Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Личные и фамильные имена абхазов

Автор Давид Дасаниа, февраля 12, 2010, 09:35

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Tibaren

Цитата: mjora от августа 18, 2011, 02:28
В этом словаре есть слово "гореть,жечь" и там видна закономерность  сван. შხი  груз.წვ  и мегр.ჭვ, далее я привел некоторые другие примеры выше .
Там не видна указанная закономерность... А сван. /šx/ в данном случае является рефлексом ПК */ćx/, закономерно дающего в занских /čx/, а в грузинском /cx/.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Aslanbek

Доброго вемени суток! Меня интересует абазо-адыгская фамилия Мац,происхождение миграции и т.д.


giga-11

Ахьшь
ссылка конечно интеерсная, но тут за очень редкими исключениями содержит примеры с которыми все и так ясно.. в часности с окончаниями "баия", что действительно характерно характерно для мегрелизированных форм абхазских фамилия..
но мало что дает по вопросу о присхождении чисто мегрельский фамилий распространенных среди абхазов (которые в основном встречаюта и среди собственно мегрел) включая фамилию автора. не говоря о том что в ходе востановления христианчтва в Абхазии, мегрелтские фамилии появится у мухаджиров не могли

Ахьшь

Цитата: giga-11 от октября 22, 2011, 15:55
но мало что дает по вопросу о присхождении чисто мегрельский фамилий распространенных среди абхазов (которые в основном встречаюта и среди собственно мегрел)
Там ведь говорится о происхождении фамилий Бениа, Сиргинава. Т.е. были и случаи наречения новыми фамилиями.

Цитата: giga-11 от октября 22, 2011, 15:55
включая фамилию автора
См. с. 400 там же.

Цитата: giga-11 от октября 22, 2011, 15:55
в ходе востановления христианчтва в Абхазии, мегрелтские фамилии появится у мухаджиров не могли
Что вы имеете в виду?

mjora

Цитата: Ахьшь от октября 22, 2011, 18:02
Цитата: giga-11 от октября 22, 2011, 15:55
но мало что дает по вопросу о присхождении чисто мегрельский фамилий распространенных среди абхазов (которые в основном встречаюта и среди собственно мегрел)
Там ведь говорится о происхождении фамилий Бениа, Сиргинава. Т.е. были и случаи наречения новыми фамилиями.

Цитата: giga-11 от октября 22, 2011, 15:55
включая фамилию автора
См. с. 400 там же.

Цитата: giga-11 от октября 22, 2011, 15:55
в ходе востановления христианчтва в Абхазии, мегрелтские фамилии появится у мухаджиров не могли
Что вы имеете в виду?

Прочитал статью, половину правда))) Интересные выводы сделаны автором,мол, 5тыс., мегрелами записанных, жителей Самурзаканского участка, в начале 20 века постепенно ассимилировали 36 тыс. абхазов-самурзаканцев . Но почему-то 4 тыс. мегрелов, жителей Кодорского участка (Очамчирский р-н), не смогли ассимилировать 15 тыс. местных абхазов  ;D ))))
Далее ,автор пишет ,что ассимиляции способствовало открытие грузинских школ в Гальском р-не после 1918 года . Это примерно , как Ирландию если бы Англичане в 18 веке заселили немцами и открыли бы английские школы ,что способствовало бы  усваиванию местными ирландцами немецкого языка  :) 
Объясните , если сейчас в Гальском р-не пооткрывать адыгские школы , как местные жители выучат абхазский язык ? :)))))

МИХАИЛ РФ

Добрый день Уважаемый Давид!
Я русский с греческими корнями, но так сложилось, что Абхазия поселилась в моей душе после первого визита в 2010 году. Никогда не мог бы подумать, что встречу столько замечательных, высоко духовных людей. Меня всегда интересовала древняя история Кавказа, притом, что сам проживаю в г. Новороссийске и соответственно пытаюсь лучше понять тот мир, в котором я живу. Пишу Вам, чтобы поделится своими чувствами и ощущениями о вашей стране и народе, который проживает в ней. Так получилось что первый гид, которого нам повезло встретить, Владислав из  Сухума (историк по образованию) с такой любовью и гордостью нам рассказывал о Абхазии что до глубины души все услышанное потрясло и зародило большую Любовь к вашей стране и народу. Он,  один из первыхн кто помог понять Вас. В дальнейшем нам было легко понимать и общаться с прекрасными людьми которые нам встречались. Поездки в Абхазию стали жизненнон необходимыми и стали регулярными и в каждой из них мы знакомились потрясающими людьми истинными патриотами своей родины. Не буду перечислять имена и фамилии, потому что их будет очень много и наверное это будет не справедливо к другим не менее любящим свою страну свой народ людям. Верю что с новым приездом еще больше узнаю о Ваших обычаях, истории и просто о прекрасных людях. Сейчас уже есть друзья с которыми мы созваниваемся  которые рады нам, а мы рады им. И нет наверное крепче дружбы которую предложил Абхаз и нет ничего дороже когда ты обнимаешь его как брата.
С глубоким Уважением и восхищением читаю Ваши научные исторические труды. Спасибо Вам за то что вы делаете и над чем работаете это необходимо не только для нации- народу Абхазии но и миру. Может это и громко написано но с душой.
С Уважением Михаил.

Емуз Людмила

Здравствуйте Давид!  Очень прошу оказать мне содействие. Интересуюсь происхождением своей фамилии Емуз.  Хочу составить генеологию рода. У нас есть единственная версия происхождения нашего  рода. По рассказам старших мой род происходит от рода Маршан из Абхазии.  История такова. Примерно в 1790 гг в селение Боташево, что в Кабарде прибыли два молодых человека. Это были братья. Одного звали Емуз. Имя второго брата не сохранилось в памяти жителей села. От имени Емуз происходит моя фамилия. Известно было, что  он из рода Маршан. Об этом говорил мой прадед по имени Кягуаа. Только неясно, почему эти братья   не сохранили свою настоящую фамилию, обосновавшись в Кабарде?  Мне бы хотелось понять, почему они покинули свои родные места?

Я верю, в эту историю. Но хотелось  бы найти какие-либо доказательства этой версии. Мы не знаем есть ли у абхазов  имя "ЕМУЗ"?  Я знаю, что встречаются имена, оканчивающиеся на "з", но я не среди них не нашла имени  ЕМУЗ.   Если это имя имеет отношение к абхазкому языку, то что оно означает? Может основой является другое, похожее по звучанию имя? Может кабардинский вариант получился как ЕМУЗ?
 
Заранее благодарю. С искренним уважением ЕМУЗ ЛЮДМИЛЭ.


Аимхаа

Эмухвари, Эмхвари, Емхвари (абх. Аимхаа, Емхаа, рус. Эмхаа) — старинный абхазский княжеский род (абх. АКЫР ЗХЫҴУА АҦСУА АҬАУАД ШЬҬРА), природная абхазская фамилия. Причина преобразования фамилии "Аимхаа" в "Эмухвари, Эмхвари и Емхвари" является переписывание ее на лад мегрельского языка представителями соседней Мегрелии (о чем свидетельствует свойственный грузинской языковой семье суффикс-ари), усиливших свое влияние на Абхазию после упразднения Абхазского княжества, также написание фамилии "Аимхаа", как "Эмхаа", - есть написание данной фамилии на лад русского языка, так как в алфавите абхазского языка нет буквы "Э". Мегрельские звучания абхазских фамилий стали широко распространяться среди абхазов в 17-19 веках. Сначала мегрелами был ассимилирован район Абхазии "Самырзаҟан". Начали появлялись такие "мегрельские звучания" абхазских фамилий, как Эшбая (от абх. Эшба), Килбая (от абх. Килба), Эмухвари (от абх. Аимхаа, Емхаа), Дзяпшискуа (от абх. Дзяпш-ипа), Маршания (от абх. Амарщан), Тарбая (от абх. Тарба), Зухбая (от абх. Зухба), Шакирбая (от абх. Шакрыл) и т.д. Необходимо отметить, что "-аа" означает "люди" или является редуцированной формой мегрельского окончания "-ава". Собственно мегрельские звучания абхазских фамилий появились у абхазов со вступлением в состав России. Когда стали прибывать мегрельские священники, которые переписывали паству, давая им удобные фамилии. В истории известны случаи приведенные видным общественно - политическим деятелем Абхазии С.П. Басариа, а именно желание князя Мегрелии Левана Дидиани подчинить себе "Самырзаҟан", на том основании, что по его мнению в древние времена "Самурзакань", несомненно, принадлежала его предкам, но обстоятельства дали ей возможность отторгнуться и присоединиться к Абхазии. "Самурзакань" служила как бы наградой за преданность Дадиани, — заканчивает автор. Тут просто империалистические планы России требовали того, чтобы Дадиани «донес» и за «его преданность к России» присоединить "Самурзакань" к Мегрелии, т.е. в сущности к России, так как и Мегрелия была уже областью русского царя. Как отнеслось население к этому присоединению? С.П. Басариа продолжает: Но Самурзаканцы не слушались и ненавидя вновь поставленную власть, били, прогоняли чиновников Дадиани и говорили: «Мы Абхазы, а не Мегрелы, зачем ставить над нами власть которой не знали и не хотели знать, пусть законы Дадиани делают несчастными его подданных, довольно ему и тех". Также С.П. Басариа отмечает, что Самурзаканские абхазы спешили через Ингур в Мегрелию, к Зугдиди, отгоняли стада Дадиани и захватывали людей в неволю. Словом, они самовольно объявили войну Дадиани. Таким шалостям не было конца. Дадиани только грозил, — продолжает автор, — но наказать Самурзаканцев был не в силах; они же смеялись над его слабостью и говорили: «пусть придет пробовать наши шашки и пули, первые остры, вторые верны». Стилистика написания фамилии "Аимхаа", как "Эмухвари, Эмхвари, Емхвари" полностью противоречит фонетике абхазского языка, что подтверждает вышеуказанное обстоятельство. В течение VIII-XI веков существовало Абхазское царство, первым царем которого был Леон II. Границы Абхазского царства, по сведениям византийского императора и известного ученого Константина Багрянородного (X век), простиралась на 300 миль от Никопсии до Сотериуполиса (близ Трапезунда). В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866, 1877 годов абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населения вынуждены были покинуть родину и стать беженцами (махаджирами) в Турции. В течение тридцати лет с 1877-го по 1970 год абхазы за неоднократные возмущения и бунты считались в царской России "виновным населением". Однородная в этническом отношении страна (до 1864 года) подвергалась колонизации новопоселенцев. Начиная с 70-80 годов XIX века, из прилегающих районов Западной Грузии сюда хлынули представители картвельских народов в основном мегрелы. Тогда же, в 1877 году, в газете "Тифлисский вестник" появляется программная статья грузинского общественного деятеля Якоба Гогебашвили, известная под названием "Кем заселить Абхазию?". Картвельская колонизация Абхазии оказалась настолько бурной, что насторожила царские власти. Далее по инициативе председателя правительства России А.П. Столыпина специальным указом Николая II с абхазов в 1907 году была снята "виновность". Согласно абхазским преданиям и самого культурно-исторического развития абхазского этноса, фамилия "Аимхаа" никогда не являлась и не могла являться ветвью грузинской фамилии "Амилахвари", все публикации на данное сравнение являются фиктивными и не соответствуют истории и действительности, так как речь идет о совершенно разных этносах и фамилиях. Владения рода Аимхаа находились в районе "Самырзаҟан" Абхазии с центром в селении "Оқум", Пицундском районе и в районе реки "Кодор", само же происхождение рода идет с г. Гәдоуҭа. В разговорной речи абхазского народа часто представители данной фамилия упоминаются как "Эмхи".

mjora

Откинув все ненужные политические пассажи просто  скажу :

Эмухвари (абх.Эмхаа) являеются отпрыском рода Амилахвари .

Джереми

в районе "Самырзаҟан" Абхазии
"Самурзакано" (как и Саингило, Сабуртало, Саберио..) - это ж явно грузинское название. А как по-абхазски этот район назывался?
Ех, Самаро, славний город, за Саратів краща!
Полюбив самарську дівку й сам не знаю за що!
Закувала зозуленька та й принесла вістку -
Везу тобі, моя ненько, самарську невістку.

Wolliger Mensch

Цитата: Аимхаа от декабря  1, 2013, 19:25
написание фамилии "Аимхаа", как "Эмхаа", - есть написание данной фамилии на лад русского языка, так как в алфавите абхазского языка нет буквы "Э".

Не понял. В ладу русского языка с каких пор повелось записывать аи как э? Если буквы «э» нет в абхазском алфавите, то в русском-то алфавите есть «аи». :donno:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

mjora

Название "Са-Мурзакан-о" безусловно мингрельское . Так назвали этот край (соврем. Гальский р-н) в начале 18 века ,когда владетелем этой  отторгнутой от Мингрелии области стал Мурзакан Шервашидзе(Чачба).

Аимхаа

Амилахвари и Эмухвари никогда не имели ничего общего, не в истории, не в происхождении, не в месте происхождения, не в национальной культуре. Почему? А потому-что Амилахвари - грузинская фамилия, а Эмухвари - абхазская. Никакой связи между ними нет, все публикации на данное сравнение, подчеркивает незнание истории двух совершенно разных народов (абхазского и грузинского).  Наш абхазский народ столько крови пролил, что здесь кто-то проводил подобные лживые сравнения?! Маленькая Мегрелия всегда завидовала соседнему Абхазскому княжеству, постыдитесь и не приписывайте к мегрельцами такие знатные абхазские фамилии, как Аимхаа.

Аимхаа

Хотелось бы отметить, что мегрелы из соседней Мегрелии переселялись в район Гал Абхазии и в качестве работников в домах абхазских князей.

mjora

Цитата: Аимхаа от декабря  7, 2013, 09:40
Амилахвари и Эмухвари никогда не имели ничего общего, не в истории, не в происхождении, не в месте происхождения, не в национальной культуре. Почему? А потому-что Амилахвари - грузинская фамилия, а Эмухвари - абхазская. Никакой связи между ними нет, все публикации на данное сравнение, подчеркивает незнание истории двух совершенно разных народов (абхазского и грузинского).  Наш абхазский народ столько крови пролил, что здесь кто-то проводил подобные лживые сравнения?! ]Маленькая Мегрелия всегда завидовала соседнему Абхазскому княжеству, постыдитесь и не приписывайте к мегрельцами такие знатные абхазские фамилии, как Аимхаа.

Мы обсуждаем тему  ,постарайтесь политическую подоплеку убрать в сторону  :yes:

Амилахвари - никакого отношения к Мингрелии не имеет.
Эмухвари (Емхаа) - ветвь рода      Амилахвари .
К тому же есть часть чисто абхазских фамилий гудаутского р-на  имеющих грузинское ,мингрельское происхождение:

Анкваб(Амкваб) < Миквабия < Ме-кваб-е ( "Котелков"- "кваби"-котел)
Ампар  < Мампория < Ме-пари-дзе ( "Щитников"- "пари"-щит)
Абрласкир < Булискерия < Були-скирия ( "Черешнёв"- були (черешня)+скири(сын))


Аимхаа

Сведения о фамилии Емхаа упоминаются в следующих источниках: Книга Б.Н. Соколова "Мы еще встретимся полковник Кребс!" (Абхазская повесть), 1994 г., Роман Ф. Искандера "Сандро из Чегема", 1966 г., Роман К. Гамсахурдиа "Похищение луны" 1989 г., Книга "Не могу забыть"/Адиле Аббас-оглы, 2005 года, Книга Г.А. Дзидзария "Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции" 1979 г., Книга Дмитрия Жукова "Радость жизни (Шулиман Аршба)", Книга "История Абхазии" Изд. "Алашара" г. Сухум, Книга "Абхазия - Страна души". Т. 1-2. Сост. М. и В. Котляровы. Нальчик, 2011, Книга "Путь к победе" (Руслан Ходжаа) / повести /, Роман Баграта Уасыл-иҧа Шьынқәба "Последний из ушедших" (об истории убыхов), Гицба А. Время...События...Люди...История фамилии Гицба. Сухум, 2003, Работа Т.А. Ачугба "Этническая история абхазов XIX–XX вв. Этнополитические и миграционные аспекты", а именно Глава III данной книги / Проблемы сохранения национального самосознания абхазов: ассимиляция самурзаканцев/, Книга "Воспоминания о Бабеле": Сборник, 1989, а именно в рассказе К.Г. Паустовского, Новеллы М.А. Лакербай "Тот кто убил лань" /Сухуми, "Алашара", 1982, Гагра. Историко-культурный очерк В.П. Пачулиа, изд. Алашара, Сухуми, 1971, Книга Лакоба С. Абхазия после двух империй. XIX-XXI вв. Очерки. 2004, Габелиа Е.К. Абхазские всадники: Исторический очерк. - Сухуми: Алашара, 1990 г., Куправа А.Э. Люди: время и жизнь. - Сухум, 2010, материалы по истории Абхазии XVIII-XIX века (1762-1859). Сборник документальных материалов. Т.2 - Сухум, 2011, материалы по истории Абхазии XIX века (1863-1874). Сборник документальных материалов. Т.3 - Сухум, 2012 г., Работа Сафронова В.А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989 г., в разделе абхазы (апсуа), Журнал «Искры» Воскресенье, 20 сентября 1915 г. N 37, Книга Дзидзария Г. А. Очерки истории Абхазии. 1910—1921. Тб., 1963. Книга Ш.Д. Инал-ипа. Антропонимия абхазов. Майкоп, 2002 - в этом источнике четко с научно-этнографической точки зрения рассматривается вопрос о переписывании фамилии Аимхаа на Эмухвари.
Основная часть исторических сведений о фамилии "Аимхаа" находилась в Архиве г. Сухум

Tibaren

Политизированные и личностные высказывания модерируются.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Аимхаа

   Нет никаких документальных, исторических подтверждений (включая документы содержащиеся в государственных архивах), либо преданий, которые передавались бы из поколение в поколение, подтверждающих, хотя бы косвенно какое-либо отношение княжеской абхазской фамилии Аимхаа (Эмухвари) к грузинской фамилии Амилахвари. Любые попытки провести подобное сравнение не имеют под собой фундамента, смысловой нагрузки и не соответствует истории.
   Итог этно-исторический - истории двух совершенно разных и чужих друг другу фамилий Аимхаа и Амилахвари никогда не соприкасались. Любой уважающий себя человек, который строит свои выводы на здравом смысле должен опираться на факты, исторические документы, кстати желательно на оригиналы документов, а не на то, что допустим по его глубокому убеждению что-нибудь есть так и никак иначе.

   Аимхаа, - это Аимхаа. Амилахвари - это Амилахвари. Сея истина да дойдет до несогласных.

   Относительно же указанных некоторых исторических абхазских фамилий, как Анкваб, Миквабия, Ампар, Абласкир, то представители указанных фамилий не имеют никакого отношения к Грузии и Мегрелии, не в своем историческом происхождении, не в воспитании, и конечно же в менталитете. Любые попытки приписать указанным выше фамилиям грузинское происхождение, есть результат специальной политики, не будем о ней говорить. 
     

mjora

Цитата: Аимхаа от декабря  8, 2013, 15:44
Ш.Д. Инал-ипа. Антропонимия абхазов. Майкоп, 2002 - в этом источнике четко с научно-этнографической точки зрения рассматривается вопрос о переписывании фамилии Аимхаа на Эмухвари.


Фамилия "Маргания" в абхазском варианте звучит как "Маан". Вы тоже считаете её "переписанной" ? :)
Например мингрельская фамилия "Кантария" произошла от груз. "Кавтарадзе".
Мингр."Галобери" имеет грузинские корни - Мгалоблишвили и т.д.


Аимхаа

Про Кантария, Кавтарадзе, Галобери, не знаю, и не стремлюсь особенно узнать, так как это вопрос грузинского народа, не мой. А абхазские дворяне Маан мне конечно известны. Относительно истории этой фамилии есть огромное количество документов из гос. архива, а также исторических книг. Естественно, фамилия переписана. Почитайте, найдите, материалов очень много, а ярких представителей имевших и имеющих в большом количестве высокие награды перед своей родиной Апсны еще больше.

mjora

Цитата: Аимхаа от декабря  9, 2013, 20:31
Про Кантария, Кавтарадзе, Галобери, не знаю, и не стремлюсь особенно узнать, так как это вопрос грузинского народа, не мой. А абхазские дворяне Маан мне конечно известны. Относительно истории этой фамилии есть огромное количество документов из гос. архива, а также исторических книг. Естественно, фамилия переписана. Почитайте, найдите, материалов очень много, а ярких представителей имевших и имеющих в большом количестве высокие награды перед своей родиной Апсны еще больше.

Вас интересует  генеалогия фамилии Эмухвари/Эмхаа  или  "награды за заслуги перед отечеством "?)


Аимхаа

По генеалогии Аимхаа, Вы мне ничего по определению сообщить не можете, так как я и так это знаю в идеале. А заслуги Аимхаа мое отечество (Апсны) и так знает.

Аимхаа

Фамилия Маан была распространена среди аристократии Великой Абхазии XVIII-середины XIX веков. Помещики из этого рода владели большими поместья и проживали как в княжеской Абхазии и в Малой Абхазии (Джигетии), так и в верховьях Кубани (Ащхаруа). В настоящее время представители этого рода проживают также и в Кабарде и в Балкарии.

В разных местах фамилия Маан употреблялась по-разному, в зависимости от диалектных особенностей и местных традиций. Во внутренней Абхазии (Республика Абхазия) в настоящее время чаще пользуются формой "Маан" или Маргания (переписаный на мегрельский лад представителями соседней Мегрелии). В горных районах исторической Абхазии — Аан (Агановы), Аныраа (Нировы), Яган (Ягановы). Эти различия сохраняются и у абхазов-эмигрантов, проживающих в Турции.

Так как люди из рода Маан владели помимо поместий, также и высокогорными пастбищами, поэтому целый ряд топонимических названий приморской и нагорной Абхазии связан с фамилией Маан — Маан-шьха (гора Маана), Маан идзыхь (родник Маана), Маан игуара (Загон Маана).

Ответвления рода для метки своих табунов и стад, пользовались одинаковыми или схожими тамгами. Все они являются легко узнаваемыми вариациями главной тамги-прародительницы. Этим доказывается общее происхождение маанов, живут ли они в Абхазии или в Карачаево-Черкессии под фамилией Аганов или в Кабарде или Турции под фамилией Яган.


Некоторые представители фамилии Маан: Маан Кац Бежанович, Маан Михаил Кваджович, Маан Дмитрий Тлапсович, Маан(Яганов) Ибрагим, Маан Огурлу.

mjora

Цитата: Аимхаа от декабря  9, 2013, 21:52
По генеалогии Аимхаа, Вы мне ничего по определению сообщить не можете, так как я и так это знаю в идеале. А заслуги Аимхаа мое отечество (Апсны) и так знает.

Прекрасно   :)

Тогда этимологизируйте фамилию с абхазского  :yes:

Например - Багапш, Трапш, Багба, Жиба, Хишба,Миканба  легко этимологизировать ,а вот Эмухвари не имеет абхазской этимологии .
Что плохого в неабхазской этимологии,корнях великих абхазских князей ?


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр