Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)

Автор Iskandar, августа 21, 2014, 21:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Iskandar

Сведения о сасанидской философии дошли до нас прежде всего в составе книги Денкард - зороастрийской энциклопедии VIII-X вв., а также на страницах трактата Шканд-Гуманиг-Визар (посвящённого апологетике зороастризма и полемике с иными учениями), отдельные философские мотивы содержатся и в иных пехлевийских книгах.

Несмотря на то, что указанные сочинения относятся к исламскому времени, по ним можно восстановить интеллектуальную жизнь сасанидской эпохи. Фактически к VIII в. философия магов представляла собой замкнутую систему, ориентированную больше в золотое прошлое. И хотя Марданфаррух (автор Шканда) полемизирует, в частности, с мутазилитами, выход на новые веяния в Халифате был по большей части закрыт: учёные маги просто не воспринимали мусульман как нечто достойное внимания.

Не так было при Сасанидах. Эран отчётливо осознавал себя центром и одновременно мостом между Западом (греками) и Востоком (Индией). Слоноведением тогда (во всяком случае сознательно) никто не занимался: полезные навыки и интересные идеи заимствовались, их источник признавался без обиняков.

Греческие философы назывались в Эране fīlāsōfā, даже при очень религиозных Сасанидах роль греков не преуменьшалась. Под ēwāz ī gēhān ("речь мира", международный, так сказать, язык) в Денкарде понимается прежде всего греческий язык. По мере того, как христиане Римской империи сворачивали античные институты, философов всё охотнее принимали иранцы. В Гундешапуре (в Хузистане) сложился крупный "научный" центр. В 529 г. Юстиниан разогнал наконец Афинскую Академию, деятелей которой тут же пригласил в Гундешапур Хосров Аноширван. В сасанидской философии крепко отложились вливания от перипатетиков и неоплатоников.

Индия традиционно будоражила умы Ближнего Востока, путешествия туда (за знаниями в том числе) приписывались Иисусу, Мани и другим менее известным религиозным учителям арамеоязычного мира. Эта мода отложилась и у ираноязычных, dānāg ī hindōg, "мудрец индийский") так же знакомый для пехлевийских книг персонаж. При этом реальное индийское влияние именно в философско-религиозном плане что на Ближний Восток, что на Эран трудно уловимо.

Своих отечественных мудрецов в Эране называли šnāsag ("познающий", "знаток"), dānāg ("знающий", "мудрец"), uskārgar ("мыслитель"), čihr-šnāsag ("природовед"). Но лучше всего эранская философия определяется через gōhr-šnāsag ("познающий сущность"), поскольку gōhr - одно из ключевых её понятий.


Iskandar

Термин gōhr — субстанция (сущность) — иногда трактуемый как «природа», имеет в среднеперсидском значения «род», «происхождение», так же как «драгоценность» и, более узко, «жемчужина». Примерно такие же значения сохраняет новоперс. گوهر gawhar, как и персизм в арабском جوهر jawhar.

Происходит из *gauθra-. Здесь можно провести параллель с санскр. gotrá- «род», «происхождение», хотя обычно первичным значением последнего признаётся «коровник» (ср. go- «корова»). Вообще говоря, суффикс *-tra- отглагольный, поэтому иранисты обычно восстанавливают корень *gau- /*gu- «расти», «происходить» с неясным происхождением, но довольно хорошо отрефлексированный в разных иранских языках. При этом имеется так же корень *gau- / *gu- «укрывать», «прятать», тогда бы жемчуг можно было бы описать как «потаённое». Но перечисленные разветвлённые значения говорят о том, что «жемчуг» было вторичным значением, либо как чего-то природного и растущего, либо как ценного, присущего раковине.

От *gauθra-, видимо, согд. γōšt pl. «металлы» (тоже натурфилософское понятие). Такие среднеперсидские производные как gōhrīg «денежный оборот», gōhrīdan «обмениваться» говорят о значении «(присущая) ценность».

Таким образом, значение развивалось следующим образом:

                                                сущность
                                              /
происхождение - присущее
                                             \
                                               ценность - драгоценность - жемчужина

Iskandar

Интересен вопрос терминологии. Приводя различные термины, сопоставляя их, отождествляя или противопоставляя, авторы пользовались такими определениями:

az dēn bē «вне религии» (секулярный)
dēnīg «религиозный»
abestāgīg «авестийский» (букв. ~«канонический», чаще всего синоним предыдущего)
pad ēwāz ī mardōm «в речи народа» (то есть, расхожее иранское название)
pad ēwāz ī gēhān «на языке мира» (то есть, на греческом)

Iskandar

Бытие (stī, bawišn) описывается как dām — «творение» — Творца (dādār). Творец творит не ex nihilo, а из своей самости (xwadīh), которая едина (ēk) и описывается как anagr rošnīh — «бесконечный свет» (понятие, происходящее из Авесты). Поэтому бытие во всех многочисленных проявлениях взаимосвязано и пребывает в единстве (ēk kardagīh ī gēhān — «единение универса»). Различные явления бытия описываются как последовательные (pad paywand) эманации от Творца к самым мельчайшим деталям через семь высших эманаций-«архангелов» (авестийские Амешаспенты, «Бессмертные Святые»).

Существующее традиционно делится на духовное, идеальное (mēnōy) и материальное, телесное (gētīy), где материальное представляет собой физическую реализацию духовного, замысленного. Материальное обладает такими свойствами как осязаемость (gīrišnīg) и видимость (wēnišnīg), представляя собой комбинацию
1. сущности/субстанции (gōhr, также mādag «матрица», tōhmag «семя»)
2. формы (dēsag)
3. акциденции (jahišn) — случайных «примесей».

Iskandar

Для «сотворения» духовного и материального используются разные слова: āfurišn и dahišn соответственно.

ЦитироватьСотворение (Āfurišn) творения сначала было только в духовном плане, их субстанция и семя были духовными, являя материальный мир в потенции
Цитировать
Создание (Dahišn) творения — это только превращение из духовного плана в материальный, их формы — из субстанции, что была в потенции

Iskandar

Согласно маздеистской космологии Творец последовательно создал шесть первичных творений: 1. небо (āsmān), 2. воду (āb), 3. землю (zamīg), 4. растения (urwar), 5. скот (gōspand) и 6. человека (mardōm). Седьмым упоминается «сияющая сила огня» (xwarrag ī ātaxš), которая однако мыслится как примордиальная, пронизывающая все шесть творений. Этим шести творениям соответствуют шесть сезонных праздников (гаханбаров) — в каждый сезон Бог творил одно из них и завершил творение в течение года.

Кроме того, иной тип классификации первичных элементов творения опирается на порядок последовательных эманаций-амешаспентов. Амешаспенты — сущности духовные, а в материальном мире у них, в соответствии с вышеуказанным законом, есть зримые проявления — dāyagān (букв. «кормилицы», «няньки») или же, как говорит Шканд, gētīy daxšagān («земные знаки»):

1. Ормазд (Творец) — Человек (mardōm)
2. Вахман (Благой Помысел) — Скот (gōspand)
3. Ардвахишт (Истина Наилучшая) — Огонь (ātaxš)
4. Шахривар (Власть Желанная) — Металл (ayōxšust), соответствует небу в первой классификации; небо мыслилось состоящим из металла
5. Спандармад (Святое Благочестие) — земля (zamīg)
6. Хордад (Целостность) — Вода (āb)
7. Амордад (Бессмертие) — Растение (urwar)

В этом перечне отсутствует воздушная стихия, отмечаемая тем не менее в Авесте. В маздеистской космологии она представлена двумя понятиями, также идущими из Авесты:
1. wād — «ветер»/«воздух», неотделимый от «жизни», «души» (gyān), призванный «стимулировать и поддерживать воду, растения, и коров, и благого человека и все вещи».
2. wāy — тоже «ветер»/«воздух», но с уклоном в «пространство», «атмосферу», ~эфир, сотворённый из «огненной формы» (ātaxš kerb)

Iskandar

На семеричное членение творения накладывается представление о четырёх элементах Эмпедокла, весьма рано ставшее расхожим на Ближнем Востоке. Элементы на пехлеви называются zahag  (букв. «эмбрион») или tōhmag («семя»): огонь (ādur), вода (āb), воздух (wād) и земля (zamīg или gil). Элементы представляют собой комбинацию свойств-«темпераментов» (ristagān): тепла (garmīh), холода (sardīh), влажности (xwēdīh) и сухости (huškīh) по классической аристотелевской схеме:

тепло и сухость = огонь
тепло и влажность = воздух
холод и влажность = вода
холод и сухость = земля

Темпераменты по отношению друг к другу ведут в соответствии с античными фобией и филией, на пехлеви это выражается соответственно как hamēstār противник и brādrodīg родственник.





Тепло (garmīh)противникХолод (sardīh)
родственникродственник
Сухость (huškīh)противникВлажность (xwēdīh)

Противники борются попарно и от этого происходит борьба элементов и взаимное разрушение в мире. Так, холод воды поражает тепло огня и тушит его. А сухость огня поражает влажность воды и сушит её.

Можно заметить, что тепло никак не относится к влажности, а сухость — к холоду. Маздеистская мысль пользуется этой лакуной и последовательно возводит первую пару к одной сущности (gōhr), а вторую — ко второй, что оказывается очень удобным для учения о дуализме, двух первоначалах (dō-buništagīh): Добра и Зла (точнее Творца Ормазда и Разрушителя Ахримана), к чему также подключается противопоставление Света и Тьмы (рассмотрим позже).

Итак, земной мир (gētīy)  пребывает в смешении (gumēzišn) двух первоначал, проявляющемся в их антагонистических сущностях (gōhr). В элементах это проявляется в том, что к сущности "добра" относятся темпераменты тепла и влажности, а к сущности "зла" — холода и сухости. Таким образом, мир без зла, сотворённый Ормаздом, был тёпло-влажным (garm-xwēd), что собственно есть свойство благого воздуха (wādōmand), а покушение на него Ахримана внесло холодо-сухость, которая перекрёстно примешавшись к благим темпераментам по принципу родства (видимо, его можно сравнить с дьявольской пародией), привели совершенный недвижимый мир в излишнее движение, вносящее хаос и разрушение (wišōbišn).

Поэтому благой огонь — это тепло, но в земном мире к нему примешана злая сухость, которая и обжигает. А благая вода — это влажность, но в земном мире к ней примешан злой холод. Они борются друг с другом и уничтожают влажность и тепло в других телах соответственно.

Что касается земли (холод + сухость), то её отношение к этой дихотомии обычно умалчивалось, ведь с точки зрения маздеизма земля тоже благое творение.

Ion Borș

♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Iskandar

Элементы, кроме того, подвергаются трансмутации (wardišn) — на основе двойственности своей природы (čihr):
- вода может превращаться в воздух или землю
- воздух может превращаться в воду или огонь
- огонь может превращаться в воздух или землю
- земля может превращаться в огонь или воду

Iskandar

Сущность/субстанция (gōhr) всегда была и будет (būd ud bawēd), её невозможно поправить или изменить («Об изменении сущности в самой её самости говорят непонимающие, что такое «сущность»), в этом она отличается от случайности/акциденции (jahišn). Сущность пребывает в вечном движении (hamāg-rawišnīh ud amarg-rawišnīh ī gōhr). Сущность Света (rošnīh) воспринимается как открытость взгляду, сущность Тьмы (tārīgīh) — как замкнутость. Как уже говорилось, земной мир пребывает в смешении (gumēzišn) двух сущностей, поэтому все явления в нём не возникают сами из себя или из соединения единосущностного, а появляются и запускаются в движение из соединения разносущностного (hamīh ī judgōhr). Развитие и упадок бытия запущены взаимодействием и борьбой полярных оппозиций. С одной стороны, это означает, что Идеальный Мир (без противостояния) статичен, а с другой — что земной мир движется к Вечному блаженству избавления от противостояния.

Iskandar

Движение (jumbišn, čandišn) происходит в пространстве-эфире (wāy, gyāg), ограниченном небесной твердью (spihr), в рамках ограниченного времени (zamān ī brīd), «долго самоподдерживающегося» (dagrand xwadāy). Движение вызывается двумя видами причин:
- природной необходимостью (pad wizīn čihr) — čihrīg, природные процессы
- волей, хотением (pad wizīn kām) — kāmīg, волюнтаристские процессы
Либо комбинацией их.

Природные процессы бывают дискретными (brīdagīhā) или же непрерывными (abrīdagīhā). Всё бытие представляет собой субъект взаимокоррелирующей (paywandišn ī stī o ham) трансформации (ham-bawišnīh jadag-wihīrīh), заключающемся в становлении (bawišn) и упадке (wināhišn).

У любого процесса есть причина. Причинность описывается двумя терминами:
- čim, букв. «значение», видимо, предназначение, смысл
- wihān, повод, причина

Трансформация обуславливается следующими видами причин:
- силой (pad nērōgīh)
- «угнетением», «нападением» (awištābišn) — из-за взаимодействия разных сущностей (например, тепла и холода)
- через трансмутацию (pad wardag), как свет (bām) из сияния (payrōg)
- благодаря действию/работе (pad kunišn), как дом строится человеком
- через сотворение (pad āfurišn)
- через размножение (как человек от человека)
- по естественному свойству (pad axw), как щедрость от щедрого человека.

Iskandar

Природа (čihr, от čiθra-, букв. «ясное», «чистое» > «семя» > «род») состоит из составления (ham-bawišnīh), проявления (astišnīh), разрушения (wināhišn) противостоящих элементов (ham-bedīgān). Она находится в становлении и уничтожении свойств (čeōnīh bawišn ud wināhišn), в колебании (čandišn) и движении (jumbišn).

Принцип единства универса (ēk-kardagīh ī gēhān) открывает корреляцию между Макрокосмом, Большим Миром (gēhān ī wuzurg) и Микрокосмом, Человеком (gēhān ī kōdag). Элементам макрокосма соответствуют элементы микрокосма:

огонь (ādur) — кровь (xōn)
вода (āb) — сосуды (rag)
земля (gil) — мозг (mazg)
металл (ayōxšust) — сухожилия (pay)
растение (urwar) — кости (ast)
скота (gōspand) — плоть (pid)
человек (mardōm) — волосы (mōy)

Кроме того, по греческой схеме четырём элементам соответствуют четыре темперамента (ristagān) тела:

воздух — кровь (xōn)
огонь — красная желчь (wiš ī suxr)
земля — чёрная желчь (wiš ī sīā)
вода — флегма (blagm)*

-------------------
*видно, что φλέγμα заимствовалось ещё с первым смычным звуком, а не с [f] или во всяком случае иранцы не воспринимали греч. φ как своё f.

Iskandar

Земной мир черпает энергию (nērōg) от силы (ōj) воды и воздуха.
Воздух черпает силу от духовного неба (āsmān mēnōy)
Тело черпает силу от темпераментов, смесь которых составляет тело (āmēzišn ī tan passāzišn)
Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.

Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.

Кроме того, весь мир существует и управляется посредством разума (xrad)

_Swetlana

Цитата: Iskandar от августа 26, 2014, 10:46
Земной мир черпает энергию (nērōg) от силы (ōj) воды и воздуха.
Воздух черпает силу от духовного неба (āsmān mēnōy)
Тело черпает силу от темпераментов, смесь которых составляет тело (āmēzišn ī tan passāzišn)
Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.

Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.

Кроме того, весь мир существует и управляется посредством разума (xrad)
ЦитироватьА из зала мне кричат -- давай подробности !
Все, как есть,
ну, прямо, все, как есть !
:)
Если нетрудно, можно это место более подробно, плз.
🐇

Iskandar

Использование астрологических концептов для объяснения мироздания следовало в русле расхожих представлений региона, коренящихся в культуре Месопотамии. События и явления в земном мире привычно преподносились как результаты действия светил небесного свода (spihr). Астрологические агенты делились на знаки зодиака (axtarān) и блуждающие планеты (abāxtarān). Принцип двойственности задействован и тут: первые признавались благими распределителями благ (bayān), в то время как вторые — злыми порождениями, вносящими хаос в небесную сферу, «разбойниками» (gayōgān), отнимающими небесные блага у хороших людей и вручающими их злым.

Всякое противодействие или благо, что нисходит на человека и другие творения, вызвано действиями семи и двенадцати (Mēnōy ī xrad 7.16) — где «семь» — планеты, а «двенадцать» — Зодиак.

Планеты, несмотря, на заявляемую злую природу, назывались иранскими соответствиями месопотамских божеств. При этом Солнце и Луна никак не могли быть включены в эту схему как злые сущности. Вместо них к пяти блуждающим планетам добавлялись мнимые сущности — «тёмные» (tamīg) Солнце и Луна, связанные, видимо, с затмениями, а следовательно, с узлами лунной орбиты.


Iskandar


_Swetlana

1. Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.
Различие между ruwān и gyān. Атман мне тоже ничего не говорит.

2. Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.
Вроде у греков волюнтаристские движение как раз от природы. А "законнорождённые мысли" от топоса и "вечного двигателя" Аристотеля.

3. Кроме того, весь мир существует и управляется посредством разума (xrad)
В чём суть принципов этого управления?
🐇

Bhudh

Цитата: _Swetlana от августа 26, 2014, 14:161. Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.
Различие между ruwān и gyān. Атман мне тоже ничего не говорит.
Душа-жизнь, как я понимаю, это как индийская jīvā, жизненная сила, эфирное тело, короче. Ну или вместе с астральным, смотря на сколько частей в зороастризме человек делится.
А ruwān — Высшая душа, не атман, наверное, а скорее буддхи, атман — это если в человеке частица mēnōy имеется и в ruwān включается.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iskandar

Цитата: Bhudh от августа 26, 2014, 14:32
Душа-жизнь, как я понимаю, это как индийская jīvā, жизненная сила, эфирное тело, короче.
Да, вроде того.

Цитата: Bhudh от августа 26, 2014, 14:32
А ruwān — Высшая душа, не атман, наверное, а скорее буддхи
Я думаю, подробнее нужно рассмотреть в посте, посвящённом Человеку.
Как и понятие Мирового Разума.

Цитата: _Swetlana от августа 26, 2014, 14:16
Вроде у греков волюнтаристские движение как раз от природы. А "законнорождённые мысли" от топоса и "вечного двигателя" Аристотеля.
Несмотря на прорывы материализма, в целом эта система теистична, а воля (Творца) в ней признаётся источником творения.

_Swetlana

Цитироватьэто если в человеке частица mēnōy имеется и в ruwān включается.
А как это проверить, имеется или не имеется?  :-[
🐇

Iskandar

Давайте по порядку, а то я запутаюсь

Необходимой силой, побуждающей процессы бытия, является время (zamān). Всё погружено во время, а само время ни во что не заключено. Различаются два вида времени:

- неограниченное (akanārag)
- ограниченное (kanāragōmand), определённое (brīn), оно же dagrand xwadāy — «долгое самоподдерживающееся».

Последнее было сотворено из первого Творцом Ормаздом (в виде промежутка в 12 000 лет) для космической битвы со Злым духом (Ахриманом). Неограниченное время — это вечная длительность (drang ī hamāyīg), неограниченная в прошлом и будущем, проявляющаяся как вечность Творца, в то время как время сражения имеет начало и конец. Ограниченное время делится на отрезки, делить и отмерять неограниченное время невозможно. Течение (sazišn) ограниченного времени определяет события мира и всякое разрушение. По своему истечению оно соединится со своим началом, то есть, мир вновь вернётся к своему идеальному состоянию.

Iskandar

Книга Денкард о пяти вечных, неуничтожимых и неизменяемых:

1. Ормазд (как Творец)
2. Религия (dēn, Авеста, Божия Мудрость)
3. Пространство (gyāg), поддерживающее творение (Божия Бесконечность)
4. Бесконечное время (zamān, Божия Вечность)
5. Субстанция (gōhr, Божия Сущность)

По сути все они представляют собой Божественное, в то время как Ахриман — judgōhr «иносущностный», не творец, а разрушитель, немудрый, пребывающий в скованности, невечный (подлежащий уничтожению).

Что касается пространства (gyāg), то оно, как говорилось, отождествляется с wāy — ветром-эфиром, «атмосферой», через который связана с wād — ветром, а через него уже с gyān, дышащей душой.

Пространство состоит из пустоты (tuhīgīh), которая бесконечна. Как и время, оно объемлет всё, но его ничто не объемлет, не существует ничего, что не занимало бы в пространстве своего места.

--------------
Собственно, можно заметить, что gyāg — это предок новоперс. jāy «место», как и gyān — предок jān «душа».

Iskandar

Человек, mardōm (< martya- tauxman- «человеческий род») — это образ (микрокосм) Вселенной, он воплощает в себе всё творение Творца и сам является высшим творением, материальным образом (gētīg dēsag) Творца. Творец и человек обладает одной сущностью — субъектной душой (ruwān). Человек наделён различными духовными и материальными способностями для управления всеми творениями.

В мире происходит Битва (gēhān razm) с иносущностным (jud-gōhr), где человек главнокомандующий (razm-sālār). Люди являются владыками самих себя (xwadāyēnīdag abar xwēš tan pad sālārīh) и обладают силой различения иных творений (abārīg gētīg dahišnān pad wizīngarīh nērōgēnīd ēstēd).

Ключевое понятие человеческого рода связь (paywand), люди объединяются в семьи, рода, «племена» и «страны». Семейная связь обеспечивает связь поколений людей с Фрашкардом (Концом Света). Идеальное состояние человечества — единообразие (ham-sardag), отсюда парадоксальным образом следует стремление к эндогамии — чтобы у общности людей были общие предки (nabānazdištān), и высшая форма эндогамии — близкородственные браки (xwēdōdah), которые, однако, в сасанидской реальности были лишь благочестивым идеалом, сосуществующим с подавляющим большинством обычных браков.

_Swetlana

Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 11:22
и высшая форма эндогамии — близкородственные браки (xwēdōdah), которые, однако, в сасанидской реальности были лишь благочестивым идеалом, сосуществующим с подавляющим большинством обычных браков.
Это следует понимать так: в близкородственные браки вступают близкородственные души.
🐇

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр