Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Карачаево-Балкарский язык

Автор TawLan, апреля 26, 2013, 10:41

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

ivanovgoga

Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Чёк Магат

Солнце, оно пусть себе светит... ;)
Что касается либжа, я считаю, что это адыгское лыбжь заимствованное абазинами в форме лыбжа (где абх.-абаз. окончание), далее заимствованное карачаевцами в виде абаза либжа.

Чёк Магат

Цитироватьбжьэ- со значением жарить, жечь
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 10:28
"Солнце" в грузинском мзе, в занских мжа/бжа, в сванском мыж.
Как это по-научному называется? Когнаты, что ли?

Tibaren

Цитата: Чёк Магат от июля 17, 2015, 20:42
Цитироватьбжьэ- со значением жарить, жечь
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 10:28
"Солнце" в грузинском мзе, в занских мжа/бжа, в сванском мыж.
Как это по-научному называется? Когнаты, что ли?
Вряд ли. Основа бжьэ- либо является звукосимволической (Шагиров), либо восходит к праформе *дж- с когнатами в абхазском и абазинском с застывшим реликтом классного показателя б- (Кейперс, Рогава). Все картвельские формы регулярно выводятся из праформы *mźe-.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

ivanovgoga

Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

murad-30ing

Цитата: Чёк Магат от июля 17, 2015, 20:42
Цитироватьбжьэ- со значением жарить, жечь
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 10:28
"Солнце" в грузинском мзе, в занских мжа/бжа, в сванском мыж.
Как это по-научному называется? Когнаты, что ли?
В аварском в/й/б/режизе"жарить, печь" где в,й,б - форманты 1,2,3 гр. классов, а р - мн.ч..

Tibaren

Цитата: ivanovgoga от июля 17, 2015, 22:08
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 21:45
из праформы *mźe-.
Тут М не префикс? М-зе  -не "верхний"?
Нет, не префикс, об этом свидетельствуют сванская и занские формы.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Nevik Xukxo

Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 21:45
с застывшим реликтом классного показателя
в ЗК были таки им. классы? :what:

Tibaren

Цитата: murad-30ing от июля 17, 2015, 22:09
Цитата: Чёк Магат от июля 17, 2015, 20:42
Цитироватьбжьэ- со значением жарить, жечь
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 10:28
"Солнце" в грузинском мзе, в занских мжа/бжа, в сванском мыж.
Как это по-научному называется? Когнаты, что ли?
В аварском в/й/б/режизе"жарить, печь" где в,й,б - форманты 1,2,3 гр. классов, а р - мн.ч..
Авар. =еж и схожие формы других ав.-андийских обычно сопоставляются с адыг. жъэн "жариться, печься" и абх.-абаз. (а)дз-ра "жарить".
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Tibaren

Цитата: Nevik Xukxo от июля 17, 2015, 22:39
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 21:45
с застывшим реликтом классного показателя
в ЗК были таки им. классы? :what:
Иногда усматривают их в окаменелом виде.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Nevik Xukxo

Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 22:44
Иногда усматривают их в окаменелом виде.
Интересно, к этому приходят в связи в подозрении на родство ЗК и ВК или независимо от этого?

Tibaren

Цитата: Nevik Xukxo от июля 17, 2015, 22:48
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 22:44
Иногда усматривают их в окаменелом виде.
Интересно, к этому приходят в связи в подозрении на родство ЗК и ВК или независимо от этого?
Боюсь, что первое... :)
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

ivanovgoga

Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 22:26
Нет, не префикс, об этом свидетельствуют сванская и занские формы.
В смысле? В занской форме никакого противоречия нет.
"Жи"  -это верх ,  и Б - префикс которому в грузинском соответствует М  :donno:
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Tibaren

Цитата: ivanovgoga от июля 17, 2015, 22:56
В смысле? В занской форме никакого противоречия нет.
"Жи"  -это верх ,
"Солнце" в занских - мжи/бжи?

Цитироватьи Б - префикс которому в грузинском соответствует М  :donno:
Самоназвание мегрелов - баргаль?
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

ivanovgoga

Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 22:59
Цитироватьи Б - префикс которому в грузинском соответствует М  :donno:
Самоназвание мегрелов - баргаль?
Я сказал М и Б , а не Ма и Ба. Не надо путать.
Вы там сначала корень выделите и этимологию его . :green:
А может  малкар-балкар  тоже "занское влияние"?

Я извиняюсь перед теми , кто не читает по-грузински. Здесь описано применение мегрельского префикса Б-
Цитироватьბ- ა) პირველი პირის სუბიექტის ნიშანი თანხმოვნით ფუძედაწყებულ ზმნებში (ძირითადად ზუგდიდურ-სამურზაყანოულში): მიდე-ბ-სერგელჷქია: ხალხ. სიბრ., 1, გვ. 81 - წავეთრევიო; ბ-ჸოფექია: ქხს, 2, გვ. 46 - ვყოფილვარო; ბ-ჭყალე: ი. ყიფშ., გვ. 143 - ვწყევლი; ბა-ბ-რგჷნქ - ვმარგლავ; ქი-ბ-გინი - ვიგრძენი. იხ. ვ. ბ) პირველი პირის ობიექტის ნიშანი თანხმოვნების წინ: ბ-ჭუნსუ: ი. ყიფშ., გვ. 125 - მწვავს; ბ-თხილანს მწყემსავს... S1-ისა და O1-ის ნიშნად გარკვეულ პოზიციაში ბ-ს ეკვივალენტად გამოდის: ვ, მ, პ, ფ.
Мозг состоит на 80 процентов из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим еще ее конкретно не долили...

Tibaren

Цитата: ivanovgoga от июля 17, 2015, 23:03
Цитата: Tibaren от июля 17, 2015, 22:59
Цитироватьи Б - префикс которому в грузинском соответствует М  :donno:
Самоназвание мегрелов - баргаль?
Я сказал М и Б , а не Ма и Ба. Не надо путать.
Вы там сначала корень выделите и этимологию его . :green:
m-egr-el- ~ m-arg-al-. Вы путаете с занской вариацией m/b/p в превербе - показателе объекта 1 л. ед.ч. и субъекта 1 л. мн.ч., обусловленной фонетическим окружением.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Tibaren

Гога, превербы используются в глагольных словоформах, к коим существительное "солнце" никак не относится.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Tibaren

Цитата: ivanovgoga от июля 17, 2015, 23:03
А может  малкар-балкар  тоже "занское влияние"?
Offtop
:) Это общекавказский фонетический культур-мультур.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

TawLan

Цитата: Малкар от июля 16, 2015, 22:42
В Большой Балкарии - "тыммыл" это лаваш, тонкий хлеб, как испеченный так и жаренный на подсолнечном масле, но есть и другое название - "къаттырма". И еще по поводу кефира, в Балкарии кстати - "гыфы", но это не сам напиток, а грибки при помощи которых и делается кефир, а "кипури" - обычная простокваша и никакого отношения к кефиру не имеет (разве, что тоже хранится в бурдюке) и наконец "хычин" (малкарское - "хыцын") я так и не понял при чем тут всякие "хачи" , у нас масса слов начинающихся с "хыч(ц)", например - Хыц(ч)ыуун, Хыц(ч)ыуман и т.д. ну и не в обиду, карачаевские и осетинские хычины для балкарца - чебуреки
И? Что в конце? Что из этого следует? Ты правда думаешь что мы не знаем что в Большой Балкарии "хыцын"?
Гыпы у нас тоже как бы грибки, а сам напиток - гыпы айран. И что? Что дальше? Правильно, изначально "гыФы", а мы исказили? Или что? К чему вообще написал, все что написал? Давай всои выводы и предположения.

Да, и то что для балкарца карачаевские и осетинские хычыны - какие-то не такие, это тоже все прекрасно знают. Как там говорят.. Спасиба кэп! ;)

TawLan

Цитата: Чёк Магат от июля 17, 2015, 09:14
У нас тхьаматэ. Состоит из тхьа - бог, святой, жизненное начало и атэ - отец. Обращение молодых к старшим (пожилым и старикам) или обращение в соответствии с должностью (председатель парламента Хасэ, тоже тхьаматэ). К застолью, свадьбе и военным делам отношения не имеет, там своя терминология.
Слово встречается в адыгском Нартском эпосе.
Также, есть слово тамадэ, как распорядитель на свадьбе (не адыгской) или застолья с выпивкой, ну типа как у всех народов бывшего СССР.
Атэ - отец? Адыгское слово?
А как объясняется "М"?

TawLan

Цитата: Мерген от июля 17, 2015, 06:57
Малкар пишет: Ну не знаешь ты свой родной язык на достаточном уровне, чтобы спорить и доказывать что то!

Таулан пишет: Если ты тот Бассиат, кенгде бир айлан иги джашса. Как ТАМАТА гитчелеринге сёлеш, меннен артынгы къысда.

С тем, что недостаточно знает свой родной язык - согласен. Обратите внимание: не смог выразить мысль на КБ - не хватило словарного запаса.
А что означает фразеологизм "шаштыраса капнала" - имеет смутное представление.
Почему я не отвечаю нормально на твои вопросы? Потому что не вижу смысла. Тебе что-то объясняешь, ты продолжаешь тупить и нести всякую чушь.
Ты прочитал что я написал по карачаевски и оценил мой словарный запас? Да, чего чего, а самомнения тебе не занимать :umnik:
Что означает фразеологизм, я тебе вроде уже сказал как правильно произносится, не "шаштыраса капнала", а "шашдыраЛЛа гапначыкъла". Интересно что это означает? Это не много не мало, а тупо "охренеть ни встать", вот смысл этого фразеологизма. Это возмущенное удивление.
Или же просто насмешка, когда человека переполняют эмоции от чуши.

Tibaren

Цитата: TawLan от июля 19, 2015, 09:58
Атэ - отец? Адыгское слово?
И не только. Универсальная детская лексика, присутствующая практически во всех семьях.
*HVTV
Meaning : elder male relative, father
Eurasiatic : *ʔVṭV (cf. also *tajV)
Afroasiatic : *tVy- (?) (cf. also *ʔad- ~ *daʔ- )
Sino-Caucasian : NC *dājV
Austric : *tá
Amerind (misc.) : ? *taq 'maternal uncle' (R 804) [+ A]
African (misc.) : Bantu *-tààtá 'father'.

ЦитироватьА как объясняется "М"?
Немаркированное употребление формы эргатива в собирательном значении.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Nevik Xukxo

Цитата: Tibaren от июля 19, 2015, 10:33
Универсальная детская лексика, присутствующая практически во всех семьях.
Непонятно, зачем праформы там делать.
Ведь такие лексемы как бы нерелевантны для док-в родства языков? :???

Tibaren

Цитата: Nevik Xukxo от июля 19, 2015, 10:37
Цитата: Tibaren от июля 19, 2015, 10:33
Универсальная детская лексика, присутствующая практически во всех семьях.
Непонятно, зачем праформы там делать.
Ведь такие лексемы как бы нерелевантны для док-в родства языков? :???
;) Детская лексика и ономатопея - краеугольный камень моногенеза.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Dada

Цитата: TawLan от июля 19, 2015, 09:58
Цитата: Чёк Магат от июля 17, 2015, 09:14
У нас тхьаматэ. Состоит из тхьа - бог, святой, жизненное начало и атэ - отец. Обращение молодых к старшим (пожилым и старикам) или обращение в соответствии с должностью (председатель парламента Хасэ, тоже тхьаматэ). К застолью, свадьбе и военным делам отношения не имеет, там своя терминология.
Слово встречается в адыгском Нартском эпосе.
Также, есть слово тамадэ, как распорядитель на свадьбе (не адыгской) или застолья с выпивкой, ну типа как у всех народов бывшего СССР.
Атэ - отец? Адыгское слово?
А как объясняется "М"?
Есть и такая версия:  тхьэмадэ - Тхьэм ида , Духом (Богом) утвержденный.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр