Author Topic: Двусоставные имена в Библии с первой частью на -ū  (Read 245 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline yurifromspb

  • Posts: 1167
В [John Huehnergard, Biblical Hebrew Nominal Patterns] написано:
Quote
Isolated substantive: *mut-, pl. *mut-īma (...) also nom. sg.‬ mǝṯû- in names such as mǝṯûšélaḥ
В [Scott C. Layton, Archaic Features of Canaanite Personal Names in the Hebrew Bible] написано:
Quote
Il relève à ce titre les noms propres ou se trouvent figés l'indice du nominatif singulier en -u (noms du type betûʼēl, semûʼēl), ...
В общем, имеется загадочное окончание ū первой части ряда двусоставных имён. Сложно просто принять, что это застывший показатель nom. sg.‬, ведь надо как-то объяснить долготу.

Я прошёлся по списку имён в www.abarim-publications.com и выбрал все двусоставные имена в Библии с первой частью на -ū, какие нашёл (женских, вроде нет, только мужские):
ссылкаLXXMT
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.22:23&cgilrΒαθουηλבְתוּאֵל
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.32:31&cgilrτὸ Εἶδος τοῦ θεοῦאֶת־פְּנוּאֵל
https://azbyka.ru/biblia/?1Chron.4:4&cgilrΦανουηλפְנוּאֵל
https://azbyka.ru/biblia/?Num.2:14&cgilrРαγουηλרְעוּאֵל
https://azbyka.ru/biblia/?1Chron.4:26&cgilrΑμουηλחַמּוּאֵל
https://azbyka.ru/biblia/?Is.7:14&cgilrΕμμανουηλעִמָּנוּ אֵל
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.22:21&cgilrΚαμουηλקְמוּאֵל
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.5:25&cgilrΜαθουσαλαמְתוּשֶׁלַח
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.4:18&cgilrΜαθουσαλα(-σαηλ)מְתוּשָׁאֵל
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.29:32&cgilrРουβηνרְאוּבֵן
https://azbyka.ru/biblia/?1Sam.1:20&cgilrΣαμουηλשְׁמוּאֵל

Понятно, что в עִמָּנוּ אֵל ū из местоименного суффикса, поэтому это слово не из рассматриваемого ряда. Среди оставшихся имён может вызвать сомнение Αμουηλ/חַמּוּאֵל поскольку в МТ здесь огласовка выбивается из ряда. Но и с этой оговоркой список весьма примечателен:
mǝṯû-, bǝṯû-, qǝmû-, rǝʼû-, pǝnû-, šǝmû-, ḥǝmû-(?).
Везде - 1ǝ2û.
Из Хьюнегарда:
Quote
one or more of the substantives ˀāḇ ‘father’, ˀāḥ ‘brother’, and *ḥām ‘father-in-law’, which have cst. forms in -î (e.g. ˀăḇî), probably derive from *qaṭw forms originally
(...)
*ˀabwum > *ˀabūm > *ˀabum
(...)
Note also, however, *śaḥw- > *śáḥû, pausal  śā́ḥû ‘swimming’,
(...)
perhaps *tuhw- > tṓhû and *buhw- > bṓhû (one of these probably formed by direct analogy with the other).

Так что, можно предположить *1v2ū-, *1v2wu или *1v2wū- для первых частей этих имён.
Хочется заметить, что подавляющая часть имён оканчиваются на ˀēl. Не может ли быть так, что такой шаблон остался со временем единственным продуктивным для имён такого рода? В этом случае, первоначальное значение могло уже не играть роли.

Далее надо тщательно смотреть словообразование от предполагаемых корней по всем семитским языкам и тут я прошу помощь зала.

Для затравки:
bǝṯû- ~ bwt "поселиться, оставаться на ночлег" http://www.semiticroots.net/index.php?r=root/view&id=268
qǝmû- ~ qwm "подняться, встать" http://www.semiticroots.net/index.php?r=root/view&id=26
mǝṯû- ~ mwt "умирать" http://www.semiticroots.net/index.php?r=root/view&id=37
(и, кстати, что говорят о связи между ПС "муж, мужчина" и "смерть"? может быть, тут где-то какая-то древняя ассимиляция/диссимиляция?)
Такое вот вырисовывается сопоставление 1a2w ~ 1w3. Что бы это значило?

P.S.
При всём при том pǝnûˀēl = "τὸ Εἶδος τοῦ θεοῦ" и слово pānîm (от *panaw-) по форме множественного числа. Тут всё прозрачно.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Ιερουσαλημ / יְרוּשָׁלִַם, кстати, тоже с первой частью на -ū. Т.е., что-то такое получается: *yirwusalim-? С Иерусалимом вроде бы есть сложность, что в иноязычных источниках он Ur- или Uru-. Кто-нибудь в теме?
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Offline mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 42153
  • Gender: Male
    • Библиотека
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Кстати, там ведь может быть канаʕанейский переход w>y в начале слова.
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Offline yurifromspb

  • Posts: 1167
Кстати, там ведь может быть канаʕанейский переход w>y в начале слова.
Да, тора ведь от этого корня? Значит, было w.
wrw
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Offline bvs

  • Posts: 8913
В общем, имеется загадочное окончание ū первой части ряда двусоставных имён. Сложно просто принять, что это застывший показатель nom. sg.‬, ведь надо как-то объяснить долготу.
В арабском 'abu тоже имеет долготу в status constructus (и в косвенных падежах гласный тоже долгий).

Кстати, там ведь может быть канаʕанейский переход w>y в начале слова.
Ср. ивр. yarden/ар. 'urdunn.

Offline yurifromspb

  • Posts: 1167
В арабском 'abu тоже имеет долготу в status constructus (и в косвенных падежах гласный тоже долгий).
В частности из-за этого предполагают *ˀabwum. И вот, интересно, рассматриваемые имена надо так же объяснять? *batwuˀil-, ḳamwuˀil-, etc.

Ср. ивр. yarden/ар. 'urdunn.
И как это объясняют?
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Offline bvs

  • Posts: 8913
И как это объясняют?
Не знаю. Вот здесь обсуждали название Иерусалима.

Offline yurifromspb

  • Posts: 1167
И как это объясняют?
Не знаю. Вот здесь обсуждали название Иерусалима.
Видел. Но там всё так и осталось непонятным.

Ещё на w ~ ʔ
The exact mechanism of the change /w/ to /ʔ/ was probably numeral syntax. As a cardinal number, *waḥad could be yoked to higher numerals using the conjunction wa-. Indeed, the pattern tens wa-ones is a common West Semitic strategy for forming compound numbers and is found in Ethiopic, Mehri, Aramaic and Phoenician.43 In such an environment, the triphthong /awa/ in wa-waḥad may have dissimilated into wa-ʼaḥad. Similar changes are attested across the Semitic family. In Targumic Aramaic, a glottal stop intervenes in III-w, y verbs before vocalic endings (*banayā ‘they (f) built’ > bǝnaʼā) and in masculine singular G participles of II-w, y verbs (*qawem ‘standing (ms)’ > qaʼem). This latter change also occurs in Classical Arabic, but may be due to the adoption of Aramaic orthography.44 Thus, the change of /w/ to /ʼ/ in wa-waḥad is not unprecedented.
Может, и тут что-то такое было?
Spoiler: не надо воспринимать слишком серьёзно, просто "решение в лоб" ⇓⇓⇓
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: