Лингвофорум

Практический раздел: для изучающих языки, помощь студентам => Беседы о языках и о лингвистике => Лингвистические задачи => Тема начата: Sudarshana от сентября 21, 2006, 14:34

Название: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 21, 2006, 14:34
Вот моя любимая задача) Была на 4ой Международной Олимпиаде. Задача сложная

Ниже даны предложения на русском языке и их переводы на язык нгони*. На самом деле каждое русское предложение может быть переведено на язык нгони более чем одним способом, однако в условии приводится только один из возможных вариантов.

1. Камау купил ферму для женщин   Kamau aguli vadala mgunda
2. Бабушки купили мотыгу для внука   Vabuya vaguli mjukulu ligela
3. Внуки купили пиво для гостя                   Vajukulu vamguli mgeni ugimbi
4. Бабушка купила нож для Камау   Mbuya guli Kamau chipula
5. Гость купил козу для внуков                   Mgeni avaguli mene vajukulu
6. Внук купил ферму для Зенды   Mjukulu amguli mgunda Zenda
7. Зенда купил дом для бабушки   Zenda amguli mbuya nyumba
8. Гости купили нож для женщины   Vageni vamguli chipula mdala
9. Мванги купил мотыгу для гостей   Mwangi avaguli vageni ligela
10. Женщины купили дом для Мванги   Vadala guli Mwangi nyumba

Задание. В каждом из нгонийских предложений (11a-c) и (12a-c) допущена некоторая ошибка. Переведите эти предложения на русский язык, объясните, какая именно ошибка была допущена, а затем исправьте ее, приведя для каждого примера по четыре правильных нгонийских предложения, описывающих данную ситуацию.

11. (a) Mdala guli ugimbi Mwangi
     (b) Mdala mguli Mwangi ugimbi
     (c) Mdala aguli ugimbi Mwangi

12. (a) Kamau vamguli vabuya mene
     (b) Kamau guli mene vabuya
     (c) Kamau vaguli vabuya mene

Ольга Фёдорова

* Язык нгони - один из многочисленных языков Танзании, на нем говорит примерно 200 тысяч человек
Название: Odp: Задача №2
Отправлено: RawonaM от сентября 21, 2006, 23:49
Признаться, я затрудняюсь.

Вот, что у меня вышло:

Название: Odp: Задача №2
Отправлено: RawonaM от сентября 21, 2006, 23:56
Название: Задача №2
Отправлено: Марбол от сентября 22, 2006, 03:07
Что имеется в виду: «привести для каждого примера по четыре правильных нгонийских предложения, описывающих данную ситуацию» - ?

Название: Re: Задача №2
Отправлено: Марбол от сентября 22, 2006, 03:43
Название: Odp: Задача №2
Отправлено: RawonaM от сентября 22, 2006, 09:31

Цитата: "Марбол" от
Что имеется в виду: «привести для каждого примера по четыре правильных нгонийских предложения, описывающих данную ситуацию» - ?
Перевести русское предложение четырьмя возможными способами.
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 22, 2006, 10:35
Spoiler: Марбол ⇓⇓⇓
Название: Odp: Задача №2
Отправлено: RawonaM от сентября 22, 2006, 10:46
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 22, 2006, 10:57
Название: Odp: Задача №2
Отправлено: RawonaM от сентября 22, 2006, 11:04
Цитата: "Sudarshana" от
Сейчас еще что-нибудь выкладу
Давайте, ждем. :) Это была очень хорошая задачка. :yes:
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 26, 2006, 12:44
А вот я считаю, что задача неудачная. Как говорит А. Друзь "хороший вопрос это тот вопрос, найдя на который правильный ответ, вы знаете, что это правильный ответ". Мне кажется, что это утверждение верно и относительно лингвистических задач. К сожалению, даже решив правильно это задачу, нет никакой увереннсти, что решение правильное (я предствляю, каково было участникам олимпиады, которые её решали, а потом мучались, пытаясь как-нибудь проверить решение).
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 26, 2006, 13:44
А Вы ее решили, чтобы так судить?)
Лично я после того, как решил, был в неописуемом восторге, она мне просто ужасно понравилась!
Насчет Друзя, мне кажется, что это утверждение не применимо к задачам. Если Вы не уверены, что решили правильно - ищите другое решение, если оно есть - безусловно, задача неудачная, но таких я на олимпиадах не встречал, если его нет - проверьте все еще раз и смело сдавайте листочек :)
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 26, 2006, 20:32
Ув. Сударшана,
Я за вас рад, но одно утверждение Равонама "Логично, но не бесспорно" многого стоит. Я решил задачу и был удивлён этим решением, т.к. оно неоднозначно, это говорит от том, что задача неудачна. Подробней вопрос качества задач разбирался в статье: Тестелец, "Лингвистические задачи и "Презумпция Незлобности Автора" (которую я получил, благодаря заботе Реции). Мне кажется, что автор этой задачи довольно "злобен" по определению Тестельца. В той же статье вы найдёте примеры откровенно плохих задач, данных на олимпиадах, а также критерии для определения качества задач.
Замечу, что я веду в университете курс, построенный на решении лингвистических задач, и самый важный вывод, который я сделал: решение задачи должно быть однозначно, не расплывчато. Уверен, что если бы я дал задачу, приведённую здесь,  на экзамене, студенты бы меня в лучшем случае возненавидели.
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 26, 2006, 20:39
Подробную библиографию смотри здесь
http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/olympics/index.php?page=4
А здесь попробуйте решить олимпиадную задачу 3 (Кати)
http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/mol/samples.pdf
У неё вообще нет однозначного решения, она не самодостаточна(ясно, что нельзя требовать двух вариантов решения).
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 26, 2006, 21:02
А что значит, что эта задача неоднозначного решения не имеет? Привидите пример, плиз. Т.к. ни я, ни большущая задачная комиссия, ни участники олимпиады ее не заметили
Про ПНА читал. Задачу на кати решал давно и, по-моему, не решил. Ща еще раз заценю
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 26, 2006, 22:04
Объясняю. Проблемы в тексте задачи:

Неясно, что такое "данную ситуацию".

"приведя для каждого примера по четыре правильных нгонийских предложения" - плохо. Ведь из этого следует, что может быть больше правильных предложений. Т.е. в принципе, почему неправильно Mdala mguli ugimbi Mwangi ? (данных задачи недостаточно, чтобы прийти к выоду, что это предложение неверно).

Какая ошибка в предложении напр. Mdala guli ugimbi Mwangi? На этот вопрос есть более, чем один ответ, напр. 1) ошибка в глаголе, надо amguli; 2) ошибка в синтаксисе, надо Mdala guli Mwangi ugimbi
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 26, 2006, 22:23
yuditsky,
1) А как по-другому можно понять "данную ситуацию"?

2)Как это недостаточно? Из данных задачи вполне ясно что косвенный объект может идти после прямого, только когда числа объекта и субъекта определены глаголом. Если Вы гипотетически до этого не дошли - дайте решение, для которого это правило неверно, но задача решается.

3)Как это влияет на решение задачи?

ЗЫ. в Вашей ссылке на задачу на кати опечатка - там "the men killed the master"
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 26, 2006, 23:13
ЦитироватьА как по-другому можно понять "данную ситуацию"?
"По-другому" тут нерелевантно, вообще неясно, и "по-первому" тоже.
ЦитироватьИз данных задачи вполне ясно что косвенный объект может идти после прямого, только когда числа объекта и субъекта определены глаголом.
Вы ошибаетесь, это неясно.
ЦитироватьКак это влияет на решение задачи?
На решение не влияет, только получается, что есть много правильных решений, а это значит, что задача плохая, как я уже сказал.
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 26, 2006, 23:40
Понимаете, это все прекрасно, но пока Вы не придумали альтернативного решения, задача решается ровно одним способом (см. например, решение РавонаМа)
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 27, 2006, 00:07
Не понял :dunno:  Я утверждаю, что из данных задачи, следует, что вариант Mdala mguli ugimbi Mwangi верен (точнее, не следует, что неверен). Это ли не альтернативное решение?
ЦитироватьКакая ошибка в предложении напр. Mdala guli ugimbi Mwangi? На этот вопрос есть более, чем один ответ, напр. 1) ошибка в глаголе, надо amguli; 2) ошибка в синтаксисе, надо Mdala guli Mwangi ugimbi
Тут как минимум два способа.
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 27, 2006, 12:53
yuditsky, дайте полное решение, при котором Mdala mguli ugimbi Mwangi верно. Тогда и поговорим
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 27, 2006, 16:41
При чём тут полное решение? Вон Равонам выше дал решение с четырмя вариантами предложения. Поменяйте любое из них на Mdala mguli ugimbi Mwangi. Я утверждаю, что полученное решение не противоречит условиям задачи. Тем не менее уверен, что оно не рассматривалось бы как правильное проверяющими на олимпиаде. А это большой недостаток этой задачи.
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 27, 2006, 16:58
А, я понял, вам неясно, почему Mdala mguli ugimbi Mwangi верно, но но об этом не спрашиваете. Хорошо, объясняю.
В условии приведены правильные варианты предложение, но сказано, что есть и другие правильные варианты. То есть информацию о неправильных вариантах можно почерпнуть лишь из вопроса, т.е. пунктов 11 и 12. Из них следует, что если порядок слов S V Oпр Oкосв, то неверно, если у глагола есть нет показателей (Mdala guli ugimbi Mwangi, Kamau guli mene vabuya) или если у него есть показатель подлежащего (Mdala aguli ugimbi Mwangi). ВСЁ. Все остальные варианты верны! Напр. если у глагола есть только показатель дополнения Mdala mguli ugimbi Mwangi. Я уже молчу о том, что формально получается, что предложение вроде avaguli Mwangi vageni ligela тоже верное, так как нигде не сказано, что глагол не может стоять в начале предложения, и так далее, т.е. формально правильных вариантов есть до чёртиков.
А всё из-за очень неудачной формулировки, задача хорошая, а формулировка просто отвратительная.
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 28, 2006, 03:16
Дело в том, что решатели и комиссия предполагали, что мы не тупо запишем правильные и неправильные конструкции, а поймем принцип. Принцип такой:
1) Порядок косвенного и прямого дополнения свободный, если глаголом определено число подлежащего и косвенное дополнения
2) Если хотя бы одно не определено, косвенное дополнение идет перед прямым
3) Число косвенного дополнения не может быть определено, если не определено число подлежащего
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 28, 2006, 03:18
Если бы в задаче были показаны все неправильные и правильные конструкции, на международную олимпиаду она бы ни в жисть не попала, мне кажется
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 28, 2006, 15:37
Цитата: SudarshanaДело в том, что решатели и комиссия предполагали, что мы не тупо запишем правильные и неправильные конструкции, а поймем принцип. Принцип такой:
1) Порядок косвенного и прямого дополнения свободный, если глаголом определено число подлежащего и косвенное дополнения
2) Если хотя бы одно не определено, косвенное дополнение идет перед прямым
3) Число косвенного дополнения не может быть определено, если не определено число подлежащего
Решатели и комиссия недостаточно хорошо проверили задачу, а предполагать они могут, что угодно.
1) верно.
2) неточно, это не обязательно по условиям задачи.
3) неверно, утверждение подтверждается только для порядка S Pr Oпр Окосв из условия ложности Mdala mguli Mwangi ugimbi, но не подтверждается относительно S Pr Окосв Oпр.
Цитата: SudarshanaЕсли бы в задаче были показаны все неправильные и правильные конструкции, на международную олимпиаду она бы ни в жисть не попала, мне кажется
Я этого не предлагал, просто надо правильно формулировать задачу, иначе она становится несамодостаточной, как в данном случае.
Специально для вас привожу улучшенную формулировку, которая путём добавления одного слова, делает задачу самодостаточной.
ЦитироватьЗадание. В каждом из нгонийских предложений (11a-c) и (12a-c) допущена некоторая ошибка. Переведите эти предложения на русский язык, объясните, какая именно ошибка была допущена, а затем исправьте ее, приведя для каждого примера по четыре единственно правильных нгонийских предложения, описывающих данную ситуацию.
Привет Фёдоровой :)
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 28, 2006, 16:00
Хм... ну не знаю, может, вы и правы... на олимпиаде вроде никто не возмущался, решили многие. С Ольгой Федеровой не знаком)
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 28, 2006, 16:39
Это принципиальный вопрос, ясно, что задачу можно спокойно решить, но с точки зрения определения "самодостаточная задача" она плоха, и сомневаюсь, что она действительно самодостаточна. Кроме того я уверен, что нелингвисты (математики, например) долго бы ругались, решая её. Может я её исправленный вариант дам на экзамене в этом году.
Название: Задача №2
Отправлено: Vlad от сентября 28, 2006, 17:00
Алексей, Вы даете лингвистические задачи на экзаменах?
И как Ваши студенты справляются с ними? А если можно, то дайте примерную статистику отдельно для студентов и студенток. :)
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 28, 2006, 17:02
yuditsky, но разрешение у автора Вы, конечно, спросите, предварительно назвав ее задачу несамодостаточной?
Название: Ynt: Задача №2
Отправлено: Dana от сентября 28, 2006, 17:11
Цитата: "Vlad" от
примерную статистику отдельно для студентов и студенток.
сексизм?
Название: Задача №2
Отправлено: Vlad от сентября 28, 2006, 17:25
Наоборот. Дело в том, что мне в жизни встречались в основном умные женщины (не в ущерб другим качествам). :) Вот я и хочу еще раз подтвердить свои выводы.

Дана, но был момент, когда из вредности мне захотелось ответить "Угу!". :)
Название: Задача №2
Отправлено: Vlad от сентября 28, 2006, 17:28
Дана, Вам не встречалась книга Ады Баскиной "Повседневная жизнь американской семьи"?
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 29, 2006, 00:40
Я весь курс учу студентов (нелингвистов-экономистов, географов и т.п.) решать лингвистические задачи, ну и в конце курса экзамен. Подавляющее большинство сдаёт хорошо, в основном пятёрки (90 и выше), вне зависимости от пола. В другой теме я уже высказывался по этому поводу.
Цитата: Sudarshanaно разрешение у автора Вы, конечно, спросите, предварительно назвав ее задачу несамодостаточной?
Я же написал "исправленную", а исправленная самодостаточная. А относительно разрешения автора, я считаю, если задача опубликована, её можно давать на экзамене, а также разбирать на лекции, без особого на то разрешения автора (никогда не слышал, чтобы получали разрешения у Сканави и его наследников, например). Если вам известны другие правила или законы, сообщите об этом.
Название: Sv: Задача №2
Отправлено: Евгений от сентября 29, 2006, 01:43
Цитата: "yuditsky" от
Я весь курс учу студентов (нелингвистов-экономистов, географов и т.п.) решать лингвистические задачи, ну и в конце курса экзамен.
Это обязательный курс?
Название: Задача №2
Отправлено: Vlad от сентября 29, 2006, 08:36
И... как он называется? 8-)
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от сентября 29, 2006, 11:22
Тут это называется "общий курс", т.е. курс по выбору, который могут брать студенты любой специальности. А называется он "Практическая лингвистика".
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от сентября 29, 2006, 12:17
yuditsky, но задачи Сканави вы не переделываете. Не знаю, по-моему, несколько нечестно коверкать (пусть даже в лучшую сторону) чужие задачи без разрешения
Название: Ynt: Задача №2
Отправлено: Dana от сентября 29, 2006, 16:42
Цитата: "Vlad" от
Наоборот. Дело в том, что мне в жизни встречались в основном умные женщины (не в ущерб другим качествам).
Здорово! :)

Цитата: "Vlad" от
Дана, Вам не встречалась книга Ады Баскиной "Повседневная жизнь американской семьи"?
Скачала, собираюсь почитать. А почему Вы спросили?
Название: Задача №2
Отправлено: Vlad от октября 2, 2006, 13:51
Дана, после того, как я ответил на Ваш вопрос, я поразмыслил на эту тему, хочу кое-что добавить.

Буду считать, что сексизм – это дискриминация по признаку пола. А что такое дискриминация, вернее, discrimination? В словаре ABBYY Lingvo есть такие переводы:
1) дискриминация, умаление в правах; принижение роли; неодинаковое отношение;
2) различение, выделение, дифференциация, разграничение; установление различий.

Наверное, сексизм подразумевает в основном первое значение. Тогда я этим не страдаю. Но я подумал: может быть, Ваша философия включает сюда также и второе значение? То есть, сексизм в этом смысле – это любая попытка классифицировать, различать людей по половому признаку. Если так, тогда мне надо было ответить: "Да, это сексизм".

Некоторые люди находят оскорбительной саму попытку замечать, "регистрировать" их пол. К этому особенно склонны американцы. Яркие примеры приводятся в книге Ады Баскиной. Книга замечательная, но, боюсь, Вам не все там понравится. Итак:

Цитировать   ...я как раз накануне очень внимательно смотрела ток-шоу Опры Уинфри под будоражащим названием «Harts different also?» («А что, сердца у нас тоже разные?»). Речь идет о том, что врачи-кардиологи лечат пациентов с сердечными заболеваниями, мужчин и женщин, по-разному. Применяют к ним разные методики и лекарства. «Как это?! – возмущается аудитория в студии. – Это же настоящая дискриминация!» Пожилой доктор, кардиолог с большим стажем, несколько минут не может начать говорить. Так велик накал женских страстей. Наконец Опра с трудом успокаивает участниц шоу, наступает тишина. Но ненадолго. Опытный врач объясняет: «Мужчины и женщины отличаются не только анатомией, у них различный тип нервной системы. На состояние сердечной деятельности оказывают влияние ежемесячные циклы и климактерические состояния. Поэтому сердечные приступы проходят по разным схемам, соответственно и лечить их надо по-разному».
   Бог ты мой, какой тут поднимается шум! В криках и ругательствах можно отчетливо услышать страшные обвинения: «Это же сексизм!» Абсурд этой реакции мне очевиден, Арлин (собеседница Баскиной, видная феминистка - Влад) – нет. Она тоже крайне возмущена доктором-сексистом:
   – Болтовня о половых различиях – это только псевдонаучный повод поддерживать неравенство полов.
   – Послушайте, Арлин, но ведь равенство не значит тождество. Вы же не можете отрицать, что самой природой оба пола разделены по психофизиологическим признакам.
   – Физиологическим – да, конечно, – неохотно признает она очевидное. – А вот психологическим... У нас достаточно авторов, которые пишут на эти темы. В том числе и женщины, например Дебора Теннен. Она, кстати, считает себя феминисткой. Но в своей книге «Ты просто не понимаешь» она описывает, как по-разному общаются мужчины и женщины, как они отличаются по манере вести беседу, как различно относятся к супружескому диалогу. Ну и зачем это все? Она разве не понимает, что, подчеркивая психологические особенности каждого пола, только дает повод для нового всплеска сексизма?
   – Ну хорошо, подчеркивай – не подчеркивай, а различия-то существуют? – спрашиваю я.
   – Существуют постольку, поскольку их определяет общественное мнение. И поскольку по-разному воспитываются мальчики и девочки. Что дарят малышу женского пола? Куклы. А мужского? Машинки. Девочек приучают к домашнему хозяйству, мальчиков – к технике. Девочку упрекают: ты лазаешь по деревьям, как мальчишка! А над мальчиком посмеиваются: что ты плачешь, как девчонка! И так – всю жизнь. Вот вам истоки этих ваших «психофизиологических различий». Природа их не предусмотрела. Их создала история.
   – Но уже ведь создала. Что же теперь делать?
   – Ломать, ломать эти стереотипы! Создавать новое общественное мнение: между мужчинами и женщинами нет никаких различий, кроме некоторых анатомических.

Кажется, можно говорить о таком явлении, как "анти-сексизм". Баскина считает такие реакции абсурдом, я с ней солидарен. С моей точки зрения, здесь агрессию проявляют уже "феминистки".

Ну, и когда Вы меня спросили, я сразу вспомнил это место из книги. Вам показалось, что это сексизм (возможно!), а мне в Вашем вопросе почудились интонации Арлин и других персонажей книги.

Дана, пусть написанное ни в коей мере не заденет Вас, по возможности отнеситесь беспристрастно. :UU:
Название: Re: Задача №2
Отправлено: yuditsky от октября 3, 2006, 14:29
Цитата: Sudarshanaно задачи Сканави вы не переделываете
Я не переделываю, а те, кто их даёт на экзаменах, переделывают. Но если вы против, я могу и без неё обойтись. 
Название: Re: Задача №2
Отправлено: Sudarshana от октября 3, 2006, 14:31
Да я ничего, просто взбредшее в голову мнение высказал ;)