Курс лингвистики в школе

Автор From_Odessa, декабря 17, 2015, 17:56

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

From_Odessa

Как на Ваш взгляд, стоит ли в школе ввести отдельный предмет "лингвистика" или "основы лингвистики" для общего ознакомления с языкознанием?

Bhudh

Один урок частных дисциплин «Русский язык», «Иностранный язык», возможно, «Литература» в неделю можно было бы посвятить расширенному рассказу в рамках лингвистики (литературу — с уклоном в филологию), только вот кому этим заниматься?
Учителя русского и иностранных редко знают общую лингвистику.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

From_Odessa

Цитата: Bhudh от декабря 17, 2015, 18:12
Один урок частных дисциплин «Русский язык», «Иностранный язык», возможно, «Литература» в неделю можно было бы посвятить расширенному рассказу в рамках лингвистики (литературу — с уклоном в филологию), только вот кому этим заниматься?
Учителя русского и иностранных редко знают общую лингвистику.
Может быть, просто один урок лингвистику в неделю? И для этого готовить соответствующих специалистов. В школе даются общие знания по многим направлениям, а это фактически не затронутой.

I. G.

Цитата: Bhudh от декабря 17, 2015, 18:12
Учителя русского и иностранных редко знают общую лингвистику.
Общее языкознание есть в любой программе.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Bhudh

Цитата: I. G. от декабря 17, 2015, 18:19Общее языкознание есть в любой программе.
Образование, говорят, это то, что остаётся, когда забываешь то, чему учили в вузе.
А как там что даётся в педах, это вообще...
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

злой

И там учат, что словарные слова необходимо запоминать ;D

У нас, кстати, продвинутая училка была, она знала, что русский язык флективный, а казахский агглютинативный. Ещё она сказала, что в русском языке послелогов нет (разве нет  :what: а "ради"?)
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

I. G.

Цитата: Bhudh от декабря 17, 2015, 18:25
Цитата: I. G. от декабря 17, 2015, 18:19Общее языкознание есть в любой программе.
Образование, говорят, это то, что остаётся, когда забываешь то, чему учили в вузе.
А как там что даётся в педах, это вообще...
В педе может быть приличный курс и общего языкознания, и исторграмматики.
Вы как-то не берете в расчет, что в пед идут бывшие троечники.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

I. G.

Цитата: злой от декабря 17, 2015, 18:26
И там учат, что словарные слова необходимо запоминать ;D

У нас, кстати, продвинутая училка была, она знала, что русский язык флективный, а казахский агглютинативный. Ещё она сказала, что в русском языке послелогов нет (разве нет  :what: а "ради"?)
Это не "продвинутость", это в любой программе есть.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Лукас

Цитата: I. G. от декабря 17, 2015, 18:32
Вы как-то не берете в расчет, что в пед идут бывшие троечники.
А бывшие пятёрочники? :green:
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Leo

Цитата: Лукас от декабря 17, 2015, 20:19
Цитата: I. G. от декабря 17, 2015, 18:32
Вы как-то не берете в расчет, что в пед идут бывшие троечники.
А бывшие пятёрочники? :green:
тока у бизнез

VagneR

Сейчас в школах профильное обучение, вполне возможно, что в гуманитарных классах такой курс есть.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

کوروش

Некоторым уже в начальных классах рассказывают про звуки, звукотипы и даже фонемы.

maristo

Цитата: کوروش от августа 11, 2016, 20:36
Некоторым уже в начальных классах рассказывают про звуки, звукотипы и даже фонемы.

Фонетика должна идти в самом конце. Сначала - лингвистика.
«Toute discussion theorique est vaine: l'Esperanto fonctionne» Antoine Mеillet

maratonisto

В программе иностранного языка должны быть хотя бы несколько уроков, посвящённых обзору языков мира, с соответствующими основными терминами из лингвистики.

VagneR

Цитата: کوروش от августа 11, 2016, 20:36
Некоторым уже в начальных классах рассказывают про звуки, звукотипы и даже фонемы.
Эффект должен быть близким к нулю.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

کوروش

Цитата: VagneR от августа 13, 2016, 12:55
Цитата: کوروش от августа 11, 2016, 20:36
Некоторым уже в начальных классах рассказывают про звуки, звукотипы и даже фонемы.
Эффект должен быть близким к нулю.
Часто учителя сами не совсем понимают ,что это такое и, разумеется, детям понять тем сложнее.

Freyr Njörðson

Цитата: کوروش от августа 13, 2016, 13:24
Цитата: VagneR от августа 13, 2016, 12:55
Цитата: کوروش от августа 11, 2016, 20:36
Некоторым уже в начальных классах рассказывают про звуки, звукотипы и даже фонемы.
Эффект должен быть близким к нулю.
Часто учителя сами не совсем понимают ,что это такое и, разумеется, детям понять тем сложнее.
А зачем это нужно?
В школе, особенно в начальных классах, нужно учить бегло читать, правильно понимать и правильно писать. Для этого не нужно знать даже, что такое звук, задумываться над этим даже противопоказано. Только путаница в головах учащихся возникнет.
Что такое фонема не до конца понятно даже лингвистам, а в школе уж тем более если уж об этом упоминать, то только старшеклассникам.

VagneR

Цитата: کوروش от августа 13, 2016, 13:24
Цитата: VagneR от августа 13, 2016, 12:55
Цитата: کوروش от августа 11, 2016, 20:36
Некоторым уже в начальных классах рассказывают про звуки, звукотипы и даже фонемы.
Эффект должен быть близким к нулю.
Часто учителя сами не совсем понимают ,что это такое и, разумеется, детям понять тем сложнее.
Согласна. Некоторые студенты филологических вузов с трудом различают понятия звук и фонема, а вы хотите этого от детей с их несовершенным мышлением, многим из которых трудно гласный от согласного отличить.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

کوروش

Правда, это не в каждой школе, а только в специализированных гимназиях и лицеях , где ребята и их родители, полагаю, понимают, на что идут.

ростислав

Не надо в школе курса лингвистики отдельного, в качестве обязательного. Все понятия, которые среднестатистический ребенок может понять-изложены в курсе "Русский язык" или в курсе какого-нибудь иностранного языка. Одна фонетика чего только стоит! А в качестве факультатива-почему бы и нет? Если ребенок проявляет повышенный интерес к языкам- пусть ходит на лингвистику. Я за саморазвитие всегда обеими руками и ногами :)

Wolliger Mensch

Цитата: ростислав от марта 17, 2017, 17:08
Все понятия, которые среднестатистический ребенок может понять-изложены в курсе "Русский язык" или в курсе какого-нибудь иностранного языка. Одна фонетика чего только стоит!

Немного нарушу правила: :fp: :fp::fp:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

ростислав

Цитата: Wolliger Mensch от марта 17, 2017, 21:39
Цитата: ростислав от марта 17, 2017, 17:08
Все понятия, которые среднестатистический ребенок может понять-изложены в курсе "Русский язык" или в курсе какого-нибудь иностранного языка. Одна фонетика чего только стоит!

Немного нарушу правила: :fp: :fp::fp:
Wolliger Mensch, в чем заключается ваш фейспалм?  Готов выслушать любую адекватную критику.

Wolliger Mensch

Цитата: ростислав от марта 18, 2017, 12:12
Wolliger Mensch, в чем заключается ваш фейспалм?  Готов выслушать любую адекватную критику.

1. Почему не фейспам, если вы любитель английского?
2. Это реакция на ваше мнение, что школьный курс русского языка даёт какие-то представления о лингвистике. Если на курсах физики, химии, биологии детям дают основы научных знаний с соответствующими упражнениями и задачами, то в курсе русского языка из лингвистики лишь ошмётки терминологии и фонетика с синтаксисом для второклассников. И всё. Дальше ученикам предлагается зубрить правила орфографии и пунктуации. Причём, никаких научных объяснений языковых явлений, никакой систематизации нет в принципе, все задачи — на тупое запоминание. И это всё — по учебникам, написанным филологами, читай — литературоведами, и в преподавании тех же учителей литературы. На форуме уже многократно приводились примеры (не намеренно, а в порядке спортивного интереса по какому-либо вопросу) позорного незнания филологами даже основ лингвистики.
3. В университетах то же самое. Там, правда, уже начинается изучение трудов действительно лингвистов, только... 100-150-летней давности, когда лингвистика только зарождалась. Всё, что было позже, складывается ощущение, просто неведомо авторам курсов. Да и те курсы — лишь для галочки. И вот из этих университетов выходят прекрасные учителя русского языка, у которых в слове граница непроверяемый гласный первого слога, в слове сочинение корень соч-, а в слове речка последний гласный — [а].
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Ömer

Цитата: ростислав от марта 17, 2017, 17:08
Не надо в школе курса лингвистики отдельного, в качестве обязательного. Все понятия, которые среднестатистический ребенок может понять-изложены в курсе "Русский язык" или в курсе какого-нибудь иностранного языка.
Большинство учившихся в школе не знают о родстве родного им русского и зубримого ими в школе 7-10 лет английского.
ya herro, ya merro

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр