Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Почему в России массовой литературе хронически не везет?

Автор Devorator linguarum, мая 20, 2018, 17:46

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Devorator linguarum

Цитата: Damaskin от мая 19, 2018, 18:34
Цитата: RockyRaccoon от мая 18, 2018, 18:10
Если бы до нашей Сибири во времена её освоения было бы чуть легче добраться, вполне возможно, что наши подростки зачитывались бы не Майн Ридом, а каким-нибудь Михаилом Родионовым, описывающим войны романтичных казаков-первопроходцев и их благородных союзников-юкагиров с воинственными, жестокими, импозантными чукчами...

Вряд ли. В России массовой литературе как-то хронически не везет. Постоянно доедаем объедки от англосаксов и французов.
Казалось бы, Кавказ под боком - тоже весьма романтическое место. Но вместо приключенческих эпопей получились сугубо серьезные "Герой нашего времени" и "Хаджи-Мурат".

Damaskin

Ответ, думаю, очевиден. Массовый читатель появился именно у англосаксов и французов. Именно они создали каноны развлекательных жанров, а российским писателям оставалось только им следовать. В результате у них получался вторичный продукт.

Devorator linguarum

Да ладно вторичный. У российских писателей почему-то книги развлекательных жанров вообще плохо получаются. То есть в определенной степени получаются, конечно, но в среднем явно хуже, чем у западных, и испытания временем не выдерживают. Допустим, если взять детектив, то мы сейчас продолжаем читать написанную в конце 19 - начале 20 в. английскую классику Конан-Дойля, Честертона и Агаты Кристи, но не российские детективы того времени (хотя они существовали).

Damaskin

Цитата: Devorator linguarum от мая 20, 2018, 18:19
Да ладно вторичный. У российских писателей почему-то книги развлекательных жанров вообще плохо получаются. То есть в определенной степени получаются, конечно, но в среднем явно хуже, чем у западных, и испытания временем не выдерживают. Допустим, если взять детектив, то мы сейчас продолжаем читать написанную в конце 19 - начале 20 в. английскую классику Конан-Дойля, Честертона и Агаты Кристи, но не российские детективы того времени (хотя они существовали).

Так низкое качество и обусловлено вторичностью.
Кроме того, произведения массовой литературы вообще живут недолго. Взять хотя бы Конан Дойла. Лучшие рассказы о Холмсе он написал в конце 19 - самом начале 20 века. Кого еще из английских детективщиков этого времени вы знаете?

Devorator linguarum

Конан Дойль зачинатель жанра, так что не странно, что он в то время писал детективы (почти) в одиночестве. Хотя был еще более ранний зачинатель Уилки Коллинз. И, разумеется, это нормально, что в любой стране в любое время из всех литераоров гениями, произведения которых продолжают читать и через 100 лет, оказываются единицы.

Но все равно непонятно, почему вторичность обязательно должна приводить к низкому качеству. Тем более, вроде есть реальные исключения: В. Обручев явно вторичен по отношению к Ж. Верну, но писал едва ли хуже.

Awwal12

Цитата: Devorator linguarum от мая 20, 2018, 18:53
Конан Дойль зачинатель жанра
Конан Дойль, конечно, во многом сформировал жанр, но до него он уже определенно существовал (Эдгар По писал детективы ещё в первой половине столетия).
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Damaskin

Цитата: Devorator linguarum от мая 20, 2018, 18:53
Конан Дойль зачинатель жанра, так что не странно, что он в то время писал детективы (почти) в одиночестве. Хотя был еще более ранний зачинатель Уилки Коллинз. И, разумеется, это нормально, что в любой стране в любое время из всех литераоров гениями, произведения которых продолжают читать и через 100 лет, оказываются единицы.

Но все равно непонятно, почему вторичность обязательно должна приводить к низкому качеству. Тем более, вроде есть реальные исключения: В. Обручев явно вторичен по отношению к Ж. Верну, но писал едва ли хуже.

Тогда предложите свою версию.

Devorator linguarum

Цитата: Damaskin от мая 20, 2018, 19:27
Тогда предложите свою версию.
В порядке гипотезы: нет ли некоего принципиального противоречия между законами приключенческого жанра, для которого характерны герои-одиночки, и исторически обусловленным российским коллективизмом? В смысле, выписать реалистичного положительного героя-одиночку на российском материале может быть объективно труднее, чем на западном.

Flos


1. В Российской империи спрос был невелик.
2. Советская литература жила под сильным идеологическим прессингом.
3. Сейчас книги уже мало кто покупает.

Не повезло, в общем.

RockyRaccoon

Цитата: Devorator linguarum от мая 20, 2018, 17:46
Цитата: Damaskin от мая 19, 2018, 18:34
Цитата: RockyRaccoon от мая 18, 2018, 18:10
Если бы до нашей Сибири во времена её освоения было бы чуть легче добраться, вполне возможно, что наши подростки зачитывались бы не Майн Ридом, а каким-нибудь Михаилом Родионовым, описывающим войны романтичных казаков-первопроходцев и их благородных союзников-юкагиров с воинственными, жестокими, импозантными чукчами...

Вряд ли. В России массовой литературе как-то хронически не везет. Постоянно доедаем объедки от англосаксов и французов.
Казалось бы, Кавказ под боком - тоже весьма романтическое место. Но вместо приключенческих эпопей получились сугубо серьезные "Герой нашего времени" и "Хаджи-Мурат".
Да, вы, пожалуй, правы. Для появления "Михаила Родионова" нужны были многие другие факторы помимо расстояний. Например, расцвет капитализма, ведущий к появлению массового читателя. Не было у нас тогда ни того, ни другого. Элита в виде скучающего поместного дворянства лениво почитывала романы о самих себе, поставляемые писателями из того же поместного дворянства, а основная масса населения в виде крестьянства вообще ничего не почитывала. Наверно, так.
И дело не в хроническом невезении, а в конкретной общественно-исторической ситуации. Наверно, так.

Poirot

"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Damaskin

Цитата: Devorator linguarum от мая 20, 2018, 20:49
В порядке гипотезы: нет ли некоего принципиального противоречия между законами приключенческого жанра, для которого характерны герои-одиночки, и исторически обусловленным российским коллективизмом? В смысле, выписать реалистичного положительного героя-одиночку на российском материале может быть объективно труднее, чем на западном.

Ну так выписывали же. Штирлиц, Сухов. Или пара: Жеглов-Шарапов. Или группа из нескольких человек: у них - мушкетеры, у нас - неуловимые мстители и гардемарины.

Devorator linguarum

Цитата: Damaskin от мая 20, 2018, 22:19
Ну так выписывали же. Штирлиц, Сухов. Или пара: Жеглов-Шарапов. Или группа из нескольких человек: у них - мушкетеры, у нас - неуловимые мстители и гардемарины.
При всем уважении, Штирлицу, Сухову и Жеглову с Шараповым до Шерлока Холмса или мсье Пуаро далеко. Неуловимые мстители и гардемарины стали известны благодаря фильмам, а послужившие основой для фильмов книги творчеству А. Дюма сильно уступают. Честно говоря, и фильм про гардемаринов нашему же фильму "Д'Артаньян и три мушкетера" сильно уступает, а про мстителей два первых фильма - шедевры, но третий получился просто провальным.

Damaskin

Цитата: Devorator linguarum от мая 20, 2018, 22:58
При всем уважении, Штирлицу, Сухову и Жеглову с Шараповым до Шерлока Холмса или мсье Пуаро далеко. Неуловимые мстители и гардемарины стали известны благодаря фильмам, а послужившие основой для фильмов книги творчеству А. Дюма сильно уступают. Честно говоря, и фильм про гардемаринов нашему же фильму "Д'Артаньян и три мушкетера" сильно уступает, а про мстителей два первых фильма - шедевры, но третий получился просто провальным.

Дело не качестве всех этих произведений, а в том, что ваше утверждение "выписать реалистичного положительного героя-одиночку на российском материале может быть объективно труднее, чем на западном" пока что выглядит более чем спорным. В чем трудность-то? Тем более, если мы возьмем серьезную литературу, то в ней героев-одиночек навалом: Онегин, Печорин, Раскольников, Ставрогин, Чацкий...

Ну и герой приключенческой литературы и на Западе далеко не всегда одиночка. Это может быть и пара (Натти Бампо и Чингачгук), и даже группа (те же мушкетеры, герои "Острова сокровищ", команда "Дункана" и т. д.). 

Poirot

"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Devorator linguarum

Цитата: Damaskin от мая 20, 2018, 23:24
Дело не качестве всех этих произведений, а в том, что ваше утверждение "выписать реалистичного положительного героя-одиночку на российском материале может быть объективно труднее, чем на западном" пока что выглядит более чем спорным. В чем трудность-то? Тем более, если мы возьмем серьезную литературу, то в ней героев-одиночек навалом: Онегин, Печорин, Раскольников, Ставрогин, Чацкий...

Ну и герой приключенческой литературы и на Западе далеко не всегда одиночка. Это может быть и пара (Натти Бампо и Чингачгук), и даже группа (те же мушкетеры, герои "Острова сокровищ", команда "Дункана" и т. д.). 
В серьезной литературе герои страдают (пресловутый "маленький человек"), а в массовой (читай: развлекательной) должны побеждать. :)

У меня на этот счет довольно сумбурные соображения, но попробую изложить. Чтение по своей природе - процесс индивидуальный; самый ярый коллективист в процессе чтения отдыхает от коллектива. Если книга хорошая, читатель в большей или меньшей степени отождествляет себя с кем-то из главных героев и, пребывая в процессе чтения в индивидуалистическом состоянии, более склонен отождествлять себя с героем, выписанным как одиночка, а не член коллектива. Это относится не только к массовой литературе, но и к серьезной: читатель сопереживает душевным страданиям тех же Онегина, Печорина и т.п. Но массовую литературу он читает, не чтобы сопереживать страданиям, а чтобы ощутить вкус победы героя. И в литературе такого рода даже если герой не один, а действует в группе (те же мушкетеры и т.д.), чтобы читатель (неизбежно превращающийся в индивидуалиста в процессе чтения) себя с ним отождествлял, герой все равно должен в первую очередь быть одиночкой, преследующим в составе этой группы какие-то свои собственные интересы (которые могут совпадать с интересами других членов группы, а могут и не совпадать), ставящий свои цели и выбирающий свои пути. Поэтому детектив-фрилансер Шерлок Холмс со своим другом доктором Ватсоном является гораздо более подходящим героем для массовой литературы, чем профессиональный следователь с прикрепленным напарником, действующий по приказу начальства и в соответствии с должностными инструкциями.


Damaskin

Цитата: Devorator linguarum от мая 21, 2018, 00:06
У меня на этот счет довольно сумбурные соображения, но попробую изложить.

Действительно, сумбурные.

Цитата: Devorator linguarum от мая 21, 2018, 00:06
Но массовую литературу он читает, не чтобы сопереживать страданиям, а чтобы ощутить вкус победы героя.

Допустим.

Цитата: Devorator linguarum от мая 21, 2018, 00:06
Поэтому детектив-фрилансер Шерлок Холмс со своим другом доктором Ватсоном является гораздо более подходящим героем для массовой литературы, чем профессиональный следователь с прикрепленным напарником, действующий по приказу начальства и в соответствии с должностными инструкциями.

Ладно, "детектив-фрилансер" в России не слишком возможен (хотя Фандорин в некоторых романах именно таков). Но остальные типажи? Всякие искатели сокровищ, благородные дворяне, которые красиво дерутся на дуэлях, таежные охотники, дружащие с одними аборигенами и постреливающие в других? Ну, пиратов нет. Зато есть казаки. Не говоря уже о том, что русский не обязательно должен "приключаться" только в России.

Мечтатель

В России слишком мало экзотики. Англосаксы и французы везде ходили и плавали, повидали всего в разных частях света. Русские, как и немцы (у которых, кажется, приключенческая литература тоже не была очень развита), сидели в это время на своём родном континенте.

А индивидуализм в России был ограничен или подавлен полицейским, консервативным государством и общим укладом жизни.
Родной язык: русский
First language: Russian
Muttersprache: Russisch
मातृभाषा: रूसी
Langue maternelle : russe

Мир - Ειρήνη - Pax - Paix - Peace - Frieden - صلح - शान्ति

DarkMax2

Цитата: Мечтатель от мая 21, 2018, 10:23
В России слишком мало экзотики.
Ти ба! Я, як мешканець Європи ;-) , зазначу, що у вас там повно екзотики: степові буддистські Бурятія та Калмиччина, засніжені язичницькі Якутія та Чукотка, мусульманські Казань та Кавказ. Власне, кілька російських поетів присвятили свої твори Кавказу.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Мечтатель

Цитата: DarkMax2 от мая 21, 2018, 10:36
Я, як мешканець Європи ;-) , зазначу, що у вас там повно екзотики: степові буддистські Бурятія та Калмиччина, засніжені язичницькі Якутія та Чукотка, мусульманські Казань та Кавказ.

Все равно не сравнить с таинственными краями Америки, Африки, Индии, Океании.
Родной язык: русский
First language: Russian
Muttersprache: Russisch
मातृभाषा: रूसी
Langue maternelle : russe

Мир - Ειρήνη - Pax - Paix - Peace - Frieden - صلح - शान्ति

true

Цитата: DarkMax2 от мая 21, 2018, 10:36
Ти ба! Я, як мешканець Європи ;-) , зазначу, що у вас там повно екзотики: степові буддистські Бурятія та Калмиччина, засніжені язичницькі Якутія та Чукотка, мусульманські Казань та Кавказ. Власне, кілька російських поетів присвятили свої твори Кавказу.
Гаты догры айдярсың, мен гошулярын гепиңе. Дүшүнмедик болсамам.

DarkMax2

Цитата: Мечтатель от мая 21, 2018, 10:43
Цитата: DarkMax2 от мая 21, 2018, 10:36
Я, як мешканець Європи ;-) , зазначу, що у вас там повно екзотики: степові буддистські Бурятія та Калмиччина, засніжені язичницькі Якутія та Чукотка, мусульманські Казань та Кавказ.

Все равно не сравнить с таинственными краями Америки, Африки, Индии, Океании.


Кому как. Просто вам ближе - потому не интересно.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

З моїх снів ти утечеш над ранок,
Терпка, як аґрус, солодка, як біз.
Хочу снить чорні локи сплута́ні,
Фіалкові очі, мокрі від сліз.

Волод

Была массовая литература, были ею недовольны:
ЦитироватьКогда мужик не Блюхера
   И не милорда глупого,
   Белинского и Гоголя
   С базара понесет.

Poirot

Цитата: true от мая 21, 2018, 10:46
Цитата: DarkMax2 от мая 21, 2018, 10:36
Ти ба! Я, як мешканець Європи ;-) , зазначу, що у вас там повно екзотики: степові буддистські Бурятія та Калмиччина, засніжені язичницькі Якутія та Чукотка, мусульманські Казань та Кавказ. Власне, кілька російських поетів присвятили свої твори Кавказу.
Гаты догры айдярсың, мен гошулярын гепиңе. Дүшүнмедик болсамам.

Шо?
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр