Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Кое-что о евреях

Автор From_Odessa, февраля 18, 2014, 10:09

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mnashe

Цитата: Alexandra A от февраля 21, 2014, 14:12
Разве что, по цвету она была далеко не всегда чёрная.
У некоторых хасидов тоже не чёрная.
Серая, кремовая в чёрную полосочку, и т.д.
Но чёрная, действительно, встречается намного чаще.
Вероятно, за счёт престижа и многочисленности литовского направления.
Видимо, чёрный пиджак на белую рубашку выражает их взгляд на мир: «мы беленькие, а все вокруг чёрные, и никаких полутонов и тем более цветов»).

Цитата: Alexandra A от февраля 21, 2014, 14:12
Да, получается религиозные сионисты правы, логичны: носить соврменную одежду, из джинсов, свитера, куртки - только yarmulke на голове. Это тоже гойская одежда - но не менее и не более гойская, чем чёрный пиджак. галстук с белой рубашкой, и чёрная шляпа.
Именно так :yes:
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Leo

Цитата: mnashe от февраля 21, 2014, 14:15
Ну и как ты собираешься применять эту категорию к народу, где огромная доля населения — геры?
так они ж иудеи, а не евреи

Цитата: mnashe от февраля 21, 2014, 14:15
И с другой стороны, среди ближневосточных (израильских прежде всего) арабов, очевидно, немалая доля с еврейским происхождением.
они этого никогда не признают

mnashe

Цитата: Leo от февраля 21, 2014, 16:50
так они ж иудеи, а не евреи
Вместе со 100500 их потомков? :what:
Отлично, тогда «евреев» — не существует.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Leo

Цитата: mnashe от февраля 21, 2014, 17:18
Цитата: Leo от февраля 21, 2014, 16:50
так они ж иудеи, а не евреи
Вместе со 100500 их потомков? :what:
Отлично, тогда «евреев» — не существует.
чистых никого не существует  :donno:

From_Odessa

Цитата: mnashe от февраля 21, 2014, 13:57
А что тут можно не знать? :what:
Я знал, что ничего не знаю о еврействе. И мама знала. И бабушка с дедушкой.
Мы не придавали этому значения, до поры до времени. Но предположить, что это не так, мы никак не могли, это же очевидно.
Все, я понял твою мысль. Ты прав.

Цитата: mnashe от февраля 21, 2014, 14:06
А если бы тренера ɦаппоʕэля звали Исаак Чеснок, то получилось бы противопоставление?
Не знаю. Я не знаю, почему они так подумали. Может быть, из-за того, что он из Израиля и зовут его Ицхак?

Цитата: mnashe от февраля 21, 2014, 13:57
Если под словом «израильский», «израильтянин» ты подразумеваешь название страны (а не первоначальное значение — этноним), то твоя «классификация» ошибочна.
Да, видимо, название страны. Вообще, изначально я называл израильтянами жителей страны Израиль с вот теми самыми именами. Потому что евреями назвать не мог, как уже сказал. Но, наверное, если бы это был религиозный еврей с таким именем из другой страны, я бы тоже захотел назвать их израильтянами. Потому что такая ассоциация.

В общем, исходя из обсуждений в данной теме я понял, что с образом еврея и всего еврейского у меня связаны одесские евреи, а также ассимилированные русские евреи, а все, что связано со специфической одеждой, еврейскими именами другого типа, иудаизмом - с Израилем, вероятно. Хотя, скажем, когда речь идет о древних евреях, о древних еврейских племенах, там ассоциация больше с тем же Израилем. В общем, какие-то мутные образы, перемешанные...

Dana

Для меня два наиболее знакомых типажа еврея — это бухарские евреи и ашкеназы. Причём, культура ашкеназов определённо воспринимается как чуждая.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Alexi84

При слове "евреи" мне первым делом вспоминаются стереотипные евреи-ашкеназы из литовских, польских и белорусских местечек Российской империи. Их я воспринимаю как эталонных, образцовых евреев.
Одесские и прочие советские евреи - немного не то.
Современные нерелигиозные евреи - совсем не то.
Йеменские, марокканские и прочие восточные евреи - вообще не то.
Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский. (Екатерина Великая)

Dana

Цитата: Alexi84 от февраля 22, 2014, 04:40
При слове "евреи" мне первым делом вспоминаются стереотипные евреи-ашкеназы из литовских, польских и белорусских местечек Российской империи. Их я воспринимаю как эталонных, образцовых евреев.
Одесские и прочие советские евреи - немного не то.
Вот это интересно. Какая разница между евреями одесскими и евреями из литовских, польских и белорусских местечек РИ?
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

From_Odessa

Цитата: Dana от февраля 22, 2014, 04:48
Вот это интересно. Какая разница между евреями одесскими и евреями из литовских, польских и белорусских местечек РИ?
Если брать тех одесских евреев, которых уже почти не осталось (вернее, основная их масса сейчас в Израиле, Германии и США), то, наверное, отличия довольно серьезные. Для одесских евреев был характерен специфический русский говор (и лексика, и фонетика, и грамматика) под влиянием идиша и, видимо, других языков. Это раз. Во-вторых, у них были некоторые особенности манеры поведения, которые уже вошли в фольклор. Это была полноценная культура, видимо, очень самобытная.

From_Odessa

Среди других евреев распространено слово "мансы", и если да, что оно означает?

From_Odessa

Когда речь идет об одесских евреях, то подразумеваются именно представители этой культуры. Потому что в Одессе были и есть просто ассимилированные русские евреи. Скажем, наши друзья, уехавшие в Германию - это просто ассимилированные, в них от той культуры, по-моему, ничего нет и не было.

From_Odessa

Lodur

Извините за резкость. Давайте продолжим разговор.

Я хотел сказать, что одесские евреи, которые действительно были представителями той культуры, в основном были нерелигиозны, судя по всему. А просто ассимилированные были либо атеистами, либо имели какую-то веру на основе православия, типа того, что у большинства жителей православного мира. Я думаю, Вы поняли, о чем я. Потому-то у меня и сформировался такой образ еврея, совершенно не связанный с иудаизмом. Вам все еще кажется это странным?

From_Odessa

Так, к слову. У нас в Одессе есть еврейская школа "Ор Самеах". Часто видел ее рекламу, но никогда там не бывал - http://www.jafi.org/JewishAgency/Russian/Delegations/Kiev/4/071102_7.html

Еще как-то по одесскому ТВ (вроде по нему) видел передачу для детей-евреев, в которой рассказывалось о еврейском народе.


From_Odessa

Насчет одежды - нет, я видел не пиджаки с белыми рубашками. Это были мальчики, на них что-то особое было надето, что - не помню. Запомнил четко лишь кипу.

Leo

Цитата: From_Odessa от февраля 22, 2014, 04:57
Среди других евреев распространено слово "мансы", и если да, что оно означает?
буквально сказки, но обычно означает сплетни, байки, выдуманние истории

From_Odessa

Цитата: Leo от февраля 22, 2014, 11:33
буквально сказки, но обычно означает сплетни, байки, выдуманние истории
В Одессе на данный момент это обычно означает какие-то уловки, действия, направленные на то, чтобы кого-то обхитрить. Хотя может быть и нечто вроде "ты мне эти мансы оставь", что означает нечто вроде "не выкидывай такие номера" или "не надо тут устраивать вот это". Примерно. Вроде бы дело обстоит так, насколько я знаю.

From_Odessa

Хотя в так называемом "полутолковом словаре одесского языка" другое написано:
Цитировать
МАНСЫ — россказни; сомнительные поступки. Некоторые зарубежные словари толкуют термин М. как производный от слова «романсы». На самом деле М. из той же оперы, что и «малина». За пределами Одессы выражение М. нередко звучит искаженно из-за популярной песни А.Розенбаума со словами: «Бэлла, не ломайся, не рассказывай мне майсы».

Эта риба более надежное вложение капиталов, чем ихние дешевые мансы с дорогими процентами, обеспеченные голым свистежом.

Во время свидания он рассказывал девушке каких хочешь мансов, кроме как за свою почти мичуринскую профессию.

А в рот им не плюнуть за такие мансы?

Lodur

Цитата: From_Odessa от февраля 22, 2014, 11:07Вам все еще кажется это странным?
Для меня у верующего человека вера всегда идёт на первом месте, а всё остальное - на втором. Возможно, просто экстраполирую свои собственные ощущения на других. При этом, если не верить в Бога, и не придерживаться канонов какой-то религии, то верить можно во что угодно. Кто-то верит в еврейский народ, а кто-то в братсво человечества, и считает, что нации не нужны. Понятно, что второй будет ощущать себя евреем (русским, украинцем, эфиопом - подставьте любую нацию) в гораздо меньшей степени, чем первый.  Ясно, что иудеев удерживала от полной ассимиляции в окружающих народах именно вера, причём, на протяжении многих веков. Атеизм, нерелигиозность в массовых масштабах - явление нового времени, не раньше двадцатого века.  Ясно, что для человека неверующего различие в религии не играет никакой роли, а вот принадлежность к народу, нации могут играть (или, наоборот, не играть) большую роль в жизни, мировосприятии. Но! Вы же написали о православных евреях. поскольку для них эта религия не является традиционной, я могу себе представить таких только сознательно принявшими православие (поскольку, в отличие от, они не могут формально принадлежать к православию - формально, скорее, они должны себя связывать с иудаизмом). Однако, если они сознательно приняли православие (и вера, как я выше объяснил, стоит для них на первом месте), то самый главный фактор, мешавший их полной и окончательной ассимиляции, и осознанию себя русскими (и т. д., по списку) исчезает. (ПричёмПо моим наблюдениям, исчезает он часто даже при принятии другой, нетрадиционной для нации, в среде которой живут эти евреи, религии. У меня есть знакомый, Михаил В***вич, сыгравший немалую роль в моём втором и окончательном принятии индуизма, считающий себя русским, несмотря на еврейские корни и исповедание индуизма).

Если вы внимательно посмотрите, то вызвал мои смайлики с удивлёнными глазами именно отрывок о православных евреях. Поскольку, пмсм, если православие удержалось в их семьях хотя бы два поколения, они неизбежно должны были полностью ассимилироваться и считать себя русскими (или украинцами).
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Leo

видимо в одесском говоре произошло расширение значения этого слова. как-то общался с бердичевскими украинцами - так у них это слово тоже в большом ходу, напр. "ну расскажи какие есть новые мансы"

From_Odessa

Lodur

Ну смотрите. Живет себе человек в той же Одессе. Фамилия у него, скажем, Вассерман. Не тот, который Анатолий, а другой. Он с детства знает, что это еврейская фамилия, ему успели рассказать это, а также рассказать, кто такие евреи (и при этом высока вероятность, что ему говорили об уме, хитрости, практичности и еще много о чем, но никак не о религии). Потому он знает, что он еврей. При этом он такой человек, что не задается этим вопросом глубоко, не интересуется историей еврейства и т.д., просто знает - еврей. И связывает это понятие с одесским еврейством, с фольклорными персонажами-евреями, но никак не с иудаизмом. Сам же он, по сути, ассимилированный русский (русскоязычный украинец и т.д. - неважно, суть, думаю, понятна). В этой ситуации он спокойно может стать православным. Возможно, не углубляясь в религию, не читая Библию, а просто иногда ходя в церковь и веря в Бога, как это часто и бывает. Может быть, в чистом виде это и не православие, но ясно, что в базисе такой веры именно оно находится, потому что больше нечему.

Что думаете об этом?

From_Odessa

Цитата: Leo от февраля 22, 2014, 11:43
видимо в одесском говоре произошло расширение значения этого слова. как-то общался с бердичевскими украинцами - так у них это слово тоже в большом ходу, напр. "ну расскажи какие есть новые мансы"
У меня знакомый часто его выдавал. Как-то выкручивал в шутку другу руку и говорил что-то вроде: "Он же знает, что я мастер по мансам" (на самом деле он мастер по какой-то там борьбе). Это было шуточное употребление слова, в неестественном контексте, но оно показывает, возможно, широту его употребления.

Zyama

Простите за вторжение.
Вспомнилась идея, прочитанная у Гумилёва, о том, что евреи на данный момент исторического времени представляют уже не один народ, а целую группу так или иначе родственных друг другу либо происхождением, либо культурой, либо языком, либо религией, либо несколькими из этих факторов народов. Отсюда и разные стереотипы поведения, и разный внешний вид, и  разный внутренний мир, и восприятие порй других групп как чуждых себе.

mnashe

Цитата: From_Odessa от февраля 22, 2014, 04:57
Среди других евреев распространено слово "мансы", и если да, что оно означает?
Я в детстве слышал изредка; не знал тогда, что это слово имеет отношение к чему-то еврейскому.

Цитата: Leo от февраля 22, 2014, 11:33
Цитата: From_Odessa от февраля 22, 2014, 04:57Среди других евреев распространено слово "мансы", и если да, что оно означает?
буквально сказки, но обычно означает сплетни, байки, выдуманние истории
Да, примерно так, только изначально «майсе» — даже не «сказка», а «дело».
Происходит от стандартного вступления в разных поучительных историях в еврейской литературе:
...מעשה שהיה ב maʕa̯ŝɛ šɛɦåyå bə... — случай, который был в...
...מעשה במלך שהיו לו maʕa̯ŝɛ bəmɛlɛḵ šɛɦåyū lō... — случай с царём, у которого были...
и т.п., тыщи их.
Сама история может быть легендой, основанной на реальных событиях, а может быть полностью выдуманной. Главное — мораль.
То есть это притчи в основном. Иногда коротенькие, иногда тянущие на полноценную сказку.
Само слово maʕa̯ŝɛ 'деяние, дело' происходит от глагола ʕåŝå (корень ʕŝy или ʕŝw) 'делать'.
Этот же корень в имени עשו ʕēŝåw.

Цитата: From_Odessa от февраля 22, 2014, 11:35
Цитата: Leo от февраля 22, 2014, 11:33буквально сказки, но обычно означает сплетни, байки, выдуманние истории
В Одессе на данный момент это обычно означает какие-то уловки, действия, направленные на то, чтобы кого-то обхитрить. Хотя может быть и нечто вроде "ты мне эти мансы оставь", что означает нечто вроде "не выкидывай такие номера" или "не надо тут устраивать вот это". Примерно. Вроде бы дело обстоит так, насколько я знаю.
Всё правильно, я в таком значении и слышал.
Насколько я помню, слышал оба варианта, но «майсы» чаще, чем «мансы».

ЦитироватьЗа пределами Одессы выражение М. нередко звучит искаженно из-за популярной песни А.Розенбаума со словами: «Бэлла, не ломайся, не рассказывай мне майсы».
«Майсы» — не искажение от «мансы», а иной диалектный вариант искажения того же ивритского maʕa̯ŝɛ.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

mnashe

Цитата: From_Odessa от февраля 22, 2014, 11:19
Насчет одежды - нет, я видел не пиджаки с белыми рубашками. Это были мальчики, на них что-то особое было надето, что - не помню. Запомнил четко лишь кипу.
Может, что-то такое?
(wiki/he) טלית
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

From_Odessa

Цитата: Zyama от февраля 22, 2014, 16:39
Простите за вторжение.
Вспомнилась идея, прочитанная у Гумилёва, о том, что евреи на данный момент исторического времени представляют уже не один народ, а целую группу так или иначе родственных друг другу либо происхождением, либо культурой, либо языком, либо религией, либо несколькими из этих факторов народов. Отсюда и разные стереотипы поведения, и разный внешний вид, и  разный внутренний мир, и восприятие порй других групп как чуждых себе.
Кстати, достаточно интересная версия.

Цитата: mnashe от февраля 22, 2014, 21:56
Может, что-то такое?
Вроде нет.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр