Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Фрески кирхи Арнау 15 главы

Автор Georgos Therapon, сентября 26, 2018, 04:44

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Georgos Therapon

Фрески Арнау пятнадцатой главы «Зерцала».

Сохранилась фотография одной фрески 15 главы «Зерцала».



На фреске справа в руке воина явно различима рукоять меча. Следовательно, эта фреска может быть идентифицирована как «Давид убивает восемьсот воинов».

Миниатюры кодекса Hs 2505, относящиеся к 15 главе.



Миниатюра «Христос побеждает Словом».

Надписи на миниатюре:

Ihesus prostrauit omnes aduersarios suos uno uerbo (Иисус положил всех Своих недругов одним словом)

Филактерии воинов:
Iesu nazarenum (Иисус Назорей)

Филактерия Христа:

Ego sum quem queritis (Я Тот, Кого вы ищите)



Миниатюра «Самсон побеждает челюстью осла».

Надпись на миниатюре:

Sampson prostrauit mille uiros cum mandibula asini (Самсон  положил тысячи воинов челюстью осла)



Миниатюра «Самегар убивает шестьсот воинов»

Надпись на миниатюре:

Sangar interfecit sexcentos uiros cum vomere aratri (Самегар перебил лемехом плуга перебил шестьсот воинов)



Миниатюра «Давид убивает восемьсот воинов».

Надпись на миниатюре:

Dauid interfecit octingentos uiros impetu uno (Давид одним натиском перебил восемьсот воинов).

ЦитироватьCapitulum 15.

In precedenti capitulo audiuimus quomodo christus eukaristiam instaurauit
Consequenter audiamus quomodo hostibus suis occurrens ipsos prostrauit
Cumque iudas cum alijs percepisset sacram communionem
Abijt ut faceret hostium christi congregacionem.
O quanta erat christi benignitas et clemencia
O quanta erat iude malignitas et demencia
Christus eum sacramento corporis et sanguinis sui cibauit
Et ipse de tradicione illius in corde suo tractauit
Christus sciens omnia noluit eum perdere neque sacramentum sibi negare
In quo uoluit sacerdotibus formam communicandi dare.
Sacerdos sciens aliquem cum mortali ad communionem accedere
Non debet sibi negare ne uideatur eum perdere
Abijt ergo iudas ut inimicos christi congregaret,
Christus autem iuit ad locum quem sciebat iudas ut eos ibi expectaret
Uenerunt ergo armati cum gladijs et fustibus
Quaerentes eum in tenebris cum lucernis et facibus.
Ihesus autem absque armis in occursum eorum iuit
Et quem quererent, cum omni mansuetudine quesiuit
Illi autem tanquam gigantes contra eum steterunt,
Et ut ihesum nazarenum quererent responderunt.
Ihesus autem mitissimum et dulcissimum dabat eis responsum
Dicens humili voce et benigno animo ego sum
Quo audito omnes retrorsum abierunt
Et tanquam mortui coram eo in terram corruerunt
O dementissime iudei quid prodest uobis tanta multitudo
Qui uiliter iacetis prostrati mitissimo uerbo uno
Quid prosunt uobis uestra multa et diuersa consilia,
Quorum prostrata sunt vno uerbo tanta milia.
Quid prodest uobis armatura uestra tam terribilis
Que vno uerbo perterrita perhibetur esse inutilis
Nonne videtis christum solum potenciorem uobis omnibus esse,
et si uellet uos omnes interficere posse.
Immo posset precipere terram sub pedibus uestris aperiri
Et uos omnes uiuos tamquam dathan et abiron deglutiri
Uel posset ignem et sulphur super uos pluere,
et tamquam sodoman et gomoram consumere,
Uel posset per aquas celi uos omnes delere
Sicut olim deleuit totum mundum fere,
Uel posset uos tamquam uxorem lot in lapides mutare
vel tamquam egypcios diuersis plagis molestare,
Uel posset uos omnes conuertere in puluerem cinerum
Sicut exercitum sennacherib centum octoginta quinque milia hominum
Uel posset uos interficere per mortem subitaneam,
Sicut olim interfecit filios iude her et onam,
Uel posset uos omnes interficere per gladium angelicum
Sicut sub dauid occidit maximum populum
Uel posset uos omnes in potestatem diaboli dare
Sicut temporibus thobie dedit septem viros sare
Uel posset ignem mittere qui consumeret vos,
Sicut thore cum suis et duos quinquagenarios
Uel posset mittere in vos ignitos serpentes,
Sicut olim in predecessores vestros sibi contradicentes
Uel posset vos discerpere per inmissos leones
Sicut olim in samariam regis salmanasar colonis
Uel posset uos dilacerare per rapidorum vrsorum dentes,
Sicut olim quadraginta duos pueros heliseum deridentes
Uel posset uos tanquam heliodorum flagellare et conculcare
Uel tamquam anthiochum putrefactione et uermibus necare
Uel posset uos percutere per subitam lepram,
Sicut olim percussit giezi et sororem moysi mariam.
Uel posset uos percutere cecitate et acrisia
Sicut sub heliseo percussus fuit exercitus de siria
Uel posset omnium vestra brachia arida facere et indurare
Sicut olim fecit regi ierobaam in bethel iuxta altare
Uel posset omnia arma uestra consumere dentibus vermium
Sicut consumpsit in exercitu syrorum omnes cordas arcuum
Omnia hec et similia posset si uellet se defendere
Sed non vult nisi ad modicum vos prosternere
Hoc autem facit ut ostendat se voluntarie mortem sustinere
Et si uellet reniti non possetis eum capere nec tenere
Cum igitur christus ostendisset suam uictoriam et potenciam
Dedit eis resurgendi et se capiendi licenciam.
Hec uictoria hostium christi iam recitata
fuit olim in sampsone et sangar et dauid prefigurata
Sampson cum mandibula asini strauit mille uiros
et sangar cum vomere interfecit sexcentos
Si isti dei adiutorio tot hostes prostrauerunt,
Non est mirum quod coram christo omnes hostes eius corruerunt
Scriptura regem dauid tenerrimum ligni vermiculum dicit
Qui octingentos viros uno impetu occidit
Uermiculus ligni dum tangitur mollissimus videtur,
Sed cum tangit durissimum lignum perforare perhibetur.
Hic dauid cum esset inter domesticos nullus eo micior
Sed in iudicio et contra hostes in prelio nullus eo durior
Sic christus in hoc mundo erat mitissimus et pacientissimus
In iudicio autem contra hostes suos erit districtissimus
Conuersabatur enim mansuete et incessit inermis
Et sustinuit ut uiliter tractaretur tanquam uermis.
Et hoc uidetur querulose deplangere in psalmo
vbi de se dicit ego sum vermis et non homo
Dicitur autem non tantum vermis, sed vermiculus ligni
quia in ligno crucis occiderunt eum maligni
Conuenienter eciam tenerrimus appellatur
quia caro sua tenerrima et nobilissima fuisse comprobatur
Et quanto caro sua erat mollior et tenerior
Tanto passio sua erat grauior et asperior
Et ideo clamat in trenis ad omnes transeuntes per uiam,
Ut attendant si vnquam uiderint similem penam.
O bone ihesu da nobis tuam amaram penam (ita) videre,
vt tecum mereamur in celesti patria uiuere et gaudere.


ЦитироватьГлава 15.

В предыдущей главе мы узнали, как Христос установил евхаристию.
Теперь же давайте узнаем, как Он, выйдя к врагам, их положил1.
Когда Иуда принял с другими святое причастие,
Он удалился, чтобы собрать Христовых врагов.
О сколь велики были доброта и снисходительность Христовы!
О сколь велики были порочность и безумие Иуды!
Христос дал ему пропитание в таинстве Своего Тела и Своей Крови,
А он в своём сердце обдумывал, как Его предать.
Христос, зная всё, не захотел его погубить или отказать ему в таинстве,
Чем решил подать священникам правило причащения.
Священник, зная, что кто-то пришёл к причастию в смертном грехе,
Не должен отказывать ему, чтобы не казалось, что губит его.
Итак, Иуда удалился, чтобы собрать врагов Христовых,
Христос же направился в место, о котором знал Иуда и где он их ожидал.
И вот они пришли, вооружённые мечами и кольями,
Ища Его во мраке со светильниками и факелами.
Иисус же вышел навстречу им безоружным
И со всей кротостью спросил у них, кого они ищут?
Они же стали напротив него, словно гиганты
И ответили, что ищут Иисуса Назарея.
Иисус же дал им спокойный и милый ответ,
Вымолвив смиренным гласом: «Это Я».
Услышав это, все отпрянули
И, словно мёртвые, пали перед Ним на землю.
О безумнейшие иудеи! К чему вам такая толпа,
Если жалко легли, положенные одним спокойным словом!
К чему вам все ваши многие и различные сговоры,
Если одним словом положены столь многие тысячи вас!
К чему вам всё ваше столь устрашающее войско,
Которое было устрашено лишь одним словом и оказалось бесполезным!
Неужели не видите, что Христос один сильнее всех вас!
И если бы пожелал, мог бы умертвить всех вас.
Мог бы приказать земле разверзнуться у вас под ногами
И поглотить всех вас, как Дафана и Авирона2.
Или мог бы излить на вас огонь и серу
И сжечь вас, как Содом и Гоморру3.
Или мог бы уничтожить всех вас небесной водой,
Как когда-то уничтожил почти весь мир4.
Или мог бы превратить в камни, как жену Лота5,
Или мучить различными бедствиями, как египтян6.
Или мог бы всех вас обратить в пепел и прах,
Как восемьдесят пять тысяч человек войска Сеннахирима7.
Или мог бы вас умертвить внезапной смертью,
Как когда-то умертвил сыновей Иуды Ира и Онама8.
Или мог бы всех вас умертвить мечом ангела,
Как когда-то при Давиде убил большое количество народа9.
Или мог бы отдать вас во власть дьявола,
Как во времена Товии отдал семь мужей Сарры10.
Или мог бы послать огонь, который поглотил бы вас,
Как Корея с его двумястами пятьюдесятью людьми11.
Или мог бы послать на вас жалящих змеев,
Как когда-то на ваших предков, перечивших Ему12.
Или мог бы растерзать вас, послав львов,
Как когда-то жителей Самарии при царе Салманасаре13.
Или мог бы вас разорвать клыками жадных медведей,
Как когда-то сорок два ребёнка, насмехавшихся над Елисеем14.
Или мог бы вас бичевать и топтать, как Илиодора15,
Или, как Антиоха, умертвить гниением и червями16.
Или мог бы вас неожиданно поразить проказой,
Как когда-то поразил Гиезия17 и сестру Моисея Марию18.
Или мог бы поразить вас слепотой,
Как при Елисее было поражено сирийское войско19.
Или мог бы у всех вас иссушить ваши руки,
Как сделал когда-то царю Иеровоаму в Вефиле перед алтарём20.
Или мог бы всё ваше оружие источить зубами червей,
Как источил тетивы луков в сирийском войске.
Всем этим и подобным он мог бы Себя защитить, если бы пожелал,
Но решил сделать лишь самое малое – положить вас.
Это Он сделал, чтобы показать, что решил принять смерть добровольно.
И если бы захотел воспротивиться, вы не смогли бы Его ни схватить, ни удержать.
Итак, когда Христос показал свою победу и силу,
Он дал им возможность подняться и схватить Его.
Эта победа Христа над врагами, о которой рассказано,
Была показана ранее через Самсона21, Самегара22 и Давида23.
Самсон челюстью осла положил тысячи мужей
И Самегар с сошником умертвил шестьсот.
И если они с Божьей помощью положили столь многих врагов,
Неудивительно, что перед Христом пали все Его враги.
Писание называет Давида нежнейшим древесным червецом24,
Но он одним натиском умертвил восемьсот мужей.
Древесный червец на ощупь кажется мягчайшим,
Но когда касается твердейшего дерева, как известно, пронзает его.
Так и Давид, хотя среди домашних не было мягкосердечнее человека, чем он,
В суде и в сражениях против врагов не было никого твёрже, чем он.
Так и Христос в этом мире был самым мягкосердечным и смиренным,
На суде же по отношению к своим врагам будет строжайшим.
В общении был приветлив и ходил безоружным,
Терпел, словно червь, недостойное обращение
И жалобно, как представляется, оплакивал это в псалме,
Говоря о Себе: «Я Червь, но не Человек25».
Назывался же не только Червём, но древесным Червецом,
Ибо на Древе Креста Его умертвили злодеи.
Справедливо назван и нежнейшим,
Ибо Тело Его, как известно, было нежнейшим и знатнейшим.
И насколько Тело Его было нежным и мягким,
Настолько Страсти Его были тяжёлыми и суровыми.
И поэтому в «Плаче» взывает ко всем проходящим
Воззреть, если когда-либо увидят такую казнь26.
О добрый Иисусе! Даруй нам так взирать на Твои горькие страсти,
Чтобы были мы достойны жить, ликуя, в небесном Отечестве.


Примечания к переводу.

1. Иоанн. 18.
2. Числ. 16.
3. Быт. 19.
4. Быт. 6, 7.
5. Быт. 19:26.
6. Быт. 12:17.
7. 4 Цар. 19:35.
8. 1 Пар. 2.
9. 1 Пар. 21.
10. Тов. 3:8.
11. Числ. 16:35.
12. Числ. 21:6.
13. 4 Цар. 17:25.
14. 4 Цар. 2:23 – 24.
15. 2 Мак. 3:25.
16. 2 Мак. 9:9.
17. 4 Цар. 5:27.
18. Числ. 12:10.
19. 4 Цар. 6:18.
20. 3 Цар. 13:4.
21. Суд. 15:15.
22. Суд. 3:31.
23. 2 Цар. 23:8.
24. Ibid.
25. Пс. 21:7.
26. Плач. 1:12.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр