Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

L&M

Автор 428302, июля 22, 2006, 16:20

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Тася

 ;-) Здравствуйте, дорогие однофорумчане!
                                                           Настоящий лингвист должен быть
                                                          не только филологом, но и математиком.
                                                                                   (цитата с сайта РГГУ)

  Интуитивно и отчасти из опыта обучения в университете вроде бы понятно и естественно, однако... в сознании это всё как-то нечётко:
1. Всё-таки почему?
2. Применяются ли математические методы для какого-либо уровня языка в большей мере по сравнению с другим уровнем и с чем это может быть связано?
3. Обыденно людей по типу мышления привыкли разделять на гуманитариев, т.н. лириков, не совместимых с точными науками, в том числе и с математикой, и технарей, тех, кто, напротив, склонен к точности и логике. Если  лингвистическое мышление совмещает в себе определённым образом оба эти типа, значит ли, что оно есть ещё один особый тип мышления, о котором тоже стоит говорить?
И ещё...интересно и полезно быдо бы узнать, что нужно будет взять от чисто гуманитарного, а что - от математически точного?
   ::)
                                             
* Где единение, там и победа. Публий.

Amateur

Ну, не гуманитарная эта наука – лингвистика – хоть ты тресни!  ;D

ginkgo

Цитата: 428302 от июля 22, 2006, 16:20
3. Обыденно людей по типу мышления привыкли разделять на гуманитариев, т.н. лириков, не совместимых с точными науками, в том числе и с математикой, и технарей, тех, кто, напротив, склонен к точности и логике.                                           
Вообще-то любая наука без точности и логики пропадет, даже самая гуманитарная.  8)
(и само деление на гуманитарные и точные науки весьма неточно, а значит, ненаучно, я бы сказала  ;) )
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Amateur

Цитата: ginkgo от июля 23, 2006, 00:36
Вообще-то любая наука без точности и логики пропадет, даже самая гуманитарная.  8)
(и само деление на гуманитарные и точные науки весьма неточно, а значит, ненаучно, я бы сказала  ;) )
Есть, есть гуманитарные... искусствоведение какое-нибудь там (в т.ч., литературоведение), социология, психология, политология и прочие сказки про белого бычка.
Одно исключение – философия. Она вообще не наука.  :green:

yuditsky

Просто, чтобы найти закономерности, надо обладать именно математическим мышлением. Например, я убедился, что студенты, приходя учить лингвистику, думают, что это гуманитарная наука, но, применяя к ней методы других гуманитарных наук, многого не добиваются. А как раз люди с математическим подходом получают высокие оценки. Кстати, у нас большинство специалистов по классическим дисциплинам (срав. языкознание, фонетика и т.п.) мужчины, а вот по всяким Бахтиным или Серлям -женщины.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

Amateur

Конечно математика и лингвистика близки, как никто другой. К ним же и другие разделы науки о знаковых системах.
Гуманитарные и естественные науки – сами по себе.
Некоторые, правда, естественные науки (физику, химию, биологию) почему-то называют точными.

ginkgo

Я же говорю, путаница с этими классификациями, кто как хочет называет, да и с тем, что куда относить, тоже не всё однозначно (скажите-ка современным когнитивным психологам, что психология - это гуманитарные "сказки про белого бычка"  :green: ) И в лингвистике есть разные направления, она, как и психология - наука пограничная.

Цитата: yuditsky от июля 23, 2006, 01:00
Просто, чтобы найти закономерности, надо обладать именно математическим мышлением. Например, я убедился, что студенты, приходя учить лингвистику, думают, что это гуманитарная наука, но, применяя к ней методы других гуманитарных наук, многого не добиваются. А как раз люди с математическим подходом получают высокие оценки.

Математическое мышление - это одно, а точность и логика - это другое. Я писала о том, что эти последние нужны в любой науке, даже в искусствоведении.

Цитата: yuditsky от
Кстати, у нас большинство специалистов по классическим дисциплинам (срав. языкознание, фонетика и т.п.) мужчины, а вот по всяким Бахтиным или Серлям -женщины.
Это к тому, что женщины более склонны к гуманитарным направлениям?  :)
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

ginkgo

Цитата: Amateur от июля 23, 2006, 00:47
Есть, есть гуманитарные... искусствоведение какое-нибудь там (в т.ч., литературоведение), социология, психология, политология и прочие сказки про белого бычка.
Одно исключение – философия. Она вообще не наука.  :green:

Многие направления литературоведения (или той же психологии) настолько плавно перетекают в философию, что границу невооруженным глазом даже и не разглядеть  :)

А социологию с политологией (и историей) обычно называют не гуманитарными (humanities/ Geistes-Wissenschaften), а общественными (social science, Gesellschafts-Wissenschaften) науками.
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Amateur

Как ни назови, всё равно сказка про белого бычка.
С прошлого года для меня психология – это лженаука.

ginkgo

Цитата: Amateur от июля 23, 2006, 01:44
С прошлого года для меня психология – это лженаука.

А почему именно с прошлого года (если не секрет)?
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Amateur

Цитата: ginkgo от июля 23, 2006, 02:59
А почему именно с прошлого года (если не секрет)?
После тесного общения по теме с одной психоложкой... или психоложицей – как правильно?


ginkgo

Цитата: Amateur от июля 23, 2006, 03:01
Цитата: ginkgo от июля 23, 2006, 02:59
А почему именно с прошлого года (если не секрет)?
После тесного общения по теме с одной психоложкой... или психоложицей – как правильно?
Ну, я же говорю, направления разные. Особенно в психологии  - разнее не бывает  ::)
Но, кроме психоложек и психоложиков есть еще и психология как наука, она есть!  :) 






"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Rezia

"Сон налягає. Кладе м'якеньку лапу на очі і на лице і шепче до вуха: спи..." (Коцюбинський)
"Ахаль çеç-им шурă юрĕ çав каç ÿкрĕ çĕр çине?" (чăваш юрри)
"Гэта не без гэтага" (з аднаго беларускага рамана)
"ნახევარი პური, ნახევარი ხარჩო"
"If you want to win the fight, say "I believe!" " (Eric)

yuditsky

Цитата: ginkgoЭто к тому, что женщины более склонны к гуманитарным направлениям?
К тому. Сложные вопросы диахронии очень тяжело даются студенткам. А вот этимология да семантика хлебом не корми. Студентам же наоборот, нудно учить области, граничащие с литературой или психолгией. Конечно, это лишь наблюдение, но я думаю, верное процентов на 80 как минимум.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

RawonaM

Цитата: yuditsky от июля 23, 2006, 12:41
Цитата: ginkgoЭто к тому, что женщины более склонны к гуманитарным направлениям?
К тому. Сложные вопросы диахронии очень тяжело даются студенткам. А вот этимология да семантика хлебом не корми. Студентам же наоборот, нудно учить области, граничащие с литературой или психолгией. Конечно, это лишь наблюдение, но я думаю, верное процентов на 80 как минимум.
Я согласен с Юдицким в его наблюдениях, но несогласен с его оценкой, которая прослеживается между словами, этих «Бахтинов и Серлей».
Изучение языка в синхронном плане критикуется компаративистами и считается совершенно бесполезным, не требующим особых усилий, и из-за этого его и выбирают якобы бездарные и ленивые студентки (а бездарные они потому, что дебри компаративистики им не даются. Но может все-таки оно им не дается потому, что их это не интересует?..). Я лично думаю, что это все происходит от того, что эти люди не знают, чем занимаются «синхронисты» и зачем оно действительно нужно, и этот «конфликт» восходит еще к тому времени, когда синхронное изучение языка было новинкой, а новинки всегда воспринимаются в штыки. Многие даже не знают, о чем писал Соссюр, но один из профессоров сказал как-то, что Соссюр -- это враг языкознания... (Юдицкий должен помнить это, он там был :))
С другой стороны, «синхронисты», хотя они и занимаются своим делом, они обычно не пренебрегают занятием своих оппонентов, но считают только такой подход к языку недостаточным.

А разница между этими двумя подходами примерно такая: один из них занимается исследованием видимых единиц (звуков, фонем, морфем, реже синтаксиса), а другой занимается исследованием более абстрактных вещей и вопросом того, как действительно работает язык, как люди ведут коммуникацию друг с другом. Понятно, что вопросы системы более математические, а вопросы коммуникации более гуманитарные.

Я считаю второй подход на сегодняшний день нужнее и полезнее, но (видимо пол сказывается :green:) вопросы коммуникации мне даются труднее, чем вопросы системы -- я очень люблю компаративистику. Мне трудно определиться с направлением, которым я действиельно хочу заниматься, потому что с одной стороны в компаративистике у меня получается несомненно лучше, с другой стороны, я не хочу отставать от мира, от прогрессивных методов, лишать себя занятием в очень интересной и развивающейся области. Я заметил, что именно из-за этого противостояния не хватает взаимодействия между этими направлениями, и их можно успешно соединить, например занявшись вопросом о том, как именно двуязычие (вопрос из области синхронии) оставляет в языке субстрат/суперстрат (из области диахронии), включая детальное рассмотрение в синхронном плане слов из списка Сводеша в реальной двуязычной речи.

Amateur

Меня удивляет, что можно вот так делиться на пустом месте. И у «синхронистов», и у «диахронистов» материал один и тот же. Кстати, этимология разве не из области диахронии?

RawonaM

Цитата: "Amateur" от
И у «синхронистов», и у «диахронистов» материал один и тот же.
Не один и тот же. У диахронистов материал письменный и как можно старее, а синхронисты исследуют живую речь.

Цитата: "Amateur" от
Кстати, этимология разве не из области диахронии?
Конечно. Юдицкий наверное оговорился.

yuditsky

Уточню. Вместо "вопросы диахронии" читать "вопросы диахронической фонологии/фонетики и морфологии".
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

yuditsky

И ещё. Я нигде не говорил, что пол ученика говорит о его умственных способностях. Также я нигде не говорил, что какой либо из объектов исследования лингвистики важнее (сложнее, перспективнее) других.
Просто по моему опыту есть темы, предпочитаемые женщинами, и темы, предпочитаемые мужчинами.
ЗЫ Когда я это говорю ученикам или знакомым, часто начинаются возражения, потому что думают, что это не политикли коррект. Но во-первых, факты они и в Африке факты, а во-вторых, нет ничего страшного в том, что у мужчин и женщин разный образ мышления.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

ginkgo

Цитата: RawonaM от июля 23, 2006, 13:40
Я заметил, что именно из-за этого противостояния не хватает взаимодействия между этими направлениями, и их можно успешно соединить, например занявшись вопросом о том, как именно двуязычие (вопрос из области синхронии) оставляет в языке субстрат/суперстрат (из области диахронии), включая детальное рассмотрение в синхронном плане слов из списка Сводеша в реальной двуязычной речи.
А что, очень интересная тема  ;up:
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

ginkgo

Цитата: yuditsky от июля 23, 2006, 16:00
что у мужчин и женщин разный образ мышления.
Слишком категорично, имхо. Мужчины и женщины бывают разные. Поэтому мне больше нравится формулировка "чаще предпочитают".
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Wolliger Mensch

Цитата: ginkgo от июля 23, 2006, 19:25
Цитата: yuditsky от июля 23, 2006, 16:00
что у мужчин и женщин разный образ мышления.
Слишком категорично, имхо. Мужчины и женщины бывают разные. Поэтому мне больше нравится формулировка "чаще предпочитают".
Даже можно сказать так: у мужчин разное мышление, и у женщин разное мышление.  8)
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

ginkgo

Цитата: Wolliger Mensch от июля 23, 2006, 20:16
Даже можно сказать так: у мужчин разное мышление, и у женщин разное мышление.  8)
Это уже ближе к истине  :)
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Тася

Что называется, информация к размышлению... Наверное, действительно мужчины различаются между собой мышлением и женщины так же. Здесь,как мне кажется, ещё важен фактор преподавателя, т.е. качество преподавания того или иного предмета, личность преподавателя и умение заинтересовать. Если говорить на примере студентов и студенток моего факультета, то не сказала бы, что именно  наши мальчишки блещут  в фонетике, исторической лингвистике. У них часто и по синхронным дисциплинам проблем больше других, скажем, по введению в языкознание. Большая часть наших парней так или иначе в конечном счёте оказывается на специализации по литературе, где неплохо себя проявляют, даже на конференции выступают.
А насчёт того, что  математическому складу ума легче даются такие дисциплины, как фонетика, морфология, диахронические..., пока что соглашусь. Дело в том, что многие студентки из технических классов показывают более высокую успеваемость по сравнению с теми, кто пришёл из гуманитарных классов.Вот. На моём опыте это вообще ужас и кошмар. Я с 7 класса училась в техническом, т.е. с уклоном на физику и математику. Так вот не знаю почему,но мне как на 1 курсе фонетика понравилась, (да так, что даже от ''5'' автоматом отказалась и пошла экзамен сдавать. Это я не хвастаюсь, просто самоличный факт привела. ), так вот и сейчас не проходит. И преподаватель по фонетике, надо сказать, у нас замечательный был. Сейчас вот нужно читать книжки к диплому + тексты по ИРЛ, а читаются в основном только фонетические книжки. Не знаю, как меняться уже! А у нас в университете фонетике вообще никакого развития нет.
Я вот ещё что подумала. Может, связь лингвистики с гуманитарным направлением объясняется и тем, что предмет её изучения -язык - функционирует в обществе, а общество всегда связывается с человеком в различных его проявлениях. Медицина вот тоже связана с человеком и тоже гуманитарная. Социологию, психологию тоже по этому принципу к гуманитерным относят. Само слово -  гуманитарный...
* Где единение, там и победа. Публий.

Wolliger Mensch

Четыреста двадцать восемь тысяч триста два, составьте сами график: какие науки более гуманитарны, а какие менее. Самой негуманитарной должна быть, ИМХО, математика, а в противоположном конце — философия.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр