Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Связь цзе и сюнну

Автор Nevik Xukxo, октября 28, 2013, 09:50

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nevik Xukxo

Цитата: bvs от октября  3, 2016, 00:06
Я так понимаю, что связывают енисейские языки с более южными (сино-тибетскими, бурушаски), ну а поскольку карасукская культура считается пришлой в Минусинской котловине, то и считается что они пришли с ней.
По Георгию Старостину вроде есть бурушаски-енисейский узел в дене-кавказике. :what:
Что не ново - карасукская гипотеза есть такая.

bvs

Цитата: Nevik Xukxo от октября  3, 2016, 09:10
Что не ново - карасукская гипотеза есть такая.
Я бы не стал так называть, это априори предполагает определенную языковую идентификацию карасукцев, о которой нет точных данных.

Nevik Xukxo

Ну, и глоттохронологически бурушаски-енисейский узел должен быть очень древним, иначе бы давно уже семью признали. :umnik:

Asterlibra

Цитата: Devorator linguarum от октября  2, 2016, 19:29
Цитата: Nevik Xukxo от https://www.academia.edu/28673935/WHO_WERE_THE_KJET_羯_AND_WHAT_LANGUAGE_DID_THEY_SPEAK
Что-то про енисейскость цзе, а не тюркскость. Кому же доверять в этом вопросе - енисеефилам или тюркофилам? :???
Никому. Почитал эту статью - половина содержащейся в ней критики тюркского прочтения Шимунека с соавторами вполне справедлива и явно демонстрирует, что Шимунек натянул сову на глобус, но вот вторая половина критики явно демонстрирует, что Вовин с соавторами тюркские языки знают из рук вон плохо и в антитюркской части статьи  тоже натягивают сову на глобус. Что касается самой вовинской енисейской версии, то я, не зная енисейских языков, не могу квалифицированно ее оценить, но вот что должно сразу настораживать - это что Вовин и ко. пытаются читать фразу даже не на праенисейском (который вроде считается распавшимся около рубежа н.э., т.е. хронологически приблизительно соответствует времени записи цзеского куплета), а на одном поздно (только в 18 в.) и из рук вон плохо документированном (потоиу что уже тогда вымирал) енисейском языке, а именно пумпокольском. При этом два из четырех слов, составляющих куплет, Вовин с порога объявляет "культурной лексикой" и отказывается интерпретировать, а в оставшихся глагольных формах в основном сравниваются однофонемные морфемы, что делает сравнение ненадежным. В общем, енисеефилы и тюркофилы друг друга стоят. :down:

Не согласен с Вами.
Во первых, Вовин привлекает реконструкцию Г. Старостина праенисейского языка, его гипотеза что язык там типологически близок к пумпокольскому, но не равен ему.
Во вторых, с ходу два слова - это имя пугу, и слово "войско". Очевидно они не могут ничего рассказать.
В третьих, наоборот сравнение более надежно, потому как словообразовательные суффиксы в глаголах как раз дают самую непосредственную информацию о языке. Корни этих глаголов, вообще-то Вовин находит среди енисейских.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Asterlibra

Кроме этой фразы, Вовин сопоставляет цзе~*ke?t. Плюс есть в статье Э. Пуллиблэнка несколько слов, которые тот тоже относит к енисейскому языку.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Nevik Xukxo

Цзе говорили по-цзески, сюнну говорили по-сюннуски. Оба языка изоляты. Возможно, была цзе-сюннуская макросемья. :umnik:

Asterlibra

Цитата: Nevik Xukxo от ноября  1, 2018, 17:44
Оба языка изоляты
Почему Вы так решили? Если человечество не в силах отнести язык к какой-нибудь семье - значит это в принципе невозможно?
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Karakurt

suke tirekang bokkok kotoktang
army go out   bokkok capture

Давайте расшифруем!

bvs



SWR

Цитата: Karakurt от июля 21, 2019, 21:12
suke tirekang bokkok kotoktang
army go out   bokkok capture

Давайте расшифруем!
Совсем неслучайная ошибка:  :negozhe:

suke tiLekang bokkok kotoktang

:yes:

SWR

Цитата: bvs от июля 21, 2019, 21:22
Цитата: Karakurt от июля 21, 2019, 21:12
suke tiLekang bokkok kotoktang
Это на среднекитайском?
Нет... Древнечувашский, то бишь южнохуннский-цзеский..  ;up:

Asterlibra

Цитата: Karakurt от июля 21, 2019, 21:12
Давайте расшифруем!
Цитата: SWR от августа  4, 2019, 01:22
Нет... Древнечувашский, то бишь южнохуннский-цзеский..
Мое мнение - что сюнну были енисейско-язычными но потом ассимилировались в различным местным племенам включая тогдашних тюрок, иранцев и т.д. Вот какая логика: енисейские кыргызы - это тюрки, жили в Минусинской котловине. Динлины - считаются тюркоязычными, потомками сюнну, но имеется информация что они были более светловолосыми. Возможно (это моя гипотеза) это как раз говорит что это были люди более арктического фенотипа, т.е. енисейцы. В эпоху сюнну - они были енисейско-язычными, а потом часть перешла на тюркский или ассимилировалось ими. Поэтому уже динлины полностью были тюркоязычны. Косвенно конечно и весьма отдаленно есть подтверждение в лице венгров, которые не будучи тюркоязычными были вовлечены в Переселение народов.
Хотел обратить внимание, что я ничего не утверждаю о величине вклада енисейцев. Также я не исключаю того, что тюркский язык на который перешли сюнну мог быть и огурского типа.

ПС. При всем уважении к А.В. Дыбо, на мой субъективный взгляд, ее теория вообще вилами по воде писана. Там все построено на реконструкциях и предполагаемых датировках, а непосредственного материала мало. А в ее лекции когда даются три "гунских" слова, она почему-то "медос" однозначно к славянизмам относит, хотя в праславянском *medъ, балто-славянском *medus, прагерманском *meduz. Учитывая что гунны активно с германцами взаимодействовали более вероятен германизм. Для меня это показывает предвзятость ув. Дыбо в вопросах, связанных с языком гуннов или сюнну. За рубежом вопрос о языке сюнну не считается окончательно решенным, поэтому говорить что "А. В. Дыбо доказала" - неверно в корне. Будем честны - гуннов тюрками считают только в бывшем СССР. Не владею китайским, возможно в их литературе встречаются и другие теории, более обоснованные.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Asterlibra

Цитата: SWR от августа  4, 2019, 01:22
южнохуннский-цзеский
Special for...
Offtop
Later the Xiongnu aristocracy in Shanxi changed their surname from Luanti to Liu for prestige reasons, claiming that they were related to the Han imperial clan through the old intermarriage policy. After Huchuquan, the Southern Xiongnu were partitioned into five local tribes. Each local chief was under the "surveillance of a chinese resident", while the shanyu was in "semicaptivity at the imperial court."

Grousset, Rene (1970). The Empire of the Steppes. Rutgers University Press. p. 54.
Ваши южные сюнну жили под контролем Хань пока не растворились. И они не имеют ни малейшего отношения к чувашам как Вам наверное хотелось бы. Да и остальным "булгарам" кстати тоже.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Devorator linguarum

Цитата: Asterlibra от августа  4, 2019, 18:23
Будем честны - гуннов тюрками считают только в бывшем СССР.
Еще в Турции. :)


Devorator linguarum

Про Китай не знаю. Но догадываюсь, что китайские монголы скорее всего считают их монголами.

Karakurt


Devorator linguarum

suke подозрительно напоминает маньчжурское cooha "армия".

SWR

Цитата: Asterlibra от августа  4, 2019, 18:23
Динлины не могут быть потомками сюнну, потому что... воевали с сюнну
Может, у них там гражданская война была. :smoke:

SWR

Цитата: Asterlibra от августа  4, 2019, 18:32
Цитата: SWR от августа  4, 2019, 01:22
южнохуннский-цзеский
Special for...
Offtop
Later the Xiongnu aristocracy in Shanxi changed their surname from Luanti to Liu for prestige reasons, claiming that they were related to the Han imperial clan through the old intermarriage policy. After Huchuquan, the Southern Xiongnu were partitioned into five local tribes. Each local chief was under the "surveillance of a chinese resident", while the shanyu was in "semicaptivity at the imperial court."

Grousset, Rene (1970). The Empire of the Steppes. Rutgers University Press. p. 54.
Ваши южные сюнну жили под контролем Хань пока не растворились. И они не имеют ни малейшего отношения к чувашам как Вам наверное хотелось бы. Да и остальным "булгарам" кстати тоже.
Знакомая реакция претендентов.   :-[

Не дочитали учебник по истории Китая.  :negozhe:

Не ушедших из Китая южных сюнну китайцы еще различали в 6 веке. Существовала даже поговорка о них: "Внешность Ху, язык Хань". Они уже выращивали коконы шелкопряда на своих родовых землях в Шаньси, забывали свой родной язык, учили иероглифы. Но наиболее аристократичные кланы сюнну китайцы потеряли из виду еще в 4-ом веке. Очевидно, что цвет южных сюнну ушел на запад.  :yes:

Шаньюй "пяти частей южных сюнну" Лю Юань провозгласил себя Императором государства Северная Хань в 308 году н.э. и подчинил китайцев ибо имел на это наследственное право будучи одним из правнуков, выживших только у сюнну, самого почитаемого основателя единого Китая - императора Хань с клановым именем Лю Бан. Император Лю Юань положил начало 16-ти варварским государствам в истории Китая, как сейчас классифицирует их китайская наука. Хотя шаньюи сюнну были настоящими Хань... в отличии от миллиардного населения современного Китая, называющего себя народом Хань.  ;D  "Нож может резать и в обратном направлении" по образному выражению Паркера, китайцы обманули сами себя, роднясь через принцесс Лю с великим шаньюем сюнну Модэ.  :D
Рассматриваемое двустишие 329 года касается другого сюнну - наследного императора Хань с клановым именем Лю Бао. Именно он носит упомянутый в двустишии титул Букёк.

Я в вашем тексте выделил красным цветом "пять частей южных сюнну", представляющих наиболее аристократичные кланы сюнну. Наверное, вы не случайно привели цитату с их упоминанием. По китайским летописям известно когда генерал Цао Цао (в начале 3-его века после "восстания желтых повязок") разделил южных сюнну на "пять частей" в соответствии с китайскими представлениями о прекрасном и священном. Сами сюнну на это не решились бы.

ФАН СЮАНЬЛИН

ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ЦЗИНЬ

ЦЗИНЬ ШУ

гл. 56, л. 1-а – 4-6

Рассуждение Цзян Туна о переселении варваров

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/V/Zsinschi/frametext1.htm

ЦитироватьНыне численность пяти частей сюнну дошла до нескольких десятков тысяч дворов, а количество людей превосходит количество западных жунов. По природе своей они смелы, в искусстве пользоваться луком и ездить на коне вдвое превосходят дисцев и цянов. В случае, если неожиданно поднимется пыль от копыт их лошадей, область Бинчжоу оцепенеет от ужаса.

Как же сами южные сюнну называли себя с учетом этих "пяти частей"?  ;)  Должны же они были себя как то называть после потери своей старой структуры "десять частей". В китайских летописях зафиксирована фонетика этого имени. И как же оно звучит по вашему?  ;)


SWR

Цитата: Karakurt от августа  4, 2019, 20:58
Цитата: SWR от августа  4, 2019, 01:20
Цитата: Karakurt от июля 21, 2019, 21:12
suke tirekang bokkok kotoktang
army go out   bokkok capture

Давайте расшифруем!
suke tiLekang bokkok kotoktang
taLik- и kötür- ?
taLik -> talakan (если выведешь), ту(л)хан - в современном чувашском, при тула - "наружу".

Второе якобы целое слово по мнению Дыбо и др. делим на два слова (фонетика Старостина, приведенная Дыбо, позволяет):

kututan -> ku tutan (этого (т.е. букёка) схватишь), тытан - в современном чувашском.

Suku talakan,
bokkok ku tutan.


Войско выведешь - букёка этого схватишь.  ;up:

Примечательно, что сюнну уже в 329 году н.э были Р-Л язычными тюрками. Т.с. размежевались с З-Ш язычными общетюрками.  :yes:






Karakurt

Цитата: Devorator linguarum от августа  4, 2019, 21:15
suke подозрительно напоминает маньчжурское cooha "армия".
Что за первый звук? Он из ч? Тогда не подходит?

Karakurt

Читаю тут работу по сабжу. Утверждают, что язык - таки енисейский. Причем пумпокольский.

jvarg

Цитата: Asterlibra от ноября  1, 2018, 18:03
Почему Вы так решили? Если человечество не в силах отнести язык к какой-нибудь семье - значит это в принципе невозможно?
Это в принципе невозможно в рамках китайской фонетики. А не в рамках самих языков.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр