Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*Нужна ли литература в школе?

Автор Ellidi, февраля 2, 2013, 18:59

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Damaskin

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 18:07
Я и так понимаю, что мои идеи в данный момент в этой стране абсолютно утопичны. Если уж вы, человек образованный, не понимаете нелепости такой ситуации, то что говорить о большинстве населения, о "правящей верхушке"...
Я сам такие идеи раньше исповедовал. Теперь понял, что это утопия, к тому же вредная. Причем не "в данный момент", а вообще.

Damaskin

Цитата: GaLL от февраля  3, 2013, 18:10
Да, основы тервера не сложней сочинений про лучи света в тёмном царстве и раздумья Наташи Ростовой. :) (хотя индивидуально конечно)
Так у нас преподавание литературы на уровне чуть ли не 19 века. Вот что надо модернизировать, а не вводить в программу китайцев и японцев.

Iyeska

Цитата: Damaskin от февраля  3, 2013, 18:12
Теперь понял, что это утопия, к тому же вредная. Причем не "в данный момент", а вообще.
Посмотрим. Время покажет. Повторяюсь сотый раз, но тут уж никак...
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

piton

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 17:29
По-моему (и не только по-моему) гораздо более важно знать хотя бы минимум-миниморум о своих соседях, о их культурном наследии. Тогда, возможно, ненависти и непонимания в мире поменьше будет.
Блин. Вот не надо разрушать основы мироздания. И так уже чернь ставит под сомнение святое - суверинитет, например. Настоящая литература должна разъяснять "тайны слова приказ, назначенье границ". Оттуда же: "Значит, книжки ты нужные в детстве читал".
W

Iyeska

Цитата: do50 от февраля  3, 2013, 18:10
Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 18:07
толстые дядьки и усатые тётки
вы так говорите, как будто это плохо  ;D
Не то беда, что они толсты да усаты, а то, что денежки наши идут на пустое задопросиживание. Чем дальше, тем дичее постановления образовательных ведомств становятся...

Цитата: piton от февраля  3, 2013, 18:23
Блин. Вот не надо разрушать основы мироздания. И так уже чернь ставит под сомнение святое - суверинитет, например. Настоящая литература должна разъяснять "тайны слова приказ, назначенье границ". Оттуда же: "Значит, книжки ты нужные в детстве читал".
О да :(
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

piton

А из европейской литературы явно недостает Бертрана де Борна. Романтизм задолго до романтизма.
W

okruzhor

Цитата: piton от февраля  3, 2013, 18:23
Блин. Вот не надо разрушать основы мироздания. И так уже чернь ставит под сомнение святое - суверинитет, например. Настоящая литература должна разъяснять "тайны слова приказ, назначенье границ". Оттуда же: "Значит, книжки ты нужные в детстве читал".
Там же "только в грёзы нельзя насовсем убежать : краткий век у забав , столько боли вокруг" . Святость границ и приказов -- это именно забавные грёзы . А источник "боли вокруг" -- в первую очередь преступные приказы , в том числе об освящении границ .

Python

Насчет школьной литературы. Предмет уныл в своей сущности: учит не создавать литературу, а преимущественно потреблять, попутно сверяясь с худшими образцами литературной критики. К тому же, способствует укреплению мысли, что классика интересной быть не может. Действительно, что может быть общего между увлекательным чтением хорошо написанной книги выдающегося автора (или просто книги, которая тебе почему-то интересна) и принудительным чтением по школьной программе, после которого следует примитивный пересказ сюжета с вкраплением отсебятины типа «автор хотел сказать» из учебника литературы? Так, для общего развития и чтобы поупражняться в написании сочинений — не более.

Математика куда более полезна с практической точки зрения — как минимум, для будущих технарей она попросту необходима. Литература же, фактически, нужна лишь для «духовного развития» (что в рамках школьного курса осуществить сложновато, даже если литература будет по 10 уроков в неделю) и подготовки учителей литературы (т.е., получается, сама для себя).
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Sudarshana

ЦитироватьДействительно, что может быть общего между увлекательным чтением хорошо написанной книги выдающегося автора (или просто книги, которая тебе почему-то интересна) и принудительным чтением по школьной программе, после которого следует примитивный пересказ сюжета с вкраплением отсебятины типа «автор хотел сказать» из учебника литературы?
ни надбавить ни разбавить! ;up:

Iskandar

Цитата: FA от февраля  3, 2013, 16:29
не, настоящие козлы тогда хотели тело Ленина вынести из мавзолея.
На святое покусились!
Вы намазы, надеюсь, на это сооружение совершаете? А тело облобызать дают?

Iskandar

Цитата: Python от февраля  3, 2013, 18:40
Насчет школьной литературы. Предмет уныл в своей сущности: учит не создавать литературу, а преимущественно потреблять, попутно сверяясь с худшими образцами литературной критики. К тому же, способствует укреплению мысли, что классика интересной быть не может. Действительно, что может быть общего между увлекательным чтением хорошо написанной книги выдающегося автора (или просто книги, которая тебе почему-то интересна) и принудительным чтением по школьной программе, после которого следует примитивный пересказ сюжета с вкраплением отсебятины типа «автор хотел сказать» из учебника литературы? Так, для общего развития и чтобы поупражняться в написании сочинений — не более.
Я до сих пор не могу читать никого из имён, мелькавших в школьной программе :(

do50

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 18:33
Не то беда, что они толсты да усаты, а то, что денежки наши идут на пустое задопросиживание. Чем дальше, тем дичее постановления образовательных ведомств становятся...
Iyeska-様, просто у вас тут такой разговор серьёзный, а я на протяжении овер 9000 страниц, так ни разу ничего и не вставил умного, вот и решил, а вы так серьёзно отвечаете  :green:
Проблемы интеграции России в ад должны волновать ад, а не Россию

«Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует», Генерал-фельдмаршал Х. А. Миних
«Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно», Александр II

Damaskin

Цитата: Python от февраля  3, 2013, 18:40
Действительно, что может быть общего между увлекательным чтением хорошо написанной книги выдающегося автора (или просто книги, которая тебе почему-то интересна) и принудительным чтением по школьной программе, после которого следует примитивный пересказ сюжета с вкраплением отсебятины типа «автор хотел сказать» из учебника литературы? Так, для общего развития и чтобы поупражняться в написании сочинений — не более.
Плохо можно любой предмет преподавать. Не только литературу.

Iskandar

Цитата: Damaskin от февраля  3, 2013, 18:49
Цитата: Python от февраля  3, 2013, 18:40
Действительно, что может быть общего между увлекательным чтением хорошо написанной книги выдающегося автора (или просто книги, которая тебе почему-то интересна) и принудительным чтением по школьной программе, после которого следует примитивный пересказ сюжета с вкраплением отсебятины типа «автор хотел сказать» из учебника литературы? Так, для общего развития и чтобы поупражняться в написании сочинений — не более.
Плохо можно любой предмет преподавать. Не только литературу.
Никогда не было ощущения, что проблема глубже этого?

Iyeska

Цитата: do50 от февраля  3, 2013, 18:49
Iyeska-様, просто у вас тут такой разговор серьёзный, а я на протяжении овер 9000 страниц, так ни разу ничего и не вставил умного, вот и решил, а вы так серьёзно отвечаете  :green:
А я разве серьёзно ответил? :o Я ж дуркую ;)
Тут иначе никак.
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

do50

Проблемы интеграции России в ад должны волновать ад, а не Россию

«Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует», Генерал-фельдмаршал Х. А. Миних
«Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно», Александр II

Damaskin

Конечно, неплохо было бы в начальных и средних классах знакомить учеников, в первую очередь, с античной, библейской и средневековой европейской мифологией. Сюда же можно включить и знакомство с основными сюжетам индийского эпоса, "Шах-наме", может быть, и дальневосточных произведений. А тем, кто уже серьезно заинтересовался, можно будет рекомендовать и чтение самих произведений, в неадаптированном варианте.

do50

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 18:51
Тут иначе никак.
а тема то серьёзная, лишний вес и вторичные половые признаки
Проблемы интеграции России в ад должны волновать ад, а не Россию

«Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует», Генерал-фельдмаршал Х. А. Миних
«Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно», Александр II

Damaskin

Цитата: Iskandar от февраля  3, 2013, 18:50
Цитата: Damaskin от февраля  3, 2013, 18:49
Цитата: Python от февраля  3, 2013, 18:40
Действительно, что может быть общего между увлекательным чтением хорошо написанной книги выдающегося автора (или просто книги, которая тебе почему-то интересна) и принудительным чтением по школьной программе, после которого следует примитивный пересказ сюжета с вкраплением отсебятины типа «автор хотел сказать» из учебника литературы? Так, для общего развития и чтобы поупражняться в написании сочинений — не более.
Плохо можно любой предмет преподавать. Не только литературу.
Никогда не было ощущения, что проблема глубже этого?
Не было. Может быть потому, что мне литературу неплохо преподавали.

Python

Цитата: Damaskin от февраля  3, 2013, 18:49
Плохо можно любой предмет преподавать. Не только литературу.
Не могу сказать, что нам ее преподавали плохо (не считая периодов, когда мировую литературу не преподавали вообще из-за отсутствия учителей). Но сама идея «читать и понимать» на оценку мне кажется неправильной, отбивающей вкус к литературе. Понимание книги при чтении «для себя» — процесс глубоко индивидуальный, при этом можно, например, отбросить некоторые детали, которые тебе кажутся второстепенными, и получать удовольствие от того, что тебе действительно близко. Возможно, кому-то какие-то книги (даже из классики) не стоит читать вообще, ибо бессмысленно. Школьная программа по литературе — лишь отображение мифа про n величайших произведений, которые каждый культурный человек должен прочесть, хотя ни один автор не пишет книг для всех — для каждого человека и каждого возраста есть свои книги, и то, что книга была написана за 150 лет до Дарьи Донцовой, еще не делает ее ценной для всех и для каждого.
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

mnashe

Цитата: FA от февраля  3, 2013, 14:42
Цитата: Iskandar от февраля  3, 2013, 07:45В мире практически не осталось людей, на жизнь которых так или иначе не повлияла западная цивилизация. Даже не верится, что вы тешите себя иллюзиями.
то же самое Мнаше говорит о роли иуадаизма. :)
Так и то, и другое верно. Причём про западную цивилизацию даже больше.
Царство Эдома же.

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 17:29
Цитата: Demetrius от февраля  3, 2013, 17:15По моим наблюдениям, очень многим не хватает школьной программы, чтобы усвоить эти предметы.
А их так необходимо усваивать в полной мере? По-моему (и не только по-моему) гораздо более важно знать хотя бы минимум-миниморум о своих соседях, о их культурном наследии. Тогда, возможно, ненависти и непонимания в мире поменьше будет.
:+1:

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 17:45
Так опять же западноевропейских только! Свет клином сошёлся... А нужно, чтобы «Мировая литература» была. Чтобы человек со школы привыкал к мысли, что не только его часть света людьми населена, но и все остальные. Что те люди так же умеют любить, прощать, переживать, «ничто человеческое...», и т.д., и т.п. Тогда, возможно, удастся избежать многих проблем, которые мы сейчас наблюдаем в нашем (европейском) обществе.
:+1:
Только отбор нужен хороший. Бо́льшая часть мировой литературы, мне кажется, мало что даст в этом плане.
И ещё один очень важный вопрос: изучение мировой / исторической литературы обязательно должно синхронизироваться с изучением истории соответствующей страны и эпохи. А хорошо бы ещё и географии.
Наш мозг так устроен, что чем больше внутренних связей в поступающей информации, тем лучше она усваивается.
И становится гораздо интересней и жизненней, когда узнаёшь об изучаемом предмете с другой стороны.
Этого в школьной программе катастрофически не хватает.

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 17:29
А кому так уж необходимо непременно постичь суть интегралов, может поступить на физмат, и посвятить этому хоть всю жизнь. Но зачем в школу это всё пихать?
:+1:

Цитата: GaLL от февраля  3, 2013, 18:08
В любой школе найдутся те, кто хочет больше узучать гум. предметы, те, кто хочет больше изучать математику, те, у кого больше тяги к химии и т. д. Вот и надо способствовать выбору ещё в школе, а не перегружать школьников.
:+1:
В Израиле, кстати, так и делается.

Цитата: Demetrius от февраля  3, 2013, 17:44
Литература, история и прочее культурное наследие всегда подаётся под каким-то идеологическим соусом. Потому мышления там гораздо меньше, чем в математике и естественных науках.
:+1:
Это одна из причин, почему я в не любил в школе историю.
Но на литературу это почти не повлияло. Там меня больше сочинения напрягали.

Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 17:45
Цитата: GaLL от февраля  3, 2013, 17:35То же самое и о худлите можно казать.
Низя. Ибо худлит — отражение человеческих переживаний, опыт человеческих отношений, так сказать.
:+1:
Только проблема в том, что научить понимать язык литературы, проживать человеческий опыт, переданный языком искусства, — может лишь тот, кто сам это умеет. А для этого нужен определённый базовый уровень интеллектуального и духовного развития, которым далеко не все учителя литературы располагают. См. примеры Вадимия.

Цитата: GaLL от февраля  3, 2013, 17:47
Цитата: Iyeska от февраля  3, 2013, 17:45Низя. Ибо худлит - отражение человеческих переживаний, опыт человеческих отношений, так сказать.
Так и кино, и живопись - отражение человеческих переживаний. Неужто это всё надо изучать в школе?
Конечно, нужно.
Хотя, мне кажется, научившись понимать литературу, человек легко освоит и кино, так что из кино достаточно брать лишь наиболее значительные в плане воспитательного эффекта шедевры.

Цитата: Python от февраля  3, 2013, 18:40
Литература же, фактически, нужна лишь для «духовного развития» (что в рамках школьного курса осуществить сложновато, даже если литература будет по 10 уроков в неделю) и подготовки учителей литературы (т.е., получается, сама для себя).
Ничего себе «лишь»!
Это как раз самое главное для нормального функционирования человека в обществе.
Без этого и самому человеку плохо будет, и обществу он будет нести зло.
Проблема только в том, что помочь человеку в духовном развитии можно только если выполняются два условия:
1. Учитель сам должен быть духовно развит (а с этим в школе бывает очень большой напряг).
2. Между учителем и учеником должна быть духовная и душевная связь (что вообще в школе, в отличие от семьи, трудно достижимо и требует большого таланта).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Damaskin

Цитата: mnashe от февраля  4, 2013, 09:32
Хотя, мне кажется, научившись понимать литературу, человек легко освоит и кино, так что из кино достаточно брать лишь наиболее значительные в плане воспитательного эффекта шедевры.
Цитата: mnashe от февраля  4, 2013, 09:32
Учитель сам должен быть духовно развит
Хорошо было бы уточнить, что подразумевается под "воспитательным эффектом" и "духовным развитием". Выражения эти могут толковаться весьма многозначно.
Насчет связи литературы и кино (а также литературы и живописи, литературы и музыки): мне кажется, здесь не все так однозначно. Судя по всему, каждый вид искусства требует отдельного специально изучения.

Wolliger Mensch

Цитата: Damaskin от февраля  4, 2013, 16:15
Насчет связи литературы и кино (а также литературы и живописи, литературы и музыки): мне кажется, здесь не все так однозначно. Судя по всему, каждый вид искусства требует отдельного специально изучения.
Считаю, что искусство вообще не требует изучения: искусство для самовыражения автора и для радости публики. Зачем это изучать кому-то, кроме специально интересующихся? Человек и без образования может прийти в музей или на выставку и сказать: «Да, вот это мне нравится, автор молодец!» или «КГ/АМ». А учить искусству — это как у Жванецкого в его «Фигуре в музее» получится: человек будет говорить о произведении искусства не то, что думает, а что заставляют.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

okruzhor


Damaskin

Цитата: Wolliger Mensch от февраля  4, 2013, 16:28
Считаю, что искусство вообще не требует изучения: искусство для самовыражения автора и для радости публики.
Такое понимание целей искусства уже само по себе показывает, что искусство требует специального изучения :)
Тем более, что и получать удовольствие (или, как вы пишете, "радость") от искусства - тоже нужно учиться.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр