Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Язык русов

Автор Damaskin, октября 1, 2008, 22:33

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ou77

Цитата: "5park" от
*per(kw)u- ("дуб") и *per(kw)u-n- ("бог грома")

Я слышал, что "Перун" от слова "прати"= "метать" народная этимология?

Rōmānus

Цитата: ou77 от октября  6, 2008, 09:43
Цитата: "5park" от
*per(kw)u- ("дуб") и *per(kw)u-n- ("бог грома")

Я слышал, что "Перун" от слова "прати"= "метать" народная этимология?

Ага, щас! Прати - это стирать, а не метать, так что, он бог - полоскун?  :D :D :D
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

ou77

Цитата: Roman от октября  6, 2008, 09:45
Цитата: ou77 от октября  6, 2008, 09:43
Цитата: "5park" от
*per(kw)u- ("дуб") и *per(kw)u-n- ("бог грома")

Я слышал, что "Перун" от слова "прати"= "метать" народная этимология?

Ага, щас! Прати - это стирать, а не метать, так что, он бог - полоскун?  :D :D :D

юмор понял:)

ou77

Кстати,заглянул в словарь, правда ПЬРАТИ - "стирать", "топтать" (только), а от какого слова тогда "праща"?

ou77

Вот Фасмер пишет:
Цитировать
ПРАЩА
ж., пращ м., род. п. -а, ст.-слав. прашта (Супр.), болг. пращва, сербохорв. праhа, словен. рracа, польск. рrоса. Реконструируют *роr-tiа, производимое от *реr- "бить" (см. Перун, прать), и предполагают родство с порок (*роr-kо-); см. Мейе, Et. 398. Эти обстоятельства не благоприятствуют сравнению с лит. purtyti, purtau "трясти" (Маценауэр, LF 13, 189 и сл.).

ou77

Так Фасмер и про Перуна пишет:
Цитировать
ПЕРУН
верховное языческое божество в древней Руси, др.-русск. Перунъ (Пов. врем. лет, в договорах 907 и 945 гг.; см. Срезн. II, 920; Крек, Einl. 384). Вероятно, также в ст.-слав., поскольку встречается в цслав. переводе Жития Григория Чудотворца (Соболевский, "Slavia", 7, 175), сербохорв. Перун, местн. н. в Боснии, словен. Perunja Ves, Perunji Vrh, в Каринтии (см. И. Иванов, ИОРЯС 8, 4, 140 и сл.), полаб. Peraunedan "четверг" – калька нем. Donnerstag – то же (см. Трубецкой, ZfslPh I, 155; Брюкнер, РF 14, 518; IF Anz. 26, 46), местн. н. Реrоnе – из языка эльбских славян; совр. Pronstorf (округ Зегеберг), Рrоhn в округе Францбург (из *Perunjь) (см. Траутман, ОN. Месkl. 115; ZfslPh 19, 303; Elbsl. ОN. 2, 105), саксонск. Pirna – на месте совр. Зонненштейна (Хай, Slav. Siedl. 40). Не обязательно возводить к имени бога – др.-чеш. имени собств. Perun, болг. имени собств. Перун, которые могли первонач. значить просто "тот, кто бьет", вопреки Соболевскому (Мат. Иссл. 251), Вайганду (JIRSpr. 26, 140); болг. имя собств., ж., Перуника происходит скорее от названия растения перуника, от Реrunъ; ср. сербохорв. название богиша "ирис"; см. Ягич, AfslPh 37, 501; Мейе, Et. 452 и сл.; иначе Вайганд, там же; Махек, RЕS 23, 55. Во всяком случае, это древнее слав. божество и в этом слове нельзя видеть лишь кальку имени Тора – др.-исл. orr, вопреки Брюкнеру (AfslPh 40, 16), даже если почитание Перуна испытало влияние культа Тора; см. Нидерле, RЕS 3, 116; Корш, Сб. Сумцову 51. Наиболее естественно объяснение имени Перун как первонач. "разящий, гром"; см. предыдущее; см. Лиден, Arm. Stud. 88 и сл.; Й. Иванов, там же, 145 и сл.; Траутман, Арr. Stud. 395 и сл. Родство с греч. "молния", букв. "кто бьет, разрушает", "опустошаю, разоряю", др.-инд. crnati "раздробляет" исключено фонетически, вопреки Микколе (IF 8, 303), Мазингу (Baudouinowi dе Соur tеnау 86 и сл.). Формант -unъ можно сопоставить с греч. - в морфологическом отношении. Нельзя доказать родство Perunъ с лит. Perkunas, др.-прусск. Percunis "гром", лтш. perkuons – то же, которое – с первонач. знач. "дубовый бог" – сближается с др.-исл. Fjorgynn (м.) – название определенного бога, Fjorgyn – мать Тора, лат. quercus "дуб", кельт. Неrсуniа, , возм., алб. perendi "бог" (Вальде 632; Уленбек, Aind. Wb. 158; Хольтхаузен, Awn. Wb. 64; Френкель, ZfslPh 20, 59); иначе объясняют Траутман (ВSW 215), Мюленбах–Эндз. (М.–Э. 3, 308 ), Брюкнер (AfslPh 37, 501); см. против этого Ягич, AfslPh 37, 501. Неприемлемо также предположение о заимствовании из иллир. в слав., вопреки Педерсену (ВВ 20, 228 и сл.), Фасмеру (RS 4, 179), Коршу (там же), Микколе (Beruhr. 101); см. Миккола, IF 8, 303; Лиден, там же; Брюкнер, KZ 48, 167; Оштир, AfslPh 36, 445. Стендер-Петерсен (269) неубедительно толкует Perunъ как заимств. из гот. *Fairhuns (ср. гот. fairguni "горы"); против см. Брюкнер, AfslPh 42, 139. Недостоверна и связь с др.-русск. местн. н. Перынь близ Новгорода (см. Якушкин, Этногр. Обозр. 15, 129; Рожнецкий, AfslPh 23, 477). •• [В последние годы имя Perunъ неоднократно обсуждалось этимологами. Большинство из них настаивает на связи слав. и балт. слов, разграничение которых, действительно, нецелесообразно; см. Френкель, Lit. Wb., стр. 575; Мошинский, "Zasiag", 28, 86, 314. Предпринимаются плодотворные попытки расширить базу сравнения, помимо различных топонимов, также путем сближения с хетт. реrunаs "скала" при допущении различных расширителей этой древней основы (Якобсон, "Slavic Word", 11, No 4, 1955, стр. 615 и сл.; Иванов, ВСЯ, 3, 1958, стр. 101. См. еще Яскевич, "Studi Baltici", 9, 1952, стр. 92; В. Майд, BNF, 8, 1957, стр. 125 и сл.; Будимир, Грци и пеласти, Београд, 1950, стр. 23. – Т.]

Значит не народная этимология:)

jvarg

Цитата: "Wildsnowfall" от
расшифровать хеттские надписи именно потому, что основывался в своих изысканиях на предположение, что это индоевропейский язык, близкий к славянской языковой ветви.
Насчет того, что он индоевропейский - это да. Но чем он ближе к славянским языкам, чем к германским, или любым другим современным И.Е.-языкам? 

Я не спец по хеттскому, но встречал мнение весьма авторитетных людей, что из ныне живых языков хеттский ближе всего к греческому.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Rōmānus

Цитата: ou77 от октября  6, 2008, 10:07
Вот Фасмер пишет:
Цитировать
ПРАЩА
ж., пращ м., род. п. -а, ст.-слав. прашта (Супр.), болг. пращва, сербохорв. праhа, словен. рracа, польск. рrоса. Реконструируют *роr-tiа, производимое от *реr- "бить" (см. Перун, прать), и предполагают родство с порок (*роr-kо-); см. Мейе, Et. 398. Эти обстоятельства не благоприятствуют сравнению с лит. purtyti, purtau "трясти" (Маценауэр, LF 13, 189 и сл.).

Не с тем лит. словом сравнивают. Надо со spirti "пнуть", spardyti "пинать" с мобильным с. Или ещё с perti колотить
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

5park

ou77

ЦитироватьЯ слышал, что "Перун" от слова "прати"= "метать" народная этимология?

В том-то и дело, что не народная. Многие лингвисты считают имя Перун совершенно изолированным словом, происходящим от праслав. *prati "бить, разить".
:fp:

Rōmānus

Цитата: 5park от октября  6, 2008, 12:36
ou77

ЦитироватьЯ слышал, что "Перун" от слова "прати"= "метать" народная этимология?

В том-то и дело, что не народная. Многие лингвисты считают имя Перун совершенно изолированным словом, происходящим от праслав. *prati "бить, разить".

Всё это было красиво, если бы под боком у славян не жили другие народы с Перкуном. Слишком уж "красивое" совпадение получилось. Я склонен думать, что чуждый славянам Перкун был просто этимологизирован как "метатель" позднее. Так и Reisschiff стал "расшивом" и т.д.
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

5park

Роман

Я тоже так считаю. Кроме, конечно, изначальной чуждости славянам культа этого бога.
:fp:

Rōmānus

"Чуждым" я имел ввиду самого "Перкуна", слово то бишь. Какими были исконные божества у славян - мы, наверное, никогда не узнаем.
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

Iskandar

Общеславянский характер всего "перунового комплекса" слишком очевиден для того, чтобы можно было отвергнуть теорию о привнесении этого культа викингами. Заимствование могло происходить только в праславянский период. Кроме того, многочисленные индоевропейские соотвествия без *-k- тем более никак на викингов или литовцев не спишешь.

Rōmānus

Цитата: Iskandar от октября  6, 2008, 14:15
Общеславянский характер всего "перунового комплекса" слишком очевиден для того, чтобы можно было отвергнуть теорию о привнесении этого культа викингами.

:-\ :donno:

ЦитироватьЗаимствование могло происходить только в праславянский период.

Других версий, вроде, никто и не предлагал.

ЦитироватьКроме того, многочисленные индоевропейские соотвествия без *-k- тем более никак на викингов или литовцев не спишешь.

Как можно списать на "викингов или литовцев" отсутствие -к-, если и у первых, и у вторых есть - к-!
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

ou77

Кстати, счас случайно натнулся у Шевельова: указано диалектное слово "перін" = "грім" (Посяння) /в параграфе о распространении "і" вместо "у"/

5park

Roman

ЦитироватьДругих версий, вроде, никто и не предлагал.
Предлагали те ученые, которые считали Перуна варяжским привнесением.

Интересно, что лишь относительно недавно было доказано широкое распространение культа славян у всех славянских народов. Еще А.Брюкнер писал про восточнославянскость этого бога. А вот А.Гейштор в "Mitologji słowian" приводит довольно много "перуновых" топонимов, а также описывает женскую пару *Perperuna.

Кстати, тот же Гейштор указывает топоним Przeginia, возводя его к корню *perg- и связывая с ведийским теонимом Parjanya и др.-рус. перегынями.
:fp:

Iskandar

Перегыни - прямые соответствия герм. фьоргюнам.

5park

ou77

А на какой это странице?

Если это i, которое развилось на месте o, то я нашел упоминание и о такой форме. Смотрите у Гейштора:

ЦитироватьNa Morawach i w Słowacji wyraz parom używany w zaklęciach na równi z wyrazem hrom jest substytutem imienia Peruna: znany tam jest też Peron.
:fp:

ou77

Цитата: "5park" от
А на какой это странице?
стр. 777 внизу сноска на ***

5park

Понятно. Там і < u, впрочем.
:fp:

Iskandar

Кстати, по-моему тут не упоминались иранские название Плеяд:перс. Parvin. Это слово может быть полезным для понимания предположительной дифтонгической природы второго гласного основы - *Perounos

Rōmānus

Можно уточнить? "Дарвинская обезьяна" не от иранцев произошла?
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

Iskandar

Цитата: "Roman" от
Можно уточнить? "Дарвинская обезьяна" не от иранцев произошла?

Нет, энгелесовская рука - от литовцев.

злой

В детстве читал кетскую народную сказку "Женщина и фыргынь". Может, из кетского? :D
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

Rōmānus

Цитата: Iskandar от октября  6, 2008, 16:40
Цитата: "Roman" от
Можно уточнить? "Дарвинская обезьяна" не от иранцев произошла?

Нет, энгелесовская рука - от литовцев.

Вообще-то рука была у Адама Смита, а у Энгельса - призрак, "эрудит". Но это так, к слову. Что там с дарвинской обезьяной? Она Ригведу написала?  :D :D :D
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица