Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Троичность религий

Автор Iskandar, сентября 15, 2016, 12:27

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Iskandar

Я бы выделил три способа существования религиозных общин:

1. Мистериальный или инциатический. Его можно было бы назвать "мистическим", однако "мистерия" - понятие более широкое, чем "мистика". Как бы это ни казалось странным на первый взгляд, мистика лишь частный случай мистериальности. Мистерия предполагает круг инициатов, участвующих в некоем значимом действе. Мистериальность - это наличие некоей практики, которой занимаются члены общины, если не непосредственно находясь в контакте между собой, так или иначе общаясь друг с другом. Религиозная мистерия обычно имеет функцию того или иного контакта со сверхъестественным, воссоздания сверхъестественного космоса и т.п., в чём принимают участие (так или иначе) все присутствующие инициаты.

2. Фанатичный или фундаменталистский. При этом способе общину объединяет преданность личности или религиозной идее, ради чего члены общины часто стремятся совершать некие действия, которые обычно несут вполне светский характер (например, завоёвывать других людей и заставлять их принимать верховенство религиозной идеи-фикс). Контакта со сверхъестественным в этом случае для членов общины обычно не предусмотрено, хотя такие общины могут объединяться вокруг здравствующего "контактёра", держащего монополию на контакт (но в принципе это необязательно).

3. Ригористский или формальный. Для членов таких общин религия представляет собой свод правил, исполнение которых регулируется авторитетами. Это типичное стабильное или инерционное состояние общин, часто соотносимое с понятием "традиция".

Конечно, в каждой религии могут присутствовать сразу все три типа, в разных пропорциях и даже одни и те же люди могут проявлять свою религиозность по двум или трём способам (в разное или даже в одно и то же время).

Lodur

У нас первый тип называется "рагануга-бхакти", третий тип - "вайдхи-бхакти". Раганугу считают выше вайдхи. Но к ней не так-то просто прийти, так что, "пока в сердце не поселилось семя любви к Кришне", рекомендуется практиковать вайдхи. Второй способ из вашего списка - это преданность гуру. Она есть в любом из двух указанных типов, но воспринимается лишь как средство обретения непосредственного контакта с Богом. Хотя... Авторитеты пишут в своих произведениях, что цели можно достичь и через исключительную преданность гуру, без всяких других практик. Но это путь "очень не для всех". Большинство людей, всё же, к такому не склонны и не способны.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

antic

Цитата: Iskandar от сентября 15, 2016, 12:27
"мистерия" - понятие более широкое, чем "мистика"
Ну, вообще-то, мистерия имеет к мистике только косвенное отношение. Это один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Iskandar

Мистерии — это вид богослужения в древнегреческой религии, а по-русски христианский μυστήριον переводятся как "таинство"

antic

Да, посмотрел в словарях, оказывается, у этого слова два значения. Но, по-моему, о богослужительном значении мало кто знает; когда слышишь о мистерии, первым делом приходит в голову средневековый театр
— Боже мой, боже мой, чем вы вынуждены заниматься! Но я спрашиваю вас, кто-то все-таки летит ведь к звёздам! Где-то строят мезонные реакторы! Где-то создают новую педагогику! Боже мой, совсем недавно я понял, что мы даже не захолустье, мы — заповедник! В глазах всего мира мы — заповедник глупости, невежества и порнократии.
АБС «Хищные вещи века»

Iskandar

For whom how, как говорят МГИМО финишт...

Тем более, что это первичное значение.

Lodur

Цитата: antic от сентября 15, 2016, 14:52когда слышишь о мистерии, первым делом приходит в голову средневековый театр
Кому как. Лично я первым делом вспомнил бы элевсинские мистерии.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Iskandar

Касаемо индийских классификаций, я бы приспособил классическую триаду гун:

Мистерии = саттва
Фанатизм = раджас
Ригоризм = тамас

Хотя 17-я глава Бхагавад-гиты классифицирует религии по гунам в зависимости от объекта почитания и лишь частично — по мотивам, гуническая классификация, по моему разумению, хорошо накладывается на мою классификацию: мистерии обращаются к "реальному" (саттва), фанатизм есть страсть (раджас), законники ковыряются во тьме/инертном (тамас).

Bhudh

Цитата: Lodur от сентября 15, 2016, 15:01Лично я первым делом вспомнил бы элевсинские мистерии.
:+1:
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Nevik Xukxo

Цитата: Lodur от сентября 15, 2016, 15:01
Лично я первым делом вспомнил бы элевсинские мистерии.
Словосочетание помню, а что это такое - нет.

Alexandra A

Цитата: Iskandar от сентября 15, 2016, 12:27
Конечно, в каждой религии могут присутствовать сразу все три типа, в разных пропорциях и даже одни и те же люди могут проявлять свою религиозность по двум или трём способам (в разное или даже в одно и то же время).
Евреи Польши и Украины - это какой тип?
taximagulus segouax caius iulius kent 25 august 55 before the common era
marcus tullius quintus tullius arpinum 6 may 51 before the common era

Iskandar

Я в них плохо разбираюсь.

Iskandar

Вот, к примеру, ислам возник как прежде всего фундаменталистское течение с редуцированной мистериальной составляющей (пост + жертвоприношение). Потом быстро оброс обширным ригоризмом (фикхом). Постепенно в нём появилось довольно продвинутое мистическое течение (суфизм), оказавшееся, однако, не очень устойчивым. Современные суфии — фактически неоригористы. Ваххабиты — неофундаменталисты.

mnashe

Цитата: Alexandra A от сентября 17, 2016, 19:33
Евреи Польши и Украины - это какой тип?
Знаменитое противостояние между хасидами и их противниками — это практически в чистом виде борьба между мистериальным и ригористским типом.
Оба содержат в себе элементы второго типа, но и там, и там он глубоко второстепенен.
Современный иудаизм содержит в себе все три типа, в разных течениях в разной пропорции. У литваков (последователей тех самых противников хасидизма), я бы сказал, 90% ригористского типа и 10% фундаменталистского, у разных хасидских течений по-разному: у многих 0:1:2, у хабадников, пожалуй, 0:2:1; особняком стоит браславский хасидизм, где доля мистериального типа ненулевая в массовом порядке (в среднем соотношение порядка 3:1:6). У сионистов тоже доля мистериального типа ненулевая, а вообще, там уровень индивидуальности гораздо выше, чем в харедимном мире, поэтому там огромный разброс, любое соотношение можно встретить.
Но на массовом уровне почти в любом из современных течений ригористский тип преобладает, а мистериальный либо минимален, либо отсутствует напрочь. Даже у хасидов! Хабад и браслав (не говоря уже о сионистах) потому и выделяются, что в них соотношение сильно отличается (у хабада в пользу второго типа, у браслава в сторону первого).



А схема хорошая, мне понравилось ;up:
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Iskandar

Думается, для устойчивого существования в религиозной общности должны присутствовать все три компонента: саттва, раджас и тамас.

Без мистерианцев люди забывают о "надмирском", о "высшей реальности".
Без фундаменталистов нет свершений и реальных (уже как раз в смысле "посюсторонних") дел.
Без ригористов возникает разброд и шатание и рушится межпоколенческая связь.

Iskandar

По мотивам моих любимых треугольников придумал такую схему исламского богословия VIII-X вв.


В эпоху расцвета Аббасидского халифата шла борьба между тремя основными направлениями мысли.

Калам (الكلام, букв. "слово", то есть "логика") - попытка максимально рационального осмысления религии. Сформировалось во многом на почве адаптации античной философии и в дискуссиях с иноверцами.
Суфизм (фактически, это слово ещё толком не употреблялось) - совокупность мистических учений, часто выдвигаемых яркими харизматиками, переживавшими непосредственное богообщение.
Асария (название тоже во многом условное) - приверженцы традиционализма - были во многом реакцией на два предыдущих течения, это стремление строго следовать буквальному смыслу Корана и Сунны и не допускать нововведений.

Калам и суфизм объединяет опора на (новый) опыт: у мутакаллимов на разум, у суфиев на мистические переживания, в противовес консерватизму и ригоризму асарии.
Суфизм и асарию объединяет отрицание безусловной ценности человеческого разума, признаваемого ограниченным.
Калам и асарию объединяет чурание мистицизма и заточенность на посюстороннее.

В те времена расцвета (в т.ч. интеллектуального) Халифата течения и их представители были очень яркими.
Наиболее яркими представителями калама были максимально рациональные мутазилиты, настаивавшие на познаваемости божественной справедливости. С каламом также сближается фалсафа (классическая философия), которую, впрочем, отличал куда меньший интерес к заветам ислама в принципе. Ярчайшие суфии - например, Халладж и Баязид. Столпами асарии стали ибн Ханбал, аш-Шафии.

Бесконечные споры и борьба с задействованием административного и популистского ресурсов вылились в итоге в поиски компромиссов. Последователи аль-Ашари стремились скрестить калам с традиционализмом. В дальнейшем знаменитый ашарит аль-Газали подключил к синтезу и суфизм. Подключились к формированию "умеренного" дискурса и ханафиты. Из непримиримых последователей традиционалистской реакции выросли ибн Таймия и нынешние ваххабиты.

Внутри суннитского мира интеллектуальная борьба практически прекратилась, получилась знаменитая "симфония" четырёх мазхабов, которой так любят хвастаться мусульмане. Шииты же были вынесены за скобки рукопожатности, фактически отношения с ними стали отношениями с иноверцами. Ну а где нет борьбы и конкуренции, там начинается застой и идиллия постепенной деградации, с которыми исламский мир встретил Новое время, когда его всколыхнул джадидизм (оказавшийся довольно безвольным и бесцветным) и ваххабизм (неосалафизм).