Author Topic: Татский язык  (Read 39554 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Iskandar

  • Posts: 31375
« Reply #150on: October 4, 2012, 13:35 »
Вроде бы
Явили ми ся есть є҃ богъ, глаголюще: сице повѣдаи людемь, яко на пять лѣт͛ Днѣпру потещи вьспять, а землямь переступати на ина мѣста, яко стати грѣчкои земли на рускои земли, а рускои на грѣчкои и прочимъ землямъ измѣнитися

Offline Türk

  • Posts: 14779
  • Gender: Male
« Reply #151on: October 4, 2012, 18:57 »
Quote
"таты жили вплоть до нахчывана"
Речь шла об отдельных селениях на территории Нахичевани и прилегающей территории Армении (историческая обл. Васпураган).
тогда так и надо было сказать - отдельный(ые) поселения, а не "вплоть до нахчывана жили", это раз.




Quote
Quote
эвлия челеби не о каких татах в нахчыване не пишет
Эвлия Челеби пишет о крестьянах, говорящих на языке "дехкани" и приводит список слов из их языка. Эти слова не оставляют сомнений о принадлежности этого языка.
вы не привели список слов, приведите этот список слов в оригинальном виде как присутствует у эвлия челеби, это для начало.
потом, список определенных слов еще ничего не значит, можно с таким же успехом перечислить слова типа - китаб, мектуб, муеллим, хаким и т.д. из тюркского языка азербайджана и утверждать на основе этих слов что на самом деле видите ли этот язык не тюркский вовсе а один из диалектов арабского. насколько это серьезно?




“Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!”

Абулгази Бахадур-хан

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
« Reply #152on: October 6, 2012, 16:49 »
Quote
тогда так и надо было сказать - отдельный(ые) поселения, а не "вплоть до нахчывана жили", это раз.
Фактически, это одно и то же, разница лишь в численности. В ранние средние века это были не отдельные поселения, а более широкий ареал.

Quote
приведите этот список слов в оригинальном виде как присутствует у эвлия челеби
Челеби приводит такие примеры языка "дехкани": счёт от 1 до 14, обозначения бога и пророков, термины родства и названия основных продуктов питания, домашней утвари и одежды.

Оригинал текста здесь, перевод

Из-за того, что при написании арабской графикой фонетическая разница между татским и фарси исчезает, переводчик текста (Желтяков) в комментариях ошибочно называет эти слова "персидскими" и сам язык "фарси". Невероятно, чтобы в Нахичевани существовало персоязычное сельское население. Собственно, на территории Азербайджана персы в ту эпоху жили в городах, персидские крестьяне жили куда южнее.

Поэтому логично сделать вывод, что это были не персы (т. е. "ирани"), а таты (т. е. "парси").

Offline sagittarius

  • Вне лингвистики
  • Posts: 2018
  • Gender: Male
« Reply #153on: October 6, 2012, 17:14 »
Кроме того, на территории Армении есть город Апаран (арм. "Дворец"). Нетрудно заметить, что это не что иное, как ротацированная форма от "ападан". Ротацизм является отличительно особенностью одного из северных диалектов среднеперсидского, из которого вырос татский язык.

забыли упоминуть что в  среднеперсидском и  в новоперсидком  такого слова еще не выявили.
а может оно в татском имеется или в азерийском?
насколько мне изнвестно в иранских языках  нигде кроме древнеперсидского оно не засвидельственно.
если так то  одназночно в топку.

Offline Iskandar

  • Posts: 31375
« Reply #154on: October 6, 2012, 17:29 »
Др.перс. apadāna-, парф. ʾpdn(k)

Интересен морфологически похожий др.греч. термин αποτήκη "склад"
Явили ми ся есть є҃ богъ, глаголюще: сице повѣдаи людемь, яко на пять лѣт͛ Днѣпру потещи вьспять, а землямь переступати на ина мѣста, яко стати грѣчкои земли на рускои земли, а рускои на грѣчкои и прочимъ землямъ измѣнитися

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
« Reply #155on: October 6, 2012, 17:30 »
Quote
в  среднеперсидском и  в новоперсидком  такого слова еще не выявили
Это и незачем. Явный иранизм с ротацизмом. Более подробно см. здесь
В новоперсидском это слово стало "айваном".

Offline sagittarius

  • Вне лингвистики
  • Posts: 2018
  • Gender: Male
« Reply #156on: October 6, 2012, 17:38 »
Др.перс. apadāna-, парф. ʾpdn(k)

Интересен морфологически похожий др.греч. термин αποτήκη "склад"


у Ачаряна отсуствует  парф. ʾpdn(k)
он ставит =др.перс apadana

не знаю откуда вы выкопали парфянскую форму ʾpdn(k)  но по ходу из за конечного k он больше смахивает на арменизм   aparan/aparan-kh  где  kh это армянский суффикс.


 

Offline Iskandar

  • Posts: 31375
« Reply #157on: October 6, 2012, 17:41 »
не знаю откуда вы выкопали парфянскую форму ʾpdn(k)  но по ходу из за конечного k он больше смахивает на арменизм

Судя по суффиксу -ak, слово иранскее некуда.

В новоперсидском это слово стало "айваном".

Судя по своей форме, ēwān из *adi-bāna-
Явили ми ся есть є҃ богъ, глаголюще: сице повѣдаи людемь, яко на пять лѣт͛ Днѣпру потещи вьспять, а землямь переступати на ина мѣста, яко стати грѣчкои земли на рускои земли, а рускои на грѣчкои и прочимъ землямъ измѣнитися

Offline sagittarius

  • Вне лингвистики
  • Posts: 2018
  • Gender: Male
« Reply #158on: October 6, 2012, 17:43 »
не знаю откуда вы выкопали парфянскую форму ʾpdn(k)  но по ходу из за конечного k он больше смахивает на арменизм

Судя по суффиксу -ak, слово иранскее некуда.


а где вы увидили -ak ?
в армянском было бы тогда  aparan-ak ,а не aparan-kh.

Offline Iskandar

  • Posts: 31375
« Reply #159on: October 6, 2012, 17:46 »
а где вы увидили -ak ?

Учите иранское языкознание, о многоумный

в армянском было бы тогда  aparan-ak ,а не aparan-kh.

Армянское слово продолжает несуффигированную иранскую форму.
Явили ми ся есть є҃ богъ, глаголюще: сице повѣдаи людемь, яко на пять лѣт͛ Днѣпру потещи вьспять, а землямь переступати на ина мѣста, яко стати грѣчкои земли на рускои земли, а рускои на грѣчкои и прочимъ землямъ измѣнитися

Offline sagittarius

  • Вне лингвистики
  • Posts: 2018
  • Gender: Male
« Reply #160on: October 6, 2012, 17:51 »
а где вы увидили -ak ?

Учите иранское языкознание, о многоумный


учите армянский и то как в армянский заимствуються парфянизмы с суффиксом -ak

в армянском было бы тогда  aparan-ak ,а не aparan-kh.

Армянское слово продолжает несуффигированную иранскую форму.


не доказуемо .
лучше так -парфянское слово являеться локальным книжным древним  арменизмом не оставившим никаких следов в иранских  языках потомках ,а также когнатов в других  близких иранских языках.

Offline Iskandar

  • Posts: 31375
« Reply #161on: October 6, 2012, 17:57 »
учите армянский и то как в армянский заимствуються парфянизмы с суффиксом -ak

Ещё раз, в парфянском обычны формы без суффикса.

не доказуемо .
лучше так -парфянское слово являеться локальным книжным древним  арменизмом не оставившим никаких следов в иранских  языках потомках ,а также когнатов в других  близких иранских языках.

Конечно, армянские цари правили в Нисе и Ктесифоне...  :green:
Вы пока не представили этимологии на армянской почве.
На иранской она прозрачна.
Явили ми ся есть є҃ богъ, глаголюще: сице повѣдаи людемь, яко на пять лѣт͛ Днѣпру потещи вьспять, а землямь переступати на ина мѣста, яко стати грѣчкои земли на рускои земли, а рускои на грѣчкои и прочимъ землямъ измѣнитися

Offline sagittarius

  • Вне лингвистики
  • Posts: 2018
  • Gender: Male
« Reply #162on: October 6, 2012, 18:10 »
учите армянский и то как в армянский заимствуються парфянизмы с суффиксом -ak

Ещё раз, в парфянском обычны формы без суффикса.

в армянском тоже в данной лексеме чередование 
только  там армянский  суффикс -kh,а не парфянский -ak.

не доказуемо .
лучше так -парфянское слово являеться локальным книжным древним  арменизмом не оставившим никаких следов в иранских  языках потомках ,а также когнатов в других  близких иранских языках.

Конечно, армянские цари правили в Нисе и Ктесифоне...  :green:
Вы пока не представили этимологии на армянской почве.
На иранской она прозрачна.

при младших аршакидах кто там был из армянской ветви от Трдата ,а кто из мидийской от Бакура второго вы лично врядли сможете докапаться.
http://www.historica.ru/index.php?showtopic=7557&st=15

что касаеться этимологии  ,то на то что оно арменизм в древнеперсидском ни я ни Ачарян не претендовали .
кстати, при отсуствии когнат в остальных иранских ,он  есть в санскрите   apadha-замок.


Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
« Reply #163on: October 6, 2012, 18:17 »
Искандар, у человека проблемы ЧСВ, разговор бесполезен. Можно ли ограничить здесь присутствие фриков?

Offline sagittarius

  • Вне лингвистики
  • Posts: 2018
  • Gender: Male
« Reply #164on: October 6, 2012, 18:20 »
не надо проэцировать ...

« Reply #165on: October 6, 2012, 19:48 »
В «Предании о сыне Зарера» упоминается Waspuragan местность в значении «земля наследных принцев». Это говорит о том, что область Васпураган (ряд провинций от озера Ван до реки Аракс, включая и город Нахичевань) была вотчиной наследников шахского престола.


это говорит о том что вы не знайте  что ранние армянские источники(бузанд,егише,агатангел) не знают армянской  провинции под названием Васпуракан .
оно появилось только после раздела Армении 591 года между Византией  и Персией и обозначало армянскую тереторию которая осталось под контролем сасанидов(не долго) .
читайте Адонца "Армения в эпоху Юстиниана".

Online piton

  • Posts: 37317
« Reply #166on: October 7, 2012, 15:23 »
Простите за несуразный вопрос. Есть ли в Азербайджане сторонники перехода на фарси, "возврата к корням"? Понятно, не как смену родного языка, а просто широкого внедрения его в общественную жизнь.
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Offline Türk

  • Posts: 14779
  • Gender: Male
« Reply #167on: October 7, 2012, 20:15 »
Простите за несуразный вопрос. Есть ли в Азербайджане сторонники перехода на фарси, "возврата к корням"? Понятно, не как смену родного языка, а просто широкого внедрения его в общественную жизнь.

 :D

мы ждем когда русские перейдут на французский ;D
“Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!”

Абулгази Бахадур-хан

« Reply #168on: October 7, 2012, 20:17 »
Простите за несуразный вопрос. Есть ли в Азербайджане сторонники перехода на фарси, "возврата к корням"? Понятно, не как смену родного языка, а просто широкого внедрения его в общественную жизнь.
а смысл то внедрить малопотенциальный иностранный язык ?
“Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!”

Абулгази Бахадур-хан

Offline -Dreamer-

  • Posts: 16156
  • Gender: Male
  • Stranger and sojourner
« Reply #169on: October 7, 2012, 20:23 »
piton, да скорей турецкий уж, его и учить-то особо не надо, просто ознакомиться и вперёд. Некоторые, правда, за русский по-прежнему держатся. Фарси же, как мне кажется, азербайджанцев сейчас мало интересует.

Offline Türk

  • Posts: 14779
  • Gender: Male
« Reply #170on: October 7, 2012, 20:37 »
а как мне читать и писать в разделе "политика" ?
“Найдутся ли пути, по которым огузы не кочевали и не хаживали бы, найдутся ли юрты, в которых они не ставили своих кибиток и не живали бы!”

Абулгази Бахадур-хан

Offline Iskandar

  • Posts: 31375
« Reply #171on: October 7, 2012, 20:38 »
Присоединиться к группе Политика в своём профиле
Явили ми ся есть є҃ богъ, глаголюще: сице повѣдаи людемь, яко на пять лѣт͛ Днѣпру потещи вьспять, а землямь переступати на ина мѣста, яко стати грѣчкои земли на рускои земли, а рускои на грѣчкои и прочимъ землямъ измѣнитися

Online piton

  • Posts: 37317
« Reply #172on: October 7, 2012, 20:48 »
Нисколько не сомневался, что в Азербайджане подобные идеи непопулярны. :)
Просто поинтересовался, озвучивались ли они. Сравнение с французским явно неправильное, в России он был в авторитете несколько десятков лет. Персидский же господствовал в культуре столетиями далеко за пределами шиитского мира.
 
смысл то внедрить малопотенциальный иностранный язык ?
Дело в том, что потенциальность могут проверить только люди. Какие сомнения вообще, что у Ирана возможны огромные перспективы?
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Offline -Dreamer-

  • Posts: 16156
  • Gender: Male
  • Stranger and sojourner
« Reply #173on: October 7, 2012, 20:59 »
Дело в том, что потенциальность могут проверить только люди. Какие сомнения вообще, что у Ирана возможны огромные перспективы?
Они были бы ещё больше, если бы удалось навести порядок в Афгане и Таджикистане. Мог бы получиться реальный персидский мир, по аналогии с арабским. Было бы здорово, многополярность должна быть и поменьше американцев за пределами США.

Offline Iskandar

  • Posts: 31375
« Reply #174on: October 7, 2012, 21:02 »
Панове, вы закончите с политикой или мне тему закрыть?
Явили ми ся есть є҃ богъ, глаголюще: сице повѣдаи людемь, яко на пять лѣт͛ Днѣпру потещи вьспять, а землямь переступати на ина мѣста, яко стати грѣчкои земли на рускои земли, а рускои на грѣчкои и прочимъ землямъ измѣнитися

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: