Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Индоарийцы в Абхазии

Автор Ахьшь, мая 13, 2010, 12:08

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ахьшь

Б. Г. Джонуа. Заимствованная лексика абхазского языка. — Сухум. 2002. Сс. 37—45.
ЦитироватьКто же были эти индоарийцы, где и когда они могли соседствовать с абхазо-адыгскими  и другими кавказскими племенами?

...

Индоиранцы во времена Страбона (рубеж нашей эры) фиксируются на Северном Причерноморье, и, судя  по топонимике, они направились в сторону Каспия и далее в Индию.  Путь отдельных племен на запад мог пролегать вдоль Черного моря. Это один из вариантов возможных контактов. Хотя более вероятным представляется, что упоминаемые в Передней Азии абешла/апешалийцы и каски, покинув свои земли, скорее всего в конце VIII в.,  из-за постоянных набегов ассирийцев,  двинулись в сторону Кавказа. Вслед за абхазо-адыгами двинулись картвелы. Теснимые последними абхазо-адыгские племена постепенно продвигались на запад, оставляя за собой топонимику, которую перенимали картвелы, благодаря чему она и сохранилась на территории Грузии. Первое упоминание абхазов на территории современной Абхазии приходится на I в. нашей эры. К первому веку нашей эры относится и первое упоминание убыхов(?) Публием Овидием Назоном, которых он в форме «пиакх» «Piacchen» (ср. самоназвание убыхов päkhi/apjox)  упоминает вместе с гениохами и ахейцами.

На данной территории они застали два разных по своей культуре народа. В восточной части — носителей очамчирской культуры, в  западной же части современной Абхазии — носителей дольменной культуры. Данные племена были вытеснены а, возможно, и ассимилированы. Существующее в современной абхазской историографии предположение о распространении в Передней Азии и на территории Закавказья родственных абхазо-адыгских племен ничем не обосновано. Собственно, большая разница между различными культурами племен или племенных союзов этого периода на данных территориях свидетельствует об обратном. К тому же наличие такого большого народа с одним или близкими языками непременно нашло бы свое отражение в каком-нибудь источнике.

VIII в. до н.э. во всем  Западном Закавказье характеризуется резким увеличением числа населенных пунктов («демографический взрыв»), с развитым керамическим производством, металлургией, ткачеством, и соляным промыслом.  Учитывая, что движение абхазо-адыгских племен шло с Передней Азии, являвшейся центром практически всех технологических открытий того периода, подобные изменения на данной территории закономерны. Сюда же относятся наблюдения, которыми поделился с нами археолог Д. С. Бжания. Культурные пласты поселений VII в. до н.э., по всей территории современной Абхазии, характеризуются следами пожарищ, т.е., данная дата может быть указанием на проникновение на эту территорию новых племен. 

На данной территории они, как мы предполагаем, абхазо-адыги застали индоарийские племена, которых они частью вытеснили а, возможно, и частично их ассимилировали. Доводов для принятия данного варианта немало.

Специалисты, занимавшиеся генетической структурой абхазской популяции,  на основании изучения распределения эритроцитных антигенов групп крови генетических систем отмечают, что по распределению частот генов m  и n  системы MNSs  абхазские группы сближаются с некоторыми народами Северной Индии.

Мысль о возможности сохранения отдельных, хотя и ассимилированных групп индоарийцев, на положении социальных слоев, нам представляется наиболее вероятным, тем более, что дольмены, даже после прекращения их строительства эксплуатировались вплоть до средневековья. Многообразие же форм захоронений, которое прослеживается здесь с древнейших времен, получит свое объяснение кастовостью, характерной для древних индийцев.

Интересной деталью в этой цепи является то, что эти западнокавказские погребальные сооружения по своей архитектуре и погребально-обрядовым содержанием наиболее близко стоят к дольменам Индии.  Причем, начальный этап дольменной культуры в Индии соотносится с конечным этапом строительства их на Кавказе.  Однако, эксплуатация дольменов продолжалась и в более поздние времена носителями иной культуры.













Ахьшь

продолжение
ЦитироватьЕще одним доводом, говорящим о присутствии на данной территории индоарийцев, может быть топонимика.

Как отмечает О.Н.Трубачев, в индоарийской гидронимии часто встречаются в качестве названия понятие «двуречье, междуречье». Ср. др. инд. Duab название двуречья Инда и Акесина, Doab двуречье, междуречье Ямуны-Джамуны и Ганга. Образ «двуречья» стойко сохраняется на Северо-Западном Кавказе. Ср. адыг. ТIуапсы «две реки, двуречье»; Дооб — река у Геленджика,  Дооб — гора и мыс юго-восточнее Новоросийска.  Здесь же можно привести и абхазские топонимы Аӡҩыбжьа (<*Аҩӡыбжьа) букв. «междуречье». Ҩыҧсы название реки букв. «двуречье». Наряду с этим в Очамчирском районе Абхазии есть и река Дәаб – явно одного корня с древнеиндийским Duab.

По О. Н. Трубачеву одно из племенных названий индоарийцев дандария (которую он этимологизирует как danda «камыш» + aria «ария» — камышовые ария, сюда же тяготеют и острова-косы у выхода из Днепро-Бугского лимана в Черное моря Dadnarium современная Тендера,   ср. с абхазским топонимом  Дранда с метатезой –р (Дранда <Дандар). Форма Дандар зафиксирована на карте конца XVIII в.  Собственно, данное сопоставление не ново, еще в 1823 С. Броневский,  а позже К. Д. Мачавариани  и Д. И. Гулиа  связывали топоним Дранда с Тандарами или Тиндарами  древних авторов.

Следующий абхазский топоним горный перевал Санчара́, ср. санскритское sancará «проход».
 
Другой известный перевал в Абхазии Ҧанаю сопоставим с др.-инд. мифологической фратрией Пандавов.

Прибрежный топоним у западной границы со-временной Абхазии Цандрыҧшь состоит из абхазского фамильного ((?)племенного) названия Цанд + рыҧшь — «их территория», т.е., территория цандов.  Ср. с племенным название индоарийцев синды. В современной Абхазии фамилии Цанд нет, однако именно на данной местности проживали дворяне Цанбовцы (корень цан). Здесь возможно утеря согласного д. Выше, в предгорной полосе отмечалось территория абхазского племени мдаҩеи (< мдаҩаи), ср. с другим древнеиндийским племенем меоты. В абхазском мдаҩеи, как и в топониме Дранда, метатеза согласного (мдаҩаи<*маҩаид).

Еще одно племенное название индоарийцев санария, где во второй части явно выделяется корень ария. Первая же часть сан возможно связана с героями абхазского эпоса — низкорослыми ацанами (абх. а-ҵан), которые, как отмечается в эпосе, предшествовали абхазам на данной территории. К данным карликам относит эпос и строительство дольменов, что вполне вписывается по времени в предлагаемую гипотезу (ХХ-ХV вв. до н.э.). Элемент ария прослеживается и в ряде других топонимов, которые компактно расположены именно в этом районе.  Ср.: Арҩаҧшь название реки, элемент -ҧшьы в абхазских топонимах выступает в значении «край; территория»,  т.е., внутренняя семантика слова «территория, край ариев»; Ареҩҧсҭа название ущелья, вторая часть основы -ҧсҭа «ущелье», т.е., «ущелье ариев»; Арихәа название горы, — элемент -хәа в абхазском выступает со значением «холм; гора», — здесь «гора ариев».

В абхазском эпосе об Абрыскиле герой уничтожает рыжих людей с голубыми глазами — явный отголосок борьбы с каким-то народом.  Сопоставив это с описанием древними греками жителей Северного Причерноморья (которых они часто объединяли под общим термином скифы),  как рыжих людей невысокого роста (вспомнив здесь и абхазских мифических карликов аҵан), мы получим еще одну привязку к данной гипотезе.

Считается, что в самом имени Абрыскила (абх. Абрыскьыл) мы имеем элемент абра, что связывают с абхазо-адыгским словом абра в значении особого вида камня. Ср. адыг. абра-мыва «абра-камень»,  сюда же тяготеет и абх. абырлаш «жемчуг» (буквально «абыр светлый»).

Основа абра фиксируется в топониме  близ Новоросийска — Абрау-дюрсо. Последний, почему-то, как в БСЭ , так и в словаре Э. М. Мурзаева этимологизируют на абхазском как «провал», хотя, к абхазскому языку данный топоним отношения не имеет. Зато корень абр отмечается в индоевропейской среде. Ср. напр. Абруцкие Апеннины — горы в Средней Италии, от латин. аbruptus «разломанный, обрывистый».  По мнению фольклориста З. Дж. Джапуа мотив рассеченного камня в эпосе  Абрыскил по структуре сюжета, восходит к нартскому эпосу, и напоминает картину «игр» с камнями в нартских сказаниях.  Тема «игр» с камнями, в которой эпические герой разрубает мечом или разбивает головой большие валуны, падающие на него сверху,  довольно распространенный мотив как нартского эпоса, так и Абрыскила. Здесь уместно привести еще один термин, который как будто  имеет отношение к исследуемой основе. В абхазском языке наличествует архаизм с темным этимоном  абырцкал «кожемялка». Сам предмет представлял собой расколотый ствол или бревно, сквозь которое протаскивали сыромятную кожу. Сопоставив все вышесказанное, можно предположить, что в самом имени Абрыскила заложена семантика «расколотый» или близкое к нему значение. Возможно, что основа имени Абрыскил также идет из индоиранского корня, хотя точно атрибутировать его пока затруднительно.

В эту схему вписывается и общекавказское слово нарҭ «эпические герои — нарты». Если учесть, что этимология, связывающая осет. nartæ с древнеиранским nar, неприемлема как по семантическим, так и по формальным признакам,  то можно поставить вопрос, не идет ли непосредственно соответствующее ему абхазское нарҭ от др.-инд. nŗta «мужчины, мужество».
 
Все вышеперечисленные примеры дают основание полагать, что на территории современной Абхазии жили индоарийские племена, которые оставили здесь свои следы в археологических культурах, в топонимии и в лексическом фонде абхазского языка.

Ion Borș

Меня интерисует этимология реки Сулак
авар. Сулахъ
Offtop
(Рядом с Абхазией - не совсем по вашей теме)
Су - тюркское в Сулак?
Offtop
Су - есть и в ИЕ и в санскрит (для жидкостей)
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Хворост

Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Хворост

Цитата: Ахьшь от мая 13, 2010, 12:10
ЦитироватьЗато корень абр отмечается в индоевропейской среде. Ср. напр. Абруцкие Апеннины — горы в Средней Италии, от латин. аbruptus «разломанный, обрывистый». 
В слове abruptus приставка ab. Это первое, что заметил.
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Ion Borș

Цитата: Хворост от мая 13, 2010, 13:02
Цитата: Ion Bors от мая 13, 2010, 12:20
и в ИЕ и в санскрит
А что, санскрит не ИЕ?
Спасибо за замечание.
стараюсь осторожничать со ссылками на санскрит - и выделяю его отдельно от современных ИЕ
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Ion Borș

Цитата: Хворост от мая 13, 2010, 13:04
В слове abruptus приставка ab. Это первое, что заметил.
;up:
Offtop
up
вверх по, по направлению к; из глубины на поверхность


Offtop
и интересно почему не abru(м)ptus
Lat. rumpĕre, rúmpe
рум. rupe
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Iskandar

Вообще-то в VIII в. до н.э. индоарии давно уже жили в Индии. Собственно в Индии они вообще-то и зародились (как таковые).

Трубачёвщина - сама по себе спам и рождает всё новый спам, совсем уже фриковый...

Хворост

Цитата: Ion Bors от мая 13, 2010, 13:36
стараюсь осторожничать со ссылками на санскрит - и выделяю его отдельно от современных ИЕ
А почему «отдельно»?
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Ion Borș

Цитата: Хворост от мая 13, 2010, 14:27
Цитата: Ion Bors от мая 13, 2010, 13:36
стараюсь осторожничать со ссылками на санскрит - и выделяю его отдельно от современных ИЕ
А почему «отдельно»?
не научился я и не могу научно, в конкретных случаях, преподносить и цепочку общей взаимосвязи современных ИЕ с санскритом и наоборот - когда сомнительно (ошибочно).
Offtop
Например только что возник вопрос – почему в слове ПАПА (ИЕ) нету и ссылка БАБА (отец) - Vasmer's dictionary.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Dana

Цитата: Iskandar от мая 13, 2010, 13:59
Собственно в Индии они вообще-то и зародились (как таковые).
Нет, нет. А как же индоарийский суперстрат у митаннийцев?
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Iskandar

Цитата: Dana от мая 13, 2010, 20:08
Нет, нет. А как же индоарийский суперстрат у митаннийцев?

А почему он "индо"? Все схождения митаннийского арийского с индоарийским в ущерб иранским - архаизмы (то есть непоказательны).

Aryaman

Интересно, а кто-нибудь ещё из индоиранистов кроме Искандара так считает? :) А то куда ни сунься - и Елизаренкова, и Майрхофер, и Дюмезиль-покойник, и все-все-все сходятся во мнении, что митаннийский арийский всё же поближе к индоарийским будет. Это, т.е. пребывание индоариев на Ближнем и Среднем Востоке, насколько мне известно, подтверждается и данными археологии. Но вот сослаться могу к сожалению только на научно-популярную книжку Куликана. Там колчан нарисован замечательный - с тремя мирами, и, соответственно, с Митрой-Варуной, Индрой и Ашвинами с Чьяваной. Но это конечно тоже не вполне индоарийская специфика, а и архаика тоже может быть.
Но вообще-то мне кажется, что упорное отрицание Искандаром присутствия индоариев на Ближнем Востоке немножечко предвзято и направлено на доказательство любыми способами его теории распада индоиранской общности по Гиндукушу  ::)
Но Трубачёв конечно и правда не всегда прав. Если не сказать всегда не прав. Хотя внушительная статья его ученика Шапошникова с подобной "Индоарикой" и публиковалась в "Вопросах языкознания", насколько я помню. Там Шапошников исправляет некоторые ошибки учителя, а также предлагает новые "индоарийские" и даже "индоевропейские" топонимы.
Но вообще интересно, эти первооткрыватели сравнивают ли когда-нибудь свои изыскания со словарём дравидских и мунда заимствований в санскрите?  ;D А то ведь ооочень некрасиво получится, если дравидское слово вдруг окажется в Крыму  :negozhe:  Например danda- 'тростник'. Насколько мне известно, это отнюдь не исконно индоарийское слово, а заимствованное у аборигенов Индостана. И как же оно могло оказаться в Крыму? :) Вот уж не знаю  :what: Хотя, Шапошников наверняка объяснит подобный ляп "ностратической древностью"  ;D

Iskandar

А самое главное иного мнения Его Финноугро-Святейшество ваш гуру Напольских... "Поближе" - это что такое? Собственно, пусть и "поближе", но близость (повторяюсь, но с вами приходится это делать постоянно) в архаизмах.

Что такое "пребывание индоариев на БВ археологически"? Из Пенджаба пришли?

Aryaman

А что вы так переживаете-то?  :) Напольских ещё зачем-то приплели. Я вообще ведь не настаиваю на своей версии, потому как не компетентен в данном вопросе. И с вами-то вовсе не спорю. Просто хочу отметить, что об этом пишут специалисты. А раз пишут, то у них наверное есть и какая-то аргументация. Хотя, не будучи иранистом, этот вопрос видимо невозможно разрешить объективно :)

арьязадэ

Цитата: Ахьшь от мая 13, 2010, 12:10
Как отмечает О.Н.Трубачев, в индоарийской гидронимии часто встречаются в качестве названия понятие «двуречье, междуречье». Ср. др. инд. Duab название д

"Доаб" - это уж совсем новый топоним в Индии, привнесенные персо-язычными мусульманами не раньше 13-14 веков. "До-аб"  - от новоперсидского "двуречье".

культурные и торговые взаимодействия на всем пространстве Большого Среднего Востока (Средний Восток+Кавказ+Средняя Азия) были намного тесными и интенсивными, как показывают результаты археологических раскопок последних несколько лет. раньше считалось, что были только маленькие островки цивилизации - Шумер, Египет, Инд, а вся остальная территория Среднего Востока была "пуста" в культурном плане. А сейчас станоавится понятно, что вес Средний Восток был напичкан городами и они составляли тесно взаимодействующую сеть культур. и ничего удивительного в этом плане нет если культура Кавказа оказывается чем-то близко к культуре Инда в современном Пакистане. Ясно еще другое, что эти культуры и языки были неиндоевропейскими так как тогда как вес Средний Восток развивал города, культуры, технологиии в земледелии и промышленности, дикие инлоевропейцы еще жили где-то в лесах России и лазили по кедрам.

Iskandar

Цитата: арьязадэ от июня 23, 2010, 07:14
Ясно еще другое, что эти культуры и языки были неиндоевропейскими так как тогда как вес Средний Восток развивал города, культуры, технологиии в земледелии и промышленности, дикие инлоевропейцы еще жили где-то в лесах России и лазили по кедрам.

Вообще-то у праиндоевропейцев был уже металл и прочие атрибуты вполне средненькой цивилизации и в лесах России они точно не жили.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр