Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

История грузинизации народов Кавказа

Автор Давид Дасаниа, июня 10, 2011, 08:28

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Давид Дасаниа

О грузинизации народов Кавказа (абхазов, осетин, адыгов, дагестанцев, вайнахов, армян и азербайджанцев) я слышал много раз. Но никогда не увлекался этой темой настолько, чтобы проследить её по книгам, журналам, сайтам Интернета. Теперь же статус-кво изменился. Грузины, чувствуя свою безнаказанность, совершенно обнаглели: они как хотят фальсифицируют историю народов Кавказа, присваивают чужое наследие, оболванивают широкую интернет-аудиторию, натравливают одни народы против других, становятся причиной серьёзных скандалов в глобальной сети. Видит Бог, я и многие другие абхазы и осетины долго терпели подобное положение дел. Теперь же настал час открытия истинного лица Грузии и подавляющей части грузинского общества. Данная тема - своего рода энциклопедия грузинского национализма и грузинизации народов Кавказа. С ней пора бы ознакомиться и наивным черкесам, которые опьянены фактом признания их геноцида со стороны парламента Грузии. Уверен, резонанс от этой темы в Интернете будет большой. Многие из её читателей попросту будут шокированы. И если они ранее обожествляли грузинскую нацию, то теперь они поймут, что всё это время они спали. Я, конечно же, буду продолжать тему истории и этнологии абхазских фамилий. Но данная тема нарочно расширена грузино-мегрельскими пользователями для того, чтобы скрыть факты грузинизации абхазов. Что же касается самой истории Грузии, дайте срок: правду о ней вы очень скоро узнаете так же, как вы читаете данную тему. Чтобы быть объективнее, свою тему начну не с фактов грузинизации абхазов.
Кто такие бацбийцы. Бацбийцы (самоназвание "бацав", "бацбо-нах"), или цова-тушины, как их называют грузины, являются одним из древних этносов, принадлежавших к народам нахской языковой группы. Испокон веков они проживали в горном регионе исторической Тушетии. Бацбийцы являются частью вайнахского социума и представляют один из 135 его тейпов. До XVIII в., т.е. до времени выхода на равнину, вайнахские союзы занимали горную часть исторической Чечни, которая именовалась Ичкерия. Они в основном переселялись отдельными тейпами. Подобное произошло и с предками бацбийцев, которые начали переселяться еще с XI века по причине малоземелья и густонаселенности горных районов, а также из-за гонений со стороны аварцев. Хронологически этот процесс определить трудно, однако известно, что в Тушетии (Грузия) уже в XVI в. были известны Батцкие гребни, которые сопоставляются с областью поселения бацбийцев.
Бацбийцы в Грузии. Ареал обитания древних бацбийцев включал в себя основную часть исторической Тушетии, которая на сегодняшний день охватывает северную (горную) часть региона Мцхета-Мтианети и Ахметинский район региона Кахетия, ныне входящие в состав Республики Грузия. В римских исторических сочинениях бацбийцев называют "бубегенами", персидские же историки называют их "бибранами", в известном труде Анании Ширакаци (средневековый армянский географ) "Армянская география", бацбийцы отожествляются с "цховами" - одним из горных племен "Верхнего Кавказа". В древний и средневековый период бацбийцы проживали в горной Тушетии (в южной Ичкерии), и лишь с XIII века из-за малоземелья начали постепенно мигрировать к югу, т.е. спускаться с гор в равнинные территории. Первоначально часть переселившихся бацбийцев проживала в Пирикительской Тушетии, затем они поселились в Цовской Тушетии. Неподалеку от ареала обитания бацбийцев и их соплеменников чеченцев-кистинцев на протяжении всей истории проживали картвелоязычные племена хевсуров, тушин и пшавов.
Генетическая связь тушинов с вайнахами. Пшавы и хевсуры являются субэтносами грузинского народа. Они православные, говорят на близких грузинскому языку картвельских наречиях, тогда как тушины являются смесью картвельских племен и вайнахов, обитающих в этих краях с древних времен. Тушины говорят также на картвельском диалекте, но в их языке имеется большой запас нахских слов. Традиции тушин практически не отличаются от вайнахских, а по своим антропологическим характеристикам эта народность ближе к чеченцам и ингушам, чем к грузинам. Кроме того, некоторое количество тушин имеет цунтинское происхождение (то есть являются потомками выходцев из нынешнего Цунтинского района Дагестана, издревле населенного народами, родственными аварцам). В советской историографии существовало мнение, что тушины в большинстве своем являются огрузинившимися бацбийцами и другими вайнахскими племенами, что и оправдывает их тесные связи с вайнахами, общность традиций и смешанный тип языка.
Грузинизация вайнахов. В средневековый период бацбийское население региона имело свое самоуправление до того момента, когда в XVI веке регион был захвачен грузинским Кахетинским царством. После этого грузинская церковь вела борьбу против горцев-мусульман региона и оставшихся язычников. Православизация, а в результате и грузинизация проводилась жестоко. Согласно российским и грузинским источникам, бацбийцы до 1820-1830 гг. проживали в 5 селениях, из которых 4 были расположены в долине Цовата (Цовская Тушетия). К началу XX-го века ареал обитания бацбийцев сузился. Грузинизация усилилась после 1917 года. Известно, что меньшевистское грузинское руководство в 1918-1921 гг. пыталось переселить некоторое количество бацбийцев Ахметинского района вглубь Кахетии. В 1940-х некоторое количество бацбийцев и кистинцев были высланы в Казахстан и Среднюю Азию вместе с чеченцами и ингушами. Затем всех бацбийцев Ахметинского района компактно переселили в село Земо-Алвани, которое с востока непосредственно примыкает к райцентру Ахмета. В конце 1950-х годов началась массовая грузинизация фамилий бацбийцев, в результате чего в материалах советской переписи населения на 1959 г. в селе Земо-Алвани насчитывалось 4266 человек, преобладающее большинство которых было приписано к грузинам. До 1970-80 гг. бацбийцы имели периодические, активные контакты с чеченцами-кистинцами и ингушами, но после частичного заселения в регионе грузин, бацбийцы, являясь географически оторванными от основной массы чеченцев-кистинцев, постепенно начали больше контактировать с грузинами. Связи с грузинским населением до сегодняшнего дня сохранились в основном на бытовом уровне. Участились случаи смешанных браков. Кроме того, с начала 1950-х в бацбийское село начали переселяться тушины и хевсуры. Через некоторое время грузинское руководство региона, ссылаясь на факт переселения в Земо-Алвани грузиноязычного населения, построила там грузинскую школу. В результате этого в качестве письменного языка бацбийцы стали использовать грузинский. Не имея собственной письменности, в первые десятилетия советской власти они пытались позаимствовать чечено-ингушское письмо, однако из-за грузинской политики по отношению к некартвельским небольшим народам страны, проект был незаметно отложен.

Давид Дасаниа

Цовский диалект ингушского языка на грани исчезновения из-за политики грузинизации. В 1926 году советский лингвист-востоковед А.Н. Генко проводил записи и исследования языка бацбийцев и заметил, что цовский диалект ингушского языка, на котором говорят бацбийцы, находится на грани полного исчезновения из-за давления местных грузинских властей. Интересным фактом, кроме вышеуказанного является то, что Генко в своих этнолингвистических исследованиях косвенно доказал, что Тушетия является исконной родиной вайнахских народов, называя ее древнейшим очагом чечено-ингушского бытия.
Политика Грузии в отношении бацбийцев. Бацбийцы в большинстве своем являются мусульманами-суннитами. Основная их часть, несмотря на угрозы физической расправы, все же сохранила свою религию, однако известны случаи, когда бацбийцы все же переходили в грузинское православие, что и ускорило ассимиляционные процессы. На сегодняшний день в райцентре Ахмета и в Тбилиси известны бацбийские семьи, которые исповедуют христианство и одновременно сохраняют свою национальную идентичность, однако, если смотреть на грузинизацию в общем плане, то в селении Земо-Алвани бацбийским языком в совершенстве владеет лишь пожилое население. Значит, бацбийцы как отдельная общность вайнахских народов полностью ассимилируется в течение ближайших 15-20 лет. Катализатором этого процесса можно считать активное заселение Земо-Алвани грузиноязычным населением. На сегодняшний день бацбийцы в селе составляют уже 70%, вместо зарегистрированых в первые годы независимости Грузии 85%.
Кистинцы – вайнахи. Кистинцы (или чеченцы-кистинцы) также, как и бацбийцы, являются потомками вайнахских народов, проживающих в Тушетии. Кистинцы являются неотъемлемой частью вайнахских тейпов. В грузинской историографии утверждается, что чеченцы-кистинцы в Тушетии появились лишь в 1840-1870 гг., однако это не совсем так. Дело в том, что до XIX века, когда сотни вайнахских семей из верховьев реки Чанты-Аргун под руководством религиозных лидеров Джаколо и Дуи переселялись на юг, в Панкисском ущелье уже проживало вайнахское население. Армянский историк и географ Ананиа Ширакаци также упоминает вайнахское общество под названием "кусты", проживающие вблизи Великих Ворот на склонах Кавказского хребта. Грузинская историография упоминает о кистинцах с XIII века, называя их "кыштами".В конце 1890-х чеченцы-кистинцы проживали в селах Омало, Дуиси, Джибахеви, Джоколо, Биркиани, Халацани (Шуа-Халацани), Зенамхари, Артана и в селе Ахмета. После попыток грузинских правителей распространить христианство своими способами - путем насилия, арестов и попыток выселить это вайнахское общество, часть из них приняла новую веру и огрузинилась. Некоторые кистинцы покинули Панкисское ущелье и мигрировали в Чечню. В советский период основная часть кистинского населения из-за политики грузинских властей изменила окончания своих фамилий на грузинский лад. Это не спасло их 1944 г. от участи их братьев по крови - чеченцев и ингушей: кистинцы частично подверглись сталинской депортации. Нужно отметить, что высылке подвергались именно те кистинцы, которые в ходе попыток ассимиляции не приняли христианство и сохранили свое национальное самосознание. Вернувшиеся из ссылки, кистинцы обнаружили, что многие их селения заселены не только пшавами, тушинцами и осетинами, но также грузинами-кахетинцами и имеретинцами.
Рост антогонизма кистинцев по отношению к грузинам. Чеченцам-кистинцам, как и другим вайнахским обществам, свойственен антагонизм по отношению к соседним народам, проживающим в долинах и низовьях. Рост антагонизма кистинцев по отношению к грузинам и к грузинскому руководству вырос с 1990-х гг., однако он имел место еще в XIX веке. В советский период, особенно с 1950-х гг., Панкисское ущелье и весь Ахметовский район фактически были автономны от остальной части Грузинской ССР. С приобретением независимости и всплеском этнического национализма в Грузии, руководство страны попыталось взять регион под свой полный контроль. Известны факты вооруженных столкновений грузинских вооруженных отрядов "Мхедриони" с чеченцами-кистинцами в 1992-1994 гг., однако эти попытки вынудить кистинцев покинуть свою родину провалились. В 1997 г. поднялась новая антигрузинская волна протестов в Панкиси, когда МВД страны попыталось основать в селе Дуиси полицейский участок и направить туда роту вооруженных полицейских из городов Гори и Телави. Старейшины кистинских селений пообещали противостоять грузинам с оружием в руках, зная, что полицейский участок в Дуиси, который является самым большим селом кистинцев, может стать подобием "Троянского коня" в удобный для руководства республики момент. Этот конфликт попытался замять тогдашний ичкерийский лидер Аслан Масхадов, направив своего эмиссара Кутаева, который после тщетной попытки встретиться с Эдуардом Шеварнадзе в Тбилиси отбыл в райцентр Ахмета для встречи с районной администрацией.
Меры Грузии по организации межчеченского кровопролития. Несмотря на это, грузинское руководство время от времени под предлогом решения экономических и политических вопросов посещало кистинонаселенный регион. Один из самых известных визитов в Панкисское ущелье состоялся 31 августа 1997 г., когда Масхадов и Шеварднадзе вместе посетили регион для встречи с местным населением. Руководство страны и силовые структуры неоднократно провоцировали столкновения между чеченцами-беженцами и чеченцами-кистинцами, рассчитывая на кровопролитие, в результате которого начнется миграция беженцев и кистинцев, являющихся, по последним подсчетам, абсолютным большинством в горных районах Ахметинского района.

Nevik Xukxo

А разве бацбийцы имеют отношение к вайнахам? Нахи вроде не равно вайнахи. :what:

Давид Дасаниа

Бацбийцы (цова-тушины, от Цовинского ущелья) (груз. ბაცბები, წოვათუშები) — небольшой народ, родственный чеченцам и ингушам. Численность 2,500 человек (2009). Предположительно являются потомками ингушских переселенцев из высокогорного аула Эрзи в Джейрахском ущелье XVI века из бассейна Армхи. По народным преданиям бацбийцы пришли из местности Вабуа (Горная Ингушетия).
Попытки Грузии использовать вайнахов страны против абхазского и осетинского народов. Основной национально-политической проблемой для вайнахских народностей Грузии является то, что руководство страны всячески пытается использовать их в войне против абхазского и осетинского народов. Начиная с 2001 г. грузинские военные структуры периодически вербовали наемников из числа чеченских беженцев и чеченцев-кистинцев для их применения против Абхазии и Южной Осетии. Известны несколько случаев, когда кистинские старейшины требовали прекратить вербовку лиц из числа беженцев и местных чеченцев, одновременно обвиняя руководство Грузии в пособничестве террористам. Кистинские старейшины неоднократно заявляли, что официальный Тбилиси ведет закулисную политику по усилению антироссийских настроений в Панкисском ущелье и способствует усилению власти арабских эмиссаров, одновременно ущемляя права местного кистинского населения.
Убийство грузинами чеченцев-кистинцев. С 2003 г. по сегодняшний день участились случаи убийств чеченцев-кистинцев со стороны грузинских силовых структур. Так, в сентябре 2004 г. был убит кистинец-чабан в Панкисском ущелье. В начале 2005 г. неподалеку от границы с Чечней был застрелен молодой кистинец. Одной из самых кровавых акций, которую устроили грузинские спецназовцы, была совершена в июне 2005 г., когда группа "коммандос" из 200 человек при сопровождении военной техники ворвалась в село Дуиси и открыла беспорядочный огонь. В результате этой бойни были сожжены дома, погибли двое мужчин-кистинцев, оказавшие сопротивление, и один ребенок. Во время этой акции были также ранены дети, женщины и старики, которые надеялись остановить грузин путем диалога.
Причины антикистинской грузинской политики. Итак, каковы причины подобной политики грузинского руководства по отношению к вайнахам? Очевидно то, что для Грузии, потерявшей Южную Осетию и Абхазию, согласно позиции нынешнего политического истеблишмента, кистинцы и чеченцы - потенциальная угроза нового отделения, особенно после ряда антигрузинских заявлений Рамзана Кадырова. Кроме того, чеченцы-кистинцы и чеченцы-беженцы в целом не одобряют антиосетинскую и антиабхазскую политику Грузии. В свою очередь, официальный Тбилиси ведет активную антироссийскую, антиосетинскую и антиаварскую пропаганду в рядах ингушей и чеченцев. По грузинским телеканалам и радио, которые транслируют также на территории Ингушетии, Чечни и Панкисского ущелья, часто организовываются пропагандистские передачи и интервью, в которых проводится мысль, что грузины и вайнахи - братья, а осетины, русские и аварцы - враги. Одним из таких телеканалов является "IMEDI-TV", который пытается развязать конфликт между ингушами и осетинами, одновременно пропагандируя братство грузин и вайнахов. Кроме телевизионных передач, грузинская сторона периодически организует встречи грузинской, ингушской и чеченской молодежи, во время которых пытается поддержать антиосетинские и антироссийские настроения. В итоге, пропагандируя "грузинско-вайнахское братство", Тбилиси на своей территории с оружием в руках борется со "своими" вайнахами, у которых, с грузинской точки зрения, два пути: грузинизация или же уход с земель своих предков.
Это всего лишь один материал из сотен и тысяч иных документов, свидетельствующих о бесчеловечной политике грузинских властей и подавляющей части грузинского общества. Даю ссылку на материал: http://www.vvvay.net/publ/vajnakhskie_narody_gruzii_mnimoe_bratstvo_i_ugroza_polnoj_gruzinizacii/1-1-0-1

Давид Дасаниа

Теперь мы узнаем о тонкостях традиционной грузинской политики национализма.
Цель заселения аджарцев среди негрузинского населения Грузии. Активное заселение аджарцев осуществляется в районах, где компактно проживают этно-конфессиональные меньшинства, которых грузинское руководство не считает этническими грузинами. Таким образом, находясь в окружении некартвельских народов, у аджарцев процесс православизации и грузинизации проходит более активно, нежели если бы они проживали в Кахетии или в Имеретии. Находясь в окружении народа, чье векторное этнополитическое развитие связывается не с Грузией, а с соседним государством, аджарцы в контактах с ними идентифицируют себя с грузинами. Одновременно, сами же аджарцы для армян и азербайджанцев страны воспринимаются как грузины, а не отдельное этно-конфессиональное общество. Таким образом, в регионах Самцхе-Джавахети (армянонаселенный) и Квемо-Картли (азербайджанонаселенный) осуществляется систематическое заселение т.н. этнических грузин (аджарцев и сванов), численность которых в каждом регионе достигает 3-4 тысячи человек. Грузинский истеблишмент, осуществляя переселенческую политику по отношению к аджарцам, исходит не только из соображений активной грузинизации, но и не в последнюю очередь ставится задача уменьшить сильное влияние в Аджарии Турции.
Политика Грузии по выдавливанию негрузинского населения из страны. На сегодняшний день процесс выдавливания этнических мусульман Грузии осуществляется по отношению к азербайджанцам, кистинцам и аварцам. Из этнических меньшинств-христиан последовательное выдавливание осуществляется по отношению к армянам. Если в отношении аварцев и азербайджанцев Кахетии создаются экономические трудности, то к армянам Самцхе-Джавахети (Самцхе-Джавахк), к азербайджанцам Квемо-Картли (Борчалы) и к кистинцам Ахметовского района политика выдавливания осуществляется путем периодических убийств, что в свою очередь создает атмосферу небезопасности в стране. Одновременно, осуществляется массовое заселение так называемых этнических грузин - аджарцев, а через некоторое время ожидается также и турок-месхетинцев. Одним из основных задач грузинского руководства в плане армян и азербайджанцев было создание в местах их компактного проживания грузинских анклавов или больших селений, которые как правило, располагались на стратегически важных дорогах и высотах. Тбилиси по отношению к армянам также ведет активную ассимиляционную политику, путем постепенной грузинизации церквей, школ, культурных центров, а также поощрением смешанных браков, что можно увидеть в Ахалцхе и в Тбилиси. Что касается ситуации с азербайджанцами, то после прихода к власти М.Саакашвили ситуация в Квемо-Картли (Борчалы) все более ухудшается. Дело в том, что в этнической политике Грузии по отношению к азербайджанцам действует стандартный вариант выдавливания путем создания экономически невыносимых условий. Неопровержимым фактом является новое земельное разделение, в результате которого практически вся земля в Квемо-Картли передана арендаторам-грузинам, и лишь мизерная ее часть роздана оставшимся жителям-азербайджанцам. В результате этого уже десятки тысяч азербайджанцев покинули Грузию и мигрировали в Азербайджан, где руководство их заселяет в аваронаселенных и лезгинонаселенных регионах страны. Как видим, подобную позицию Грузии можно характеризовать как "культурную депортацию".
Отношение к осетинам. Неоднозначным является политика по отношению к осетинам страны: в некоторых случаях их просто заставляют покинуть страну, но в других, как например в Тбилиси, используют осетинские союзы для внешней пропаганды "нерушимой грузино-осетинской дружбы". По сути, единственными этническими меньшинствами Грузии, которые более или менее не подвергаются дискриминациям можно считать курдов и евреев, численность которых уменьшилось по сравнению с 1989 г. вдвое.
Антиазербайджанская политика Грузии. В вопросе азербайджанцев Квемо-Картли, грузинское руководство не остановится, пока максимально не вытеснит этот этнический элемент из страны, единственное что пока спасает Квемо-Картли от деэтнизации, это сравнительно высокая рождаемость. Кроме того, грузинская сторона периодически будет разыгрывать "ингилойскую карту", почву для которой она подготавливает уже 12 лет. Как известно, в Закатальском и в Кахском районах проживают этнические грузины, которых Тбилиси поддерживает и развивает по мере своих возможностей. Очевидно, руководство Грузии в отличие от армян Самцхе-Джавахети в вопросе Квемо-Картли понимает, что так просто вытеснить или ассимилировать растущее азербайджанское население не удастся, и попытка создания в Азербайджане грузинского социума в лице ингилойцев имеет цель в дальнейшем обмена территориями, если азербайджанское этническое меньшинство вдруг попытается активизироваться путем сепаратизации региона.
Пример антиармянской политики Грузии (16 мая 2008). Епархия Святой Армянской Апостольской Церкви в Грузии выразила озабоченность и возмущение в связи с актом посягательства на церковь святой Норашен и прилегающую к церкви территорию, организованным священнослужителем Грузинской Православной Церкви Отцом Тариэлом Сикинчелашвили. Как сообщает пресс-служба епархии, на протяжении последних дней отец Тариэл и группа подчиненных ему рабочих возводят железный забор, включающий в себя религиозные элементы, характерные Грузинской Православной Церкви, с целью ограждения здания церкви святой Норашен. По словам отца Тариэла, в ближайшее время "реставрационные" работы начнутся непосредственно внутри церкви, после чего там будет вестись богослужение священнослужителями Грузинской Православной Церкви.
Подробнее: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/azeri/issues/832687.html

Давид Дасаниа

А теперь о том, как развиваются грузино-аварские отношения. Не только абхазы и осетины, на Кавказе Грузии и грузинам "мешают" все иные кавказские народы. Причина банальна: грузины хотят одни господствовать на Кавказе, убедить всех нас поставить знак равенства между понятиями "Грузия" и "Кавказ". Честно скажу, положа руку на сердце: на месте грузин я бы не вякал, а сидел спокойно, в надежде на то, чтобы никто не рассказал миру об истинном лице подавляющего (я отвечаю за это слово) большинства грузин. Это пока что "выстрел из пистонного детского пистолета". "Катюши" на подходе...
Аварцы – древние жители Грузии. Территория нынешней Кахетии, входящая на сегодняшний день в состав республики Грузия, на протяжении десятков столетий непрерывно подвергалась бурным этнополитическим трансформациям. Основная часть Кахетии с I века по VI век входила в состав государства Кавказская Албания, представлявшего собой племенной союз 26 народностей. Южная часть Кахетии, т.е. правый берег реки Алазань, была преимущественно заселена удинами (лезгинская группа нахско-дагестанской языковой семьи), а левобережье (северная часть Кахетии) - цунтинцами, дидойцами (цезская подгруппа аварской группы) и другими аварскими народностями. По ходу усиления христианства в регионе, начиная с IV века до конца VIII века, удинское и аварское население попало под сильное влияние армяно-григорианского христианства. Затем, с VI века по XII, левый берег, а также часть правобережья Алазани (Камбечани, Кварели) входили в состав аварского христианского государственного образования под названием Сарир. Первые грузины в этих краях появились с началом распада аварского государства в начале XII века, когда в 1104 году в битве при Эрцухи войска Сарира были разгромлены. Грузины, согласно средневековым летописям, аварцев и удин Кахетии называли "леками".Сразу же после захвата региона была основана епархия грузинской церкви, с чего и начался процесс грузинизации местного населения Кахетии. Одним из главных факторов ассимиляции аварцев в этом регионе было то, что языком церковного богослужения был грузинский. В результате пятисотлетней грузинизации, удины нижней Кварелии как отдельный этнокультурный элемент исчезли полностью.
Превращение аварцев в этническое меньшинство из этнического большинства. Несмотря на ассимиляционные процессы, этнический облик аваронаселенного региона оставался практически неизменным до начала XVII века, когда во время вторжения армии Шах-Аббаса все левобережье реки Алазань было разграблено, разорено, а часть населения либо уничтожена, либо угнана в рабство. После опустошительных походов иранского шаха впервые началось массовое проникновение грузинского этнического элемента в Кахетию из Западной Грузии. Новые поселенцы-грузины были обязаны платить дань местным аварцам за проживание на этих территориях (3), земля которых была плодороднее, чем в тех районах, откуда прибывали грузинские поселенцы. Численность грузинского населения продолжала расти и в течение двух столетий аварское население из абсолютного большинства в Северной Кахетии стали абсолютным меньшинством. В конце XIX века из-за трудных этнополитических условий началась массовая миграция кварельских аварцев в "Цор", т.е. в Закатальский уезд, где компактно поживали их соотечественники (нынешний Азербайджан). Таким образом, к началу ХХ века, после частичных вытеснений, нападений на аварское население, согласно данным журнала "Кавказский календарь", вышедшего в 1910 г., в левобережье Алазани осталось лишь четыре аварских селения. С началом советизации Грузии политика по отношению к автохтонному населению региона не изменилась: создавались различные экономические трудности, не строились коммуникации, местное население в 1930-40 гг. не получало никакого образования, одновременно пропагандировалась идея, согласно которой "аварцы Грузии - пришлый народ и грузины лишь из-за гуманности позволили "лекам" жить в Кварелии и Лагодехи". В сельскохозяйственных и всесоюзных переписях кварельские аварцы не числились отдельной графой, а проходили как "иные народности". Известно, что по состоянию на 1944 г. аварцы остались лишь в селениях Тиви (аварское название "Гургин росо" - ("круглое село"), основано в 1727 г.), Тебелджохи и в мелких селениях долины Ареши. В том же году в августе началось заранее спланированное массовое выселение аварцев из их сёл и переселение их в Чечню, в основном в Веденский и Ножай-Юртовский районы, опустевшие в результате депортации чеченского населения. Всего было переселено 633 хозяйства, 2035 человек, и все до единого переселенцы были кварельскими аварцами. Избежали переселения лишь те из них, которые бежали в центральную Грузию и горный Дагестан. Одновременно грузинское руководство начало постепенно заселять частично опустошенные селения, и в крае появились имеретинцы, аджарцы, кахетинцы, рачинцы, осетины. Тем самым аварские селения Кварелии были отделены от аварцев Лагодехского района, которые, в свою очередь, начали мигрировать в Дагестан. Неопровержимым фактом является то, что около половины выселенных аварцев погибли в результате эпидемий тифа и малярии.


Давид Дасаниа

Возвращение аварцев в Грузию после депортации. В конце 1950-х - начале 1960-х годов аварцы начали постепенно возвращаться из Чечни в Кварелию. Селения долины Ареши были заселены грузинами, аварцам вход туда был воспрещен. Вскоре Ареши был переименован в Мтисдзири, а мелкие селения соединены в один населенный пункт. Аварцы, возвратившись в Кварелию по известным причинам, были вынуждены основать для себя отдельные поселения в не совсем благоприятных участках. Таким образом, возвратившиеся аварцы основали селения Чантлис-куре, Сарусо и Тихлисцкаро.
Новая попытка грузинских властей депортировать из Грузии аварцев. Очередной попыткой выселить кварельских аварцев из Грузии являются события 1990-91 гг., когда вооруженные отряды Звиада Гамсахурдия попытались силой заставить аварцев уйти из республики. Согласно заявлению дагестанского правозащитника, математика по профессии Вазифа Мейланова, сделанному на конференции по правам человека "Вильнюс - Ленинград 1990", первые антиаварские акции начались 14 июня 1990 г. во время многотысячного митинга в грузинском селе Ахалсопели, на котором Гамсахурдия, руководствуясь лозунгом "Грузия для грузин", публично предложил "выгнать аварцев с грузинских земель".В ночь после митинга 14 июня село Тиви было окружено и началась его семидневная блокада, за которой последовали непрерывные грузино-аварские столкновения и локальные зачистки. В результате кратковременных столкновений грузинам удалось полностью выселить аварское население аула Тихлисцкаро (ок. 100 чел.). Сейчас эти аварцы живут в селении Стальское Кизилюртовского района Дагестана. Во время июньских событий также начался массовый уход аварцев из Тиви, Чантлис-куре и из города Лагодехи. Во время стычек имели место акты насилия и издевательств разного рода. Известно, что держа в блокаде село Тиви, соратники Гамсахурдия пытались уморить голодом аварцев, к примеру, старушку, которая шла за хлебом в Ахалсопели, вернули под дулом автомата. Известен другой факт: грузинские подростки вместе с соратниками Гамсахурдия "требовали у женщины-врача, просившей хлеб для детей, встать вместе с ними на колени и попросить получше".
Организация переселения аварцев в Дагестан из Грузии. Эти события вынудили правительства Дагестана и Российской Федерации обратить внимание на положение дел аварцев в Грузии. 30 апреля 1991 г. был подписан Договор между правительствами Республики Дагестан и Грузии "О неотложных мерах по обеспечению организованного переселения жителей аварской национальности, проживающих в Кварельском районе Республики Грузия, в Дагестанскую АССР", согласно которому было принято решение о переселении кварельских аварцев в город Южно-Сухокумск на севере Дагестана. В соответствии с договором, правительство Грузии взяло на себя обязательство компенсировать все финансовые и материальные затраты, связанные с практической реализацией данной договоренности. Тем не менее, в ответном письме (№ 186/5 от 7 апреля 1992г.) оно отказалось от компенсации затрат на обустройство переселенческих поселков на новом месте. Для самих кварельских аварцев переселение в эти районы также неприемлемо, поскольку аварцев планируют заселить в степях, к чему ни в экономическом, ни в климатическом плане они не приспособлены. Лишь единицы до сегодняшнего дня согласились переселиться в Южно-Сухокумск. Кварельские аварцы в данный момент продолжают проживать на территориях Кварельского и Лагодехского районов Грузии.
Современное положение аварцев в Грузии. Социально-экономическое положение кварельских аварцев остается тяжелым. Из-за закрытия российско-грузинской государственной границы аварцы региона остаются в полной изоляции от остальной части аварского этноса, живущего в Дагестане. Одна из многочисленных проблем аварцев Грузии связана со школьным образованием. Лишь в селе Тиви есть русская школа, которая, однако, не дает полного среднего образования, и вместо 10-летней учебы школьники учатся лишь 9 лет. В остальных двух селениях школы находятся в ужасном состоянии. До ужесточения пограничного режима нередки были случаи, когда родители, три-четыре раза в неделю переходя границу, устраивали детей в школу селения Караузек Бабаюртовского района Дагестана для изучения аварского языка. Настоящей трагедией для аварцев может стать полная грузинизация школ селений Тиви и Чантлис-куре, в результате которого все преподавание будет вестись лишь на грузинском языке. Целенаправленная политика Тбилиси по созданию невыносимых социально-политических и правовых условий для кварельских аварцев ведется до сих пор. В связи с тем, что в Грузии происходит приватизация земель, аварцы в земельном вопросе оказываются в ущемлённом положении. При раздаче колхозных земельных участков на каждую аварскую семью было выдано в 2,5 раза меньше земель, чем выделялось грузинам (согласно среднестатистическим данным, аварские семьи имеют в 2 раза больше детей, чем грузинские). Грузинская сторона уже пятый год не выдает пенсии и пособия аварскому населению края, вынуждая его требовать от дагестанских властей скорейшего переселения. Банки Грузии также отказываются выдавать кредит аварцам. За последние семь лет в Дагестане получило постоянную регистрацию около 920 аварцев из Грузии. Они получают там пенсии, пособия и т.д., официально в Грузии не учитываются, но фактически почти непрерывно проживают в Кварелии. Несмотря на это, основная часть аварского населения желает покинуть родину, переселится в Дагестан.
Отношение грузин к аварцам. Все же необходимо отметить, что основная масса грузинского населения региона относится к аварцам если не враждебно, то достаточно отрицательно. Кроме того, современная грузинская историография пытается показать своему обществу, что кварельские аварцы - вовсе не автохтонный народ, а потомки пришлых пастухов, которые в конце XIX века переселились из горного Дагестана в Кварелию. Лишним подтверждением роста нетерпимости к "своим" этническим меньшинствам является опрос, проведенный в феврале 2006 г. грузинской Ассоциации региональной прессы в рамках проекта "Время реформ". Согласно опросу, 72,2% респондентов считают, что решить проблему нацменьшинств возможно лишь их выдворением из страны; 8,8% считают, что данную проблему можно решить путем их ассимиляции, и только 18,5% предлагают создать такие условия, при которых нацменьшинства сумели бы сохранить культурную и религиозную самобытность, изучить грузинский язык и стать полноправными участниками созидания грузинского государства. Численность кварельских аварцев в Грузии в течение 15 лет уменьшилась более чем наполовину. Согласно последней общесоветской переписи населения, в 1989 г. их было до 4,230 человек. На сегодняшний день число "леков", как называют аварцев грузины, составляет чуть больше 2200 человек (включая аварцев, которые официально прописаны в РФ).
Подробнее здесь: http://www.regnum.ru/news/815707.html

giga-11

Давид может поговорим о том как грузины Самурзаканцев ассимлировали и за одно ответите на мой вопрос из нашей "старой" темы
Цитироватьсо сколькими источниками вы знакомы (имею в виду певроистичники, сведения греко-римских,византийских, гразински, армянских и прочих античных и средневековых авторов а не догадки историков 19-21 веков) которые бы указывали что Абхазы когда либо (до 17 века)заселяли територии до Ингури??
Абхазские фамилии: аргументы против грузинских фальсификацийизвиняюсь за офтоп и повторение но мне дайствитело очень интересно узнать ваш ответ по данному вопросу
ну а если не ответ то по крайней мере удостойте меня части объяснить почему вы игнорируйте данный вопрос
а то признаюсь у меня складываетса впечатление что вы действйте по принципу "лучая зашита - нападение", избегая неприятный вопрос пытайтесь актуализоровать другой, причем явно пропагандистский, к тому де написаный не очень компетентыми источниками

Давид Дасаниа

Гига, "Старая" тема никуда не уйдёт. Она может чуть-чуть и подождать. Вы все, друзья мои, куда-то торопитесь. Да вот куда, я не пойму. Увы, я один. Вас же (вместе с поддержкой) вон сколько!.. Тем более, буду прямолинейным, для того чтобы опровергнуть ваши доводы и посадить вас на мягкое место неопровержимыми аргументами, мне нужна дополнительная информация. Я же чрезвычайно занят: интернет-проекты, начинающиеся президентские выборы, моя собственная диссертация, гости из РФ, конференция генеалогов в Северной Осетии... Да мало ли! В общем, давайте по-хорошему договоримся: вы ждёте, я отвечу. Я же должен лишний раз сам удостовериться во всём. Человек я чрезвычайно миролюбивый и гостеприимный. Понимаю и принимаю дружбу. Я - большой и неисправимый интернационалист, человек, который не помнит старых обид, может простить человеку всё, что можно прощать. Но я не люблю, когда кто-то кого-то при мне оскорбляет, когда кто-то, не зная своего места, вызывает бурю в стакане воды, и когда кто-то, кто должен меньше всего пищать, наоборот кричит во всю ивановскую. У тебя, Гига (извини что на "ты", у меня "ты" - проявление дружеского обращения) мощная информационная подпитка - десятки русскоязычных грузинских сайтов, фальсифицирующих историю мира и оболванивающих доверчивую читательскую аудиторию. У меня же только собственные мозги. Увы, в Абхазии нет идеологического центра. Ни один (или почти ни один) из известных абхазских учёных широкого профиля сам лично не представлен в глобальной сети. Они, скорее всего, не могут пользоваться Интернетом. Это очень плохо. Мы многое теряем из-за этого. Но, что поделаешь? Се ля ви, как говорят французы.
О том, как грузины ассимилировали самурзаканцев тебе лучше не упоминать: проиграешь. У меня дядя (муж двоюродный сестры отца) был родом из Гальского района Абхазии. Он был Булискерия. Мать его - Колбая. Так вот, он считал себя мегрелом. Но при этом говорил, что мегрелами род Булискерия стал с 1937 года. В течение одной ночи у людей в Гальском районе собрали паспорта и переделали их. Записали всех грузинами. Дядя, Мириан Томаевич, говорил нам, что род их не Булискерия, а Абраскил (абжуйцы их именовали Абласкир). И мать его, по словам дяди, была абхазкой по происхождению: Колбая от Акалгба. "Когда мои родители хотели что-то сказать друг другу, то, что мы не должны понимать, то говорили они по-абхазски," - сказал дядя. Сестра его вышла замуж за Павла Джанджулия. Это был явный мегрельский националист. Так вот и род Джанджулия был абхазским - Джинджалы они. Отца Павлика звали Тамщыгу (явно абхазское имя). Это полевая этнографическая информация. Её не закажешь, не переделаешь. Можно, конечно, написать всякую чушь и постараться приделать этой чуши ноги, но от этого её качество не изменится. У лжи ноги коротки. Рано или поздно ложь сама себя выдаст. Что, впрочем, и получается у нас на Лингвофоруме...

Давид Дасаниа

Антиармянская политика Грузии. 30 мая 2008 г. в ереванской гостинице "Конгресс" состоялся круглый стол, организованный аналитическим центром "Митк" на тему "Антиармянская современная политика Грузии".Как передает корреспондент ИА REGNUM, обсуждались такие вопросы, как причины разделения региона Самцхе-Джавахк-Цалка в советское время грузинскими властями, политика грузинских властей, направленная на изменение демографической картины в регионе, антиармянская политика в 1992-94 годах во время абхазского конфликта, когда было разгромлено несколько армянских поселений. Председатель общественной организации по охране культурно-исторических памятников "Эра" Самвел Карапетян отметил, что в Грузии идет активная грузинизация армянского культурного наследия, о чем свидетельствует не только инцидент с армянской церковью Св. Норашен, но и установление на территории церкви нескольких каменных плит с грузинским надписями, которые датируются XIX веком, хотя сама церковь построена в XV. "Нас заверили, что данные плиты связаны с деятельностью прославленного грузинского царя Вахтанга Голгасала (V в), однако на самом деле, никакой связи нет. Они были привезены из одной из деревень восточной Грузии, с чьих-то могил", - заявил Карапетян, добавив, что все сделано для того, чтобы "доказать" принадлежность здания грузинской церкви.
Источник: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/georgia/cultura/1008108.html
Участие грузин в карательных операциях против осетин. Со второй половины XIX века, во времена, когда активизировались национально-религиозные восстания на Кавказе против царской власти, в горных районах Осетии также вспыхнули небольшие волнения в основном против местных грузинских руководителей, что в общем плане было представлено как антигосударственные мятежи. В результате неповиновения осетин в регион были направлены карательные отряды, состоящие из царских войск и грузинских ополченцев. В итоге крестьянских восстаний получилось так, что грузинское руководство края могло себе позволить все, что угодно: начиная с переселения осетин и заканчивая созданием искусственных социально-экономических проблем.
Грузия и Осетия в период советизации края. В начале XX века в Осетии, равно как и во всей стране, начали распространяться революционные идеи, а в разгар революционных событий в 1917 г., II съезд осетинского народа, провозгласил объединение северной и южной частей Осетии, что и стало возобновлением долгой борьбы народа на воссоединение. Вооруженные столкновения между осетинами и грузинами большей силой продолжились во весь период существования провозглашенной в конце мая 1918 года Грузинской демократической республики. За два года борьбы с осетинами грузинское руководство частично выселило осетинские населенные пункты Горийского уезда и Кахетии. в конце января 1921 г. на карте Кавказа появилось новое государственное образование под названием Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошла и Южная Осетия. Затем, после советизации всего Кавказа было решено отторгнуть южную часть Осетии и включить ее в состав Грузинской советской республики как автономное образование. В результате усердной политики некоторых грузинских большевиков, 20 апреля 1922 г. Южная часть Осетии была включена в состав Грузии и была Образована Юго-Осетинская Автономная Область. Областное руководство сразу же потребовало присоединить Триалетскую Осетию к автономной области и включить единую Осетию в состав РСФСР. Однако вопреки требованиям тбилисское большевистское руководство в течение 10 лет организовало частичную депортацию и выселение осетин из Триалетии. Кроме того, Южная Осетия стала заселяться грузинским этническим элементом.
Проблемы Триалетской Осетии. Триалетская Осетия включает в себя нынешние Хашурский, Боржомский районы, южную часть Карельской и Горийского районов Грузии. По состоянию 1989 г. в этом регионе проживало более 38.000 осетин примерно в 134 селениях, включая райцентр Гори. Население Триалетии не приняло участие в военной части грузино-осетинской конфронтации. Жители некоторых сел даже призывали конфликтующих сторон сесть за стол переговоров, не смотря на то, что летом 1990 г. грузинские вооруженные формирования полностью блокировали основную часть осетинских сел. Однако грузины не довольствовались блокадой указанного региона. Вскоре в каждое село начали приезжать эмиссары с требованием либо покинуть страну, либо же принять грузинское гражданство, одновременно отказываясь от осетинской самоидентичности. Угрожая уничтожением населения, грузинские эмиссары советовали старейшинам осетинских селений писать заявления для изменения своих фамилий, и что их предки являлись не осетинами, а именно грузинами. Кроме того, представители грузинского руководства вместе с гвардейцами практически в каждом осетинском селении активно начали собирать подписи местного населения с призывом упразднить югоосетинскую автономию. После показательных убийств в селах Агара Карельского района и в Цинубани Боржомского района, многих осетин под страхом смерти заставили подписать требования об упразднении автономии.

Давид Дасаниа

Антиосетинская политика Грузии. Жители осетинских селений в начале 1991 г., заявили о своем полном повиновении грузинскому руководству. Правительство З. Гамсахурдиа даже проводило призывы молодых осетин в армию. Осетинская же молодежь Триалетии, не имея иного выхода, соглашалась вступить в ряды грузинской армии. Показательные расправы над мирным населением региона сыграли определяющую роль. Однако, несмотря на полное повиновение грузинскому руководству, с апреля 1991 г. в Триалетии начались массовые гонения осетинского населения. Вооруженные гвардейцы и милиция вторглись в села и силой вынудили местное население покинуть дома. Все это сопровождалось убийствами и грабежом. Одновременно в начале марта грузинские силовики блокировали Гуджаварское ущелье Боржомского района. Они предъявили ультиматум осетинскому населению ущелья, где располагались 9 сел, что если они не покинут район в течении 24 часов, грузинская армия силой решит этот вопрос. Известно, что за сутки 9 осетинских селений были полностью деэтнизированы, а испуганное население через горные перевалы попыталось перейти в Армению. Тысячам беженцев Боржомского района оказали помощь и защиту армяне Самцхе-Джавахка, которые сопровождали измученное и напуганное осетинское население до армяно-грузинской границы, не позволяя мародерам грабить и калечить их. В начале 90-х гг. через Ереван во Владикавказ мигрировали более 3 тысяч осетин. Известно, что во время облав, грабежей и массового выселения осетин из Триалетской Осетии было убито более 1000 мирных жителей. Точных данных о жертвах на сегодняшний день нет и, может быть, никогда уже не будет, если принимать во внимание тщательное скрытие грузинским руководством всех фактов насилия над осетинами. В процентном соотношении, более 70% осетинского населения Триалетии было изгнано из региона, а остальная часть находится в постепенном ассимиляционном процессе. По некоторым данным на сегодняшний день в Боржомском районе из осетин остались лишь несколько семей, разбросанных по всему региону. В Хашурском районе оставшееся осетинское население также разбросано и находится в стадии ассимиляции из-за отсутствия осетинских школ в регионе. Численность осетин по некоторым данным там от силы достигает до 400 человек. Процессы интенсивной "грузинизации" имели и имеют место на всей территории Грузии - в селах, где население являлось смешанным или в крупных городах. Одним из образцов подобных процессов является решение Хашурского райисполкома Совета народных депутатов №296 от 26 мая 1990 г., когда по просьбе жителей двух осетинских сел было дано разрешение огрузинить их фамилии и считаться грузинами. Исходя из фактов повсеместного давления со стороны грузинского руководства и населения, жители этнически анклавных районов, где проживают осетины, греки, армяне, азербайджанцы, в целях безопасности и обеспечения нормального развития своих будущих поколений, часто идут на подобные шаги, считая, что их дети и внуки путем быстрой ассимиляции и грузинизации в будущем добьются большего, чем их родители - осетины, армяне или азербайджанцы, проживающие в стране, где ущемление прав негрузинских этнических элементов на сегодняшний день является повсеместным и естественным явлением. Этот процесс официальная грузинская сторона толкует по-своему. Ассимиляционные процессы негрузинских народов, в стране называя "возвращением бывших грузин к своим грузинским корням".
Антиосетинская политика Грузии в Кахетии. В Кахетии, где в 1989 г. насчитывалось около 25 сел с осетинским населением, на сегодняшний день остались 9. Эти села в основном разбросаны в Ахметинском (4 села), Телавском (1 село), Кварельском (1 село) и в Лагодехском (3 села) районах Кахетии. Численность осетин края на сегодняшний день составляет около 3000 человек. В Лагодехском районе одним из самых больших селений по состоянию 1989 г. являлось осетинское село Арашперани, численностью около 1000 жильцов. На сегодняшний день численность осетин сократилось почти наполовину. Здесь, до последнего времени, действовала 6-летная осетинская школа, которая была отремонтирована из бюджетных средств республики и Фондом "Открытое общество - Грузия" в 2005 г. Грузинская сторона активно пропагандировала эту акцию в своей внешней политике, заявляя при этом, что у осетин Грузии меньше проблем по сравнению с осетинами Южной Осетии. При завершении ремонта, на площади школы села Арашперани был установлен памятник осетинскому поэту Коста Хетагурову, на открытии которого присутствовал сам Михаил Саакашвили. На открытие памятника 21 октября 2005 г. были приглашены представители дипломатического корпуса страны, министр культуры и множество гостей из за рубежа, а также осетинские организации Тбилиси, которые при любом удобном случае для показа "грузинской лояльности и беспрецедентной демократии в стране" уже несколько раз приводили факт ремонтирования осетинской школы грузинской стороной. В связи с этим необходимо отметить, что идентичный памятник Коста Хетагурову, поставленный в 1959 г. на дворе той же школы в годы грузино-осетинского конфликта был взорван по приказу тех же грузинских властей. Однако обманчивость мифа о лояльности к осетинскому народу в Грузии и демократичности руководства Саакашвили не заставило себя ждать: сразу же после официального и шумного открытия единственной осетинской школы Лагодехского района в течение 3-х месяцев, "из-за численного превосходства учеников-грузин села" осетинская школа была преобразована в грузинскую. Официальная грузинская сторона периодически устраивает "театральные представления" о великолепной жизни осетин в стране, активно финансируя западных журналистов, которые представляют Грузию островком демократии в море тоталитаризма. Осетинский вопрос, при этом, представляется как конфликт между Москвой и Тбилиси. Подобную атмосферу также создают расположенные в Тбилиси так называемые осетинские объединения и ассоциации, которые со своими периодическими заявлениями не перестают восхвалять "демократические победы М. Саакашвили".
Положение тбилисских осетин. Большое количество осетинского населения, из-за известных причин, покинуло столицу еще в 1990-х. С началом XXI века поток осетин из Тбилиси не стихает и продолжается до сих пор. В Тбилиси действует одна осетинская школа, но как выясняется, она просто называется осетинской, поскольку с 2004 г. основным преподавательским языком в ней является грузинский. Реальную численность осетин в столице, исходя из политики официального Тбилиси, сказать трудно: она колеблется с 5000 до 7000 человек, однако около половины тбилисских осетин не знает языка и традиции, считает себя грузинами, имеющими сетинские корни. Иным важным фактором в грузинской политике по отношению к осетинам являются осетинские организации Тбилиси. Одна из самых влиятельных и многолюдных является ассоциация осетин Грузии "Фсымарон" (Братство), которая входит в состав общегражданского движения "Многонациональная Грузия". Движение, как и ассоциация осетин, была создана спецслужбами Грузии и на сегодняшний день играет роль "пятой колонны" в закулисной этноконфессиональной политике Грузии, которая основана на выдавливании и ассимиляции этнических и религиозных меньшинств страны.
Подробнее: http://www.regnum.ru/news/843080.html

Давид Дасаниа

Борчалы́ (также встречается Борчало, Борчала, Борчалу, Борчали; азерб. Borçalı, груз. ბორჩალო) — историко-географическая область на юге современной Грузии. Такое же название ранее носила река (ныне Дебед), протекающая через эту область. Согласно современному административному делению Грузии, территория исторической области Борчалы примерно соответствует территории трёх южных муниципалитетов края Квемо-Картли: Марнеульский муниципалитет — адм. центр Марнеули. Болнисский муниципалитет — Болниси. Дманисский муниципалитет — Дманиси. Большую часть населения этих административно-территориальных образований составляют этнические азербайджанцы.
Антиазербайджанская политика Грузии. В конце 1980-х годов большинство азербайджанцев, занимающие высокие позиции в местных структурах управления, были уволены со своих постов в результате нового веяния этнического национализма, захлестнувшего страну. Больше всего это коснулось Болнисского района. Особенность ситуации с Болнисским районом заключается, во-первых, в том, что во времена Гамсахурдиа там осуществлялся специальный план властей. Например, сам райцентр — город Болниси в то время был практически очищен от азербайджанцев. Там складывалась критическая, напряженная ситуация, отношения народа с властями были накалены. В самом Болниси проживали порядка 1000 азербайджанских семей, а сейчас в этом городе всего-то 10 азербайджанцев. Остальные были либо выселены вооруженными группировками «Мхедриони», либо же принуждены покинуть свои дома. В июне 1989 года грузино-азербайджанское противостояние превратилось уже в реальность. Пришедшие в эмоциональное состояние участники митинга, состоявшегося 23-25 июня в посёлке Казрети города Болниси, начали репрессивные действия против азербайджанского населения. В регион были введены части незаконных вооруженных формирований «Мхедриони», руководимые сванами Дж. Иоселиани и Т. Китовани. Мирное невооруженное азербайджанское население было в страхе. В эти дни в родильном доме поселка Казрети насильно выставили на улицу 18 беременных азербайджанок. Началось массовое изгнание азербайджанцев из промышленных и строительных организаций района, районных партийных комитетов, райисполкомов. Уже к концу осени 1989 года на ответственных постах Борчалинского региона не осталось ни одного азербайджанца. В управлениях и на предприятиях принудительно отстраняли от работы всех азербайджанцев, начиная с занимающих руководящие посты и заканчивая рабочими. Больше четверти уехавших в 1992 году из Грузии азербайджанцев уезжали в Российскую Федерацию, а остальные — в Азербайджан. В 2005 году на встрече с омбудсменом представители азербайджанской общины заявили о нарушениях прав граждан, в частности о применении полицией огнестрельного оружия против населения, унижении человеческого достоинства на таможенных пунктах, игнорировании обращений азербайджанцев государственными органами. Общество «Tolerance» в альтернативном докладе о выполнении Грузией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств сообщает о резком сокращении числа азербайджанских школ и назначении в ряд азербайджанских школ директоров, не владеющих азербайджанским языком.
Грузинизация азербайджанских топонимов в Грузии. В Борчалы идет процесс грузинизации исторических тюрко-мусульманских топонимов. Больше всего это проявляется в Болнисском районе края. До сих пор ни одна государственная структура Грузии не предприняла усилий, направленных на восстановления исторических тюркских топонимов. Перечень азербайджанских сёл Болнисского района региона Квемо Картли Грузии, названия которых были изменены в 1990-1991-х годах: Фахралы – Талавери, Арыхлы – Нахедури, Гасанходжалы – Хидисгури, Дашдыгуллар – Михрани, Гочулу – Чапала, Эсмелер – Мцкнети, Джафарлы – Самтрети, Имиргасан – Саванети, Молла  Ахмедли – Хатавери, Сарачлы – Мамхути, Ашагы Гаракился   - Квемо Арквани, Юхары Гаракился - Земо Арквани, Сараллар – Зварети, Мыгырлы – Ванати, Инджаоглу -Шуа Болниси, Ашагы Гюлавер – Гета, Юхары Гюлавер – Джипори, Демирли – Хахлоджвари, Кибирджик – Джреси, Араголь – Джеджпариани, Бабакишили - Мусоприани (затем на Почхвериани), Бейтекер – Бартакари, Муганлы – Фаризи, Колагир – Суртава, Абдаллы – Джавшанташ, Гаратикан – Саберити, Сискала – Брлахаури, Тапан – Дислели, Чатах – Хаиссопели, Гарадашлы – Ичрита, Кяпянякчи – Квемо Болниси.
Подробнее: (wiki/ru) Борчали

Штудент

А я был в Борчалы, у меня там родня. Тамошние азербайджанцы куда богаче грузин. На переименование топонимов им плевать, по причине того, что они как называли Болниси Борчалы, так и называют. Главная проблема - низкий уровень владения грузинским языком, но он постепенно растёт.
После прокладки БТД отношение к азербайджанцам в Грузии улучшилось. Произволительность сельского хозяйства в Борчалы выше, чем во всей остальной Кахетии. Так что, Давид, всё не так плохо.
P.S. В Абхазии, кстати, азербайджанцев вообще не осталось.
Wahn, Wahn, überall Wahn!


Давид Дасаниа

Богаче грузин? Я не бывал в Борчалы. Возможно, они и богаты, но это, насколько я могу судить по информации, которой я обладаю, следствие уникальной работоспособности азербайджанцев. Ведь, известно же, что ещё в советское время район, населенный азербайджанцами, заготавливал больше с/х продукции, чем Абхазия и Аджария вместе взятые. На грузинизацию топонимики им как раз и не плевать: почитай на досуге то, что пишут сами азербайджанцы в Интернете и многочисленные журналисты, которые там, в Борчалы, бывают.
Согласно сайту //www.georgiatimes.info, в марте 2009 года делегация Конгресса азербайджанцев мира приехала в Грузию, чтобы по возможности содействовать решению проблем своих соплеменников. Как и армяне, они жалуются на негласные притеснения и преследования. По признанию визитеров, они уже были наслышаны о притеснениях национальных меньшинств в Грузии, а теперь постараются донести их жалобы до европейцев. А по сообщению сайта http://www.regionmedia.net, более 80% азербайджанских мигрантов составляют прибывшие из Грузии азербайджанцы.
У азербайджанцев Грузии существуют серьезные проблемы в сфере образования и культуры. «Несмотря на то, что проблемы образования азербайджанцев неоднократно поднимались перед властями Грузии и международными структурами, но никаких подвижек по их разрешению нет. Ситуация остается напряженной и если ничего не изменится, то до 2015 года азербайджанских школ в Грузии не останется», - сказал глава общества «Гейрат» («Честь») азербайджанцев, проживающих в Грузии, Алибала Аскеров. Глава общества «Гейрат» напомнил, что в cоветское время в Грузии было 170 азербайджанских школ, а сейчас их число сократилось до 120 и «этот процесс стремительно продолжается». В частности, в Дманиси из 22-х азербайджанских школ остались всего три. Так, азербайджанский театр в Тбилиси лишь формально является таковым. В этом театре большинство составляют грузины, что сказывается на характере постановок», - сказал Аскеров.
Примером нарушения прав азербайджанского населения Исмайлов назвал историю с селом Муганлы Гардабанского района. Это село было объединено с селом Сарчичала. Эти села были объединены, и название Муганлы было упразднено. Далее при проведении земельной реформы каждая грузинская семья получила по 3 га участка, а азербайджанские семьи всего по 15 соток. При этом, в грузинской части села построены новые дороги, 4 школы, 3 церкви, подведены водопроводные линии и линии электропередач. В азербайджанской остается всего одна разваливающаяся школа, нет водопровода, нет мест для похорон людей, поскольку на старом кладбище не осталось мест, а под новое - не выделяют участка и проч. Земли, принадлежащие азербайджанцам, тайно продаются на аукционах, и об этом заранее информируются грузины.
Существуют и проблемы с криминалом. В 2004 году, например, на Марнеульском рынке его владельцем-грузином у всех на глазах был убит азербайджанец. Правоохранительные органы заявили, что этот человек умер от инфаркта, и против убийцы уголовное дело не завели. В селении Гуллар Марнеульского района владелец-грузин конного клуба «Жокей» открыл огонь по населению, возмущавшемуся присвоением клубом сельских земель (50 гектаров плодородной земли этого селения было передано конному клубу «Жокей», а владелец-грузин содержит на этом пространстве 11 лошадей). В результате два человека погибли.
В целом, о проблемах азербайджанцев в Грузии можно долго говорить и писать. Что же касается Абхазии, то азербайджанцев в Абхазии, насколько мне известно, почти не было. Здесь из тюркоязычных народов более всего были представлены турки. Но и их численность традиционно незначительна.

Антиромантик

Давид Дасания, вы молодец, что смело рассказываете правду, изложенный вами материал (извините, для меня не существует прописного Вы) по-хорошему тянул бы на расследование в Гаагском трибунале и иных международных институтах.

Давид Дасаниа

Спасибо, Антиромантик! Приятно слышать эти слова, особенно в той ситуации, когда остаёшься, увы, один на один с прямыми оппонентами и их приспешниками. 

beqa2011

Давид Дасаниа daragoi. tushini ne vainaxi ! tushini katorie gavariat na ingushkimi ili chechenskimi slovami oni pravda ne tushini a bacbibci . a nasatiashie tushini eto chagmatushi katorie gavarait na gruzinskom iazikee a antropologicheski tushini sveetlee unix mnogo blandinov i blije xevsurom chem vainaxam! chtoja isterika ? !

Magdan

Цитата: beqa2011 от июля  1, 2011, 19:28Давид Дасаниа daragoi. tushini ne vainaxi ! tushini katorie gavariat na ingushkimi ili chechenskimi slovami oni pravda ne tushini a bacbibci . a nasatiashie tushini eto chagmatushi katorie gavarait na gruzinskom iazikee a antropologicheski tushini sveetlee unix mnogo blandinov i blije xevsurom chem vainaxam! chtoja isterika ? !
Тушоли - чеченское божество + "туш" по-чеченски "город"

Nevik Xukxo

Magdan, каков по-вашему этногенез бацбийцев? Вроде есть две версии - это или сравнительно недавние вайнахские мигранты, или древний нахский реликт. Что верно? :donno:

георгий алан

прикол))) одни грузины плохие! что-то слишком много бед на грузин навалили. Мне кажется всё это пишут недруги и националисты! я люблю все народы кавказа! люди будьте умнее, разве может быть такое чтобы во всех бедах был виновен один народ? везде есть хорошие люди и в наших нациях есть ублюдки! думаю надо всем кавказцам объединиться!!! грузия пытается это сделать, но многим это не нравится и они пытаются натравить все народы кавказа друг на друга! думайте головой и не позволяйте эмоциям управлять вашим разумом! !!!!! удачи всем, всех люблю!

Искандер

Цитата: георгий алан от августа  9, 2011, 17:34
грузия пытается это сделать
Так, стоять Зорька.
Грузия != грузинский народ.
Присоединить != объединить.

Пока что Грузия как государство не может справиться даже с национальными проблемами в пределах своей юрисдикции.
Более того, официальный Тифлис натворил делов и практически подвёл государство под монастырь.

Оставшиеся сегодня на территории Грузии факты грузинизации вообще говоря уже ничего вопиющего из себя не представляют, они стоят в одном ряду с ассимиляцией сельских картвельских диалектов.
"Niech żyją POLACY!! Ponieważ polacy są rasej nadczłowieków. Od nich jest przyszłość planety. Oni przeżyją nawet wojną atomowę, dlatego, że polacy są wieczni, bo chtoniczni. I dadzą potomstwo, które też będzie polakami i polkami. Niech żyjemy, hura!.." (c) Awwal12

Вайнах

У вас не получится поссорить Кавказ. Вы бы лучше говорили о политике России против Кавказа, а точнее против кавказцев. Вы боитесь, что Кавказ сплотится.

piton

Цитата: Вайнах от апреля 15, 2012, 02:19
Вы боитесь, что Кавказ сплотится
Могу быть и неправ, конечно, но когда в 2008-м Россия вступила в Ю. Осетию, это даже ингуши поддерживали. :)
W

sasza


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр