Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Манихейская ересь и её влияние на русское Православие

Автор Солохин, февраля 13, 2017, 23:44

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Flos

Возвращаясь к тому, что написала Ваша знакомая, я бы обратил внимание на вот этот кусочек:

Цитата: Солохин от октября 10, 2018, 14:36
сам акцент на аскезу во-первых сомнителен для получения духовных плодов, во-вторых, монахом в общем-то не делает.

Исходя из этого, я оставил бы в нашей теме монахов в покое и задался бы непосредственно вопросом, а насколько, собственно,  аскеза способствует получению духовных плодов?

Думаю, это самое интересное.

Перечислю (на всякий случай)  о чем идет речь из послания к Галатам:
ЦитироватьПлод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Как кто думает?

Easyskanker

Цитата: Lodur от октября 10, 2018, 21:59
Цитата: Easyskanker от октября 10, 2018, 19:32Думаю, если взять человека и отнять от него тело в смысле вызываемых телом потребностей, то вот что-то подобное и получится. Потребность в сексе конечно отвалится сразу, разве что останется любопытство к сексу.
А я думаю наоборот.
Наоборот в смысле потребности Бога - пить, есть, дышать, спать, писать, какать, мастурбировать или заниматься сексом, возможно испытывать алкогольное или наркотическое опьянение, и совершенно никаких иных потребностей? :what:

Flos

Приведу еще  расширенную цитату из послания к Галатам.
Мне кажется, она имеет непосредственное отношение к "манихейскому" противопоставлению плоти и духа.

ЦитироватьЯ говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание.

Ice Cube

Цитата: Солохин от февраля 13, 2017, 23:44
Очень здравые мысли православного монаха о браке и о причинах болезненного отношения к таинству брака в русской традиции.

ЦитироватьЭто вопрос повлиявший на многое и многое исказивший. Не безобидно в общем... наши русские традиции понимания секса как скотства по понятным причинам добавили когда-то скотства в жизнь и повседневную культуру... И далее - богомильство (вышедшее из манихейских идей) из Болгарии проникает на Русь.

Влияние некоторых духовных идей (пусть и под именем Православия) нельзя недооценивать. В итоге - возникает когнитивный диссонанс от дуализма, который вынес мозг очень многим и до сего дня.

http://www.pravenc.ru/text/149507.html

В основе религиозно-философского учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Но в отличие от павликиан они были умеренными дуалистами, т. к. считали, что добро победит зло (Сатана будет уничтожен). Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданием диавола.

Нравственное учение богомилов отличалось сурово-аскетическим характером. Так как весь видимый мир и самое тело человека произошли, по их воззрению, от диавола, то они учили избегать мира и его благ, побеждать плоть духом посредством подвигов самоотвержения. Отсюда — посты, продолжительные моления, воздержания от мяса и вина, монашеская одежда и образ жизни. Заповедуя своим последователям все вообще христианские добродетели, богомилы особенно проповедовали нестяжательность и добровольную нищету, — не заботились о завтрашнем дне, питались милостынею и т. п. Признавая учреждение брака делом диавола, богомилы были безбрачны и питали величайшее отвращение к детям, даже родившимся от законного брака, а иные проповедовали и осуществляли в своей жизни учение скопчества. Вообще, по взгляду богомилов, и в человеческом микрокосме происходит настоящая борьба двух противоположных начал — духа и материи, и душа неустанно стремится превозмочь связующие ее телесные узы, чтобы соединиться со своим божественным началом.
(источник)

На Западе то же примерно - катары, альбигойцы и тд. И увы мне, когда и некоторые отцы подобно Августину отрицают обожение и гнушаются телом, женщиной и Богом данной нам природой, считая ее дьявольским искушением и даже дьявольским порождением. А такие идеи нередки...

Если посмотреть к чему это ведет - то мужчины никогда не могли отказаться от своей сексуальности, но объявив ее злой похотью и вообще злом, оказались в жесткой вилке - и начали бороться с женщинами, на Западе сжигать, у нас - много было своих форм извращений. Ласка, милость - под запретом... если уж без секса нельзя, а секс постыден - то задернуть шторочками иконы и по-быстрому сотворить что-нибудь. Женщинам не оставалось ничего, как терпеть и рожать, но лишенные любви и ласки они и сами превращались в старых ведьм. А это отражалось на детях - неудовлетворенные матери и отцы отрывались на потомстве. Были и нормальные люди с нормальными отношениями
, но господствующий у нас культ монашества многое исказил.

Автор видит какие то втрричные проявления,но в упор не видит сути
Общность дуалистического гностицизма и  православо-католицизма в  диофелитской ереси Максима исповедника последних.


Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 09:44
диофелитской ереси Максима исповедника

Глубоко копнули.
Но думаю,  это неверно, потому как в отношении к монахам и аскезе древневосточные церкви от нас не сильно отличаются.  Насколько я знаю. Коптские монастыри сейчас на тех же самых местах стоят, что во времена Пахомия Великого. И монахи там подвизаются.  Недавно фильм смотрел про них....

Ice Cube

Цитата: Flos от октября 11, 2018, 09:39
Приведу еще  расширенную цитату из послания к Галатам.
Мне кажется, она имеет непосредственное отношение к "манихейскому" противопоставлению плоти и духа.

ЦитироватьЯ говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание.

Гностицизм придает плотскому субъектную волю.
Создатель материи Ялдабаоф.
Итого две воли.
Правосалавие тож признает две воли,только не относит волю к субъекту.
Но это просто подпись под собственную безгрмотность .
Не бывает воли без его источника субъекта.
Не бывает объективной воли как это  в последствии  постулировано  в объективном идеализме у Гегеля.
Так что диофелитское  православие и католицизм можно назвать "безграмотным  (полу)гностицизмом " .
Наиболее образованные православо-католики на этой диофелитской  основе рано или поздно логически приходят к гностицизму.
Например нынешный папа римский франциск откровенный офит.

Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 09:55
Правосалавие тож признает две воли,только не относит волю к субъекту.

Можно вот эту часть поподробнее раскрыть?
Вы о Христе пишете или вообще о человеке?

Ice Cube

Цитата: Flos от октября 11, 2018, 10:21
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 09:55
Правосалавие тож признает две воли,только не относит волю к субъекту.

Можно вот эту часть поподробнее раскрыть?

"ДВЕ ПРИРОДЫ, ДВА ДЕЙСТВИЯ, ДВЕ ВОЛИ"

Источник "воли" по православной  формуле  " природа",а не личность\субъект.


Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 10:25
"ДВЕ ПРИРОДЫ, ДВА ДЕЙСТВИЯ, ДВЕ ВОЛИ"

Это о Христе.
Там свои правила. Если вообще можно говорить о правилах.

Ice Cube

Цитата: Flos от октября 11, 2018, 10:29
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 10:25
"ДВЕ ПРИРОДЫ, ДВА ДЕЙСТВИЯ, ДВЕ ВОЛИ"

Это о Христе.
Там свои правила. Если вообще можно говорить о правилах.

Христос богочеловек.
По этому это и о боге и о человеке.
Что понимают под божественной природой во христе диофелиты у меня никаких мыслей нету.
Видимо вы тут правы и у православных в головах на этот  счет  полная каша.
Но под человеческой природой диофелитсво понимает человеческие природные  страсти и желания,например желание есть  и пить .
Но  взлакает не только Христос,но и всякая безсловесная тварь.
Материальные потребности определяються материальной природой,а для этой природы диофелиты призают существование воления.







Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 10:46
Но под человеческой природой диофелитсво понимает человеческие природные  страсти и желания,например желание есть  и пить .
Но есть и пить взлакает не только Христос,но и всякая тварь.

Хорошо, давайте к человеку.
Хорошо это уже тем, что тут у нас нет двух воль.

Теперь нужно понять, из чего проистекает воля человека в православии, какая связь тут с дуалистическим гностицизмом и почему православие  безграмотно.

В православной антропологии воля - это часть разумной души.
Она определяется также как "Сила стремления к сообразному с природой, обнимающая в себе все свойства, существенно принадлежащие природе".
Еще нужно понимать, что воля человеческая повреждена при грехопадении вместе с человеческой природой.

Ответьте теперь, какая связь тут с дуалистическим гностицизмом и почему православие - это  безграмотный гностицизм?

Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 10:46
Материальные потребности определяються материальной природой,а для этой природы диофелиты призают существование воления.

«Воля есть единосущная часть богообразной души». Преп. Иустин (Попович) 

Если речь о душе, ясно, что воление не ограничивается материальными потребностями.  И, если честно, странно было бы такое предполагать.
Это не подтверждается опытом.

Ice Cube

Цитата: Flos от октября 11, 2018, 10:59
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 10:46
Но под человеческой природой диофелитсво понимает человеческие природные  страсти и желания,например желание есть  и пить .
Но есть и пить взлакает не только Христос,но и всякая тварь.

Хорошо, давайте к человеку.
Хорошо это уже тем, что тут у нас нет двух воль.

Теперь нужно понять, из чего проистекает воля человека в православии, какая связь тут с дуалистическим гностицизмом и почему православие  безграмотно.

1.В православной антропологии воля - это часть разумной души.
2.Она определяется также как "Сила стремления к сообразному с природой, обнимающая в себе все свойства, существенно принадлежащие природе".
Еще нужно понимать, что воля человеческая повреждена при грехопадении вместе с человеческой природой.

Ответьте теперь, какая связь тут с дуалистическим гностицизмом и почему православие - это  безграмотный гностицизм?

У христа была одна разумная душа-божественный логос. Так как у него оказалось две воли?

Вы пишете взамноисключающие тезы.
Человек желает есть и пить не потому что у него есть  разумная душа.
Какой нибудь таракан тоже желает...

Ice Cube

Цитата: Flos от октября 11, 2018, 11:04
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 10:46
Материальные потребности определяються материальной природой,а для этой природы диофелиты призают существование воления.

«Воля есть единосущная часть богообразной души». Преп. Иустин (Попович) 

Если речь о душе, ясно, что воление не ограничивается материальными потребностями.  И, если честно, странно было бы такое предполагать.
Это не подтверждается опытом.

Воля вообще не определяется материальнми потребностями.
Это в безграмотном диофелитстве оно им определяется.
Можо хотя бы в википедии посмотреть .

Воля (психология) — свойство сознания человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками.
Во́ля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители — Слабости.
Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности.[1] Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.

В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так и для отказа от него. Основной элемент воли — это акт осознанного принятия решений. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение, должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.
(wiki/m) Воля_(психология)#/search

Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
У христа была одна разумная душа-божественный логос. Так как у него оказалось две воли?

Про Христа - разговор отдельный.
Давайте тут просто про человека.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
Человек желает есть и пить не потому что у него есть  разумнауя душа.

А потому что пока душа находится в теле человека, они  взаимосвязаны.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
Какой нибудь таракан тоже желает...

В отличие от человека таракан полностью детерминирован в своих желаниях, у него нет свободной воли.
Поэтому, говоря о воле таракана в православном контексте, нужно отличать ее от воли человека. Вообще другой термин нужен, нельзя одинаково называть эти вещи.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:16
Это в безграмотном диофелитстве оно им определяется.

Я не вижу, чтобы она так определялась. Православные определения я привел Выше. Одно из них прямо от Максима Исповедника.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:16
Можо хотя бы в википедии посмотреть .

Я бы предпочел, говоря о православии, использовать православные определения, иначе мы наверняка запутаемся в терминах.


Ceolwulf

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
У христа была одна разумная душа-божественный логос. Так как у него оказалось две воли?

Вы пишете взамноисключающие тезы.
Человек желает есть и пить не потому что у него есть  разумная душа.
Какой нибудь таракан тоже желает...
А как таракан в сердце своем, ест, пьёт, возжелает другого таракана и отказывает себе в этом?

Ice Cube

Цитата: Ceolwulf от октября 11, 2018, 11:26
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
У христа была одна разумная душа-божественный логос. Так как у него оказалось две воли?

Вы пишете взамноисключающие тезы.
Человек желает есть и пить не потому что у него есть  разумная душа.
Какой нибудь таракан тоже желает...
А как таракан в сердце своем, ест, пьёт, возжелает другого таракана и отказывает себе в этом?

Он "не отказывает" )))
Отказывать себе это сознательный акт воли личности.
Разумная личность же (или ипостась ) у христа даже в православии тольо одна.
Так что по православному таракан природно стремится возжелать соответствественно своей природе и у таракана своя  природая  воля.)



Lodur

Цитата: Easyskanker от октября 11, 2018, 09:37Наоборот в смысле потребности Бога - пить, есть, дышать, спать, писать, какать, мастурбировать или заниматься сексом, возможно испытывать алкогольное или наркотическое опьянение, и совершенно никаких иных потребностей? :what:
Нет, не это. Я думаю, за сексом (как единением физических тел ко взаимному наслаждению) стоит гораздо более глубокая потребность единения двух духов ко взаимному блаженству. Не то, чтобы Бог не мог обойтись без такого единения (очищенного от телесных несовершенств, разумеется), но хочет ли Он обойтись?
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Ceolwulf

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:40

Так что по православному таракан природно стремится возжелать соответствественно своей природе и у таракана своя  природая  воля.)
А если человек ограничивается "вожделением сердечным"-это воля божественная?

Ice Cube

Цитата: Flos от октября 11, 2018, 11:25
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
У христа была одна разумная душа-божественный логос. Так как у него оказалось две воли?

Про Христа - разговор отдельный.
Давайте тут просто про человека.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
Человек желает есть и пить не потому что у него есть  разумнауя душа.

А потому что пока душа находится в теле человека, они  взаимосвязаны.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:12
Какой нибудь таракан тоже желает...

В отличие от человека таракан полностью детерминирован в своих желаниях, у него нет свободной воли.
Поэтому, говоря о воле таракана в православном контексте, нужно отличать ее от воли человека. Вообще другой термин нужен, нельзя одинаково называть эти вещи.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:16
Это в безграмотном диофелитстве оно им определяется.

Я не вижу, чтобы она так определялась. Православные определения я привел Выше. Одно из них прямо от Максима Исповедника.

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:16
Можо хотя бы в википедии посмотреть .

Я бы предпочел, говоря о православии, использовать православные определения, иначе мы наверняка запутаемся в терминах.

Повторяю ,вы привели взамноисключаюшие цитаты.
Вот это Максим.
"Природная воля есть сила (или способность) стремления к сообразному с природой, обнимающая собою все свойства, существенно принадлежащие природе".
Две природы ,две природные  воли.

----
При этом Максим сознательную  ипостаснуют НЕприродную волю хаит и называет гномическим, и наоборот возвышает именно НЕсознательную природную волю ,то есть  волю подобную животному автоматизму .В

Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:58
Повторяю ,вы привели взамноисключаюшие цитаты.

Мне кажется, или Вы не считаете душу частью человеческой природы?
Когда Максим Исповедник пишет о природе человека, он имеет в виду, я полагаю,  все части человека в соответствии с православной антропологией. Душу тоже.
И его слова не противоречат тому, что воля относится к душе, если душа - часть природы человека.

Flos

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:58
наоборот возвышает именно НЕсознательную природную волю ,то есть  волю подобную животному автоматизму .В

Не подобную.
Потому что у животных нет богоподобной души, которая составляет неотъемлемую  - и  даже самую главную - часть человеческой природы.

Ice Cube

Цитата: Ceolwulf от октября 11, 2018, 11:53
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:40

Так что по православному таракан природно стремится возжелать соответствественно своей природе и у таракана своя  природая  воля.)
А если человек ограничивается "вожделением сердечным"-это воля божественная?

А откуда вы узаете чем это человечекое сердце дышит?
Может там давно зло живет.
Не считать же вожделение злого  жестокого сердца за божественную волю.



Ice Cube

Цитата: Flos от октября 11, 2018, 12:16
Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 11:58
Повторяю ,вы привели взамноисключаюшие цитаты.

Мне кажется, или Вы не считаете душу частью человеческой природы?
Когда Максим Исповедник пишет о природе человека, он имеет в виду, я полагаю,  все части человека в соответствии с православной антропологией. Душу тоже.
И его слова не противоречат тому, что воля относится к душе, если душа - часть природы человека.

Мне кажется что вы плохо понимайте что такое "природа ".
Впрочем это общее место для халкедонитов вообще.
Человеческая природа это то что роднит нас с природой.
Человек вершина этого природного древа.
Если бог вложил в человека что-то от себя  ,например вдхонул душу,то этим своим свойством  человек отделяется от природы.
Категория которая отделяет человека от природы относится к сущности.
Душа(разум) это сущность человека ,то что опредлеяет  человека разумного и отделяет его от  природы человека  примата,хордового...

Бог это не природа,он сущность.
Человек подобосущен богу ,а не подобоприроден.


Lodur

Цитата: Ice Cube от октября 11, 2018, 12:29Человек подобосущен богу ,а не подобоприроден.
Что все эти слова значат? :wall:
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)