Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Позитивизм и верифицируемость

Автор Ngati, мая 13, 2011, 17:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Aleksey

но ведь если Бога нет, то не будет мира в нашем понимании! :o

maristo

Цитата: Aleksey от мая 17, 2011, 10:18
но ведь если Бога нет, то не будет мира в нашем понимании! :o

Совершенно верно. Для верующих нет мира в нашем понимании.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Квас

Цитата: Aleksey от мая 17, 2011, 10:10
а почему в религиях все ставится на веру, а не на понимания идей религии?

Почитайте статью в википедии об Ансельме, тогда убедитесь, что это не так.

***

Рассматриваемое доказательство кажется мне игрой со словами, чей смысл расплывчат. Правила игры уяснить непросто (оказалось, что слово мыслить я брал в неправильном значении). Либо доказываемое тривиально, либо доказательство содержит нетривиальную логическую ошибку. Очень любопытно.
Пишите письма! :)

basta

Цитата: Toivo от мая 17, 2011, 09:01
Цитата: basta от мая 17, 2011, 08:59
безформенность доказательства Toivo налицо.

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:59
Купите учебник логики.
Зубрил я учебник логики авторства Кобзаря на первом семестре и лично ему логику сдавал. Неужели так сложно указать на конкретные ошибки?

очередная косметическая редакция доказательства
¬ ∃ Бо
& ∃ Б
& ∀ x, хо (М (х) U М (хо) > М (х))
⇒ М (Б) U М (Бо) > М (Б)    (1)

∀ x (М (х) < М (Б))
⇒ М (Б) U М (Бо) < М (Б)    (2)

(1) & (2) = 0
⇒ ¬ ¬ ∃ М (Бо)
⇒ ∃ М (Бо)
⇒ ∃ Бо

Цитировать¬ ∃ Бо
&
∀ x, хо (М (х) U М (хо) > М (х))

⇒ М (Б) U М (Бо) > М (Б)

так делать нельзя.

Цитировать∀ x (М (х) < М (Б))
⇒ М (Б) U М (Бо) < М (Б)
так делать нельзя.

Цитировать(1) & (2) = 0
⇒ ¬ ¬ ∃ М (Бо)
так делать нельзя.

Awwal12

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 10:17
Нет нельзя. Всё что взбредёт в голову можно мнить. А модель это модель.
В чём проблема? Каким вообразимым концепциям невозможно придать математическую форму?
Цитата: maristo от мая 17, 2011, 10:17
Потому что у меня такая стратегия познания.
Я рад за вас.  :green:
Цитироватья не вывожу из них моральных норм и заповедей
А из чего вы их выводите?  8-)
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

maristo

ЦитироватьА из чего вы их выводите?

Из необходимости сосуществования.

ЦитироватьКаким вообразимым концепциям невозможно придать математическую форму?

Никаким. Всем можно придать. Поэтому я и утверждал, что модель всегда будет иметь связь с реальностью.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

Aleksey

Цитата: Квас от мая 17, 2011, 10:19
Почитайте статью в википедии об Ансельме, тогда убедитесь, что это не так.
теперь вспомнил откуда я слышал такое же мнение, это ж цитировали Ансельма! данке!

Aleksey

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 10:25
Поэтому я и утверждал, что модель всегда будет иметь связь с реальностью.
как теорема Пифогора будет иметь связь с реальностью? «Дайте мне булочку, а я вам докажу эту теорему!»


Awwal12

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 10:25
Из необходимости сосуществования.
Маленький нюанс: это сосуществование должно быть максимально устойчивым во времени. Ваши нормы и заповеди учитывают что-либо кроме взаимодействия конкретных личностей в конкретный момент и в ближайшей перспективе?
ЦитироватьНикаким. Всем можно придать.
Цитата: maristo от мая 17, 2011, 10:17
ЦитироватьА смоделировать можно вообще любое, какое только в голову придёт.
Нет нельзя. Всё что взбредёт в голову можно мнить. А модель это модель.
Подозреваемый путается в показаниях.
Мерность, скажем, вытекает только из идеи пространства. Можно представить (и формализовать) мир, в котором пространства вообще нет, а взаимодействия (если они есть) реализуются иным образом - пожалуйста.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Toivo

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 10:06
Цитата: Toivo от мая 17, 2011, 10:04
Уважаемый маристо, Вы так и не ответили, квантово-волновой дуализм - это тоже логический парадокс?
Это не парадокс вовсе.
Сочетание во взгляде на одну и ту же вещь дискретного отношения и недискретного отношения - это парадокс, а сочетание во взгляде на одну и ту же вещь квантовой и волновой интерпретации - это не парадокс. Любопытно.

Toivo

Цитата: basta от мая 17, 2011, 10:20
очередная косметическая редакция доказательства
¬ ∃ Бо
& ∃ Б
& ∀ x, хо (М (х) U М (хо) > М (х))
⇒ М (Б) U М (Бо) > М (Б)    (1)
∀ x (М (х) < М (Б))
⇒ М (Б) U М (Бо) < М (Б)    (2)
(1) & (2) = 0
⇒ ¬ ¬ ∃ М (Бо)
⇒ ∃ М (Бо)
⇒ ∃ Бо
Цитировать¬ ∃ Бо
&
∀ x, хо (М (х) U М (хо) > М (х))
⇒ М (Б) U М (Бо) > М (Б)

так делать нельзя.
Цитировать∀ x (М (х) < М (Б))
⇒ М (Б) U М (Бо) < М (Б)
так делать нельзя.
Цитировать(1) & (2) = 0
⇒ ¬ ¬ ∃ М (Бо)
так делать нельзя.
Первое: делать можно. То что не существует реального Б по предположению не мешает мыслить его как реального.
Второе: делать можно. Ошибки нет. М (х,y) <=> M(x) U M(y). В данном конкретном случае.
Третье: там может быть ошибка, но в другом месте, да. ¬ ¬ ∃ М (Бо) замените на ¬ ¬ ∃ Бо. Доказательство станет ещё более очевидным и корректным.

Toivo

Кстати, basta, Вас не затруднит отформализовать исходное доказательство Ансельма? Оно уже было приведено.

basta

Цитата: Toivo от мая 17, 2011, 11:04Первое: делать можно. То что не существует реального Б по предположению не мешает мыслить его как реального.
мешает. "мыслить как реального" = "вспоминать". а считать что он реален но не иметь опыта, это только ваше представление. и здесь обозначается оно "Б". просто "Б", без ничего.

Цитата: Toivo от мая 17, 2011, 11:04Второе: делать можно. Ошибки нет. М (х,y) <=> M(x) U M(y). В данном конкретном случае.
ошибка, потому что во-первых надо было в доказательстве обязательно указать что М (х,y) <=> M(x) U M(y) а вторых что это даёт? и да, я совсем не понимаю что есть М (х,y). кстати, у и х - бог и реальныйбог всё ещё НЕ асоциированы, как будто это апсалютно разные вещи. я в своё время предлагал опыт(бог) и фантазия(бог), которые вы успешно отрекли.

Цитата: Toivo от мая 17, 2011, 11:04Третье: там может быть ошибка, но в другом месте, да. ¬ ¬ ∃ М (Бо) замените на ¬ ¬ ∃ Бо. Доказательство станет ещё более очевидным и корректным.
так написали вы, а не я.... я просто переписал. но раз вы исправляете, хорошо. я тоже думаю что так лучше.

фактическая часть. вот не знаю, может быть рано к ней переходить? ладно пусть.

∃ Б - согласен. это очевидно.

∀ x, у (М (х) U М (у) > М (х)) - согласен. две мысли больше чем одна. непонятна только связь между х и у (откоментировано выше). кстати, надо понимать почему важно асоциирование и помнить, что если я подумаю по очереди о яблоке, об апельсине, о груше, то это будет больше чем одна мысль о боге: 3>1.

∀ x (М (х) < М (Б)) - это допущение, это нельзя ругать. но это может быть опровергнуто в доказательстве если приведёт к противоречию. да, это оно. именно его мы "допустим".

¬ ∃ Бо - это никакое не допущение. это - нефальсифицируемое утверждение, к-рое вообще нельзя доказать (это давно известно). несуществование бесполезно доказывать. но сюда оно втиснуто. я не понимаю зачем. на самом деле, оно в доказательстве не участвует, но Toivo считает иначе. хотя я указал, ГДЕ тут всё-таки настоящее "допустим".

basta

дак вы своровали у Ансельма? :) не заметил. ну - почти то же самое ведь.

basta

возможно "максимальное что можно представить" - это максимум абстракции. но тогда не понятен пример с художником, + в остальном всё становит ся очень просто.

Toivo

В общем всё вроде верно, кроме первого утверждения. Мыслить как реального отнюдь не равно вспоминать. Надо бы мне самому заформализовать оригинал. Чтоб всё точно было верно.

basta

Цитата: Toivo от мая 17, 2011, 12:29
Мыслить как реального отнюдь не равно вспоминать.
но в примере с художником- всё именно так!
"мыслить как реального" вы взяли из этого примера.

mnashe

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:04
Бог входит в картину субъективного восприятия и был когда-то вербализован потому, что это архетип. Только представлен он был не как психологический элемент, а как что-то внешнее. Это было свойственно древним людям. Архетип есть, интерпретация тоже есть, но это не значит, что в действительности существует независимое содержание допотопного понятия.
«Бог создал человека по своему подобию, человек отплатил ему тем же».

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 08:52
Нет не справляется, т.к. лежит целиком вне науки. А психология связана с нейрофизиологией, социологией, кибернетикой, а через неё с теорией систем и математикой, что встраивает эту "заумную трактовку" в общую научную картину мира.
А психология, в свою очередь, тесно связана с религией, особенно с религиозными практиками. Она и есть переходное звено, поскольку сферы интересов обеих сильно пересекаются. И методы у неё переходные: частично научные, частично религиозноподобные.

Цитата: Awwal12 от мая 17, 2011, 09:22
Цитата: maristo от мая 17, 2011, 09:12
Видите ли, чем мне не нравятся все эти религиозные потуги. Они не ставят перед собой вопроса "А откуда взялась вселенная?" и не проводят исследования, с постепенно меняющимися гипотезами, развивающимися и увязываемыми между собой областями знаний. Религия в этих спорах ставит цель "Доказать существование бога". Т.е. изначально имеет другую цель.
Религия занята спасением душ, а не происхождением мира. С логикой тут не в порядке скорее у вас.
:+1:

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 09:25
Да ну, не в религиозных ли книжках твердится о происхождении мира? Конечно, религия куда только не лезет, только не упускайте из виду, что она уже давно перешла границу своего пастбища.
Все комментаторы Пятикнижия задаются вопросом: почему оно начинается с космологии, а не с изложения заповедей?
Ответы на этот вопрос есть разные. Но обратите внимание: такой порядок кажется им нелогичным, требующим объяснения, поскольку космология — далеко не главный вопрос в религии, мягко говоря.

Цитата: maristo от мая 17, 2011, 09:32
А вы пользуетесь тем, что события эти очень удалены от нас, поэтому дробите близкие явления, и абсолютизируете то далёкое, называемое богом. Это как с атомом. Атом неделим! Был. Вот и бог. Пока он неплохо устроился в малоисследованном уголке пространства-времени, но до него доберутся (до уголка) и увидят, что бога там нет, и что там иные подробности.
Дык это ж не мы (евреи, христиане и др.), это язычники, да и то немногие.
А у нас наоборот, одно из названий Бога — Место (מקום). Это то место, в котором существует Вселенная. Какой уж тут «малоисследованный уголок пространства-времени», если пространство и время, исследование и исследователи, ум и чувства, много и мало, сторона и уголок — всё это части Единого, эманированные Им из Самого Себя?
Цитата: maristo от мая 17, 2011, 09:49
Если там есть бог, то мы его "увидим" и встроим в научную картину. А если нет, то нет.
«Космонавты летали, Бога не видали, значит, его нет».
Ну как можно дискутировать на таком уровне?!
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Toivo

  Für basta:понял наконец-то что меня смущало в Вашей ззаписи. Сами по себе понятия не могут быть больше или меньше. Больше или меньше могут быть лишь количественно измеряемые характеристики понятий: объём и содержание. Вот.

Квас

Цитата: mnashe от мая 17, 2011, 13:07
«Бог создал человека по своему подобию, человек отплатил ему тем же».

В Вульгате собственными глазами видел, что создал только по образу (упоминается дважды). А в оригинале как?
Пишите письма! :)

Toivo

Цитата: Квас от мая 17, 2011, 15:21
Цитата: mnashe от мая 17, 2011, 13:07
«Бог создал человека по своему подобию, человек отплатил ему тем же».
В Вульгате собственными глазами видел, что создал только по образу (упоминается дважды). А в оригинале как?
Про оригинал сказать ничего не могу, но помню, что Кураев что-то когда-то говорил о том, что Бог намеревался создать человека по образу и подобию, но создал лишь по образу, а подобием человек должен стать.

mnashe

Цитата: Квас от мая 17, 2011, 15:21
В Вульгате собственными глазами видел, что создал только по образу (упоминается дважды). А в оригинале как?
В 1:1:27, действительно, только образ (צלם ˈṣɛlɛm), так же в 1:9:6, а в 1:1:26 — то и другое.
Похоже и в 1:5:3 (Адам → Шет), но слова меняются местами, а предлоги остаются в том же порядке.

1 26 ויאמר אלהים , נעשה אדם בצלמנו כדמותנו . וירדו בדגת הים ובעוף השמים ` ובבהמה ובכל הארץ , ובכל הרמש הרמש על הארץ:
1 27 ויברא אלהים את האדם בצלמו , בצלם אלהים ברא אתו . זכר ונקבה ברא אתם:
5 3  ויחי אדם ` שלשים ומאת שנה , ויולד בדמותו כצלמו . ויקרא את שמו שת:
9 6  שפך דם האדם , באדם דמו ישפך . כי בצלם אלהים , עשה את האדם:
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

Цитата: Toivo от мая 17, 2011, 15:24
Про оригинал сказать ничего не могу, но помню, что Кураев что-то когда-то говорил о том, что Бог намеревался создать человека по образу и подобию, но создал лишь по образу, а подобием человек должен стать.
Да, верно.
Щас перевод приведу, это будет видно.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

1:26 И сказал Бог: сделаем³ человека по¹ образу Нашему, по² подобию Нашему, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
1:27 И создал⁴ Бог человека по¹ образу Своему, по¹ образу Божию создал его; мужчину и женщину – создал Он их.
5:1 Вот родословная Адама: в день создания Богом человека, по¹ подобию Божию Он сделал его.
5:2 Мужчину и женщину, создал их и благословил их, и нарёк им имя Адам (человек) в день создания их.
5:3 И жил Адам сто тридцать лет, и родил по¹ подобию своему, по² образу своему, и нарек ему имя Шет.
9:6 Кто прольёт кровь человека, того кровь прольётся человеком: ибо по¹ образу Божию сделал Он человека.


¹ Предлог b- (соответствует locativus и instrumentalis).
² Предлог k- (сам по себе означает подобие).
³ «Законченное изделие»
⁴ «Нечто из ничего». Потенциал.


Одно из (двух) объяснений множественного числа в 1:26 — «Я и ты вместе сделаем человека».
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр