзд
Я не был там точка ру
Я бы до них донёс
Запах травы поутру
Бросить все силы на свет
Но даже моих мегагерц
Не хватит,чтоб сделать свет для планет
Я робот, и нет у меня сердца

Не дано мне об крыши разбиться весенним дождём
Не дано по асфальту разлиться лужами днём
Я робот,и нет у меня сердца
Не дано мне ручьями стекать по весенней траве
Быть дождём только в мечтах мне
Я робот, и нет у меня сердца

Не дано мне об крыши разбиться весенним дождём
Не дано по асфальту разлиться лужами днём
Не дано мне ручьями стекать по весенней траве
Быть дождём только в мечтах мне
И нет у меня сердца

Что за технофобский шовинизм? Лет через 50-100 роботы ещё поборятся за свои права, вот увидите.  :green: За такие песенки можно будет схлопотать пару лет отсидки или штраф.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

basta


maristo

ЦитироватьОсобенности и внутренняя логика наличествующие в грамматике и особенности и внутренняя логика наличествующие в сознании и подсознании носителей - это и то же ли?

Так мы язык обсуждаем или носителей? Носители - люди, у них людская душа, не надо её путать с душой языка.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Hironda

Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:18
Как пример - восхваление Великого и могучего в школе(учёба же).
Похоже на манипулирование сознанием.
Подспудно: у русского языка (родного языка) душа есть, а у других нет. Так?
Помню, как учительница в школе (начальных классов) сказала, что в русском языке есть уменьшительные суффиксы, а во французском нет. (Мы учились в школе с углублённым изучением французского).
Что по-французски нельзя сказать "сестрёнка", "сестричка".
Действительно, формально в современном французском уменьшительных суффиксов гораздо меньше, чем в русском, но французы не хуже русских справляются с задачами выражения любых оттенков речи. Но в школе вряд ли станут сравнивать "души" разных языков (а было бы интересно не только школьникам ;)). Типа воспитания патриотизма: всё наше самое-самое.

Если "душа" у языка есть, как нечто своеобычное, то она не столько в грамматике, фонетике и т.п., сколько в акцентах выражения чего-то приоритетного для мышления того или иного народа, причём, на данный период времени. Всё меняется, и "душа" не исключение.

Toivo

Цитата: maristo от июня 22, 2011, 10:25
ЦитироватьОсобенности и внутренняя логика наличествующие в грамматике и особенности и внутренняя логика наличествующие в сознании и подсознании носителей - это и то же ли?
Так мы язык обсуждаем или носителей? Носители люди, у них людская душа, не надо её путать с душой языка.
Мы обсуждаем язык в каком аспекте? Лингвистическом или культурном и социальном? В первом аспекте говорить о душе языка в принципе не имеет смысла. Её там нет. Душа если и есть, то есть у человека.

maristo

ЦитироватьДуша если и есть, то есть у человека.

У человека своя душа, а у языка своя? Т.е. если я сделаю конланг, и на нём заговорят люди, то у него появится душа? Интересно, где она была до этого? В какой момент она появится? На каком языковом материале(кроме факта наличия носителей) можно проследить её существование? Или душа - это просто метафора к "наличию носителей"?
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

maristo

А вот! Я понял. Душа появляется тогда, когда о ней начинают разглагольствовать. При отсутсвии носителей некому разглагольствовать о душе -> души нет. "Душа языка" - это пустой трёп, который появляется при наличии носителей. Всё верно.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр