Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Древние североарабские диалекты

Автор ali_hoseyn, октября 30, 2009, 11:11

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ali_hoseyn

Может у кого ссылки есть на литературу по этому вопросу или полезная инфа? Грамматические очерки этих языков, их генетическая соотнесенность друг с другом...

от себя могу добавить - Самудский язык, Лихьянский язык ( нашел в книге -" العرب قبل الاسلام: تاريخهم - لغاتهم - الهتهم ", автор Kh.Ya. Namy )

и - Арабско-набатейский язык ( Шифман И.Ш. "Набатейское государство и его культура" )
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

"Из раннеарабских диалектов Северной Аравии в поздние периоды истории аккадским языком были заимствованы термины для половозрастных категорий верблюдов: ibilu < )ibil-, (a)nāḳatu < nāḳat-, вероятно также gammalu < jamal- и bakru < bakr-. См. также a)lu ‛племенной союз' (об арабских племенах в новоассирийских царских надписях), вероятно < араб. )ahl-." ( Л.Е. Коган, С.В. Лезов "Аккадский язык" )
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

"Действительно, население Аравии вследствие ее географической изолированности было чрезвычайно стабильно, ни о каких вторжениях в нее больших инородных масс  в историческое время неизвестно - движение шло только из Аравии, - а мелкие этнические группы, попадавшие сюда случайно извне, ассимилировались и бесследно растворялись в основной массе. Однако само население Аравии издревле делилось на две большие этнические группы: обитателей Южной Аравии, носивших в раннем средневековье собирательное название "химйариты", и население в основном кочевое, населявшее остальной полуостров, которое соседи ( по крайней мере с VII в. до н.э. ) называли "арабами".
Химйариты, создатели древней цивилизации Йемена, говорили на языке, относящемся к южносемитской группе, а обитатели степной Аравии – на другом языке, относящемся к северосемитской группе. Несмотря на наличие большого фонда общесемитских корней и взаимопроникновение лексики в ходе многовековых связей, взаимопонимание носителей этих двух языков, видимо, было затруднительным. Различия между ними еще больше подчеркивались несходством образа жизни. Поэтому они до VII в. считали себя разными народами.
Сложность заключается еще и в том, что мы не знаем, можно ли считать одним народом разобщенные кочевые и полукочевые племена Аравии и рассеянное между ними население оазисов, насколько они ощущали свое единство и как называли себя, если это единство существовало. Насколько можно судить по имеющимся источникам, существовало деление на южноарабские (йеменские, или кахтанитские ) племена и северные (низаритские). Йемениты в первые века нашей эры расселились по всему полуострову, продвинувшись до Сирии (йеменитами были, например, Гассаниды). Однако это деление было нечетким, сами арабы уже в VII в. сомневались в отнесении некоторых племен к той или иной группе. Места их обитания были перемешаны, а различия в языке незначительны; во всяком случае, древнеарабская поэзия свидетельствует лишь о небольших отличиях в лексике; даже упоминаемые иногда недоразумения, возникавшие из-за разного произношения, не позволяют говорить, что различия между диалектами этих групп были сильнее, чем между говорами внутри одной группы." ( О.Г. Большаков "История Халифата", I ч. ).
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

Полагаю, что из всего выше изложенного мы уже можем сделать некоторые выводы. Во-первых то, что все североарабские диалекты ( южная центральная группа по классификации Дьяконова в отличие от древних эпиграфических южноаравийских языков ) делились как минимум на две крупные диалектные области - северную и южную. В следствие уже упомянутой миграции носителей южных диалектов их ареалы перемешались, но изначально предположительно носители южных диалектов обитали на границе древних южноаравийских земледельческих государств на краю плодородных земель. Носители же второй группы жили севернее вплоть до границ Плодородного Полумесяца. Диалекты обоих групп были близки, но все таки можно наметить некоторые особенности, для начала укажем следующие:

определенный артикль: сев. - `l ( `al- < *hal- ) == южн. h-, hn- ( *han-; ср. в южн.-арав. эпиграфических языках постпозитивный определенный артикль -n ( Сабейский, Ма`инский, Катабанский ), -hn ( Хадрамаутский )).

диминутив: сев. - qt-y-l ( *qutayl-, араб.-набат. zbydw "подарочек", klybw "собачка" ) == южн. qtl-y-(t) ( самуд. `mt  "мамочка" )

также среди южных диалектов распространена мимация ( в южноаравийских эпиграфических распространены формы как с мимацией, так и без нее, маркирующие абсолютное состояние имени )

для южных диалектов характерен предлог bn/b "из, от" ( сев. mn ).

Всякая серьезная и обоснованная критика будет с благодарностью принята.
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

ali_hoseyn

Южные арабы ( Кахтаниды )

1 - Химьяр: Куда'а, Танух, Калб, Джухайна, 'Узра...
2 - Кахлан: Таййи`, Хамдан, 'Амила, Джузам ( Лахм и Кинда ), аль-`Азд ( аль-Гасасина, Хуза'а, аль-`Аус, аль-Хазрадж ), `Анмар.

Северные арабы ( 'Аднаниты )

1 - Мудар: Кайс 'Айлан ( Хавазин, Сулайм, Гатафан ( 'Абс, Зубйан )), Тамим, Хузайл, Кинана ( Курайш ).
2 - Раби'а: `Асад, Ва`ил ( Бакр ( Бану Ханифа ), Таглиб ).
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Dana

Хм. Эпиграфические южноаравийские, как и современные южноаравийские (и эфиопские до кучи) — это совсем другая подгруппа (южносемитские), они не имеют никакого отношения к современному арабскому и древним языкам северной Аравии.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

ali_hoseyn

Цитата: Dana от октября 31, 2009, 03:10Эпиграфические южноаравийские, как и современные южноаравийские (и эфиопские до кучи) — это совсем другая подгруппа (южносемитские), они не имеют никакого отношения к современному арабскому и древним языкам северной Аравии.

Это да. Они не являются предками арабского классического языка и не принимали непосредственного участия в его формировании, но носители южных североаравийских диалектов очень долгий период жили в тени одной из крупнейших цивилизаций на Ближнем Востоке ( та самая, от которой и эфиопские до кучи и еще много чего ). Влияние приблизительно такое же, какое у арамейского на северную группу. Сами самудские и лихьянские надписи составлены письмом, восходящим к южноаравийскому муснаду, и это уже после того как они переселились от границ Йемена на север
dɛ jʃɛmtɛl sɒk'ɒt'rijəh swə jəfɒz

Binu_Kabkabima

Цитата: ali_hoseyn от октября 31, 2009, 02:33
определенный артикль: сев. - `l ( `al- < *hal- )
Сафаитский: ʾ- (ʾsmy */ʾas-samāy/ "небо"), ʾl- (ʾlbt */al-bayt/ "дом"), h- (hgml */hag-gamal/ "верблюд")
Набатейский арабский: ʾl- */ʾal-/, */ʾel-/ (ʾlmwtw */ʾal-mawto/ "смерть"; ʿbdʾlhy */ʿabd-ʾellāh/ "раб божий")

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр