Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Вопросы к Иеске

Автор Штудент, июня 24, 2011, 12:51

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

lehoslav

Цитата: rlode от октября 26, 2011, 09:52
Вчера обнаружил что один из моих знакомых считает себя лакота :fp: "Почувствовал связь", как он говорит. Собирается даже в будущем поехать в резервацию.

:o :E:
Wenn mit mir und denn noch drey Personen es vorbey ist in unserem Dorf, alsdann wird wohl niemand recht wissen, wie ein Hund auf Wendisch genannt wirdt.

Nevik Xukxo

Цитата: Iyeska от октября 26, 2011, 11:58
Тем более, что в указанном регионе (северо-западное побережье) как раз было развито строительство больших морских каноэ.

Про ряд народов оттуда (тлинкиты и хайда в том числе, и даже будто бы алеуты) встречал мнение, что они будто бы антропологически близки азиатским пацифидам. Проблема только как это интерпретировать. :donno:

rlode

Цитата: Iyeska от октября 26, 2011, 12:39
Цитата: rlode от октября 26, 2011, 12:16
да в России, таких тоже, оказывается немало :fp: Захотелось даже что-нибудь опровержительное на эту тему написать...
Пейсали уже многарас  :yes: Кроме того, не стоит смешивать нью-эйджевцев и индеанистов. Среди индеанистов изредка встречаются индивидуумы, всерьёз выводящие свою родословную чуть ли не из рода Сидящего Быка, но в основной своей массе это люди весьма вменяемые, понимающие суть проблемы. А вот с нью-эйджевцами похуже как-то... Там такое мракобесие в головах, что диву просто иной раз даёшься, как такое придумать можно было :???
Интересно, что такой ксенопатриотизм как мне кажется явление сугубо европейское. Даже я бы сказал северо-европейское. Китайцы, например, такой ерундой не страдают

Iyeska

Страдают. Ролевики есть везде. И с патриотизмом это никак не связано.
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

Gashan

Iyeska, а в Манитобе на плэйнз кри говорят или нет?

Iyeska

Если и говорят, то крайне мало. Большинство носителей равнинного кри - это территории Альберты и Саскачевана. Вот карта, кстати:

The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

Bhudh

Оɣо, как крей по континенту разбросало!
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iyeska

Аɣа, не сиделось крям на месте :)
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

Gashan

Спасибо, Iyeska. Я где-то раскопал разговорник, основанный на диалекте Манитобы. Вот не знал, какой именно это диалектиз всего обилия.

rlode

а известно изначально с какой территории расселялись алгонкины? Ну или хотя бы основное направление миграций

Iyeska

Цитата: Gashan от декабря  9, 2011, 18:38
Спасибо, Iyeska. Я где-то раскопал разговорник, основанный на диалекте Манитобы. Вот не знал, какой именно это диалектиз всего обилия.
Рад, что пригодился материалец :) Карта действительно удобная.

Цитата: rlode от декабря  9, 2011, 19:39
а известно изначально с какой территории расселялись алгонкины? Ну или хотя бы основное направление миграций
Что значит "изначально"? После гипотетического перехода через коридор Маккензи? Мне лично столь глубокие изыскания кажутся невозможными. Литературы по миграциям в период колонизации должно быть много, я просто не особо алгонкинами интересуюсь.
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

Наманджигабо

Цитата: rlode от декабря  9, 2011, 19:39
а известно изначально с какой территории расселялись алгонкины? Ну или хотя бы основное направление миграций
Мне встречались сведения о двух "протоалгонкинах" (сразу скажу, что протоалгонкинскими языками я не интересовался, так, попадалось случайно). Соответственно можно выдвинуть теорию о двух "изначальных" территориях:
- восточное побережье от Лабрадора до Вирджинии;
- запад, т.е. Миссиссипи и Иллинойс.
Наверняка когда-то еще раньше была одна территория, где зародился алгонкинский язык. Но это, наверное, было так давно, что и тот язык, и та территория потерялись во тьме веков.
Миграции алгонкинов (а они, редиски, очень подвижными оказались) проследить чрезвычайно трудно. Потому что в большинстве своем - это народы, разбитые не на племена даже, а на бэнды, семьи. Которые могли объединиться, разойтись, объединиться с кем-то еще, образовав новое племя, снова разбежаться и т.д. Соответственно из одного языка получалось несколько, из нескольких преданий о миграциях получалось одно. Результат - сломанные головы ученых по поводу классификации алгонкинских языков и поиску изначального "протопротоалгонкина".
Плюс ко всему предания. Предания - вещь абсолютно священная для самих алгонкинов, в них все - правда. Только эта правда, как может показаться и кажется, иногда менялась. В священном предании шайенов, например, есть белые и черные люди. В преданиях шауни - их перенос через океан. В преданиях арапахо - чуть ли не "дух божий носился над водами". Т.е. опираться на предания в поисках алгонкинской земли обетованной, тоже, скорее всего пустое.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Iyeska

Подписываюсь под каждым словом! :yes: Спасибо за квалифицированную помощь, коллега! ;up:
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

Nevik Xukxo

В англовики упоминается версия, что блэкфут самый дивергентный алгонкинский, а расположение их алгских родственников вийот и юрок тоже может говорить, что основная миграция была с запада на восток... :???

rlode

Цитата: Наманджигабо от декабря 10, 2011, 12:26
Цитата: rlode от декабря  9, 2011, 19:39
а известно изначально с какой территории расселялись алгонкины? Ну или хотя бы основное направление миграций
Мне встречались сведения о двух "протоалгонкинах" (сразу скажу, что протоалгонкинскими языками я не интересовался, так, попадалось случайно). Соответственно можно выдвинуть теорию о двух "изначальных" территориях:
- восточное побережье от Лабрадора до Вирджинии;
- запад, т.е. Миссиссипи и Иллинойс.
Наверняка когда-то еще раньше была одна территория, где зародился алгонкинский язык. Но это, наверное, было так давно, что и тот язык, и та территория потерялись во тьме веков.
Миграции алгонкинов (а они, редиски, очень подвижными оказались) проследить чрезвычайно трудно. Потому что в большинстве своем - это народы, разбитые не на племена даже, а на бэнды, семьи. Которые могли объединиться, разойтись, объединиться с кем-то еще, образовав новое племя, снова разбежаться и т.д. Соответственно из одного языка получалось несколько, из нескольких преданий о миграциях получалось одно. Результат - сломанные головы ученых по поводу классификации алгонкинских языков и поиску изначального "протопротоалгонкина".
Плюс ко всему предания. Предания - вещь абсолютно священная для самих алгонкинов, в них все - правда. Только эта правда, как может показаться и кажется, иногда менялась. В священном предании шайенов, например, есть белые и черные люди. В преданиях шауни - их перенос через океан. В преданиях арапахо - чуть ли не "дух божий носился над водами". Т.е. опираться на предания в поисках алгонкинской земли обетованной, тоже, скорее всего пустое.
Спасибо, я именно это и хотел узнать :)

Наманджигабо

Цитата: Nevik Xukxo от декабря 10, 2011, 12:57
В англовики упоминается версия, что блэкфут самый дивергентный алгонкинский, а расположение их алгских родственников вийот и юрок тоже может говорить, что основная миграция была с запада на восток... :???
На примере оджибве: они называют равнинных алгонкинов (черноногих, шайенов, арапахо и гро-вантров) "nii`inawesh+iig", где "nii`inawe" - "он говорит на нашем языке", "-(i)sh" - уничижительный суффикс. Т.е. "он плохо говорит на нашем языке", тем самым признавая родство языков. Шайнены (вроде и арапахо тоже, а если арапахо, то и гро-вантры) признают, что когда-то они жили на востоке, но их оттуда на равнины выгнали какие-то враги. Жили они тогда на юге Великих Озер. Преданий о миграции черноногих я не знаю, к сожалению. Может, они говорят, что тоже пришли с востока, а может и нет...
Оджибве говорят о том, что "из океана вышли семь (у восточных оджибве пять) существ, которые дали людям мидэвивин (высшее религиозное учение)".
Дэлавары, ничтоже сумняшеся, считают себя "дедами" всех алгонкинских народов. А дэлавары - восточный народ.
Все предания ВОСТОЧНЫХ алгонкинов говорят о том, что все - с востока.

Центральные алгонкины: меномини вообще не помнят, чтобы они где-то бродили. Они всегда жили в Висконсине. Да. Точка.

Но я порыл еще чуть-чуть совсем и набрел на схему, выдвинутую Ивом Годдаром. Состоит она в том, что протоалгонкины двинулись на восток С ЗАПАДА, чуть не с Плато (Айдахо и Орегон). Случилось это примерно 3800 лет назад. И первым самостоятельным народом (с точки зрения лингвистики) стали как раз черноногие. А затем, в на юге Великих Озер, где-то 3000 лет назад от протоалгонкина откололся восточный протоалгонкин.
Т.е. языковая теория Годдара (Ives Goddard) вобщем-то противоречит преданиям самих алгонкинов. Но предания для изучения совсем уж темных веков - вещь ненадежная.


Стоит лишь подчеркнуть, что это - миграция алгонкинов. Но Плато, может быть, тоже не место их зарождения  :donno:
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Nevik Xukxo

Погрешность датировок подскажите, а то в эти 3000 и 3800 лет назад не очень верится. ;)

Наманджигабо

Я не могу подсказать погрешность датировок  :donno: Я ж не лингвист и никогда протоалгонкином всерьез не интересовался. Это данные Годдара. Думаю, их можно найти в интернете.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

rlode

Iyeska, а вы говорили, что в индейских языках достаточно мало заимствований. Тем не менее имеется такой вопрос: а в современных более-менее живых языках (то есть тех которые достаточно активно используются, в том числе и молодежью) нет тенденции к смешиванию своего языка с английским. Как например в России, многие люди, говоря на родном языке вставляют иногда целые обороты или фразы по-русски.

Iyeska

Языковая интерференция это называется. Имеется, конечно. В некоторых языках более отчётливо прослеживается, в некоторых менее. Лакота, к примеру, довольно хорошо "защищается", держится пока. Читал статьи по интерференции у кроу, там сильнее зашёл процесс... У навахо в качестве шутки могут использоваться заимствования, в целом сохранность языка пока хорошая.
The trick, William Potter, is not minding that it hurts.

Наманджигабо

У оджибве языковая интерференция (я новое слово знаю теперь!  8-) ) встречалась очень ограниченно до, наверное, середины 20-го века. Они всему старались дать определение, опираясь на свой язык описывали свойство предмета("вентилятор" и "холодильник" - "то, что содержит холод, прохладу"; "телефон" - "говорящая коробочка"... Да, это не несет полной определенности, но оджибвеям, видимо, хватало). Сейчас в их переписке меж собой на оджибве встречаются английские слова, для которых им или лень или очень трудно придумать эквивалент.

Встретился однажды образчик народного юмора, основанный на сходстве звучания оджибвейских и английских слов. Штришок к менталитету народа. У них есть такая должность, "oshkaabewis" (ошкабэвис, диалектно - "шкабэвис", "и" - очень короткое). Это очень важная и священная должность, это, например, помощник при совершении религиозных церемоний (оджибве - очень религиозный народ). Вся священнось слова и важность должности не помешала заметить и потешаться над сходством "шкабэвс" и "scabby ass". Иногда ошкабэвисов так и дразнят :)
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

rlode

Цитата: Наманджигабо от декабря 15, 2011, 10:14
Встретился однажды образчик народного юмора, основанный на сходстве звучания оджибвейских и английских слов. Штришок к менталитету народа. У них есть такая должность, "oshkaabewis" (ошкабэвис, диалектно - "шкабэвис", "и" - очень короткое). Это очень важная и священная должность, это, например, помощник при совершении религиозных церемоний (оджибве - очень религиозный народ). Вся священнось слова и важность должности не помешала заметить и потешаться над сходством "шкабэвс" и "scabby ass". Иногда ошкабэвисов так и дразнят :)
:) а современные оджибве сохраняют  традиционную веру и среди них больше христиан?

Наманджигабо

Я не могу прикинуть в процентном отношении, но, как мне показалось, влияние традиционных верований среди оджибве сильно.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Есть такой пример нестандартного (конечно, на наш взгляд) подхода к адаптации традиционного языка для обозначения чужих новых вещей:

"До появления электричества в одной из общин аттикамеквов, когда кто-то убивал лося, он приносил его в деревню и разделял мясо согласно представлениям о правильном распределении в общине. Никто не смел думать о запасании мяса для себя. Что могло случиться с теми, у кого не было мяса? Да и как можно сохранить мясо, в конце концов? После того, как в общине появилось электричество, одной из первых технологий, которые последовали за ним, стал холодильник. Теперь, когда кто-то убивает лося, он может просто бросить мясо в холодильник, и его хватит на всю зиму. Весь принцип делиться мясом изменился, и с ним изменилась культурная сила желания делиться с другими. Интересно, что в индейском языке термин для этого технологического устройства - "жадный ящик", потому что теперь тебе не нужно делиться мясом (Тим Стайм, лингвист-аттикамекв, личное общение, 1984)" (с) Р. Шпильман, "Ты такая толстая".


"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

rlode

Спасибо!=) А еще такой вопрос из социальной области: было ли распространено у индейцев, к примеру, тех же лакота, всладение языками соседних племен. И есть ли сейчас такие люди?