Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Татский язык

Автор Calle, июля 16, 2012, 21:02

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Calle

Гейбуллаев какую только ерунду не напишет... В своём амплуа.

Türk

Имеет ли слово/топоним "xilə" какое то обяснение с татского?
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Farroukh

ЦитироватьТатизированные тюрки и арабы.
Allaha min şükür ki erməniləri qatmamısınız :)

Откуда такие сведения? :) Тюрки - это тюрки, арабы - это арабы, таты - это таты.

ЦитироватьИмеет ли слово/топоним "xilə" какое то обяснение с татского?
Полагаю, не имеет. По Ашурбейли, оно восходит к арабскому топониму Хилля в Ираке.

Türk

Цитата: Farroukh от февраля  9, 2014, 17:21
ЦитироватьТатизированные тюрки и арабы.
Allaha min şükür ki erməniləri qatmamısınız :)

Откуда такие сведения? :) Тюрки - это тюрки, арабы - это арабы, таты - это таты.
Ага, все таты чистейшие арийцы ))
"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Farroukh

Таты, как и любой другой этнос Азербайджана, включает в себя несколько пластов - иранский, кавказский, арабский, тюркский. При этом по всем своим хозяйственно-культурным признакам они остаются иранским этносом.

ЦитироватьГейбуллаев какую только ерунду не напишет... В своём амплуа.
У него почти ничего нет по татскому языку, хотя он лахиджец.

Iskandar

Цитата: Farroukh от февраля 10, 2014, 04:35
При этом по всем своим хозяйственно-культурным признакам они остаются иранским этносом
Зачем же в споре с Даг Ханом придерживаться его этно-лингвистических воззрений?
«Иранскость» определяется исключительно ираноязычием и ничем больше.

Zol

Цитата: Iskandar от февраля 10, 2014, 05:29
Цитата: Farroukh от февраля 10, 2014, 04:35
При этом по всем своим хозяйственно-культурным признакам они остаются иранским этносом
Зачем же в споре с Даг Ханом придерживаться его этно-лингвистических воззрений?
«Иранскость» определяется исключительно ираноязычием и ничем больше.
Глаза у них устроены немножко по другому, они только видят тюркость и тюрков и никого больше, разве если только глаза им поменять.....
A book, where all mysteries are contained, is a person.

Calle

У тюрок не было никакой мотивации "становится" татами. И выводы у Гейбуллаева как минимум странные.

Во-первых, 90% татов сегодня не применяют к себе термин "парс", ну, и что? Связано это не с происхождением, а с этапами и направлениями миграции. Отсюда такие сильные диалектные различия. Лагичские таты, например, - более поздние мигранты из Гилана, и термин "парс" им исторически чужд, зачем они должны себя так называть? Апшеронские таты, вероятно, мигрировали позднее, чем кубинские, т.к. в их диалекте меньше архаизмов и больше форм, схожих с новоперсидскими. И так далее. Самоназвание "парс" скорее исключение, чем правило - из не менее полусотни сёл, где ещё помнят татский язык, этим самоназванием пользуются лишь в двух. Надо знать что-нибудь об истории расселения предков татов на Кавказе, чтобы делать выводы об их происхождении, а не болтать что ни попадя.

Во-вторых, регион исторически управлялся тюркоязычной администрацией, поэтому накладывание тюркских по происхождению топонимов на нетюркские было обычным явлением. И поэтому тюркские топонимы были характерны для сёл с лезгинским, татским, армянским населением (в Турции - с греческим, лазским), а не потому что там жили тюрки, которые внезапно стали лезгинами, татами и армянами. "Свои" названия нередко забывались. Сегодня даже многие таты не помнят, что Карадаг (район Апшерона) несколько веков назад имел татское название.

А в-третьих, потому что после распада Арабского халифата и падения феодальных государств-преемников и вплоть до наших дней татский язык постоянно и беспрерывно вытеснялся азербайджанским. Да, на него переходили "островные" меньшинства вроде ширванских армян или арабов, но тюркоязычному большинству незачем было сдавать свои позиции, тем более в таком стремительно и густо заселяемым тюркскими племенами регионе, как Куба-Хачмас и вообще в средневековом Ширване, где по сообщению современников азербайджанским языком владели все вне зависимости от происхождения. Примеров перехода татов на азербайджанский язык история знает кучу, но наоборот - нет. Откуда было взяться такой "ассимиляции"?

Calle

Цитата: Farroukh от февраля 10, 2014, 04:35
ЦитироватьГейбуллаев какую только ерунду не напишет... В своём амплуа.
У него почти ничего нет по татскому языку, хотя он лахиджец.
Тот самый Гейбуллаев, который писал в одной из своих работ: "şumerlər, kutilər, lulubilər, kaslar, mannalar, madaylar, kaspilər, albanlar, kəmərlər, işkuzlar, saklar, massagetlər, sarmatlar, quqarlar və b. türkmənşəli etnoslar" :)

Calle

В прошлом году вышло в свет второе издание татско-азербайджанского, азербайджанско-татского словаря под редакцией Солтанова и Солтанова (5 тыс. слов в каждой части). Попытка нормализовать язык вокруг срединного диалекта Даг-Кушчу, что на мой взгляд более приемлемо, чем отдалённый Конагкенд.

ArtyomT

А какие слова есть в татском для  "болота"?

Знает кто-нибудь?

Calle

Цитата: ArtyomT от апреля 16, 2014, 08:42
А какие слова есть в татском для  "болота"?

Знает кто-нибудь?
battaq

ArtyomT

а кроме "battaq" нет еще слова для "болота"? например "бил"?

Skif

Скорее всего вас интересует частица "bil" в названиях сел "Bülbülə", "Bilgah", "Biləcəri" ?
Этимология этих слов разные, насколько я знаю.
"Бюльбюля"- от слова "pilpilə" что переводится как "болото, точнее булькающее (болото). У села имеется соленное озеро в который словаются нечистоты, Разлагаясь они булькают
"Билгях" - от слова "bil, bilənd" со значением "высокая местность". Билгях находится на берегу моря, на северной стороне Апшерона, берег скалистый, овраг.
"Биладжары" -  от названия тюркского племени баланджары, более известные как "печенеги".

Skif

Цитата: ArtyomT от апреля 17, 2014, 07:55
а кроме "battaq" нет еще слова для "болота"? например "бил"?

"Bil", точнее "bülbülə"- искажено от "pilpilə". Так называется грязевой вулкан на парси. И вообще все булькающие омуты, водоемы и болота.
(Болото разные бывают. Болото, трясина, топь, зыбун, дрягва, даже зыбкие пески чем то похожи на болото.

Farroukh

Пильпиля - болото. Звукоподражательное, типа "буль-буль". Пильпиля превратилось в Бильбиля, вероятно, из-за арабского написания, где "п" менялось на "б".

Skif

Салам Фаррух. На вряд ли это арабское. На парси есть слова "пулэ" (тряпка намоченная нефтью для разжигания костра, или самовара), "пилтэ" (фитиль керосиновой лампы). Да и в древних именах нет-нет но встречаеться начальное "п". Например: "Пирвай" (имя, первенец), "Пири" (имя- первый, старший), "Пети" (женское имя, можно перевести как будда, идол).

с
С уважением.

ArtyomT

а у кого-нибудь есть эта книга - Т. Ахмедов, (Azərbəycan və tat dillerinin leksik əlaqələri, Bakı 1969)?

мой эл.адрес - ar.tonoyan@gmail.com

Iskandar

Цитата: ali_hoseyn от августа 24, 2012, 22:11
а из wahār — весал?
Цитата: ali_hoseyn от августа 24, 2012, 22:58
К весал параллель в зазаки — wesar. Характерно также отсутствие в этом горск.-евр. слове перехода *ā > о.
Оказывается, это северо-западное слово из *upa-sard- «по зиме» (ср. пашто psarləy «весна»)
И это естественно, h > s никак не могло породить.

Türk

Tati-türki, türki-tati lüğät : Äʿrüsküş - Dağ Quşçi lähceyi
/ A. K. Soltanov. - Bakı : Qanun Näşriyyatı, 2013

http://opac.bibliothek.uni-halle.de/DB=1/SET=4/TTL=2/SHW?FRST=1


:)

"Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!"

Абулгази Бахадур-хан

Гетманский


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр