Лингвофорум

Теоретический раздел => Прикладная лингвистика => Лингводидактика => Тема начата: Митридат от мая 8, 2006, 17:09

Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Митридат от мая 8, 2006, 17:09
Поскольку у многих из нас есть дети, предлагаю поговорить о детской речи. Думаю, что изучение и обсуждение грамматики детской речи, а также особенностей усвоения языка детьми, окажется небесполезным и в общелингвистическом плане (например, для понимания того, какие методы эффективны или неэффективны при обучении иностранным языкам).

К примеру, среди некоторых психолингвистов существует убеждение, что дети до 6 лет не представляют себе будущее. По крайней мере у моего ребёнка, которому сейчас всего 1 год и 8 месяцев, представление о будущем развито очень хорошо, и слово "будет" он уже несколько месяцев как освоил, а вот слово "был" для него ещё ничего не значит. Бывает, смотрит мультик, сюжет которого ему уже знаком, и говорит "жук будет" или "вода там", хотя соответствующий эпизод должен произойти только через полминуты.

С другой стороны, хотя он уже употребляет глаголы в прошедшем времени, я не уверен, что он воспринимает прошлое. Скорее для него существует понятие "там", т.е. не здесь и не сейчас. События в прошлом он воспринимает как повторяющиеся и воспроизводимые; например, приходила в гости "тётя" (сестра моей жены) – значит, ещё придёт, а пока что тётя "там".

Грамматические формы слов он уже вполне освоил, хотя представления о грамматике у него иногда своеобразные. Скажем, падежи он освоил легко, поскольку они имеют самый очевидный практический смысл ("субъект – объект – получатель – средство и т.д."), а вот грамматический род для него никакого смысла не несёт, поэтому он употребляет все прилагательные в мужском роде, хотя прекрасно понимает, что они существуют и в других формах. Префикс "по" иногда воспринимает как показатель будущего времени – потому что "побежит", "поедет". Глаголы употребляет только в 3-м лице ед.ч. (раньше употреблял и другие глагольные формы, но путём механического повторения, а сейчас, когда он начал осознавать грамматику, эти формы для него потеряли смысл). Вместо императива употребляет инфинитив (открыть! дать! кушать!)

Было бы интересно, если и другие участники форума поделятся своими наблюдениями: как у детей развиваются представления о грамматике? как вырабатывается произношение? как и на каком этапе осваивают абстрактные термины? и т.д. За ссылки тоже буду благодарен.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Const@nt от мая 12, 2006, 10:07
Я затрагивал вопрос развития речи у ребенка в своей дипломной работе. В учебнике по психолингвистике нашел интересную таблицу, показываюшую как дети усваивают язык: в каком возрасте какие грамматические формы они используют и т.д. Вообще детская речь это очень интересная штука. Часть информации из этого учебника (описывающую т. н. Доречевой этап) можете почитать в прилепленом к посту файле.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Митридат от мая 12, 2006, 10:23
Спасибо! Взамен могу поделиться собственными наблюдениями за развитием речи и грамматики своего ребёнка.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Const@nt от мая 12, 2006, 11:18
Потрясающе!!!  := :up:
Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: unlight от мая 12, 2006, 11:50
Очень интересно, Митридат! Ждем продолжения :)
Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Jumis от мая 12, 2006, 12:29
Ой, какая классная тема! Сам хотел 100 раз подобную инициировать.

У своего мелкого, когда тот был примерно в возрасте 4 лет, наблюдал интересную грамматическую фичу: вместо "замерз", "остыл" он вдруг начал говорить "замерзил", "остынул". Слышал, что британские детишки примерно в этом же возрасте втыкают на полную свои аналитические возможности, начиная выдавать формы типа goed, maked, хотя ранее использовали норму, не задумываясь.

Наиболее яркими "лальвортер" (в возрасте 1,5-2г.) у нас были следующие:

вави -> вавика (собака)
аканька (таракан)
камомот (покемон) (?!)
аназёба (динозавр)
палачевский (полицейский - вот уж где устами младенца :) )

Сейчас чувак (7 лет) вовсю гоняет такие диалектные формы, как "стаёт", "отпадывать", "яичко" - но так у нас и взрослые говорят...
Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Драгана от мая 12, 2006, 15:51
тема действительно очень интересная!!!

Чуковский в своей "От двух до пяти" про детские перлы писал... Да, интересно за детьми понаблюдать, порой такое отмочат!!!
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Митридат от мая 13, 2006, 13:37
ЦитироватьЧасть информации из этого учебника (описывающую т. н. Доречевой этап) можете почитать в прилепленом к посту файле.
Файл дочитал до конца, спасибо. Кстати, у своего ребёнка обнаружил отклонения от приведенной схемы - формы множественного числа он употреблял уже в возрасте 1 года. А падежи, как я уже писал, стал осваивать вскоре после этого. На днях (а ему скоро будет год и 9 месяцев) наконец освоил смысл предлогов. До этого не мог уловить их смысл и в своей речи опускал или воспринимал как префикс обстоятельства :)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Const@nt от мая 14, 2006, 06:12
Цитата: Митридат от мая 13, 2006, 13:37
ЦитироватьЧасть информации из этого учебника (описывающую т. н. Доречевой этап) можете почитать в прилепленом к посту файле.
Файл дочитал до конца, спасибо. Кстати, у своего ребёнка обнаружил отклонения от приведенной схемы - формы множественного числа он употреблял уже в возрасте 1 года.

Все мы индивидуальны. Я например говорить начал года в два. За меня родители страшно боялись. Думали шо я немой. :) А потом я заговорил, выучил язык за несколько месяцев и задолбал их своими детскими вопросами. :)
Это лишь примерная схема развития среднестатистического ребенка.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: krista от июня 28, 2006, 14:31
Да, интересная получилась тема!  :up:
Моя младшая сестричка года в два стала в словах на "а" (фонетическое) произносить "бэ", так как однажды увидела,какой эффект на взрослых произвело слово "бэквапарк". Мотивация ясна: ребенок понял, как привлечь внимание и заслужить умиление взрослых истал "педалировать" этот способ!
Еще из ее репертуара могу привести следующее: "арэрарарапорт" (аэропорт) и "фоторапарат". Наверное, горда была, что звук "р" сразу стал получаться, в отличие от других детишек.
Вообще дети - очень изобретательные существа. Чего стоит описанный случай с неправильными формами уже после того, как были усвоены правильные (подаваю и т.п.)! Порой они говорят такое, что взрослый человек выглядит вот так :???

Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Jumis от июня 28, 2006, 14:45
А! Во: "одеждоед" (это ж надо забыть слово "моль"!!!),,, да у нас их и нет, правда :)
Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: krista от июня 28, 2006, 15:26
А в школе я услышала словечко "мозгопудр", хотя это не таие уж и малюсенькие скрипунчики!
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Тася от марта 19, 2010, 17:56
Цитата: Митридат от мая 12, 2006, 10:23
... могу поделиться собственными наблюдениями за развитием речи и грамматики своего ребёнка.

  А мне вот в последние несколько дней довелось понаблюдать за трёхлетним правнуком хозяйки квартиры, где сейчас живу. Особенно привлекло моё внимание следующее, ещё не знакомое мне ранее явление, быть может, случайное, но, вероятно, эксплицирующее какие-то закономерности детской речи. Сперва процитирую. Из диалога ребёнка с мамой:
- А давай семечки домой возьмём семечки?
- Смотри, хоккей! А потом будут футболисты потом.
- Пойдём опять книжки читать опять!

И таких иллюстраций слышала много, просто не всё записывала вначале, а, оказывается, надо было бы.
Любопытные повторы...  :???   Что ли они возникают под влиянием своеобразного наложения объективного (прямого) и субъективного (прагматического) порядка слов, между которыми, так скажем, в сознании ещё происходит колебание? Жаль, не припомню сейчас с точностью, какие процессы занимают ведущее положение в психолингвистическом становлении "языкового механизма" ребёнка 3-х лет...  :-[  Но выяснить природу наблюдаемого было бы весьма интересно. Случайность ли перед нами?  ::)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Alexi84 от марта 27, 2010, 23:01
Цитата: krista от июня 28, 2006, 14:31
Еще из ее репертуара могу привести следующее: "арэрарарапорт" (аэропорт) и "фоторапарат". Наверное, горда была, что звук "р" сразу стал получаться, в отличие от других детишек.
По моим наблюдениям, это довольно частое явление. :) Звук "р" дети начинают произносить позже всех остальных звуков (у меня тоже такое было), а когда начинают, то поначалу применяют его даже там, где не надо. Например, моя двоюродная сестра некоторое время говорила "крокодир" вместо "крокодил" (до этого был "клокодил"), "козёр" вместо "козёл" и т.д.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Евгений от марта 27, 2010, 23:33
Это правда, что чешские дети осваивают звук [ř] к 12 годам?
Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от апреля 8, 2010, 11:28
Цитата: Тася от марта 19, 2010, 17:56
  Но выяснить природу наблюдаемого было бы весьма интересно. Случайность ли перед нами?  ::)

Да, я наблюдала подобные повторы за своим ребёнком. Считаю, что данное явление связано со следующим: слово, повторяемое ребёнком, является ключевым, именно ему придаётся особое значение. Оно может заключать в себе бОльший смысл. Но поскольку дитя только начинает осваивать морфологию и основы синтаксиса родного языка, ему тяжело должным образом маркировать важное для него слово. Отсюда появляются повторы. В данном случае в нормативном употреблении слово стоит в середине предложения. Его повтор в конце ставит его в сильную позицию.
В подтверждение сказанного давайте обратимся к Вашим примерам:
- А давай семечки домой возьмём семечки?
Ключевое слово семечки. Для малыша важно, чтобы мама/бабушка/иной родственник понял, что он хочет взять домой именно семечки, а не мячик/машинку/хлеб/шоколадку и т.п.

- Смотри, хоккей! А потом будут футболисты потом.
Важно донести не то, что после хоккея будут футболисты, а то, что футбол начнётся после хоккея.

Думаю,что это обязательно пройдёт. Причём быстрее в том случае, если с ребёнком больше общаться, читать вслух, при этом делать интонационное ударение в нужных местах.  :yes:
Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от апреля 8, 2010, 11:44
Цитата: krista от июня 28, 2006, 14:31
Порой они говорят такое, что взрослый человек выглядит вот так :???

А всё вполне очевидно: дети - маленькие исследователи. Они познают, "проверяют на прочность", "ощупывают границы" (если так можно выразиться) языка. И я склонна считать, что движение языкового развития детей следует рассматривать не по вертикали (детская речь как не вполне зрелый продукт по сравнению с речью взрослых), а по горизонтали (детская речь как относительно самостоятельная деятельность, обусловленная собственными целями и мотивами). Именно такой подход позволяет рассмотреть языковую систему ребёнка в её динамике и выявить реальную стратегию освоения языка, обнаружить некие типовые стратегии и общие принципы построения детьми собственной языковой системы.
МЫ, взросле, настолько "вжились" в существующие нормы языка, что следуем им автоматически, не давая возможности проявиться нашему творческому потенциалу.
Название: Re: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от апреля 8, 2010, 12:02
Цитата: Alexi84 от марта 27, 2010, 23:01
По моим наблюдениям, это довольно частое явление. :) Звук "р" дети начинают произносить позже всех остальных звуков (у меня тоже такое было), а когда начинают, то поначалу применяют его даже там, где не надо. Например, моя двоюродная сестра некоторое время говорила "крокодир" вместо "крокодил" (до этого был "клокодил"), "козёр" вместо "козёл" и т.д.

А я вот всё жду, когда же мой сын наконец начнёт выговаривать этот трудный звук "р". Ему шестой год, уже пора... Он всё никак не может его прочувствовать.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Alexi84 от апреля 9, 2010, 22:31
Цитата: PhiloAnna от апреля  8, 2010, 12:02
А я вот всё жду, когда же мой сын наконец начнёт выговаривать этот трудный звук "р". Ему шестой год, уже пора...
:yes: У меня было то же самое. И именно в шесть лет я начал - без посторонней помощи - произносить "р".  :)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от апреля 9, 2010, 22:40
Цитата: Alexi84 от апреля  9, 2010, 22:31
Цитата: PhiloAnna от апреля  8, 2010, 12:02
А я вот всё жду, когда же мой сын наконец начнёт выговаривать этот трудный звук "р". Ему шестой год, уже пора...
:yes: У меня было то же самое. И именно в шесть лет я начал - без посторонней помощи - произносить "р".  :)
Неужели не было никаких предпосылок к этому? Родители не пытались "научить" выговаривать "Р"?
Ну до 6 я ещё подожду... :)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Alexi84 от апреля 9, 2010, 22:45
Очень жаль, но не помню. Вроде бы что-то говорили... Видимо, это для меня было тогда чем-то второстепенным, и я пропускал всё мимо ушей.
Одно могу сказать точно - к логопеду меня не водили. :)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от апреля 9, 2010, 22:49
Цитата: Alexi84 от апреля  9, 2010, 22:45
Очень жаль, но не помню. Вроде бы что-то говорили... Видимо, это для меня было тогда чем-то второстепенным, и я пропускал всё мимо ушей.
Одно могу сказать точно - к логопеду меня не водили. :)
Так оно по сути и должно быть второстепенным! Фоном. А основное - собственная активность. :)
ФСЁ, говорю своим, чтоб отстали с логопедом. Если что, опираюсь на вас ;)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Wulfila от апреля 9, 2010, 22:54
замечаю, что детей есть три типа
те, кто не выговаривает р
те, кто не выговаривает л
и остальные..
первые два типа - взаимоизбегающие..
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от апреля 9, 2010, 23:03
Цитата: Wulfila от апреля  9, 2010, 22:54
замечаю, что детей есть три типа
те, кто не выговаривает р
те, кто не выговаривает л
и остальные..
первые два типа - взаимоизбегающие..
То есть, по Вашему мнению, дети, не выговаривающие "Р", будут выговаривать "л" и наоборот? В таком случае могу поспорить: мой и "л" не очень хорошо выговаривает. В случае заостерния внимания на конкретном слове, где есть "л", при просьбе повпорить более чётко, он, конечно, может произнести звук правильно, но в основном "л" походит на "и". Я бы сказала, что речь моего ребёнка торопливая, с "проглатыванием" некоторых звуков.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: regn от апреля 10, 2010, 07:21
Цитата: Wulfila от апреля  9, 2010, 22:54
первые два типа - взаимоизбегающие..

Неправда. У меня сестра двоюродная не выговаривала "р" и "л". Вместо "р" она произносила аппроксимант (более смазанный, чем английский). Вместо "л" произносила "w". Звук "р" произносит с 5 лет. До 6.5 не произносила "л". Сейчас произносит нормально оба звука.

Цитата: Евгений от марта 27, 2010, 23:33
Это правда, что чешские дети осваивают звук [ř] к 12 годам?

Опять же приведу пример своей двоюродной сестры. До 5 лет она не пользовалась чешским языком (хотя родилась и всю жизнь живет в Праге). Общалась в основном только с родителями и русскоязычными детьми. Мультики смотрела на русском (80%) и чешском (20%). Чешский понимала на слух, но не говорила на нем вообще. Даже не пыталась.

В 5.5 лет пошла в чешский садик. В 6 лет и 10 месяцев в первый класс. Чешская школа в Праге. Дети все чехи. Русского языка не изучает.

Произносит [ř] четко. Произносить стала его вместе с русским "р", а то и раньше. Например, звук [ř] она произносила правильно еще до того, как освоила русский "л" и чешский "l".

Сейчас в 7.5 она заканчивает первый класс. В русском языке появился акцент.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Wulfila от апреля 10, 2010, 07:28
Забавно..
у меня лично
и у пары знакомых мелких
не было проблем с "р"
только твёрдый "л"..
собсно, 3 человек достаточно, чтоб предположить
а однако..
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: regn от апреля 10, 2010, 07:30
Я до 4х лет не выговаривал "р". Произносил вместо него "л".

Кстати, я отредактировал свой пост - добавил о чешском.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Драгана от апреля 10, 2010, 08:05
А мне кажется, что чешский [ř] для некоторых может быть легче даже, чем обычный р'. По крайней мере у меня так. Понимаю, что говорю неправильно, но если постараться сказать нормально, то р еще кое-как, если ооочень медленно и утрированно (ну не будешь же так в повседневной речи, а переучиваться терпения не хватает, и так научилась отдельно произносить только уже студенткой), а вот если пытаюсь сказать р', рь - сначала выходит как раз этот самый чешский. Обычный русский рь мне трудно. Л с детства без проблем, сразу стала говорить правильно, да и l нерусский тоже сразу, как услышала в других языках, повторила, мне даже кажется, артикуляционно он легче русского твердого л...
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от апреля 10, 2010, 08:44
Всё, что вы сейчас обсуждаете, ближе к логопеди. Давайте поговорим о самой речи детей. С лингвистической и психолингвистической точек зрения.
Например, я сейчас плотно занимаюсь исследованием спонтанных монологов дошкольников, эгоцентрической речи. Исследованиями в данной обсласти занимались и психологи, и лингвисты. Если раньше я уделяла большее внимание именно лингвистическим особенностям данного явления (детский спонтанный немотивированный кем-либо посторнонним монолог, не имеющий прямого адресата, либо имеющий квазадресата), то сейчас затрагиваю скорее его психологическую основу. Меня интересует следующее: Выготский и следующие за ним Рубинштейн, Лурия, Гальперин и др. утверждают, что эгоцентрическая речь (а это по сути монолог/монолог вдвоём/квазидиалог) является начальным этапом формирования внутренней речи, появляющейся уже в момент "затухания" эгоцентрической и её полного исчезновения в качестве звучащей. А это в школьном возрасте и далее. Но неужели нельзя предположить, что эгоцентричская речь и внутренняя на определённом возрастном этапе могут сосуществовать? А именно в старшем дошкольном возрасте, когда морфологические и синтаксические навыки ребёнка уже более-менее сформированы для того, чтобы строить полноценное высказывание ( я имею ввиду, что здесь как раз есть возможность наблюдать за речью и делать какие-то предположения и выводы). Как вы считаете?
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Тася от мая 29, 2010, 17:33
Цитата: PhiloAnna от апреля 10, 2010, 08:44
Но неужели нельзя предположить, что эгоцентричская речь и внутренняя на определённом возрастном этапе могут сосуществовать?

  Предположить можно :) Но сразу возникает вопрос о функциональной специализации каждого из этих типов речи.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: PhiloAnna от мая 29, 2010, 19:19
ЦитироватьПредположить можно :) Но сразу возникает вопрос о функциональной специализации каждого из этих типов речи.

Этим как раз я и занимаюсь :)
Могу сказать, что во многом черты и функции эгоцентрической речи и внутренней схожи. Однако, динамика эгоцентрической речи, считает П. Я. Гальперин, должна рассматриваться как формирование новых видов психической деятельности, связанных с возникновением новых - интеллектуальной и регулирующей - функций речи. Эта внутренняя речь ребенка полностью сохраняет свои анализирующие, планирующие и регулирующие функции, которые сначала были присущи речи взрослого, обращённой к ребёнку, а затем осуществлялись с помощью развёрнутой речи самого ребёнка.
В своих исследованиях я определяла 3 основные (и частотные) функции эгоцентрической речи:
1)развлекательная функция, когда ребёнку интересен сам процесс порождения текста;
2)функция воздействия, когда монологическое высказывание направлено на решение каких-либо задач;
3)функция осмысливания, когда ребёнок пытается осмыслить свои действия и возможные события.

Функциональное определение внутренней речи (по Мирошниченко) должно быть таким: по отношению к мышлению внутренняя речь выполняет рематическую функцию или функцию рема-тематического перевода, по отношению к речи внутренняя речь выполняет две функции — номинативную и предикативную.
Не считаю, что приведённые мною здесь функциональные характеристики этих видов речи пересекаются настолько, чтобы делать какие-либо выводы...
Пока думаю как совместить накопленный материал...
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Тася от августа 12, 2010, 15:10
Цитата: PhiloAnna от мая 29, 2010, 19:19
ЦитироватьПредположить можно :) Но сразу возникает вопрос о функциональной специализации каждого из этих типов речи.

Этим как раз я и занимаюсь :)

:)   Очень  привлекательные у Вас и объект, и предмет исследования.

ЦитироватьЭта внутренняя речь ребенка полностью сохраняет свои  анализирующие, планирующие и регулирующие функции, которые сначала были  присущи речи взрослого, обращённой к ребёнку, а затем осуществлялись с  помощью развёрнутой речи самого ребёнка.

  Выходит, на динамику эгоцентрической речи влияет и элемент подражания как, наверное, один из вновь формирующихся видов психической деятельности?  :)


ЦитироватьНе считаю, что приведённые мною здесь функциональные характеристики этих видов речи пересекаются настолько, чтобы делать какие-либо выводы...
Пока думаю как совместить накопленный материал...

  С интересом сопоставила по  Вашему тексту, и мне подумалось, что пересечения всё же неминуемы, поскольку привлечены разные классификационные основания функций.   :)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: murator от августа 12, 2010, 15:17
Забавно было с моей племянницей.
До 3 лет она не понимала что означает я и ты.
Чтобы попросить попить, она говорила Ты хочешь попить. Когда просила помочь, говорила Я тебе помогу. Ближе к 4 годам эта логически верная для двух участников диалога схема обозначения персонажей превратилась в нашу привычную - я это первое лицо, ты - это второе.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Artemon от августа 13, 2010, 04:39
Вспомнилась буква "ты" и "тыблоко".
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Bhudh от августа 13, 2010, 06:54
Offtop
Вспомнилось...
Цитата: В некотором городе, прямо на центральной площади, неизвестно откуда появилось загадочное дерево, увешанное золотыми плодами. На нём висела табличка:

                                     
ТЫБЛОНЯ СЧАСТЬЯ
Кто съест тыблоко счастья -
Сразу станет счастливым!

Первым увидел дерево дворник, подметавший площадь. Он сорвал самое крупное тыблоко, попытался его надкусить - и сразу сломал зуб.
Вторым заметил Тыблоню в неположенном месте милиционер, возвращавшийся с ночного дежурства. Милиционер тоже захотел стать счастливым. Он запихал в рот сразу три тыблока - и вывихнул себе челюсть.
Вскоре к дереву выстроилась длинная очередь: всем хотелось попытать счастья. Кто приходил с щипцами для орехов, кто с кусачками. Какой-то рабочий притащил отбойный молоток, а один вагоновожатый положил тыблоко на рельсы и посадил в трамвай сорок толстых человек... Но трамвай сошёл с рельсов.
К обеду половина города осталась без зубов.
- Товарищи! - закричал вдруг кто-то в толпе. - Я жнаю, чьи это глупые шутки! Это вшо жубные врачи подштроили!
И горожане побежали бить жубных врачей. Врачи, как выяснилось, оказались ни при чём... Но было поздно - без зубов остались и они.
В тот же вечер Тыблоню Счастья как вредное антиобщественное явление выкорчевали бульдозером и отправили на городскую свалку.
А через неделю на площади появился дряхлый, но очень жизнерадостный старичок.
— А где же Тыблоня? - удивился он. - Тут вот деревце росло...
— Вырвали, - с мрачным удовлетворением констатировал дворник, сверкнув новым железным зубом. - Что, тоже счастья захотел попробовать?
— Я-то попробовал, - улыбнулся старичок. - И старуха тоже. Внукам вот хотели послать...
— Как же ты его раскусил, дедушка? - захихикали горожане. - У тебя и зубов-то нет.
— А очень просто, - сказал старик. - Я его на солнышко положил... И подождал, пока оно дозреет.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: starrats от августа 14, 2010, 15:27
    Дети очень хорошо подражают взрослым, и кажется делают зто вполне осмысленно. О чём и как вы с ними будете говорить так они и заговорят. Например знакомый с женой подрабатывли черчением и их малой в четыре года употреблял специальные термины вполне осмысленно, и мог обяснить что такое сечение, но не выговаривал "р", однажды у них гостила логопед и за несколько часов научила его произносить Р, дня три- четыре он говорил правильно, а потом опять перешёл на Л.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: watchmaker от ноября 18, 2010, 19:12
Я тоже очень поздно начал говорить Р - лет в восемь. Причем сначала мягкое [р'], а потом уже твердое [р]. А некоторые наши студенты и в двадцать лет говорят что-то среднее между английским R и фрикативным Г. Одна знакомая девушка на тренировке: убе[γ]и [γ]уки... Звук не совсем похож на украинское [γ], более шумный, но все равно совершенно не похожий на русское Р...
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Bhudh от ноября 18, 2010, 19:28
Дочке 3 года. Говорит о себе в третьем лице: «Ляля катать. Ляля лялямить. Ляля амить.» Явно набралась от нас, взрослых.
Своих кукол называет точно так же.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Hironda от ноября 18, 2010, 20:29
Цитата: Bhudh от ноября 18, 2010, 19:28
Дочке 3 года. Говорит о себе в третьем лице: «Ляля катать. Ляля лялямить. Ляля амить.» Явно набралась от нас, взрослых.
Своих кукол называет точно так же.

Да, так и есть. Помню, с детства эпизод. За стенкой у соседей собрались гости, стенка тонкая, всё слышно (гул голосов). И среди этих голосов отчётливый голос трёхлетнего мальчика:"Диме мало дали". У нас в семье после этого такая поговорка возникла, своего рода мини-мем.  :)
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Bhudh от ноября 18, 2010, 22:06
То с именем. А дочь имя категорически не говорит, только «ляля». :)
А куклам придумала: «Ляля Аля. Ляля Аня.»
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Alone Coder от декабря 9, 2010, 19:37
А имя дочери кончается на -ля? Или она сама придумала это "ляля"? Прочто где-то я это "ляля" уже слышал... Неужели генетическое?
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: arseniiv от декабря 9, 2010, 20:13
На -на.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Bhudh от декабря 9, 2010, 20:29
Цитата: Alone Coder от декабря  9, 2010, 19:37Или она сама придумала это "ляля"?
Цитата: Bhudh от ноября 18, 2010, 19:28Явно набралась от нас, взрослых.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Bhudh от сентября 10, 2011, 16:27
Весна произносит слово кубики примерно как [pʊdʲəkʲɪ] или даже [pʊjəkʲɪ].
Задумался о сабинских/бриттских p-языках...
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Хворост от ноября 12, 2011, 19:36
Вспомнил тут, как один из младших братьев только-только начинал говорить. По-казахски «бас» — «голова», «қас» — брови. Он сначала говорил «баф», «қах» (с увулярным «х»). А конечное «қ» он заменял гортанной смычкой :)
Цитата: regn от апреля 10, 2010, 07:30
Я до 4х лет не выговаривал "р". Произносил вместо него "л".
Я тоже.
Название: Детская речь: грамматика и развитие
Отправлено: Mara34 от декабря 8, 2012, 09:29
Цитата: Wulfila от апреля  9, 2010, 22:54
замечаю, что детей есть три типа
те, кто не выговаривает р
те, кто не выговаривает л
и остальные..
первые два типа - взаимоизбегающие..

не скажите..... я в детстве не выговаривала одновременно и Л, и Р(((((((((((((((