Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Грузинские этнонимы:месхи

Автор amaZulu, января 13, 2013, 13:36

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Mata

в самцхе-джавахети к 19-ому веку была этническая пестрота. это видим мы по источникам. местное население, конечно же, владело бы османским, который играл роль лингва франка. как месхские крестьяне, так и цыганские, курдские, хемшильские крестьяне.
Ми-ми-ми...

Mata

Этнический состав Ахалцыхского уезда на 1833 год.
Зубов Платон Павлович, "Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях". 4 том, 1833-1834 г.г.
Ми-ми-ми...

Mata

Ми-ми-ми...

Mata

После перехода Ахалцыха к России, в крае жили грузины-мусульмане и их было в разы больше, чем грузин-христиан. они сохраняли язык и самосознание. к 1944 году, все мусульманское население было выселено, как этнические турки.
за этот период явно пошел или процесс  деэтнизации или массовое смешение.
но есть источники + современные данные, что пошел процесс деэтнизации. и этот процесс был связан с распространением христианства при российской империи. об этом прямо заявляет человек, видевший процесс в 1872 году своими глазами. не вижу причин не верить и не читая источников просто строить догадки.
Ми-ми-ми...

mjora

Какие догадки ? Четверть гурийцев имеет месхские корни , а также немало месхов осели в Имеретии после того как турки заняли Ахалцихе в конце 16 века . К 1829 году плотность населения Ахалцихского уезда было почти равна плотности населения Гурии . Как ? Если там не было наплыва турок то  как они не потеряли в плотности ?
Большинство месхов-мусульман это турки , а треть это грузины . Не может такого быть чтобы всё население Адигенского рна поголовно забыло грузинскую речь . Кто отправил бы учителей турецкого в горные сёла Кваблианского ущелья ?

Turk07

Цитата: Mata от мая  8, 2021, 14:56
Цитата: mjora от мая  8, 2021, 12:09
Без значительной примеси пришлого населения невозможно в средние века заставить неграмотное население перейти на турецкий язык . Поэтому большинство месхов - мусульман османы по происхождению , поселившиеся на земли омусульманившихся  грузинских феодалов , опустевшие в начале 17 века после ухода б.ч. местного населения в Гурию , Имеретию и Картли .

у каждого случая свои причины деэтнизации. источники 18-19в.в. по ахалцыхскому уезду в достаточном количестве, после ознакомления с которыми можно четко восстановить процесс деэтнизации.
население до сих пор делит себя на ерлы и гелме. и еще больше, некоторые гелме сохраняет свои языки и самосознания. например, терекеминцы и курды, депортированные в 1944 г. из самцхе-джавахети и ныне известные из массовой медии, как "турки-месхетинцы", на самом деле терекеминцы и курды, которые хорошо помнят свои языки и этническое происхождение. там же два села хемшилов и поша-цыган.
остальное большинство, это ерлы, которые возводят себя к коренному населению Месхети и они в большинстве отуречение месхи-мусульмане с малой примесью османцев, туркмен и возможно курдов. смотрите источник наверху.
Жирным отметил верный тезис, но присутствие тюркской компоненты уходит в до-османский период. Это видно и личным именам, такие как Гекче, Арслан и др., на момент сбора налогов в первые года вхождение в состав Османского халифата, хоть личные имена не железный аргумент, так как могли быть тюрки привережнцы Грузинской и Армянских церквей в соответствующими именами, и грузины, и армяне с тюркскими именами. С точки зрения генетики наша община отличается от соседей хоть и имея значительный субстрат - импульс похожий на Кура-Аракса и удин (с легким налетом восточного Кавказа), что абсолютно ожидаемо за многие века совместной жизни шел взаимообмен генов с соседями и здесь грузинские суб-этносы не являются единственный и-или самым крупным источником, при этом есть заметный % степной компоненты, которого нет у окружающих не тюркских народов.

Регион переходил из в рук в руки с 17 до 20 века и многие источники противоречат друг другу, более того содержат субъективные и целенаправленно политические установки (как не учет турецкого населения). В одним источнике в селах указаны турки, татары, тюрки, и грузины, в другом только грузины причем близких по годам источниках.
Деэтнизация - это бред обернутый в умное слово, ничего общего с реальностью не имеющий. Мое село Занав, всех рода живших в этом селе мы знаем, поддерживаем связь, каждый из нас может выставить древо вплоть до 13-15 поколений, что уходит корням в начала 18 века и более исходя из устной генеалогий семей. Самоназвание турок никуда не дели, язык и веру тоже, называемся йерли. Генетически имеем, как субстратную южно-кавказские гены, так и степные, которые можно связать с тюрками и которых нет у соседей аджарцев, лаз, румов, хемшин, армян и картвел, часть из которых тоже туркофоны.

У нас нет понятие гельме - это новодел. Есть йерли и есть терекеме (обычно это про карапапах). Часть терекеме тоже носит самоназвание Тюрк, как и мы.
Термин "йерли" до словно местный, но еще может носить смысл оседлый. Основное отличие нас с терекеме было способ ведения хозяйства, мы в равной степени занимались скотоводством перегоняя скот на рынки с Южного Кавказа до Ирана и обратно, но и большое внимание уделяли земледелию и садоводству, но классическим отгонным скотоводством уже не занимались, в отличие от терекеме, которые больше занимались классическим скотоводством, и мало "понимали" в земледелии, что вызывало у нас иногда шутливые насмешки.
Более того у некоторых тюркский народов, тоже бывали понятие йерли, как у уйгур. Может этот термин носит более древний характер.

Еще одна ложь, что
Цитироватьбольшинство ныне известные из массовой медии, как "турки-месхетинцы", на самом деле терекеминцы и курды, которые хорошо помнят свои языки и этническое происхождение. там же два села хемшилов и поша-цыган.
Львиная доля депортированных составляет именно мы йерлилер (90-115 тысяч депортированных при еще 30 тысяч на фронте и отдельным числом идут курды и хемшины в документах НКВД). По всем массовым опросам и государственным переписям в странах нашего проживания у 99% самоназвание тюрк (турк) и язык турецкий. Менее 1% смешанное или грузинская ориентация. Я бы ожидал чуть больше, так как живя бок о бок среди нас могло быть больше осевших грузинских родов, также как и среди грузин огрузинившихся турок / тюрок.
И только часть терекеме имеют самоназвание тюрк (турк), другая и немалая их часть носят самоназвание азери.
Что касается курдов, так они никогда себя тюрками / турками не считали, держаться обособленно от нас, кроме смешанных семей и даже смешанных браков у нас с ними меньше, чем с другими народами.
Хемшины тоже обособленно от нас, но общих браков у нас с ними чуть больше.

Не знаю, от куда вы тут насочиняли басен, либо по не знанию, либо целенаправленно вводите людей в заблуждение.

ЦитироватьПосле перехода Ахалцыха к России, в крае жили грузины-мусульмане и их было в разы больше, чем грузин-христиан. они сохраняли язык и самосознание. к 1944 году, все мусульманское население было выселено, как этнические турки.
за этот период явно пошел или процесс  деэтнизации или массовое смешение.
но есть источники + современные данные, что пошел процесс деэтнизации. и этот процесс был связан с распространением христианства при российской империи. об этом прямо заявляет человек, видевший процесс в 1872 году своими глазами. не вижу причин не верить и не читая источников просто строить догадки.
Если до 1944 году наш народ был бы этническими грузинами-мусульманами, то как и аджарцы и лазы - мусульмане картвелы, во первых нас бы не депортировали (или вернули бы), а если бы депортировали, то это никак бы не повлияло бы на смену нашего самоназвание. Это какой-то прям дикий бред сумасшедшего или жесткое антинаучное фричество, что по директиве секретной НКВД или якобы в следствии депортации целый народ сменит самоназвание.

У таких как вы дикое желание нас записать в грузины, при полном отсутствии желании репатриации даже если все вам поддакивать будут, вы все равно рьяно выступаете против репатриации и по сути прямо или косвенно поддерживаете геноцид сталина, все это больше похоже на синдром для хорошего исследование психологу или психиатров. Думаю это как-то связано с вашими лично корнями, возможно ваш предок турок (тюрок) и вы в нескольких поколений ассимилировались в среде грузин и у вас дикое желание показаться грузином больше самих грузин, всех вокруг сделать грузинами). Либо какая-то детская травма. Но ничего общего с наукой. Советую больше не засорять эту ветку таким бредом.

Mata

Цитата: mjora от мая  8, 2021, 15:58
Какие догадки ? Четверть гурийцев имеет месхские корни , а также немало месхов осели в Имеретии после того как турки заняли Ахалцихе в конце 16 века . К 1829 году плотность населения Ахалцихского уезда было почти равна плотности населения Гурии . Как ? Если там не было наплыва турок то  как они не потеряли в плотности ?
Большинство месхов-мусульман это турки , а треть это грузины . Не может такого быть чтобы всё население Адигенского рна поголовно забыло грузинскую речь . Кто отправил бы учителей турецкого в горные сёла Кваблианского ущелья ?

Я выкладываю источники, а пока что вы стройте догадки от своего личного мнения.

Вы можете прокомментировать те два источника, которые я выложили?
Ми-ми-ми...

Mata

османцы фиксируются в регионе в источниках 19-го века меньше всего. этнические группы чьи компактные поселения были следующие - грузины (большинство мусульмане), терекеме, курды, цыгане, армяне, и в некоторых анатолийские туркмены и османцы. последних было, видимо, мало и сейчас отдельных групп не образуют. видимо, растворились среди йерлы. у некоторых йерлы бабушки, прабабушки туркменки и прочее.
Ми-ми-ми...

Mata

В конце 18-го века, Джавахети и Ахалцихе с Уцкери (т.е. Самцхе) были населены грузинскими мусульманами (видимо, присутствовали другие этнические группы, но источники описывая регионы, называют этническое большинство, которое образовало пашалык).

"Расположен у южного подножия южного Кавказского предгорья, около истока Куры. К последнему причисляется сам Ахалцихе и Уцквер и Ахалкалак.

К тому или иному из этих округов принадлежат еще следующие населенные места: Ливана (Лимана. П), Сатлер, Кисткин, Олти, Артвин, Пенек и Петерек (К тому — Петерек. П К тому или другому округу из этих [округов] относятся еще следующие места: Ливана, Сатлер, Маджихели, не Махикели, Батум, Кисткин, Олти, Нарман, Артвин (не Артвинг), Алтункола, Шавашети (не Хавахети), Пенек и Петеирек. Г). [199]

Во всех четырех округах живут грузины, которые хотя и говорят еще на своем языке, но из-за турецкого владычества отступили от христианской религии и стали магометанами (Округ Кахабери граничит дальше на Ю. с округом Ласи (Ласи), не Лаци, который, вероятно, является Лацика Байера. Он, как говорят, протянулся от устья Чарука до местности Трапецунт; жители, вероятно, татары. Г)."  "Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.", Гюльденштедт, Иоганн Антон
Ми-ми-ми...

Mata

Сведения Вахушти Багратиони 40-х 18-го века.
"«...Мужчины и женщины подобны карталинскимъ крестьянамъ, дородны, прекрасно-миловидны, невоспитанны, грубы. По вере крестьяне пока все христіяне, но более не имеют пастыря-епископа, но имеютъ священников-грузинъ. Языкъ у нихъ грузинскіи, а главари знаютъ и татарскій, имея нужду сноситься съ турками...»

То есть, в 18-ом веке можно предположить, что первый этап деэтнизации был начат в связи религиозного, а потом политического разделения одного этноса.
Ми-ми-ми...

Mata

насчет раннего периода, Эвлия Челеби (1611 - 1683) оставил интересные сведения об языке грузин ахалцыхского пашалыка.
Это сведения 50-х 17-го века.

"О древней крепости Ацкури 22

Ее называют «Пропастью Александра». Согласно «Шереф-наме», это первая крепость, которая была построена в Гюрджистане. Она построена Александром Великим, на это указывают ее величина, четырехугольная форма и гранитные камни. Эта четырехугольная старая крепость — наместничество на земле Гюрджистана, в границах Ахалцихе. У крепости есть ворота, смотрящее на юг. Здесь правит ага [крепости], имеющий двести воинов. Есть соборная мечеть, постоялый двор и баня, около сорока-пятидесяти лавок. Много прекрасных виноградников и садов. Так как здешние места находятся в пределах народа шавшети, население говорит на грузинском языке 23.

Язык грузин Шавшети

Эрт — один; ори — два; сам — три; отхи — четыре; хути — пять; эквси — шесть; швиди — семь; рваи — восемь; джхраи — девять; ати — десять; пури — хлеб; чгали — вода; хорджи — мясо; бали — черешня; мсхали — груша; квахи — тыква; легви — инжир; курзени — виноград; ртхили — лесной орех; несви — дыня; прочугули — гранат; хабурджаки — арбуз; пжоли — тутовая ягода; коко — девочка; кали — женщина; ак мод биджо — иди сюда, мальчик; пур джамос — покушаем хлеба; даджец биджо — садись, мальчик; ... 24; ар свидс хшам — не ходи к чужому; ак батони — иди сюда, господин; пури — хлеб; чамос — покушаем; ... 25; ак мод ар свидс — иди сюда, не уходи; дадж батон — садись, господин; батон эрт — господин один; аким патариа — посмотрю, маленький ли; йе, диди арси — нет, большой; /320/ ар гидос — не покупаю; кар ар рас глаха — нехороший, плохой; чхени — лошадь; чори — мул; вири — осел; чагли кудиан — собака хитрая.

У них еще много слов и выражений, но они не поддаются перу, оказалось возможным записать [эти] только так."

Эвлия Челеби, "Книга Путешествий".
Ми-ми-ми...

Mata

Определенные сведения о грузинской письменности и языке, записанные от месхов, имеем в источнике второй половины XVI в.
Немецкий священник, путешественник Соломон Швайгер с познакомился в Стамбуле с братьями Манучаром и Кваркваре Джакели и их свитой, состоящей из 150 человек, записал от них графемы грузинской письменности и отдельные фразы.
В это время Месхети представляла независимое феодальное государство.

стр. 85  https://books.google.de/books?pg=PA86&dq=Salomon Schweigger:&id=1nYBAAAAQAAJ&hl=de#v=onepage&q&f=false
Ми-ми-ми...

Turk07

Все эти источники уже много лет, как переживали, не вы первый, не вы последний. Все эти фрические спекуляции уже сотню раз проходили. Поэтому отвечать этому бреду не собираюсь.

Что касается темы, большая экспедиция казахской научной группы отчиталась в новостях. Прямо касается моих предков.
https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/zahoroneniya-kyipchakov-naydenyi-srednevekovom-gruzinskom-367571/

Mata

В. Потто в "Кавказской войне" называют этнические группы, которые жили в регионе в 19-ом веке (в его время).

"Эта эпоха борьбы, смут и всеобщего разрушения не могла не отозваться и на составе населения страны. Значительная часть коренных жителей пала под ударами мечей, другая из политических видов была выселена внутрь турецкой империи, и их место заняли инородцы-магометане. И в двадцатых годах нынешнего столетия население Ахалцихского пашалыка состояло из грузин, армян, по преимуществу католиков, аджарцев, лазов, карапапахов, курдов и туркменов."

"ристианские храмы запустели в вековом безмолвии без пастырей и паствы и обратились в развалины, и лишь величавые остатки их поныне безмолвно, но красноречиво говорят о горькой судьбе обитавшего здесь христианского народа. В Ахалцихской области водворились турецкие порядки; магометанство окончательно вытеснило собою христианскую веру, и память о былом осталась лишь в имени народа, который, будучи мусульманским по вере, называет себя гурджи, да в сохранившихся в чистоте до нашего времени грузинских названиях деревень и местностей."

это интересное замечание, которое подтверждается и грузинами, сохранившимися в горных ущельях чорохского бассейна на турецкой стороне.
они себя не называли до нынешних времен "картвелами" на грузинском языке, а свой язык "картули эна".  а говорили "гурдж" и "гурджидже". Эти сведения можно подчерпнуть от местных грузиноязычных артвинцев и шавшатцев. поэтому, думаю, после религиозного разделения, в народе пошел процесс этнического расчленения, как в случае балканских народов. у грузин-мусульман Месхети начался формироваться отдельный от грузин-христиан самосознание. Они начали звать себя по-грузински "гурджи", чтоб отличить себя от грузин-христиан.

В отличие от горной Аджарии и других высокогорных ущелий, где не было этнической пестроты и османский язык играл менее важную роль, женщины могли быть полностью монолингвы, сохраняя язык. в то время, как в других смешанных районах, народы были билингвы.

Ми-ми-ми...

Mata



фсе эти гюльденштедты, швайгеры и вахуштии полная чушь. на самом деле грузия это древний казахстан.  :'(
Ми-ми-ми...

mjora

Turk07

Я в курсе , что ваши предки из с. Занави . В Кваблианском ущелье ещё много других сёл , но все они имеют грузинские названия  .  Не могли же "доосманские тюрки" Месхетии не оставить ничего к приходу османов ,кроме как отлично сохранившийся турецкий язык  :)

Mata

Есть ведь ещё куча других источников того же времени , которые вы предпочитаете обходить стороной .  Никто и ничто не может заставить горные сёла с поголовно местным населением не имея ни одной школы и не видя в глаза османских чиновников забыть напрочь родной грузинский язык .
Жители Кваблина по видимому в массе своей пришельцы из Османской империи с небольшой примесью местного грузинского населения , которые к 1830 году почти перестали пользоваться грузинской речью. Жители сс. Ацкури , Клде , половины с. Уде , Хертвиси , Хандо в большинстве своем принявшие ислам месхи , не забывшие родной язык . Таких среди 88000 депортированных "турков-месхетин" было всего 15-20% .

Вернее всего будет сдать тесты ДНК  турок-месхетинцев .

Mata

Цитата: mjora от мая  8, 2021, 18:58
Turk07

Я в курсе , что ваши предки из с. Занави . В Кваблианском ущелье ещё много других сёл , но все они имеют грузинские названия  .  Не могли же "доосманские тюрки" Месхетии не оставить ничего к приходу османов ,кроме как отлично сохранившийся турецкий язык  :)

Mata

Есть ведь ещё куча других источников того же времени , которые вы предпочитаете обходить стороной .  Никто и ничто не может заставить горные сёла с поголовно местным населением не имея ни одной школы и не видя в глаза османских чиновников забыть напрочь родной грузинский язык .
Жители Кваблина по видимому в массе своей пришельцы из Османской империи с небольшой примесью местного грузинского населения , которые к 1830 году почти перестали пользоваться грузинской речью. Жители сс. Ацкури , Клде , половины с. Уде , Хертвиси , Хандо в большинстве своем принявшие ислам месхи , не забывшие родной язык . Таких среди 88000 депортированных "турков-месхетин" было всего 15-20% .

Вернее всего будет сдать тесты ДНК  турок-месхетинцев .

какие источники? и почему я обхожу стороной? предоставьте и обсудим.
в случае этнической пестроты региона, население не может быть монолингвом. в Кваблиани я слышал, что было много османов, как и в Поцхови. где-то 1/3. Про османское население Поцхови пишет один источник 19-го века. Про Кваблиани мне говорил один интересующийся вопросом человек, но источников я не помню, какие назвал.

но я жду ваши источники.
Ми-ми-ми...

Turk07

Цитироватьна самом деле грузия это древний казахстан.
великолепный вывод, который вас очень хорошо характеризует).
19 век это мой пра-пра дед. Это всего три-четыре поколения назад в моей семье, никаких грузин вокруг в Занаве не было. :green:
Потто наверное заглядывал только в города, турки же жили в селах, а мог просто по нежеланию не записывать. Это никак не меняет историческую реальность и полевые выводы непосредственно собранные у депортированного турецкого народа с Ахыска).

Mata

Цитата: Mata от мая  8, 2021, 19:02
Цитата: mjora от мая  8, 2021, 18:58
Turk07

Я в курсе , что ваши предки из с. Занави . В Кваблианском ущелье ещё много других сёл , но все они имеют грузинские названия  .  Не могли же "доосманские тюрки" Месхетии не оставить ничего к приходу османов ,кроме как отлично сохранившийся турецкий язык  :)

Mata

Есть ведь ещё куча других источников того же времени , которые вы предпочитаете обходить стороной .  Никто и ничто не может заставить горные сёла с поголовно местным населением не имея ни одной школы и не видя в глаза османских чиновников забыть напрочь родной грузинский язык .
Жители Кваблина по видимому в массе своей пришельцы из Османской империи с небольшой примесью местного грузинского населения , которые к 1830 году почти перестали пользоваться грузинской речью. Жители сс. Ацкури , Клде , половины с. Уде , Хертвиси , Хандо в большинстве своем принявшие ислам месхи , не забывшие родной язык . Таких среди 88000 депортированных "турков-месхетин" было всего 15-20% .

Вернее всего будет сдать тесты ДНК  турок-месхетинцев .

какие источники? и почему я обхожу стороной? предоставьте и обсудим.
в случае этнической пестроты региона, население не может быть монолингвом. в Кваблиани я слышал, что было много османов, как и в Поцхови. где-то 1/3. Про османское население Поцхови пишет один источник 19-го века. Про Кваблиани мне говорил один интересующийся вопросом человек, но источников я не помню, какие назвал.

но я жду ваши источники.

и почему вы говорите о поголовно местном населении, когда я несколько раз зафиксировал и выложил источники, что регион был полиэтническим? кроме этого, депортированное население сохраняет до сих сохраняет полиэтническое сознание, хотя они в массовой медии преподносятся, как турки.

речь идет о той части населения, которое является большинством в регионе, но не многочисленным, и часть которых до сих пор возводит себя к коренному, доосманскому населению края, называя себя йерлы, а курды, карапапахов и т.д. пришлыми "гелме".
мы можем проследить эту часть населения с конца 18-го века, включая 20-ый.

я уже выложил два источника и современные этнографические сведения, которые могут помочь нам разгадать причину их деэтнизации.
это сведения Л. Загурского, который пишет, что на фоне агрессивного восстановления христианства среди бывших христиан региона, местные грузины-мусульмане, как мишень, скрывают свое происхождение и притворяются незнающими грузинский. или сведения современных турецких грузин и сведение Потто, который пишет, что они себя называют "гурджи", а не картвелы.

У нас прекрасные источники и можем проследить на протяжении целого 1.5 века процесс деэтнизации, как очень интересный процесс для лингвистики, а пока что мы обсуждаем, существовали ли вообще эти грузины-мусульмане вообще, хотя источники о них предостаточно, и вообще была ли Грузия на самом деле Казахстаном.
Ми-ми-ми...

Mata

Хорошо. Оставим соотношение процентов грузин-мусульман вс османцев в Месхети.


Грузины-мусульмане фиксируются на протяжении 19-го века. Когда и почему должен был начаться процесс их деэтнизации?.
Ми-ми-ми...

Turk07

Цитата: mjora от мая  8, 2021, 18:58
Turk07

Я в курсе , что ваши предки из с. Занави . В Кваблианском ущелье ещё много других сёл , но все они имеют грузинские названия  .  Не могли же "доосманские тюрки" Месхетии не оставить ничего к приходу османов ,кроме как отлично сохранившийся турецкий язык  :)
Вернее всего будет сдать тесты ДНК  турок-месхетинцев .
Турки в Анатолии с 7-10 века со времен ранних тюрок и сельджуков, а большую часть топонимики впитали от прошлого населения, с того времени прошло почти 1000 лет, и это при том, что доля степной компоненты в Анатолии была даже больше, чем в нашем регионе, где вокруг было большое число нетюркских народов и в адмиксе у нас чуть выше кавказских генов. И только там, где 90% население составили тюрки, например, центр Анатолии, часть юго-запада и северо-запада островками постепенно обросли тюркской топономикой.
Так, что я не вижу ничего странного, что большая часть топонимики может быть воспринята от прошлого населения на тот же лад, так как регион у нас сложный пересеченная местность, население смешанное, то есть постепенно кануть в лета старая топонимика не могла.
Еще надо изучить наши мтДНК, может как раз за счет местной женской составляющей до-тюркская топонимика сохранилась лучше. И последнее, с нашими стариками постепенно ушло все микро-топонимики и свои топонимики региона, название холмов, гор, рек, и речущек, оврагов, полян и так далее никто не делал сбора данных до депортации в СССР в нашем регионе, а после депортации тем более никто этим не занялся и все турецкое выжигалось огнем. Так что говорить об отсутствии топономики несправдливо и необъективно, это все равно, что вас выгнать, стереть все что с вами связано, а потом говорить не было никаких следов. Это во-первых.

Во-вторых, есть регионе и не грузинская топонимика Онгора, Адыгён, и старые название мелькающие в древне-грузинских летописях + топонимика неясной этимологии. Все это может быть иметь корни, как в нетюркских и не картвельских языках региона, так и в тюркских языках региона еще до османский период - булгар, гунн, хазар, куман.
Серьезного все стороннего объективного беспристрастного этимологического анализа топонимики края никто не проводил, сугубо картвело-центристский взгляд будет несправедливым.

И мое село Занави - кроме констатации вероятного корня "Зан" никак не этимологизируется, и то "зан"- это современный термин обозначающий мегрело-зан(чан)скую ветвь не так ли? Лексема же Занави, не только "зан", может в соседних языках Кавказа есть следы, например, восточно-кавказских, так как в генетике у нас заметный след схожий с удинами ("албанцы"?), и не исключено, что может быть от зокающих тюрок, к северу от сванов в черек-малкарском ущелье проживают многочисленная община малкарцев - зокают, если у остальных тюрок Жан / Джан - сторона, у йокающих Йан, то у малкарцев Зан - сторона. Село мое упоминается в связке бунтюрок, кыпчак и гунны в древне-грузинских летописях.

Генетическая работа ведется, я не с пустого места сказал, что у нас микс кавказского субстрата и степи.

Mata

Ахалцыхский пашалык был единственным (или редким), где титулы пашей и беков и землевладение переходили по наследству. Это были прежние владетельные мтавары Джакели и их князья с дворянами.

""Власть султана признавалась номинально; присылаемые паши были бессильны и нередко прогонялись взволнованным народом. Турецкое правительство получало с Ахалциха мало доходов и ежегодно присылало еще деньги и подарки влиятельным лицам для поддержания своего значения. Большинство народа было, как и вообще горцы до Шамиля, плохие мусульмане и по своему происхождению питали сочувствие к христианским преданиям..." В. Андреев, "Воспоминания кавказской старины",
Кавказский сборник, Том I, 1876 г.
Ми-ми-ми...

Mata





Этнический состав на 1891 г., А. Хаханов, очерк "Месхи" в журнале "Этнографическое Обозрение". (1891 г., №3)
Ми-ми-ми...

Mata

Заметка в журнале "Вестник Европы" от 1829 года, когда шла война за Ахалцихе.

"Страна сия, называемая у Географов Турецкою Грузиею, теперь известна в Грузии, равно как и прежде со времен глубокой древности, под именем Джавахети, от Джавахоса, которой был внук Картлоса, основателя или преобразователя Грузии. В летописях Грузинских область сия называется еще и Самцхе, именем, которое можно объяснить словами сами цихе (т. е. три крепости); или же тем, что жители сами себя называют Месхи; "

Об ахалцыхском пашалыке // Вестник Европы, Часть 162. № 20. 1828
Ми-ми-ми...

Hajimurad

Цитата: mjora от мая  8, 2021, 15:58
Какие догадки ? Четверть гурийцев имеет месхские корни , а также немало месхов осели в Имеретии после того как турки заняли Ахалцихе в конце 16 века .
можно источники по переселениям грузин-беженцев от османских войн?

Цитата: mjora от мая  8, 2021, 15:58
К 1829 году плотность населения Ахалцихского уезда было почти равна плотности населения Гурии . Как ? Если там не было наплыва турок то  как они не потеряли в плотности ?
Вахушти вроде писал о массовых депортациях населения с Картли и Имерети в Ахалцихский пашалык и его исламизации.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр