Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Калачи на Рождество

Автор From_Odessa, января 23, 2014, 12:04

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

гранитокерам

а мы колядовать и славить ходили обычно под старый нг. или с Рождества до снг

Джереми

На Черноморской (украинской) Кубани был обычай под Рождество печь калачи.
Під Різдво на Святий вечір варили кутю з ярової пшениці-гарновки, а пізніше - з рису. На покуті під іконами настелали сіно, ставили снопик пшениці, жита або ячменю, кутю і озвар. Кутю раніше розбавляли озваром з сушених фруктів. Це все стояло там до Водохреща (через 3-4 дні міняли). Кутю варили 18.01 на Голодну Кутю. Цілий день не їли, а вечерю починав батько з куті (або мати). Він з мискою виходив надвір і "гукав Мороза":
-Морозе, морозе! Йди до нас куті їсти!......Не йдеш тепер, не ходи ніколи! Не заморозь нам ни лоша, ни теля, ни порося...!
Колядували та водили Козу на різдво з обіда до ночі. Рано на Різдво хлопці та дядьки рожжествували. Під старий новий Год щедрували та водили Меланку. Слова з однієї "Меланки" "Богу свічі ставте, а нам калач дайте!" Рано на ст. Н. Год хлопці посівали:
- А в полє, полє Сам Господь ходив,
Сам Господь ходив, Дєва МаріЯ,
Дєва МаріЯ сина родилА,
Сина родилА, Бога просилА:
"А вроди, БожЕ, жито-пшеницЮ,
Жито-пшеницЮ, всяку пашницЮ!"
Сію-віЮ, посіваЮ, (сіє по хаті зерно)
З Новим ГодОм (РокОм) поздравляЮ!
Кутю варили на всі помини і на Проводи - 9 день , 2-й понеділок після Паски-Великодня.
У суботу перед Тройцею на воротях, заборі встромляли гілки тополі, верби, а найбільше клечаня або чорнОклени або черевички. У хаті розкидали більше чабрець та другу траву, а біля ікон - клечань. Це все вісіло 3 дні, а після того положено гілля однести в річку, бо якшо спалиш у вогні - буде засуха й жара.
.................................................................................................
Всё это было и есть при моей жизни и во многом участвовал. Но сейчас всё пришло в упадок По веткам на Тройцу узнаём "своих" как староверы по картине "Боярыня Морозова". Лет 15 назад видел, как в перелеске нарубили полный ЗиЛ черноклёна и на Тройцу повезли в Ростов. Смотрю, в Краснодаре перед Рождеством на рынке продают снопики пшеницы.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

From_Odessa

Цитата: гранитокерам от января 23, 2014, 21:10
ну так сочиво
У нас (в Одессе) это кутья (или кутя). Слово "сочиво" встречал в Википедии, но у нас так это блюдо не называют. Готовят кутью в Одессе только на Рождество и еще на Крещение. На Пасху - никогда. На Пасху у нас вообще такого рода ничего не делается. Во всяком случае, насколько я знаю.

Pawlo

У нас тоже калачей не делали но я могу говорить только о своей семье не о регионе
Лучше смерть, как избавление,
Чем быть первой средь рабынь.
Знай же ты моё решение-
Мой ответ: «Навеки сгинь!»

Джереми

А на Вербну Неділю (Вербное Воскресенье) бабуня били нас пучком верби, смоченим у свяченій воді і примовляли:
- Верба б'є, не я б'ю,
За тиждень Великдень,
Не вмирай, красного яїчка дожидай!
Перед Паскою або Великоднем у великодну суботу пекли паски та красили крашанки. У Великдень, коли сідали рано розгівляться, то одчиняли одне вікно, одне стояло біля вікна у хаті, а друге виходило надвір і починало:
-Христос воскрес!
-Воїстину воскрес!
-Чим будете розгівляться?
-Салом, ковбасами, яйцями та паскАми!
-А ті, шо за стіною?
-Самі    собою!
І з цього моменту, начеб, всяка нечисть застінна - паци, миші, таркани, комашня тощо починають жерти одне одного.
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

From_Odessa

Сегодня вновь вспомнил об этой традиции, от которой я за время жизни в Омске уже немного отвык. В Одессе, наверное, магазины уже наполнились калачами, а у нас ничего подобного, естественного, не происходит. И пшеницу в нужном виде в Одессе нынче уж точно нетрудно купить для кутьи, в Омске же это затруднительно.

Zavada

А когда-то (если верить Вики) непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные)
================================================

Хозяйки давали за колядки вкусные пироги, калачи и сладости.
https://tinyurl.com/y5nmpnnb

В Мезенском и Холмогорском р-нах на Рождество вместо колядовых песен исполнялось церковное христословие, известное по всей России, начинающееся словами: «Рождество твое, Христе боже наш, и т. п.». Ребятишки, исполнявшие его, ходили со звездой; в некоторых деревнях со звездой и рачеей. Рачеей называли решетку, к которой привешивались синие и красные бумажки. За рачею давали больше сушек и калачей.
https://docplayer.ru/33661946-S-i-dmitrieva-folklor-i-narodnoe-iskusstvo-russkih-evropeyskogo-severa.html

В рождественский праздник было принято печь крупинчатые калачи и посылать приятелям в дома.
https://tinyurl.com/y2juuey4







В трамваях, на улицах – всюду подряд
Висит и гремит безобразный мат.
Но только не гневайтесь так сурово –
Теперь это – «гласность», «свобода слова»!
Эдуард Асадов

From_Odessa

На тему рождественских калачей нашел вот такую статью:

ЦитироватьСегодня вечером православные христиане празднуют Рождество Христово. Традиционно верующие собираются всей семьей за столом, готовят двенадцать блюд, многие идут нести вечерю крестным родителям. Главный символ праздника- рождественский калач. Многие одесситы не знают, что калач является атрибутом Рождества не во всех регионах Украины.

Как выяснил корреспондент //048.ua, в Киеве на Рождество обычно в центре города пекли калачи, и устраивали там целое представление со старинными традициями Но в этом году из-за карантинных ограничений ничего не будет.

В Днепре и Николаеве тоже существует традиция печь или покупать калачи. Важно, чтобы они присутствовали на рождественском столе.

Во Львове пекут пампухи.

А вот в Запорожье, Мариуполе, Харькове калачей на Рождество не пекут. Там крестники носят кутью крестным, иногда с тортом и другими сладостями.

Наш корреспондент в Одессе пообщался со священником Православной церкви Украины из Храма Рождества Христова отцом Андреем чтобы узнать откуда появилась традиция печь калачи и носить вечерю своим крестным родителям. Он рассказал, что праздновать Рождество в Украине начали еще до крещения. Говорит, что в те времена люди были язычниками и они поклонялись своим богам.

"Но уже в то время украинцы одевались в белые одежды и колядовали. После принятия христианства Киевской Русью у нас пересеклись дохристианские символы и христианские. А вот традиция печь калачи была в основном на юге Украины и на Волыни. Например, на западной Украине люди приносили в дома дидух(украинское рождественское украшение, символ пожертвования лучшего зерна в земледельческих культурах, символ урожая, благополучия, богатства, бессмертного предка, зачинателя рода, духовной жизни. Появился он еще в языческие времена).

Хозяин дома ставил дидух на середину стола и все просили у Бога, чтобы в этом году был лучше урожай, чем в прошлом. Это был символ плодородия земли и еще он символ того, что наши умершие предки приходили в этот день из загробного мира и ужинали вместе с семьей", - поделился Отец Андрей.

Отец Андрей рассказал, что перед святым вечером люди пекли хлеб, ведь это один из главных символов христианства и плодородия. Говорит, что в праздничный рождественский хлеб обязательно добавляли святую воду, посыпали маком и изюмом.

"А в нашем регионе пекли калачи. У нас была и есть традиция нести вечерю и калачи чтобы дети не приходили с пустыми руками к своим крестным родителям.  Мы приносим хлеб в дом и желаем чтобы в этом доме была здорова и счастлива  вся семья. Носить вечерю это не есть традицией по всей Украине. На Западной Украине не носят вечерю, там колядуют,"- рассказал священнослужитель.

Отец Андрей сказал, что калачи начали печь на Рождество примерно в 16-17 веке. Сначала в дом приносили просто хлеб. А потом с годами люди уже начали делать  калачи. Священнослужитель говорит, что, скорее всего, люди хотели приносить не простой хлеб, а праздничный, поэтому люди начали украшать его и добавлять символы. Также возможно влияние других культур и традиций.

"Косыночки на калаче символизируют колоски. Скорее всего переняли традицию с дидухом. Также хлеб и калач символизирует новорожденное дитя", - подытожил Отец Андрей.

Как рассказала нашему журналисту филолог, доцент Светлана Фокина, что калачи были еще в языческой традиции. Еще в античные времена в Древней Греции были плодородные культы. У них хлеб символизировал плоть бога, вино его кровь, а круг это символ солнца и рождения чего- то нового, духовного. Так как античная культура легла в основу всей европейской, то славяне не стали исключением. Они переняли эти символы у греков, а когда произошло крещение, то слились две культуры- языческая и христианская. И многие традиции и культы из язычества перешли в православные традиции

====

И еще вот такое видео, молдавское, как я понимаю (калачи там у них непривычной для меня формы):


From_Odessa

Цитата: From_Odessa от января  7, 2021, 12:47
калачи там у них непривычной для меня формы

А, вот Ion Borș как раз показывал такие в своем посте.

KW

Цитата: гранитокерам от января 23, 2014, 21:11
Цитата: Amoreklub от На пасху кутья - рис с изюмом.
аналогично :umnik:
У нас сладкий рис с изюмом обычно на похоронах, непосредственно на кладбище. Называется колево.

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

KW

Цитата: Bhudh от января  9, 2021, 11:52
Цитата: KW от января  8, 2021, 22:53Называется колево.
Коливо.

ЦитироватьРаздавать на похоронах колево - такой был одесский обычай. Этим  обычно широко пользовались кладбищенские нищие. Некоторые из  них  нагуливали  себе довольно толстые морды. Но так как колево ели не  только  нищие,  но  и  все присутствующие на похоронах, то  Гаврик  не  считал  для  себя  унизительным пользоваться столь удобным обычаем. Тем более, что  попадавшиеся  мармеладки можно было снести детям Терентия в виде гостинца, без которого Гаврик считал неудобным являться ночевать.

Bhudh

Ну у Даля, который на слух записывал, колево с вариантом коливо, в Википедии только коливо, и этимологически, как видно, это вернее.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр