Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Булгарский(Идель-Булгарский) язык

Автор edem, января 20, 2006, 12:54

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VFKH

Цитата: Kamil от декабря 24, 2021, 21:26
Габдрахим Утыз Имяни (мишар по происхождению)
Это какая-то важная информация?

maratique

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 07:18
Цитата: Kamil от декабря 24, 2021, 21:26
Габдрахим Утыз Имяни (мишар по происхождению)
Это какая-то важная информация?
То, что он Имяни, уже говорит о том, что он мишяр.
Memento mori
普京回罗

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 07:12
Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 06:42
Не знаю. Не особенно интересовался. Но в любом случае они не восходят к Волжской Булгарии.
;D

Покажите, что  «Кыссаи-Юсуф» восходит к Волжской Болгарии.

Таких источников нет. 

Не надо устраивать маскарад со смайликами.

ЦитироватьВсе сведения по биографии поэта <Кул Гали. — А.> отсылают к одному и тому же сочинению «Таварих-и Болгария» («История Булгарии»)[14] Таджедина Ялчыгулова.
(Русская Вмкмпедия).

А кто такой Таджедин Ялчыгулов?
ЦитироватьТаджетдин Ялчыгул (также известен как Таджеддин Ялчыгул ал-Булгари, Ялсыгулов Таджетдин Ялсыгул-улы[1], публиковался также под псевдонимом Ялсыгул Таджетдин аль-Башкорди[2], башк. Тажетдин Ялсығол әл-Башҡорт, тат. Таҗетдин Ялчыгол; (1768—1838) — известный башкирский[2] и татарский[3][4] учёный-историк, писатель, поэт.
Цитировать«Таварих-и Булгария» написана Таджетдином в 1805 году.
И вы хотите нас, весь честной народ,  уверить в том, что сочинение 1805 года может быть источником по Волжской Болгарии?  :uzhos: Ищите «дураков» в другом месте.
ЦитироватьИсследователь произведения «Таварихи Булгария» Миркасым Усманов характеризует её как «фантастическая шаджара»

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 07:18
Цитата: Kamil от декабря 24, 2021, 21:26
Габдрахим Утыз Имяни (мишар по происхождению)
Это какая-то важная информация?

Здесь названо имя человека.  Габдрахим Утыз-Имяни аль Булгари (наст. имя — Габдрахим Усман[3]; тат. Габдерәхим Госман угылы Утыз-Имәни әл-Болгари[1]; 1752—1836[4])  По нотации царской администрации — Усманов. Габдрахим Усманов.

Вот у вас, наверное, тоже имеется имя. Как вы думаете, оно, это имя, важная информация?

Он родом из нынешнего Черемшанского района Татарстана. Его родная деревня там так и называется (с некоторых пор,  в советские времена имела другое название) — Утыз-Имян (Кстати, рядом расположено чувашское село Ульянково, в оригинале — Вăтăр Юман Киремет, то есть Киреметь Тридцати Дубов).

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 07:11
Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 06:06
Всё уничтожить и ему оказалось не под силу. Однако уничтоженного им уже не вернёшь.
Вдвоем с Камилом свечку держали или кто-то один?  ::)

Послушайте, Утыз Имян подготовил текст для печатания  «Кыссаи-Юсуфа» к 1824 году.

В 1836 году он умер.  Но его текст всё равно напечатали.  Уже после его смерти, в 1839 году. В типографии Казанского университета.  Потом, до 1917 года, этот текст перепечатывлся  более 80 раз.

И надо думать, что все списки после 1839 года  являются простыми переписываниями с печатного текста. Или, хотя бы, подвержены сильному влиянию оного.  Поэтому они большого интереса не представляют.

Интересны только списки до 1824 года. Они есть? Сколько их осталось? И причём тут свеча?

А если вдруг и сохранились эти списки 18-го и начала 19-го веков, то какое они имеют отношение  к Волжской Болгарии?

В общем, байки о том, что  текст Кыссаи Юсуфа имеет отношение к ВБ,  мало отличаются от печально известной  истории с  так называемой «Джагфар-Тарихы», придуманной уже в 20-м веке. 

VFKH

Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 09:29
И вы хотите нас, весь честной народ,  уверить в том
Какой "честной народ"? Тот самый, который неколебимой рукой держал свечку и подсмотрел, как, где-то в начале 19 века, автор 60 поэтических, богословских и иных произведений Габдрахим Утыз Имяни недрогнувшей рукой самолично сжигал списки поэмы о Юсуфе?  ;)  ::)

VFKH


VFKH

ЦитироватьАлмаз Дж. «Кысса-и Юсуф» Али – булгаро-татарский памятник // Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Москва, 1960.

Наджип Э.Н. О языке памятника начала XIII в. «Кысса-и Юсуф» Али // Советская тюркология. 1976. № 2.

Тенишев Э.Р. О языке поэмы Кул Гали «Кысса-и Юсуф» // Turcologika 1986. Ленинград, 1986.

Поэт-гуманист Кул Гали. Казань, 1987.

Ахунов А.М. Арабский источник средневековой тюрко-татарской литературы: на материале трудов ат-Табари. Казань, 2001.

Кузьмина Х.Х. Лексика поэмы Кул Гали «Кыссаи Йусуф». Казань, 2001.

Хисамов Н.Ш. Поэма «Кыссаи Юсуф» Кул Али: Анализ источников сюжета и авторского творчества. Москва, 1979.

Хисамов Н.Ш. Сюжет Йусуфа и Зулейхи в тюрко-татарской поэзии XII–XV вв.: Проблема версий. Казань, 2001.

Хисамов Н.Ш. Бөек язмышлы әсәр. Казан, 1984.

Таһирҗанов Г. Фирдәүси һәм Колгали // Казан утлары. 1968. № 12;

Татар әдәбияты тарихы. 6 томда. Том 1. Казан, 1984.

Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/literatura/tatarskaya-literatura/kyssa-i-jusuf Онлайн - энциклопедия Tatarica

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 10:21
Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 09:29
И вы хотите нас, весь честной народ,  уверить в том
Какой "честной народ"? Тот самый, который неколебимой рукой держал свечку и подсмотрел, как, где-то в начале 19 века, автор 60 поэтических, богословских и иных произведений Габдрахим Утыз Имяни недрогнувшей рукой самолично сжигал списки поэмы о Юсуфе?  ;)  ::)

ЦитироватьИ вы хотите нас, весь честной народ,  уверить в том....
И? А дальше что? Чего вы пропустили?
ЦитироватьИ вы хотите нас, весь честной народ,  уверить в том, что сочинение 1805 года может быть источником по Волжской Болгарии?  :uzhos: Ищите «дураков» в другом месте.
Ищите дураков в другом месте

А насчёт того, что Утыз Имян уничтожал использованные им списки Кыссаи-Юсуфа я тоже слышал. Слышал, поэтому и говорю что слышал. Но бегать за подтверждениями в Интернет-пространство не буду. Потому что даже это обстоятельство здесь не имеет принципиального значения. Вы всё равно не сможете протянуть ниточку связи от Кыссаи-Юсуфа к Волжской Булгарии.



Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 10:27
Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 10:13
И надо думать
Ну, это проще, чем читать.  :=
Прекратите маскарад. Подобными передёргиваниями вы ничего не добьётесь. 

И эти списки литературы тоже ни к чему. Скажем, там фигурирует Наджип. Ну и что же он говорил?

Цитату от М. Усманова я уже привёл — фантастические шеджере

VFKH

Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 10:33
Ищите «дураков» в другом месте
Искать дураков в тех, кто живя в 21 веке держал свечку в 19-ом? И чем-то их уверять? Да боже меня упаси!  :)

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 10:21
Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 09:29
И вы хотите нас, весь честной народ,  уверить в том
Какой "честной народ"? Тот самый, который неколебимой рукой держал свечку и подсмотрел, как, где-то в начале 19 века, автор 60 поэтических, богословских и иных произведений Габдрахим Утыз Имяни недрогнувшей рукой самолично сжигал списки поэмы о Юсуфе?  ;)  ::)

Ещё раз:
Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 09:29
И вы хотите нас, весь честной народ,  уверить в том, что сочинение 1805 года может быть источником по Волжской Болгарии?  :uzhos: Ищите «дураков» в другом месте.

VFKH

Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 11:07
сочинение 1805 года
Вы первый крупный "специалист" по средневековым письменным памятникам, который считает данное произведение "сочинением 1805 года".  ;D

VFKH

Ага-базар, может помолчите и дадите слово "коллегам", так сказать, другим крупнейшим специалистам по средневековым памятникам письменности? Или вы думаете, что крупнее вас уже и не бывает?  ;)

Agabazar

Исламов Р. Ф. К проблеме изучения копий рукописи "Кысса-и Йусуф" Кул  Али

Вроде научная статья. Но почему-то автор говорит о рукописи самого автора. Нет такой рукописи. Даже в некоем виртуальном смысле невозможно говорить о ней.

То, что мы имеем — ЭТО И НЕ КОПИИ. И не редакции.  Они называются в текстологии просто — СПИСКИ. Но они списаны не из «рукописи», а, в основном,  из таких же списков. А где надо искать первоисточник?  Да бог его знает!

ЦитироватьБольшинство списков XIX в, ранние -XVII в.
ЦитироватьЭти 12 списков можно считать уже утраченными
Цитироватьсписок, сделанный в 1824 году поэтом Утыз Имяни (1754-1834), который являлся основой первого издания произведения, был сокращен с какого-то древнего списка поэмы на 980 стихотворных строк, "дабы избежать многословия" [1, с.6].
ЦитироватьТаким образом, в настоящее время известны приблизительно 333 копий рукописи "Кысса-и Йусуф" Кул 'Алй.

Списков вроде много, но они ни на один миллиметр не приближают нас к Волжской Болгарии. Только отдалют от неё.

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 11:27
Ага-базар, может помолчите и дадите слово "коллегам", так сказать, другим крупнейшим специалистам по средневековым памятникам письменности? Или вы думаете, что крупнее вас уже и не бывает?  ;)
Не Ага-базар, а Агабазар. Можете не извиняться, но больше так не пишите.
Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 11:18
Цитата: Agabazar от декабря 25, 2021, 11:07
сочинение 1805 года
Вы первый крупный "специалист" по средневековым письменным памятникам, который считает данное произведение "сочинением 1805 года".  ;D

Так пройдитесь назад по всем комментариям и выясните, откуда выскочила эта дата. И к чему она относится. 

Ну не волжско-булгарского времени тот памятник. Зря надеетесь.

Agabazar

Славный сын татарского народа
ЦитироватьВ 1824 году он<Утыз-Имяни. — А.>  провел кропотливую текстологическую работу над первым крупным произведением булгаро-татарской литературы – поэмой Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф». Собрав около десяти ее древних списков, он сличил их, составил сводный научно-критический текст и пожелал при этом, чтобы читатели пользовались только этим исправленным текстом поэмы во избежание различного рода ошибок. В 1839 году в первом издании поэмы в основу был положен именно этот научно-критический текст, и именно он впоследствии распространился в народе. Отработанный Утыз Имяни вариант поэмы лег в основу как дореволюционных изданий (с 1839 по 1917 год он опубликовывался около 70 раз), так и позднейшего, 1983 года, научного издания. Подобную же текстологическую работу Утыз Имяни выполнял и над другими известными произведениями восточных авторов.
Тут имеется неявное указание на уничтожение первоначальных списков, а сам текст Утыза-Имяни называется «научно-критическим» (не список, а нечто переработанное).

Альберт Фатхи
Цитировать"Кыссаи Юсуф" —
самое распространенное сочинение в татарской книҗной культуре, его
скрупулезное изучение — это изучение всей татарской книҗной культуры,
степени его распространенности, җивучести»
(Видите ли, как  здесь аккуратен Альберт Фатхи, он говорит не о татарской или булгарской литературе, а о татарской книжной культуре)

Kamil

Покойный Кемаль Усеин (Конурат) в своей небольшой работе "К истокам крымскотатарской литературы" убедительно доказывает, что Халил оглу Али был турком, жившим в Крыму. Точнее он доказывает, что эту работу (Кысса-и Юсуф) написал турок Халил Оглу Али, стремясь превзойти крымского поэта Махмуда Кырымлы. Но в нашем случае это одно и то же. Никакого булгарского поэта, писавшего в домонгольское время на территории Волжской Булгарии на очень специфическом малоазиатско-турецком языке, привязанном к определенной эпохе и определенной локации, не было и быть не могло.
Нашим кыпчакоязычным чувашским братьям, ныне именующим себя татарами, пора уже понять, что время фальшивых вдохновляющих нарративов безвозвратно ушло. Настало время принимать правду, какая она есть. 



VFKH

Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 16:12
Покойный Кемаль Усеин (Конурат) в своей небольшой работе "К истокам крымскотатарской литературы" убедительно доказывает, что Халил оглу Али был турком, жившим в Крыму. Точнее он доказывает, что эту работу (Кысса-и Юсуф) написал турок Халил Оглу Али, стремясь превзойти крымского поэта Махмуда Кырымлы. Но в нашем случае это одно и то же. Никакого булгарского поэта, писавшего в домонгольское время на территории Волжской Булгарии на очень специфическом малоазиатско-турецком языке, привязанном к определенной эпохе и определенной локации, не было и быть не могло.
:E: Вот эту страничку в интернете, без единой ссылки, вы считаете реальным конкурентом тысячам академических страниц во множестве монографий? Вы же вроде не глупый парень...

Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 16:12Нашим кыпчакоязычным чувашским братьям, ныне именующим себя татарами, пора уже понять, что время фальшивых вдохновляющих нарративов безвозвратно ушло. Настало время принимать правду, какая она есть.
Ну, извините, я не специалист по "правдам", "истинам" и шокирующим "фальсификациям".  ::)

Kamil

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 21:46
Вот эту страничку в интернете, без единой ссылки, вы считаете реальным конкурентом тысячам академических страниц во множестве монографий? Вы же вроде не глупый парень...
Карл Броккельман считал "Кысса-и Юсуф" старейшим предшественником османской литературы. Александр Николаевич Самойлович называл эту поэму первым сочинением среднеазиатской туркменской литературы. Ахмед Джефероглу определял язык "Кысса-и Юсуф" западнотуркестанским ответвлением общего среднеазиатско-тюркского литературного языка.
А ваши тысячи академических страниц во множествах монографий кто написал?  Нет уж, мой дорогой татарский друг - Конурат Кемаль правильно классифицировал и язык поэмы и его (этого языка) локализацию. Анатолийско-тюркский язык был предтечей и фундаментом литературного турецкого языка. У поволжских татар много своих замечательных поэтов, негоже мифотворить на имени основоположника турецкой литературы Халил Оглу Али.

VFKH

Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 22:32Карл Броккельман считал "Кысса-и Юсуф" старейшим предшественником османской литературы. Александр Николаевич Самойлович называл эту поэму первым сочинением среднеазиатской туркменской литературы. Ахмед Джефероглу определял язык "Кысса-и Юсуф" западнотуркестанским ответвлением общего среднеазиатско-тюркского литературного языка.
Ого, сколько у вас было "вариантов". И сколько монографий они на всех четверых (включая Кемаля) написали на тему рассматриваемой поэмы?

Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 22:32А ваши тысячи академических страниц во множествах монографий кто написал? 
И кто же их написал? Фальсификаторы и враги чувашско-булгарского народа?

Бинго!  ;D
Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 22:32Нет уж, мой дорогой татарский друг - Конурат Кемаль правильно классифицировал и язык поэмы и его (этого языка) локализацию. Анатолийско-тюркский язык был предтечей и фундаментом литературного турецкого языка. У поволжских татар много своих замечательных поэтов, негоже мифотворить на имени основоположника турецкой литературы Халил Оглу Али.

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 21:46
Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 16:12
Покойный Кемаль Усеин (Конурат) в своей небольшой работе "К истокам крымскотатарской литературы" убедительно доказывает, что Халил оглу Али был турком, жившим в Крыму. Точнее он доказывает, что эту работу (Кысса-и Юсуф) написал турок Халил Оглу Али, стремясь превзойти крымского поэта Махмуда Кырымлы. Но в нашем случае это одно и то же. Никакого булгарского поэта, писавшего в домонгольское время на территории Волжской Булгарии на очень специфическом малоазиатско-турецком языке, привязанном к определенной эпохе и определенной локации, не было и быть не могло.
:E: Вот эту страничку в интернете, без единой ссылки, вы считаете реальным конкурентом тысячам академических страниц во множестве монографий? Вы же вроде не глупый парень...
Истинность не определяется  количеством написанных страниц. И даже количество ссылок не имеет никакого значения.

"Взять горлом," — вот так это называется.  Понятно, что Усеин не сам придумал того, о чём написал. При желании всегда всё можно проверить. То есть всё проверяемо.

Вот в центре Казани стоит памятник Льву  Гумилёву. Много ли найдёте вы  в его книгах ссылок?

А какими «ссылками» проверить «факт» пребывания автора «Кыссаи» в домонголской Волжской Булгарии?
ЦитироватьВсе сведения по биографии поэта отсылают к одному и тому же сочинению «Таварих-и Болгария» («История Булгарии»)[14] Таджедина Ялчыгулова.
(wiki/ru) Кул_Гали
А кто такой Таджедин Ялчыгулов?
Цитировать«Таварих-и Булгария» написана Таджетдином в 1805 году..... Исследователь произведения «Таварихи Булгария» Миркасым Усманов характеризует её как «фантастическая шаджара» — генеалогия предков автора от Адама до самого Таджетдина[9].
(wiki/ru) Таджетдин_Ялчыгул
Сочинение   1805 года не может быть источником по Волжской Болгарии. Даже если там имеется миллион «ссылок».

Agabazar

Цитата: VFKH от декабря 25, 2021, 21:46
Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 16:12Нашим кыпчакоязычным чувашским братьям, ныне именующим себя татарами, пора уже понять, что время фальшивых вдохновляющих нарративов безвозвратно ушло. Настало время принимать правду, какая она есть.
Ну, извините, я не специалист по "правдам", "истинам" и шокирующим "фальсификациям".  ::)

А чем же вы тут, на Лингвофоруме, занимаетесь?

По какой части вы тут «специалист» или, хотя бы, интересант? Чего же вы тут «извергаете»? Тренируетесь по краснобайству?

Agabazar

Цитата: Kamil от декабря 25, 2021, 22:32
Карл Броккельман считал "Кысса-и Юсуф" старейшим предшественником османской литературы. Александр Николаевич Самойлович называл эту поэму первым сочинением среднеазиатской туркменской литературы. Ахмед Джефероглу определял язык "Кысса-и Юсуф" западнотуркестанским ответвлением общего среднеазиатско-тюркского литературного языка.
Этот  перечень можно и продолжить.
VFKH » как-то тут привёл список литературы по «Кыссаи». Не ведая о том, что перечисленные авторы там  далеко не всегда являются его «союзниками».  Скажем, Наджип  усматривал хорезмийско-огузские корни. В общем, большинство авторов отсылают нас, так или иначе,  в огузский мир. Усеин тоже не исключение.
А волжско-булгарская «версия» — это фантастика.

maratique

Кысса-и Юсуф — так-то это два арабских слова, соединенных персидским предлогом. Многообещающе.
Memento mori
普京回罗

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр