Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Чешуев

Автор Gurga, декабря 27, 2013, 23:04

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Gurga

В 1116г русскими князьями был взят половецкий город Чешуев или Чешлюев - город хана Шарукана.
Как можно перевести Чешуев (Чешлюев)?

Agabazar

...Вопрос лучше поставить следующим образом: С каким тюркским или, может быть, нетюркским словом можно связать ойконим Чешуев (Чешлюев).

Правильная постановка вопроса — половина его решения.

Gurga

Мне попалась такая версия:
Чешуевъ/Чешюевъ (другое название Шаруканъ) - (от др.-тюр. чеш - бирюза и люй - дракон)

Gurga

Если быть точнее, то ссылаются на Ююкина:
http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4705
...Имена собственные всегда связаны с действительностью. Так, непроизводные к настоящему времени ойконимы русских летописей (тюркского происхождения) имеют преимущественно депроприальную мотивацию, например: Осламъ (от. чуваш, oslam прибыль); Чешуевъ/Чешюевъ (другое название Шаруканъ) - (от др.-тюр. чеш бирюза и люй дракон) и т.д. [Ююкин 2000: 294 -296]...

Источник не понятный, в сети нет, или это диссертация, или какая-то статья:
1.Древнерусская ойконимия IX-XIII вв.
тема диссертации и автореферата по ВАК 10.02.01
Ююкин, Максим Анатольевич
ученная степень: кандидат филологических наук
2.Ююкин М.А. Топонимические параллели Черниговского княжества и Среднего По донья / М.А.Ююкин // Край Воронежский: история и традиции. - Воронеж, 1996. - Вып.1. - С.57-63.
3.Ююкин М.А. Исторические связи Среднего Подонья и исконных восточнославянских земель по данным топонимии / М.А.Ююкин // Край Воронежский: история и традиции. - Воронеж, 1996. - Вып.1. - С.52-56.
4.Ююкин М.А. Семантика цветовых обозначений в топонимии Центрального Черноземья / М.А.Ююкин // Край Воронежский. - Воронеж, 1998. -Вып.2. -С.70-79.

Gurga

развейте сомнения: принято считать, что термин "лу"-"улув" - дракон к тюркам попал от монгол с китайским календарём. Между Черниговом и Киевом на Десне есть населенный пункт Лутава. Впервые Лутава упомянута в летописи в середине XIIв. Точно известно, что укрепления Лутавы обороняли хазары, которые пришли с кн.Мстиславом из Тмутаракани, и половцы. Как Вы думаете, Лу_тавы - это тюркизм?

Gurga

сарыуек (балк.) /сарыубек (карач.) – др. значение дракон, совр.  «крокодил».
сары-у-ек - буквально, желтый ядовитый демон (????). Правильно?


Karakurt


Karakurt


Gurga

Цитата: Karakurt от августа 22, 2016, 16:51
Чешуев тут при чем?
Чешлюев - дракон (город)
Шарукань - рыба, дракон (город)
Балык - рыба, дракон (использ. в названии города)
Лутава - улу (лу) - дракон (город)
сарыуек (балк.) – др. значение дракон
закономерность????

например, хазарский город Саркел
сарекел - сар-ек-ел
jek (йэк) (др.тюрк) – демон
jel (йэл) (др.тюрк) – злой дух, демоническое существо (jel buka - дракон)


Karakurt

Цитата: Gurga от августа 22, 2016, 19:10
например, хазарский город Саркел
Это белая вежа. Дословный перевод.

Gurga

Цитата: Karakurt от августа 22, 2016, 20:32
Цитата: Gurga от августа 22, 2016, 19:10
например, хазарский город Саркел
Это белая вежа. Дословный перевод.
КБ: "Саркел" же значает у них "Белый дом", (так доложили императору, потому что в Саркеле была ставка правителя...)
на каком языке "саркел" - белый дом?

TestamentumTartarum

Возможно, это сар(ы) кел(е) - желтый (светлый, белый) город. Но скорее это притянуто мной за уши  :)
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

Karakurt


bvs


Gurga

Цитата: bvs от августа 23, 2016, 16:36
Шурǎ кил - на чувашском "белый дом".
Отличие чувашских пÿрт,çурт и кил подробно рассмотрены Салминым "Система фольк-религии чувашей"
Шурǎ кил - "белый дом" (???????) вызывает сомнение

ближе "serk-kil" - два синонима: глина-глина

Karakurt


Gurga

Цитата: Karakurt от августа 24, 2016, 19:34
Что значат ваши вопросы?
по Салмину кил - это не просто дом (пÿрт), и не дом с пристройками (çурт), Кил — объект, где живут, откуда временно уходят и куда возвращаются, кил выглядит как родовая ячейка.
"Обряд «очищение деревни от болезней»: «В качестве жертвенных даров от каждого дома (кил) собирали солод, муку, крупу, дрова, масло, соль и в сторожке готовили пиво и прочее» [ЧГИ 204: 137]. Обряд сĕрен: «Затем все, начиная с крайнего дома (кил) до другого конца, заходят в каждый дом (кил). Как только заходят в дом (пÿрт), имеющие трещотки шумят трещотками, имеющие прутья не больно ударяют хозяев с целью выпровождения болезней, а более взрослых девушек ударяют сильнее, поэтому те в это время
покидают дом (пÿрт)» ...Эти и другие факты свидетельствуют о том, что сборы на макрообряд делаются не от каждого пÿрт, а от кил, т.е.необходимые продукты выдает не дом как материальный объект, а проживающая там семья (кил)."

Gurga

Цитата: bvs от августа 23, 2016, 16:36
Шурǎ кил - на чувашском "белый дом".
Возможно. Но
"саркел" - на чувашском буквально "желтый демон"
Сарă (желтый). – чуваш.
Кёлё Келе́ (чуваш. келе) — злой дух в чувашской мифологии.

Agabazar

Цитата: Gurga от сентября 15, 2016, 20:54
Цитата: bvs от августа 23, 2016, 16:36
Шурǎ кил - на чувашском "белый дом".
Возможно.
Не "возможно", а точно.
К этому следует добавить вот ещё что. Есть краткая форма: шур. В верховых говорах шорă и шор. Имеется также шап-шур (шап-шор) и даже шап-шар  ("белый" в превосходной степени). Сравните в стандартнотюркских: ак — белый, ап-ак — "очень белый" .

Agabazar

Цитата: Gurga от сентября 15, 2016, 20:54
Сарă (желтый). – чуваш.
Жёлтый цвет и в других тюркских языках обозначается этим словом.
Цитата: Gurga от сентября 15, 2016, 20:54
Кёлё Келе́ (чуваш. келе) — злой дух в чувашской мифологии.
Кĕлĕ — молитва.
О существовании другого значения этого слова мне неизвестно.
кĕлĕ 'молитва' в краткой форме (кĕл?) не используется, из-за необходимости отталкивания от омонимии (кĕл — зола).

Agabazar

Цитата: Karakurt от августа 23, 2016, 16:23
Цитата: Gurga от августа 23, 2016, 08:07
на каком языке "саркел" - белый дом?
На хазарском.
На хазарском на самом деле "шаркел", а не "саркел".
Основания: 1) письмо хазарского царя Иосифа, 2) греки из-за отсутствия в их языке звука "ш" шаркел переделали в  саркел.

RockyRaccoon

Цитата: Gurga от сентября 15, 2016, 20:54
Кёлё Келе́ (чуваш. келе) — злой дух в чувашской мифологии.
Вы чувашей с чукчами не путаете? Вот в чукотской мифологии точно есть злой дух Келе.

Gurga

Цитата: RockyRaccoon от сентября 16, 2016, 11:30
Вы чувашей с чукчами не путаете? Вот в чукотской мифологии точно есть злой дух
Келе.
Егоров В. Г. К вопросу о происхождении чуваш и их языка. Записки.Выпуск VII. Чебоксары. 1953г
стр.70-71
"Например, у чуваш и восточных финнов сильно распространено было в старое время почитание злых духов киремети и кĕлĕ. Киреметь считался грозным, неумолимым духом, ему приносили в
жертву обычно лошадь или быка. Злой дух кёлё почитался не только чувашами и финнами (в языке суоми kilo, kill!, в удм.яз. кыль, в яз. коми куль), но и некоторыми северными азиатскими
народами— манси (куль), хантами (куль), нымыланами (кала), луораветланами (чукчами) кели. Последние обращались к кели как к духу смерти. В этом значении он упоминается и в современном романе ,,Алитет уходит в горы". В значении злого духа второстепенного значения слово это сохранилось и у чуваш в форме кёлё и тур-кёлли. Духу этому приносились в жертву по преимуществу утки. Он пользовался большим вниманием чуваш. Последние обращались к нему то к
аслă кёлё— великий кёлё, то к çĕнĕ кёлё— новый кёлё, то к тёпри кёлё— родовой кёлё, кёлё данного рода. Если отдельный женатый член семьи отделялся от родителей и переходил в свой дом или переселялся на постоянное жительство в Закамье или в Сибирь, то он уже умилостивлял этого духа
жертвами, обращаясь к нему как к çĕнĕ кёлё, не забывая в то же время и кёлё, который остался на прежней родине. Последнего он в своих молениях называл тёпри кёлё— родовой кёлё.
Злой дух кёлё известен был среди чуваш и в форме ,,илмар кёлли" и вильмар кёлли" . Относительно слова ,,илмар" профессор Н. И. Ашмарин замечает: ,,Ильмар— неизвестное слово, может быть, имя человека". Нам кажется,что "ильмар" является отголоском удмуртского инмар - божёство. Оно. вероятно,сохранилось от доисторических первобытных племен,вошедших позднее в одной своей части в этнический состав удмуртской народности, а в другой— чувашской. После скрещения с тюрками чуваши некоторых местностей к слову кёлё стали прибавлять в качестве первого его компонента
слово ,,тур", усвоенное от булгар, и злой дух стал именоваться у них тур-кёлё, тÿркĕлли В тюркских языках Сибири (у минусинских татар) имеется закономерный эквивалент его в форме тбс, тоже в значении злого духа. Почитание кёлё, туркёлли прекратилось среди чуваш только в конце,XIX в."

Karakurt

Цитата: Agabazar от сентября 16, 2016, 00:17
Сравните в стандартнотюркских: ак — белый, ап-ак — "очень белый" .
Өзі дап-дара, көзі қап-қара, Жүрек аппағын-ай :)

Gurga

Цитата: Agabazar от сентября 16, 2016, 00:17
Не "возможно", а точно.
Возможно.
Потому что не однозначно.
У тех же греков: крепость "Киаева", которая называется "Самватос".
Т.е., населенный пункт имеет два названия.
В данном случае можно допустить, что крепость "Саркел" имеет второе название "белый дом".

В атласе Меркатора 1595 года изображен укрепленный город Ахаз (Achas), стоящий напротив устья Северского Донца на левой стороне Дона. (предположительно, это Семикаракорское городище)
Ах_хаз – белый дом (хаз - мадьяр. - дом)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр