Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Род Дасаниа: историко-этнологические заметки

Автор Давид Дасаниа, августа 19, 2010, 08:27

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Давид Дасаниа

     Прежде, чем я напишу о генеалогии рода Дасаниа и, в частности, своей семьи, несколько слов о себе, взятых из СМИ Абхазии.
     Дасаниа Давид Мканович (родился 8 января 1968 года в селе Лыхны Гудаутского района Абхазской АССР) – историк-этнолог, журналист, общественный деятель, политик, предприниматель. Родился в семье служащих: отец – Мкан Хыгович Дасаниа – директор Нижнеджирхвской неполной средней школы, мать – Еник Раиса Максимовна – пенсионерка. В 1992 году окончил заочное отделение историко-юридического факультета Абхазского государственного университета. Одновременно работал воспитателем в Гудаутской школе-интернате, затем корреспондентом районной газеты «Бзыбь». В период грузино-абхазской войны 1992-1993 годов работал редактором газеты «Нарт» (КБР, г. Нальчик) по Абхазии. После войны работал редактором по Абхазии газет «Кавказские новости» и «Северный Кавказ». В 1994-2000 годах – заведующий отделом внешних связей Абхазской государственной телерадиовещательной компании (АГТРК) и директор Абхазского радио (1995). В 1996 году Д.М. Дасаниа с целью прорыва информационной блокады, в которой оказалась Абхазия, был направлен Правительством страны в Республику Адыгея в качестве официального представителя АГТРК и СМИ республики. В 1997 году на этой же должности работает в Карачаево-Черкесской республике. Одновременно исполняет обязанности редакторов Адыгейской и Карачаево-Черкесской государственных телерадиовещательных компаний. С 2000 года и по сей день – научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии. Окончил аспирантуру Карачаево-Черкесского госуниверситета. Готовится к защите кандидатской диссертации по теме истории и этнологии абхазских фамилий. Д.М. Дасаниа – автор трёх книг, одной брошюры, пятнадцати научных статей, автор и руководитель международного информационного проекта «Кавказское содружество» (действовал с 1997 по 2000 год между телерадиовещательными компаниями Абхазии и регионов Северного Кавказа) и международного образовательно-интеллектуального проекта «Кавказ – наш общий дом» (действует с 4 марта 2002 года). Президент Организации регионального сотрудничества «Кавказ – наш общий дом» (с июня 2003 года). Непосредственный участник президентских выборов 2009 года в Абхазии - кандидат в Вице-президенты Республики Абхазия, баллотировавшийся вместе с кандидатом в Президенты РА Виталием Решовичем Бганба.
     Не знаю, много это или мало, но я, Дасаниа Давид Мканович и мои сыновья Инал и Баграт Дасаниа, знаем 88 человек наших предков по именам, являющихся носителями 38 различных абхазских фамилий. Начнём с первого уровня родства: это отцовская фамилия и фамилии матерей конкретно всей материнской ветки конкретно нашей семьи Дасаниа. То есть, сюда входят мои родители, материнская линия моих сыновей, бабушки, прабабушки и прапрабабушки. Перечисляю эти фамилии: Дасаниа, Еник, Малиа, Мишелиа, Гегиа и Хагба. От Гегиа наверх идут ответвления к довольно редкой фамилии Шландзиа и Джинджуа. От Еник – к Садзба, Адзинба, Пкин, Анкваб, Чагуаа. Далее от Чагуаа – к Атыршба, Хециа и Куруа. От Атыршба – к Смыр. От Хагба ветки тянутся к Папба, Аджба, Авидзба и Аргун. От Папба – к Шларба, Сангулиа, Ванаба, Званба, Лейба, Ардзинба. От Шларба – к Лагулаа, Ахуба, Хурхумал. От Лагулаа – к Абухба и Лацушба. От Лацушба – к Шакая. От Шакая – к Делба. От Делба – к Криа. И от Криа – к Кобахиа. Но и это пока не всё. Мы подзабыли ветку Сангулиа, которая тянется к Агрба. Теперь поимённый список. Начну с сыновей. Инал и Баграт Дасаниа. Их отец – я, Давид Дасаниа. Отца моего зовут Мкан, деда – Хыгу Дасаниа, прадеда – Маф и прапрадеда – Дасаниа Кьына. Мой прадед был богатым человеком. Говорят, что после его смерти, его близкие искали золото, припрятанное им, но не нашли. Маф имел дочь Ерыну (Ирину) и сына Хыгу. В местечке близ Гудауты Маф Дасаниа держал небольшую лавку. У него были налажены какие-то связи с Турцией, так что к нему периодически прибывали какие-то очень дальние родственники оттуда. Вероятнее всего, что эти связи шли через фамилию Осиа. Осиа являлись племянниками нашего рода, и в период махаджирства мои предки настояли, чтобы конкретные племянники нашего рода в фамилии Осиа остались в Абхазии. Я много раз слышал эту весть, что гудаутские Осиа остались на родине лишь благодаря советам и требованиям нашего рода. Но представители рода Осиа, не являвшиеся нашими племянниками (буквально несколько человек) выехали в Турцию. Так вот, однажды вместе с людьми от этих родственников, приблизительно в 1916 году, из Турции прибыл 23-летний парень, потомок абхазских махаджиров по имени Мамет Ергин. Сам он уже не помнил своей абхазской фамилии, так как его предки уехали в Турцию вместе с махаджирами 40-60-х годов 19 столетия, но прекрасно говорил на родном абхазском языке. Как только Мамет прибыл в Абхазию, он попал в поле зрения моего прадеда Мафа Дасаниа. Парень этот пришёлся по душе моему предку потому, что он, несмотря на свои молодые лета, был очень образован (окончил исламский факультет Стамбульского университета). К тому же Мамет был весьма строен и красив. Маф показал парню свою дочь. Тот влюбился в 16-летнюю красавицу Ерыну. Но скажу правду: говорят, что Мамет, несмотря на стройность и красоту родной сестры моего деда, был красивее. Вскоре в селе Звандрыпш уже праздновали свадьбу. После свадьбы Мамет стал работать в лавке у моего прадеда. Бизнес семьи Дасаниа стал развиваться куда лучше, чем до Мамета. Через года три, как раз накануне революции в Турции, Мамет испросил позволения у Мафа выехать со своей супругой в Турцию для того, чтобы повидать своих родственников. Но, пробыв в этой стране всего лишь несколько недель, Мамет и Ерына стали свидетелями свержения султана и победы кемалистской революции. К власти пришёл всем нам известный лидер Турции, создатель современного турецкого государства Кемаль-паша Ататюрк. Для Ерыны Дасаниа, которой здесь дали второе мусульманское имя Зекие, настали трагические времена. Она плакала, рыдала, не находила себе места, просила, умоляла власти помочь ей возвратиться в Абхазию. Но никто не позволил им выезжать, так как наглухо были закрыты все границы Турции. Чтобы ободрить Ерыну, сельчане – простые турки – окружили её заботой. Её дочери рассказывали мне, что в селе, где они жили, богаче, чем семья Мамета и Ерыны почти никого не было. Люди говорили: «Ты, Мамет, ходжа, служитель Аллаха, ты должен просвещать людей, твоя супруга госпожа для нас, никто из вас не должен работать, мы есть у вас, всё сделаем мы». И действительно, всё по хозяйству в доме и в поле работали простые турки. Но Ерына не могла просто так сидеть без дела. У неё, оказывается, ещё с Абхазии, была швейная машина фирмы «Зингер». И она, за то, что простые люди помогали им, сидела и шила для своей семьи и для них одежду. Сегодня в моде одежда от всемирно известных модельеров, а тогда в Турции модельеров практически не было. И тут все заприметили Ерыну. К ней стали приезжать даже именитые сановники Турции. Земли у Мамета, говорят, было очень много, богатства хватало. И до сих пор эти земли, уже потомками переданные государству, дают большую прибыль потомкам Мамета и Ерыны, которые, в основном, живут в городе Самсун.

Меот

Привет, Давид! Очень интересный рассказ. А не мог бы ты продолжить повествование?  - Очень интересно прослеживать историю Кавказа по судьбам и деталям из жизни простых людей. Интересно также было бы почитать и твои личные воспоминания: может что-то в детстве запомнилось или еще что-то интересное. Я очень люблю море и поэтому очень интересуюсь жизнью и бытом людей и народов, населяющих побережье нашего Черного моря.

Давид Дасаниа

Немного о самом фамильном имени Дасаниа. Итак, Дасаниа – фамилия абхазов, проживающих в Республике Абхазия. Наиболее компактно носители данного фамильного имени проживают в с. Звандрипш Гудаутского района. Все представители фамилии Дасаниа, ныне проживающие в Абхазии, России, Турции и иных странах происходят именно из этого села. Всего фамилия Дасаниа состоит из 30 дворов в Абхазии. В каждом дворе, в среднем, по 4-5 человек вместе с невестками рода.
Корень фамилии – Дасан, окончание – «-иа». По поводу окончания «-иа» я неоднократно писал в Интернете. Данный формант в абхазском языке означает «рождённый» и связан со словом «аира´» (рождение, родиться). Корень в слове «аира» - «аи», который в словах «алыиаа» (новорождённый, буквально «рождённый между, в среде») и аҵиаа («атзи´аа» - растение) означает «рождённый». «Аҵиаа» - буквально «рождающийся снизу»: аҵа аҟынтә ииуа.
Что же касается корня нашей фамилии – Дасан, то есть все основания связать её с убыхской фамилией Дащан, часто произносимый в разных формах: Дашьан (в романе Баграта Шинкуба «Последний из ушедших», именно так, Дащан, Дащанаа или как Дасан, Дасанаа и произносили абхазы нашу фамилию), Дишан, Дасан, Дасаниа, Дачан, Дачаниа, Дечен, Десчен. Кстати, с такой трактовкой истории фамилии Дасаниа согласен и доктор филологических наук Валерий Еремеевич Кварчиа. Это же подтверждают и те, кто, изучая этнографию абхазских фамилий, знают и уважают наш род.
По данным Дениса Чачхалиа, до депортации в середине 19-го столетия предки рода Дасаниа как одни из самых известных убыхских дворян населяли долину р. Бзыч (Бзыҷ, Дзыҷ – убыхско-абхазское название, означает «речка, малая река»), к северо-западу от Сочи. Приток р. Шахе. Согласно, Д. Чачхалиа, селение называлось по имени самих помещиков – Дищан. Абхазы же произносили наименование села как Дащан (сравните с чисто адыгским произношением – Дэщэн). Дорога к этому «значительному», по словам очевидца, аулу проходила по долине Субаш. Отсюда существовала дорога, выходившая к другому важному убыхскому селению Мутыхуаса, ставшей вследствие упорной борьбы между Берзеками и Дищанами резиденцией знаменитого и прославленного военного вождя убыхов Хаджи Адагуа-ипа Берзека.
По данным сайта //kvkz.ru, «самобытная часть этноса, говорившая только на убыхском языке, была расселена в Верхней Убыхии, которая являлась родиной известных военных деятелей Хаджи-Дагамука и Керендука (Джерендука) Берзеговых, привелигированной фамилии Дишан (Дечен)» (См. http://kvkz.ru/2007/10/18/ubykhi.html). А, согласно сайту //historysochi.ru, «в низовьях р. Бзыч (левобережный приток р. Шахе) располагалось одноименное крупное селение, в котором главенствовала привилегированная фамилия Дишан (Дечен, Десчен)» (См. http://historysochi.ru/Ubyhi/territoriya-ubykhov.html). Другой источник, сайт //budetinteresno.info, сообщает, что «убыхи – один из самых воинственных и предприимчивых племен. Этот народ не имел князей, но класс дворян у них был многочисленен и силен. Главные фамилии: Берзек, Дишан» (См. http://budetinteresno.info/toponim/tverdiy/perevod_2194.html).
Противоборство между фамилиями Берзек и Дишан достигло критической точки ближе к завершению первой половины 19-го века. Лишь по воле случайного стечения обстоятельств победу в этой межфамильной борьбе одержал род Берзеков. И два родных брата (родоначальников фамилии Дасан) после убийства одного из Берзеков, потеряв свои привилегии и с минимумом средств вынуждены были уйти в Абхазию.  Здесь они прибыли в село Звандрипш, сразу вошли в контакт с дворянами из рода Званба и, по словам самих Званбовых, подружились с ними, приобрели земли на возвышенностях села, где живут и по сей день в качестве первой по численности фамилии. Уже в самой Абхазии, особенно в период восстановления христианства, фамилия Дасан была переделана в Дасаниа точно так же, как и иные абхазские фамилии убыхского происхождения: Марщан - Маршаниа, Юардан - Варданиа и т.д.

Давид Дасаниа

Находясь в Турции, мы смогли установить, что здешние представители фамилии Дасаниа на самом деле племянники этого рода по материнской линии. Дело в том, что приблизительно в 1915 году, когда в Абхазию из Турции прибыл один из потомков абхазских махаджиров по имени Мамет, его весьма радушно приняли в семье Мафа Дасаниа, владельца торговой точки из села Звандрыпш. Мамет прекрасно говорил на абхазском языке, был образован, выполнял обязанности ходжи. Но в Звандрыпш он приехал тогда не с целью распространять мусульманство. Он хотел повстречаться со своими какими-то дальними родственниками. Своей абхазской фамилии он не знал. Из-за давности лет, а предки Мамета выехали из Абхазии в первой половине XIX века, исконное абхазское фамильное имя махаджирского потомка было забыто.
Увидев умного, скромного и красивого юношу, которому в то время было 23 года, Маф Дасаниа решил оставить его у себя в семье, передать ему лавку и женить его на своей дочери Ирине (по-абхазски ее звали Ерына). Ирине тогда было 16 лет. Мамет также полюбил Ирину. Семейная чета стала жить в доме у Мафа Дасаниа. Зятя стали именовать в селе «атыркуа Мамет». Жители села Звандрыпш уважали его, а многие из них ставили его в пример другим за свои талант, трудолюбие и образованность. Для Мамета и Ирины, как и полагается у абхазов, специально был выстроен домик «амхара». Так прошло 3 года. Однажды Мамет уговорил свою жену выехать с ним в Турцию для того, чтобы навестить ближайших родственников с его стороны. Однако, как только семейная пара прибыла в Турцию, здесь произошла революция: султан был низложен, а к власти пришел Мустафа Кемаль, прозванный Ататюрком. Границы Турции закрылись. Мамету и Ирине пришлось остаться в Турции, в селе, поблизости от Самсуна. Здесь у Ирины родилось пять дочерей: Мелек, Бедрийэ, Фирдевс, Хабиба, Сюхелья. Ирина так и не смогла привыкнуть к Турции, все готовила детей к отъезду из страны в Абхазию. Умерла она в 1970 году. Ее младший брат, Хыгу Мафович Дасаниа, оставшийся в Абхазии, ежедневно думал и горевал о сестре и умер в 1972 году.
Все дочери Ирины вышли замуж. Однако никто из них, за исключением Бедрийэ, так и не имел потомства. И дочери Ирины, и сам зять фамилии Дасаниа, и потомство Бедрийэ, и дети братьев Мамета – все они приняли фамилию Дасаниа, так как не знали своего собственного фамильного имени. По информации, полученной от Фирдевс Маметовны Дасаниа (Ергин по официальным документам) и Щевки Музафферовича Дасаниа, и Мамета, и Ирину, и их детей как представителей фамилии Дасаниа уважали и даже почитали. В селе Мамет исполнял функции ходжи. Ирина, являвшаяся обладательницей швейной машинки фирмы «Зингер», привезенной из Абхазии, занялась изготовлением одежды. Она шила одежду практически для всего села. К ней приезжали также из других сел и деревень. Сельчане, понимая, что у Мамета и Ирины, которую здесь назвали Зекийэ, нет времени заниматься собственным хозяйством, сами обрабатывали их земли, обстирывали семью и готовили для нее еду. Кстати, Мамет и Ирина имел большие наделы. Впоследствии потомки их продали эти земли, частью сдали в наем государству, получая за это большие проценты. Турецких представителей фамилии Дасаниа, согласно Щевки Дасаниа, называли не иначе, как «беями», «господами». Их они считали местной знатью.
На вопрос о том, знают ли представители фамилии Дасаниа, проживающие в Турции, о болгарских и македонских Дасаниа, Щевки Музафферович сообщил, что такой информацией никто из них не обладает. По данным Интернета носители фамилии Дасаниа встречаются в Финляндии, Индии, Иране. В Италии бытует фамилия Дасани (Dassani). Материалы Интернета подтверждают данные о существовании в Болгарии фамилии Дасаниа. В частности, один из представителей этой фамилии, Константин Дасаниа, числится в составе одной из футбольных команд.

Давид Дасаниа

Взаимоотношения абхазов были сравнительно уравновешены благодаря аталыческим взаимосвязям. Непременным условием для установления между фамилиями аталыческих связей являлся факт отсутствия генетической близости между аталыком и воспитанником. Тем не менее, в этнологии абхазов отмечаются немногочисленные факты родства по аталычеству представителей одной и той же фамилии.
Так, например, строгие брачные ограничения действуют в отношениях между фамилиями Дасаниа и Чаабал, проживающих в селе Звандрыпш Гудаутского района. Данный запрет объясняется фактом молочного родства между ними. Причем представители фамилии Дасаниа выступают здесь в качестве аталыков, а представители фамилии Чаабал – в качестве их воспитанников.
Как известно, Чаабал (Чаабалырхуа) – известная и влиятельная княжеская фамилия, а Дасаниа – фамилия крестьян (бывших дворян, выходцев из Убыхии), проживавшая в селе Звандрыпш. По рассказам местных информаторов, в частности, Дасаниа Сократа Алексеевича, союз фамилий Дасаниа и Чаабал вначале возник вследствие близости их фамильных характеров. Причем эта близость была установлена между ними, несмотря на то, что представители фамилии Дасаниа были известны в народе как ненавистники князей и дворян. В целом, род Дасаниа всегда был добросовестным, порядочным, гостеприимным, честным и справедливым. Дасаниевы, по сообщениям их односельчан, представителей иных фамильных групп, были отважны, не давали себя в обиду, но и выступали против тех, кто обижал других.
Как отмечает А.Э. Куправа на основании народных преданий, род Чаабалырхуа, проживавший в селах Мгудзырхуа и Звандрыпш, был известен своим демократическим образом жизни. Они пользовались уважением среди крестьян, которым еще до проведения крестьянской реформы раздали свои земли. Факт раздачи земель крестьянам, кстати, вызвал недовольство среди других князей и дворян. И когда в Абхазию прибыл кутаисский губернатор, звандрыпшский князь Чаабалырхуа, как и другие именитые князья, организовал специально для губернатора застолье. Однако гость, информированный недовольными князьями и дворянами о факте раздачи земель крестьянам, так и не посетил имение Чаабалырхуа, унизив тем самым его княжеское достоинство. Но Чаабалырхуа, хотя и был публично унижен высоким чиновником, не очень огорчился, ибо, как пишет А.Э. Куправа, «такое унижение обильно компенсировалось уважением и добрым отношением, которое он получал от крестьян». (Куправа А.Э. Из истории абхазской антропонимии. К вопросу преобразований фамильных имен. Сочи, 2003, с. 157-158).
Говоря о взаимоотношениях фамилий Дасаниа и Чаабал, следует отметить, в присутствии представителей первой фамилии носители второго фамильного имени вели себя как «младшие» перед «старшими». В частности, они не садились в присутствии старших и даже младших представителей фамилии Дасаниа, не обходили их спереди, не перебивали, не произносили тост раньше них, не общались в их присутствии с женой и детьми, первыми подавали им воду для омовения рук перед застольем. При этом Чаабаловы подчеркнуто заявляли, что все носители фамилии Дасаниа являются их самыми дорогими и уважаемыми воспитателями.
Было время, когда аталыческие связи были характерны и для взаимоотношений между фамилиями Дасаниа и Даутиа. Как и Чаабаловы, представители фамилии Даутиа проживали и до сих пор проживают в селе Звандрыпш Гудаутского района. В сословном отношении относились они к категории «мелких дворян» - «ашнакума». Согласно некоторым из существующих преданий, род Даутиа происходит от горских князей Маршаниа. Однако это утверждение пока остается без доказательств.
В отношениях между Дасаниа и Даутиа уже в советское время имело место убийство. Один из представителей фамилии Даутиа смертельно ранил одного из членов фамилии Дасаниа, родного дядю автора этих строк. Конфликт между фамилиями до сих пор остается неурегулированным. Из активной фазы этот конфликт, по причине осуждения убийцы и проклятия, свалившегося на его голову (сыновья его из-за курицы убили друг друга) перешел в фазу затухания. До этого случая отношения между воспитателями (Дасаниа) и их воспитанниками (Даутиа) были подчеркнуто уважительными. Причем родством дорожили обе фамилии. А носители фамилии Даутиа, вслед за представителями фамилии Чаабал, считали род своих воспитателей «старшим».
Данное обстоятельство проявляется, например, в факте формирования в начале XX века делегации от имени жителей села Звандрыпш для обсуждения с царскими чиновниками в Сухуме важной проблемы. В состав делегации по решению сельчан вошли Амаба Кягуса, Дасаниа Таксоу, Даутиа Бата, Шамба Хакуцв. По правилам того времени старшинство в сформированной делегации должно было принадлежать «мелкому дворянину» из категории «ашнакума», т.е. Бате Даутиа. Но, исходя из родства по аталыческим связям, старшинство было передано Таксоу Дасаниа, который блестяще справился с проблемой и вернулся в родное село еще более уважаемым человеком.

Давид Дасаниа

В истории абхазов нередки были и случаи, когда две неродственные фамильные группы становились членами одного «аещара». «Братьями» по фамильному союзу представители двух и более фамильных групп становились в силу различных причин и обстоятельств.
Например, фамилии Дзуг-ипа (Гагулиа) и Хокориа где-то в середине XIX века стали считать друг друга братьями. Представители фамилии Дзуг-ипа слыли в то время «разбойниками»: они не подчинялись князьям и дворянам, укрывали у себя разных беглецов, братались с теми, кто был близок им по духу. Так, после убийства Маджем Кикориа некоего Аршба из-за оскорбления последним семьи Кикориа и закона гостеприимства, убийцу «со всеми почестями» приняли в селе Лыхны. По совету старейшин рода Дзуг-ипа, Мадж изменил свое фамильное имя на Хокориа. Они сделали его своим братом со всеми вытекающими отсюда последствиями. До сих пор, хотя Дзуг-ипа и Хокориа не проводят совместных фамильных сходов, эти две фамилии считаются побратимами и между ними запрещены брачные отношения.
Нами, со слов Арды Хыговны Дасаниа, зафиксирован уникальный материал, свидетельствующий о факте побратимства между Куком Дасаниа (Дасани Къуыкъу) и одним из представителей фамилии Дзуг-ипа. Сам по себе факт побратимства между ними не представляет никакой сенсации. Важно то, что, совершив обряд побратимства, Дзуг-ипа поделился с Куком Дасаниа частью своей священной кузницы («ажьира»). А дзуг-иповская «ажьира» считалась в то время очень могущественной силой: ее боялись, здесь приносились многочисленные жертвоприношения, здесь же совершались и другие обряды (обряды очищения, присяги, проклятия).

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр