Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Поволжский перебой: расхождения между татарским и башкирским

Автор Borovik, марта 6, 2012, 16:00

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Пассатижи

насчет ер и ел, в тех случаях, когда вместо й идет ж (в восточном, западном диалекте) - там и,  жил и жир. Так что проблема только в й (неудобно говорить йир?)
Ғғ Ҙҙ Ҡҡ Ңң Өө Ҫҫ Үү Һһ Әә

Zhendoso

Цитата: snn от января 31, 2013, 12:05
Почитайте Чеченова! Или по-Вашему господин Чеченов из Института языкознания РАН занимается псевдонаукой и безбожно фричит?
Ваша невежественная его интерпретация фричит. В псевду!
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Цитата: Borovik от января 31, 2013, 11:25
А вот обратный случай:
башк. һике = тат. сәке
В татарском, похоже, чувашизм или (с меньшей вероятностью) османизм (посредством чагатайского). В башкирском - нормальный рефлекс старого е  (в ине - то же самое). Подобные случаи, по идее, должны корреспондировать с хакасскими, проверьте сами, мне лениво.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 12:14
Цитата: snn от января 31, 2013, 12:05
Почитайте Чеченова! Или по-Вашему господин Чеченов из Института языкознания РАН занимается псевдонаукой и безбожно фричит?
Ваша невежественная его интерпретация фричит. В псевду!
Жендосо, это уже просто непорядочно. Объявляете мнение оппонента фричеством и взываете к модераторам. При этом никаких доказательств моего фричества не приводите. Обратите внимание, что именно Вас в этой теме ловят на фричестве. :) Но все остальные ведут себя так, как подобает мужчинам. То есть, без истерических призывов к администрации. Я свою позицию готов отстоять в открытом споре. :)

Zhendoso

Offtop
Цитата: snn от января 31, 2013, 12:37
Жендосо, это уже просто непорядочно. Объявляете мнение оппонента фричеством и взываете к модераторам. При этом никаких доказательств моего фричества не приводите. Обратите внимание, что именно Вас в этой теме ловят на фричестве. :) Но все остальные ведут себя так, как подобает мужчинам. То есть, без истерических призывов к администрации. Я свою позицию готов отстоять в открытом споре. :)
Был бы оппонент. У тебя нет никаких знаний в тех темах, в которые ты лезешь вслед за мной. Тебе, как злостному флудеру, генератору псевдонаучных постов, имхо, следует закрыть доступ в тюркский раздел.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Offtop
Цитата: snn от января 31, 2013, 12:37
Я свою позицию готов отстоять в открытом споре.
Какая, к черту, у тебя позиция?  Напиши-ка мне здесь какую-нибудь свою мысль за сабж, с примерами. Вот тогда я посмотрю на твою позицию. А флудить все умеем. Только здесь не надо - в псевду иди для этого.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Фанис от января 30, 2013, 17:15
... чагатаизмов в удмуртском принципе быть не может, потому что удмурты никогда не соседствовали с носителями этого языка, да и не могли, потому что это литературный язык, а не разговорный, в самом татарском чагатаизмы только через литературное влияние.
А где можно почитать про чагатаизмы в удмуртском?

Zhendoso

Offtop
Цитата: snn от января 31, 2013, 13:00
Цитата: Фанис от января 30, 2013, 17:15
... чагатаизмов в удмуртском принципе быть не может, потому что удмурты никогда не соседствовали с носителями этого языка, да и не могли, потому что это литературный язык, а не разговорный, в самом татарском чагатаизмы только через литературное влияние.
А где можно почитать про чагатаизмы в удмуртском?
В теме про чагатаизмы в удмуртском
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 13:02
Offtop
Цитата: snn от января 31, 2013, 13:00
Цитата: Фанис от января 30, 2013, 17:15
... чагатаизмов в удмуртском принципе быть не может, потому что удмурты никогда не соседствовали с носителями этого языка, да и не могли, потому что это литературный язык, а не разговорный, в самом татарском чагатаизмы только через литературное влияние.
А где можно почитать про чагатаизмы в удмуртском?
В теме про чагатаизмы в удмуртском
Ссылку дайте на эту тему.

Zhendoso

Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине


Zhendoso

Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Пассатижи

Ғғ Ҙҙ Ҡҡ Ңң Өө Ҫҫ Үү Һһ Әә

Zhendoso

Offtop
Цитата: Пассатижи от января 31, 2013, 14:21
вы зае№;ли флудить   >( :wall: где модератор???
Нету у нас модераторов в тюркском разделе. Я бы хотел, чтобы Боровика им сделали, или Каракурта.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Borovik

Цитата: Пассатижи от января 31, 2013, 11:57
в мишарских говорах тоже часто ә в первом слоге, иногда заходит дальше башкирского, например бәк

В башкирских говорах тоже экспрессивное бәк.
А прежде чем говорить о "заходит дальше", хорошо бы понимать, какова была отправная точка.

Цитата: Пассатижи от января 31, 2013, 11:57
әлбиттә - әлбәттә
Арабизмы-персизмы в данной теме вапще фтопку
Или придётся иметь дело с мутными вопросами, типа почему в татарском получилось шимбә при башк. шәмбе

Zhendoso

Цитата: Borovik от января 31, 2013, 14:27
...Или придётся иметь дело с мутными вопросами, типа почему в татарском получилось шимбә при башк. шәмбе
Это же не мутный вопрос. В среднетатарском первосложный старый ä в норме>и.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Borovik

Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 14:34
Это же не мутный вопрос. В среднетатарском первосложный старый ä в норме>и.
Тотально? Откуда тогда современный первосложный ә в татарском?

bvs

Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 14:34
В среднетатарском первосложный старый ä в норме>и.
В общекыпчакском вообще различались ä и e в первом слоге? Или речь идет о чувашизмах в татарском?

Zhendoso

Цитата: Borovik от января 31, 2013, 14:36
Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 14:34
Это же не мутный вопрос. В среднетатарском первосложный старый ä в норме>и.
Тотально? Откуда тогда современный первосложный ә в татарском?
Частью из а, частью из письменного языка (модное в прошлом "мекканское" произношение - чтение алифов как ä), в исконных же (посмотрите, н-р, тот же старлинг) - обычно все нормально у татар.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Borovik

Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 14:49
Цитата: Borovik от января 31, 2013, 14:36
Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 14:34
Это же не мутный вопрос. В среднетатарском первосложный старый ä в норме>и.
Тотально? Откуда тогда современный первосложный ә в татарском?
Частью из а, частью из письменного языка (модное в прошлом "мекканское" произношение - чтение алифов как ä), в исконных же (посмотрите, н-р, тот же старлинг) - обычно все нормально у татар.
Всё запутывается.
Почему же тогда ким и шимбә? Почему в этих словах и, в остальных ә?

Вот ещё весёлый случай. Башк. кәмә, тат. көймә "лодка". Zhendoso?

Zhendoso

Цитата: bvs от января 31, 2013, 14:46
Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 14:34
В среднетатарском первосложный старый ä в норме>и.
В общекыпчакском вообще различались ä и e в первом слоге?
Закрытый и открытый е? Видимо, уже нет (см. работы Мудрака). 
Цитата: bvs от января 31, 2013, 14:46
Или речь идет о чувашизмах в татарском?
Нет.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Цитата: Borovik от января 31, 2013, 15:12
Почему же тогда ким и шимбә? Почему в этих словах и, в остальных ә?
Разновременные заимствования из письменного, имхо (в данном случае - старые, успевшие попасть под ä>и) . В таких случаях часто корреспондирующий чувашский материал, свидетельствующий о древности заимствования, помогает (н-р, чув. кимĕл- "уменьшаться"). Жаль, татарского корпуса нет.
Цитата: Borovik от января 31, 2013, 15:12
Вот ещё весёлый случай. Башк. кәмә, тат. көймә "лодка". Zhendoso?
көймә из "кибитка" же, а так - башк. кәмә~ тат. кимә (чув. ким, кимĕ). 
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Zhendoso

Кста, просто так, о птичках. Я очень сильно подозреваю, что древнетюркский закрытый ẹ на самом деле был дифтонгом (см.. н-р, огузские рефлексы)
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

bvs

По старлингу Azerbaidzhan: gämi, gäräk, därin. Там свое распределение ä~e в первом слоге, не совпадающее с исконным открытый-узкий (в чув. а~и). Башкирские ä в первом слоге с азерб. случаями сравнивать не пробовали?

Фанис

Цитата: Zhendoso от января 31, 2013, 10:03
Цитата: Borovik от марта  6, 2012, 16:54
1. башк. егет = тат. егет "парень"
2. башк. еп = тат. җеп "нитка"
В архетипе было i, в обоих языках обычно одинаковый рефлекс
Цитата: Borovik от марта  6, 2012, 16:54
3. башк. ете = тат. җиде "семь" (закономерный переход в башкирском, все фонетично)
В архетипе - закрытый ẹ. В башкирском - рефлекс е, в чувашском и среднетатарском (через стадию дифтонга иэ) - рефлекс и (чув. çиччĕ "7"), отчасти вовлекшийся в чувашском в процесс исконный и>ĕ.
Еще одна отсебятина, не знаю как в чувашском, в татарском никогда не было такого дифтонга.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр