Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Врождённая грамотность

Автор Akella, мая 25, 2004, 10:28

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

adada

Как-то я пробовал разыскать в сети статью:
ЦитироватьRichard J. Rose, Markku Koskenvuo, Jaakko Kaprio, Seppo Sarna, Heimo Langinvainio. Shared genes, shared experience, and similarity of personality. Data from 14288 adult Finnish cotwins. Journal of Personal and Social Psychology 54: 161-171, 1988
К сожалению, у них там с этим делом (с "халявой") не разбежишься, доступ к Journal of Personal and Social Psychology, кажется, платный.

А жаль, из того, что я читал о результатах таких исследований, можно ожидать от близнецовых исследований вполне обоснованных выводов и о таких явлениях, как врожденная грамотность. Ну чем не врожденный музыкальный слух!...

chi_1

"Врожденная грамотность" - это понятие, возникшее скорее всего в сфере, далекой от обучения родному языку. Потому что любой, кто знаком с азами преподавания родного языка (обучения родной речи), понимает, что дело тут прежде всего в механизмах речевой деятельности. Поскольку язык не передается по наследству (этому еще в прошлом веке студентов учили ;-), а существует лишь потенциальная возможность овладения языком (как языковая способность), то и о врожденной грамотности речи быть не может. Зато языковому чутью и другим сторонам этой самой языковой способности уделяется много внимания при обучении. Но это уже другая история, страна.

chi1

Предыдущий пост мой - долго не могла зарегистрироваться.
Я уже поздно включилась в дискуссию, но попробую всё-таки вклиниться.
Цитата: AceКогда вам кажется, что слово выглядит "коряво", это не потому что вы вспомнили правило - вы вспомнили образ этого слова.
ОБРАЗ СЛОВА (графический имеется в виду) возникает уже тогда, когда установилась четкая связь между, например, предметом (понятием) и определенным звукокомплексом. Так, понятие о предмете на четырех ножках с крышкой наверху связан со звукокомплексом СТОЛ. А графика фиксирует лишь связь звука и графического знака. Графический образ слова формируется уже тогда, когда человек связывает имеющийся у него звукокомплекс с графическим комплексом-словом. И тут действительно важна память. Но не только. Очень важно чувство языка (языковое чутье).
Цитата: mgarВ основном, грамотные люди - это те, которые смогли "забить" себе правила глубоко в мозг, и способны их применять на автомате. А память - для исключений
И так и не так! Часть написаний подчиняется фонетическому принципу - тогда достаточно связи между звукокомплексом и графическим образом слова.
Но большая часть наших правил основана на других принципах (на морфологическом, например). И тут уже важен алгоритм действий, приводящий к нужному написанию. Но этот алгоритм не произвольный - он основан на закономерностях, на принципах языка! (корни пишутся одинаково, если не считать чередования гласных или согласных).
Цитата: AceИ не обязательно запоминать слова во всех их формах. Человек разумный (грамотный) без труда подставит окончание к корню.
Да, система языка, языковые модели позволяют это сделать человеку, который с рождения познает эту систему, но не разумом сначала, а подражанием (механизмы сложны)...
Так вот овладеть грамотой можно двумя способами - интуитивным овладением моделями языка - с одной стороны, а можно - с помощью алгоритмов (предписаний, правил - как угодно назовите), когда правило может быть формализовано.
Цитата: AceТут помогает только память
Память помогает всегда и везде, но алгоритмы можно вывести под руководством учителя (что и делается при алгоритмической методике). Тогда запоминается не правило как таковое, а последовательность действий, приводящая к нужному результату.
Цитата: Maighdean MharaВедь грамотность зависит от запоминания правильной формы зрительного образа слова -- его написания
Да, именно так. Но при этом, если память подводит, то часто выручает алгоритм действий.
Я влючилась в разговор довольно поздно, но, быть может, кто-то еще именно об этом более точно скажет.

adada

Цитата: chi1Да, система языка, языковые модели позволяют это сделать человеку, который с рождения познает эту систему, но не разумом сначала, а подражанием (механизмы сложны)...

На основе большого количества опросов (100 тысяч респондентов) А.Н. Журавлевым выведена формула фонетической значимости слов на основе измеренной фонетической значимости каждой из 46 звукобукв русского языка, дифференцированной по 25 бинарным качественным группам (хороший-плохой, большой-мальнький и т.п.). Я пользуюсь его книгой 1981 года издания "Звук и смысл".
С другой стороны, в литературе (С.Пинкер "Язык как инстинкт") описывается мнение о том, что просодию языка человек усваивает, возможно, еще до рождения.
При сопоставлении этих точек зрения уже трудно отказаться от мысли, что некоторые характеристики языка как речемыслительного аппарата задаются человеку от природы.

Другой вопрос, что в клеточном генетическом аппарате не могут отыскать "языковый" след. С точки зрения "брейнлингвистики" его источник следует искать в внешнем, экстрасоматическом генетическом хранилище -- в языке, откуда мозг ребенка в поздний пренатальный ранний постнатальный периоды получает необходимую для формирования своих языковых структур генетическую информацию, т.н. трансферные гены.

Качественно результат выглядит как врожденная грамотность.

chi1

А вот тут я не соглашусь. Не вижу логики.
Причем тут грамотность (как умение кодировать графическими знаками по правилам конкретного языка) и усвоение просодии? Устная речь и речь письменная - две большие разницы! Механизмы-то у них разные.

Sladkorček

Я думаю, что дело тут в зрительной памяти, я не училась писать по-словенски, просто фильмы иностранные с субтитрами смотрела, запоминалось написание. Пишу без ошибок. Слово "врождённый" здесь как-то не в тему :_1_17
Dober jezik je mrtev jezik. ©
Šola je peskovnik, ki goji ideologijo.©

chi1

Зрительная память конечно же играет роль. Но ведь для того, чтобы в зрительной памяти что-то было - нужно ЧИТАТЬ! А читать начинают после того, как научатся более или менее говорить (разные случаи бывают). Так что врожденная грамотность - придумки рекламные. Вот чувство языка (как чувство нормы) очень похоже на музыкальный слух. Его тоже, кстати, можно развивать, только трудно это. Но для того, чтобы в памяти были эти нормы - нужно слышать речь, видеть (читать) слова... Иначе откуда возьмется этот эталон, с которым потом сравнивают?  8)

Иванка

Врожденную грамотность действительно можно сравнить с музыкальным слухом. Или, например, с чувством равновесия. Лично для меня вся фенька в том, что мгновенно замечаешь разницу, отклонение от нормы. Срабатывает в случае любого, даже малознакомого языка. Вопрос - каким образом формируется понятие нормы, если слова раньше не видел... Думаю, кроме зрительной памяти срабатывает что-то вроде матричного мышления, система просто сама достраивается в сознании.
Точно так же я, например, никогда не вспомню, что именно валяется в комнате, но в первую же секунду замечу предмет, который хоть немного сдвинули. :)

RawonaM

Цитата: ИванкаСрабатывает в случае любого, даже малознакомого языка. Вопрос - каким образом формируется понятие нормы, если слова раньше не видел... Думаю, кроме зрительной памяти срабатывает что-то вроде матричного мышления, система просто сама достраивается в сознании.
Это, простите, полнейшая нелепость. Тут подразумевается, что норма является чем-то объективно измеряемым, подлежащим вычислению, что, разумеется, не так. Если бы вам никто не сказал, что "нельзя говорить ложить и зв́онит", то никакая "матричная система" вам не помогла бы это определить.

Digamma

Цитата: RawonaM
Цитата: ИванкаСрабатывает в случае любого, даже малознакомого языка. Вопрос - каким образом формируется понятие нормы, если слова раньше не видел... Думаю, кроме зрительной памяти срабатывает что-то вроде матричного мышления, система просто сама достраивается в сознании.
Это, простите, полнейшая нелепость.
:yes: Зная, что mk'lav = "ты меня убиваешь" (груз.), а gk'lav = "я тебя убиваю", никакое "матричное мышление" (тут еще вопрос  что это такое вообще) не позволит достроить форму "ты нас убиваешь", или хотя бы выбрать ее из mk'lavt/gvk'lav/gk'lavt.
"Я родился на корабле, но куда он плыл и откуда никто не помнит..."

Клюшка

Да, у меня вот тоже такое - правил не учила, а писала грамотно. Автоматически нахваталась. Рано читать начала.
Кстати, а про разницу в редуцированных о и а... а правда немного что-то есть, если прислушаться! А иногда наоборот, произносят даже под ударением некоторые слова нечетко. Я, например, помню, в школе был диктант - так мне трудно было понять, "на меже" или "на межи"..хоть и под ударением...

Алексей Гринь

Объ какой грамотности рускаго человѣка можетъ ити речь, ежели само слово грамота - невѣрно возпринятое и записанное греческое γράμματα :)
肏! Τίς πέπορδε;

Conservator

Алексей Гринь, респект! Все будем писать теперь - граммата!)))

Я вырос в среде, в которой общались на суржике или русском по лексике но украинском (частично) по фонетике языке, но писал с детства грамотно. На обоих языках. Так что, думаю, по крайней мере в моем случае диалектная среда ни при чем.
Ленін - апо! Ленін - квітя! / Ленін - сонце у зеніті! / Ленін - Партії отиць! / Ленін - буржуям кониць! / Ленін - Карла Маркса син, / їх нам дав Єрусалим!
(Павло Чучка)

"Тильки мы помыслылы, абыхом ку вере наськой истинной ботяна повернуты, яко обачылы в сьроде обитанья оных птыц вас – попов папэжских. И що ж тэпэр маемо? Горэ, бида, огорченье! Ибо крычаты сталы тыя птыцы святодавныя: «Аллах акбар!», од вас одступовавшы. Що вы там робылы?" (Сяргей Балахонаў)

Драгана

А мне кажется, это не от диалекта зависит, а в целом от способности человека к языкам. Обычно кто сразу начинает писать грамотно,относительно легко осваивает и иностранные языки. И кто-то и то,и это со скрипом.

Alexi84

Сам я все десять лет обучения в школе писал диктанты на одни пятёрки, при этом совершенно не старался вызубрить, как пишется то или иное слово, да и правила почти не учил. Для меня это было чем-то естественным, и я даже не задумывался над этим.
Я могу эту т.н. "врождённую грамотность" объяснить только тем, что я много читал именно художественную литературу. (Кстати, я никогда не встречал абсолютно грамотного человека, который бы не любил читать.)
Хотя это только один случай, а для других людей могут быть и иные причины...
:???
Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский. (Екатерина Великая)

Финт Ушами

Цитата: Alexi84 от февраля 24, 2009, 21:58

Я могу эту т.н. "врождённую грамотность" объяснить только тем, что я много читал именно художественную литературу.
Вот-вот, у меня тоже самое было. А теперь на русском читаю только интернет и грамотность уже не та стала, к сожалению. Все пишут, кому как хочется. А на русские книги уже нет времени-на других языках много задают читать. НО, думаю, что когда появится время, все быстро вернется на круги своя. 8-)

Алексей Гринь

Цитата: "Финт Ушами" от
Вот-вот, у меня тоже самое было. А теперь на русском читаю только интернет и грамотность уже не та стала, к сожалению. Все пишут, кому как хочется. А на русские книги уже нет времени-на других языках много задают читать

Да.
肏! Τίς πέπορδε;

Драгана

Точно! Сама заметила,как закончила институт,без практики написания чего-то более сложного,чем смс и комментарии в интернете,максимум буклет на работе,грамотность стала потихоньку падать. Вроде,знаю, как пишется, а знаки препинания начинаю игнорировать...

Драгана

Хотя при необходимости пишу как надо и сейчас,грамотность же всегда была и есть.Но когда видишь в инете написания,где,например,вводные слова народ запятыми не выделяет,начинаешь писать так же.И сокращать до предела.Хотя орфографические ошибки не делаю.

Novojaz

Уважаемый модератор!
Не кажется ли вам правильным подкорректировать исходное сообщение? Написание "граммота" и т.п. на этом форуме как-то неуместно...

Conservator

Цитата: Novojaz от сентября  2, 2010, 23:32
Написание "граммота" и т.п. на этом форуме как-то неуместно...

Аха, надо написать "граммата", чтоб этимологически правильно было ;)
Ленін - апо! Ленін - квітя! / Ленін - сонце у зеніті! / Ленін - Партії отиць! / Ленін - буржуям кониць! / Ленін - Карла Маркса син, / їх нам дав Єрусалим!
(Павло Чучка)

"Тильки мы помыслылы, абыхом ку вере наськой истинной ботяна повернуты, яко обачылы в сьроде обитанья оных птыц вас – попов папэжских. И що ж тэпэр маемо? Горэ, бида, огорченье! Ибо крычаты сталы тыя птыцы святодавныя: «Аллах акбар!», од вас одступовавшы. Що вы там робылы?" (Сяргей Балахонаў)

starrats

     Врождённой грамотности быть не может. Это заблуждение возникло на наблюдении за теми кто начал рано читать. Они грамотно пишут часто вообще не зная правил. Мой пример : я начал читать ещё до школы по книгам старшего брата, который брал их в библиотеке. Так как он читал быстрее, и ждать пока я дочитаю не хотел, то мне приходилось напрягаться. Вначале я просто искал знакомые слова...  В первом классе впервые исправил ошибку за старшей сестрой (сам не помню - рассказывали)...  Но с запятыми у меня в школе был напряг постоянно (видимо от того, что торопясь читать я их просто не замечал), и до сих пор ещё не знаю твердо правила препинания....
     А то, что при чтении хорошо запоминается написание слова - заслуга эмоциональности написанного, т.к. замечено что при эмоциональном сопровождении заучивание происходит быстрее.
Эволюция - это результат периодических и случайных       катастроф.
Любите врагов своих - даже стыдно подумать, кем бы мы без них были.
sterrets@mail.ru

Лила

Цитата: lovermann от мая 28, 2004, 01:06
вот вам и совет: учите чештину с её фонетическим письмом :)
Српски језик тоже подойдёт  :)
znanost i umjetnost zajedno rađaju čudo.

Armen G. Grigoryan

Я удивлен - ЛИНВОФОРУМ, а пишут всякие дилетантские измышления. Пользователь под ником Ace дал единственное верное обоснование врожденной грамотности - ЧТЕНИЕ... Чтение - вот лучшее учение. Остальные, да простят они меня, пишут откровенную ЛАБУДУ! Ребята, вы пишете по собственному опыту и прикрываете детские комплексы. Я напишу о себе: читать по-русски научился в пять лет. К семи прочитал абсолютно всю детскую литературу, имеющуюся в доме. А библиотека была огромная - у меня, начиная с прабабки, все - врачи. Книги мне покупали такие, что сегодня, когда я смотрю каталоги ведущих российских издательств, мне становится смешно и грустно.
Далее, кто там писал о том, что тяжело с орфографией, когда двуязычие? Маразм... Я с детства говорил на русском и армянском. (Сейчас блестяще владею немецким, греческим. Английский выучил самоучкой). Поверьте, правильно писать на армянском я научился к десятому классу, ибо НЕ ЧИТАЛ столько, сколько успел прочесть на русском с пяти лет... Итак, чтение, чтение и еще раз чтение. И чем раньше вы научите читать своих отпрысков, тем меньше у вас будет появляться вопросов о связи диалектов с правописанием... Еще один маразм. Еще раз рекомендую перечитать написанное пользователем Ace. У него без эмоций все :) 

lovermann

Ну, ладно тебе .. лабуда, маразм, дилетантские измышления :) Мы же просто общаемся.
Я сам считаю, что никакой врожденной грамотности нет, а есть чувство правильности, которое вырабатывается тем, что много читаешь.

То же самое относится к извечной теме о том, что кто-то говорит, что у него нет способности к языкам, например. Та же история. Всё время спорю, что нет никакой предрасположенности, а есть просто работа и усидчивость. А то вокруг полно тех, кто считает, что, если ты знаешь несколько языков, то это как будто ты себе флешку в одно место вставляешь и сразу овладеваешь языком, а то, что ты пашешь, - остаётся за кадром и обклеивается "ну, у тебя же способности"..

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр