Лингвофорум

Лингвоблоги => Личные блоги => Блоги => Веташ => Тема начата: Веташ от декабря 17, 2012, 11:21

Название: ЦВЕТОАЛФАВИТ в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 17, 2012, 11:21
Эта тема повторяет, поставленную ранее ЦВЕТОФОНЕТИКУ, но здесь с помощью модератора удалось выложить прямо в тело форума саму статью с цветовой таблицей, поэтому еще раз ее представляю, чтоб удобнее обращаться к оригиналу моей статьи

русскоязычная статья ( http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/zvetoalf.htm (http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/zvetoalf.htm)

англоязычный вариант данной статьи находиться на сайте OMNIGLOT
http://www.omniglot.com/writing/colorbet.php (http://www.omniglot.com/writing/colorbet.php))
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 15:36
Виталий Веташ,
статья: ЦВЕТО-АЛФАВИТ(COLORBET)
синестезия цвета и звука — ЦВЕТОФОНЕТИКА
    Цветопсихология и психолингвистика позволяют найти закономерности связи цвета и звука через общее в воздействии одного и другого на психику человека. — Автор этой проблемой занимался с начала 80 годов (см. разные изо-проекты (http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/lingraf.htm")).
     Интересное исследование в этой области провела в 70-е годы XX века в Калининградском университете группа А.П.Журавлева. Ей удалось экспериментально и статистически доказать объективность психологических и смысловых воздействий звуков русского языка. Также им удалось вывести цветовые соответствия гласным звукам. Это не удивительно, так как то и другое суть физические явления. Но поскольку согласные имеют более сложную формантную структуру, найти им соотнесение через цветовой спектр по методу Журавлева: статистически, технически более сложно. Здесь нам может помочь холистический (целостный) взгляд на проблему.
    Более подробное цветовое и развернутое психологическое воздействие звука речи, на примере русского алфавита, описано мною в книге: Семира и В.Веташ «Твоё звездное имя». Там представлена полная цвето-формо-звуковая параллель, а также соотнесение звука с воздействием на психику.(Например: А — красный треугольник, имеющий характеристику активности, открытости, яркости, настоящего /во времени/ и т.п.)
     Как известно, всё многообразие цветовых оттенков основывается на смешении трех основных лучей цвета (красный, желтый и синий), а также света и тени. Подобную же закономерность мы можем найти и в фонетике, где богатство гласных звуков происходит от комбинации треугольника основных звуков (A, I, U), которые формируются все остальные гласные (А+U=O и т.п.). Гласные, будучи самыми звучными из фонем, являют чистые цвета, а согласные, как более сложные производные от них, представляют смешанные и зависимые от гласных оттенки цветов. Объективные цвета гласных известны (и доказаны работами Журавлева, а также зарубежными исследованиями): A — красный, I — синий, U — зеленый (зеленый, а не желтый, как в цветовом видении, а также как в цветном ТВ, где третий луч тоже зеленый. Это связано с тем, что зеленый — более фиксированный оттенок желтого, и с тем, что звук, по сравнению с цветом, более материален).
     На этой основе по логическому методу связи гласного и согласного (по главному акустическому органу) можно найти оттенки и для всех согласных:
     Также, основываясь на фонетической логике, можно окрасить шумные согласные темнее, чем сонорные, звонкие ярче глухих, щелевые насыщеннее, чем взрывные. То есть, цветность зависит от сонорности: от более сочных цветов (звонких полугласных) к более графичным, сухим тонам — глухих взрывных звуков. Сонорные, имея более чистые цвета, приближаются по хроматизму к гласным (раскатистое Р — рубиновое, а нераскатистое = картавое Р — оранжевое, Л /велярное/ — желтовато-белое, а мягкое Л — бело-лиловое, носовые: матово-зеленое М и матово-бежевое Н; Й — сиреневый, W — болотно-желтый).
    Ниже предложена цветовая схема по таблице МФА (т.е. международного фонетического алфавита) где видно, как родственные звуки близки по оттенку. Единственное хочется отметить, что плоская передача цвета не совсем точно передает характер звуков, т. к. кроме цвета нужно было бы передать еще и фактуру. Так цвета гласных должны иметь еще дополнительное свечение, а у согласных ощущение материала. Например свистящие звуки (С,З,Ц и др.) имеют отливающую металлом поверхность, в отличии от гортанных, которых отражает шершавая (деревянная или картонная) поверхность. Матово-лакированная поверхность характерна для сонорных (Л, М, Н и др.).
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 15:36
ГЛАСНЫЕ



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
iyɨʉɯu
ɪʏɘUʊ
eøəɤo
ɛœɜʌɔ
æɶaɑɒ
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 16:15
СОГЛАСНЫЕ



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
pbtdcɟkgqɢʕʔ
ɸβθðçʝxɣχʁħʢhɦ
ʍwszʦʣj
ɥʦʲʣʲ
ʃʒʧʤ
fvɬɮ
ʋlʎʟ
mnɲŋɴ
ʙɾrʀ
ɽ͡r
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 16:17
    Что касается передачи слов на цвето-алфавите, то надо сказать, что нельзя механически чередовать цвета звуков в одинаковой пропорции. Можно предложить такую модель:

ПРИМЕРЫ ЦВЕТОПИСИ



 
 
 
цветнойалфавит



 
 
`
coloralphabet
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 16:32
Цитата: Веташ от декабря 17, 2012, 11:21
поскольку перенос оригинала статьи в тело темы технически затруднителен, из-за использования цвета внутри редактора, на кот. она выполнена.
Там основная проблема была в микрософтмусоре, который word вставляет в свои html-файлы.
Когда я убрал этот микрософтмусор, файл уменьшился в 19 раз, и перенос в BBCode уже был делом нескольких минут.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 17, 2012, 16:51
Да, в какой-то теме на форуме я уже давал ссылку на эту работу, но там насколько помню, это было косвенно. Или же это было на подфоруме, кот. у вас раньше был на английском, а теперь его нет. В любом случая, я так понимаю, что свой блог я формирую самостоятельно, а эту тему считаю для него важной, с возможностью иметь пересечения по ней с серьезно интересующимися ею.

пс. Также хочу сразу сказать, что флуд и некорректную форму подачи мнения буду удалять. - это я спец-но для пользователей с манерой а ля Арсениив, с которым я уже имел "счастье" общаться и, кстати выражал ему надежду больше с ним не пересекаться, но на всякий случай повторяю это ему еще раз.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 16:54
Цитата: Веташ от декабря 17, 2012, 16:51
Также хочу сразу сказать, что флуд и некорректную форму подачи мнения буду удалять. - это я спец-но для пользователей с манерой а ля Арсениив
Поддерживаю.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 17, 2012, 16:55
Цитата: mnashe от декабря 17, 2012, 16:54
Цитата: Веташ от декабря 17, 2012, 16:51
Также хочу сразу сказать, что флуд и некорректную форму подачи мнения буду удалять. - это я спец-но для пользователей с манерой а ля Арсениив
Поддерживаю.
Цитата: mnashe от декабря 17, 2012, 16:32
Цитата: Веташ от декабря 17, 2012, 11:21
поскольку перенос оригинала статьи в тело темы технически затруднителен, из-за использования цвета внутри редактора, на кот. она выполнена.
Там основная проблема была в микрософтмусоре, который word вставляет в свои html-файлы.
Когда я убрал этот микрософтмусор, файл уменьшился в 19 раз, и перенос в BBCode уже был делом нескольких минут.
спасибо. буду иметь ввиду, но у меня еще есть материалы, где очень много картинок, все надеюсь их можно будеть поставить ссылкой, т к все равно иначе очень много тех .работы
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 17, 2012, 16:56
Цитата: mnashe от декабря 17, 2012, 16:54
Цитата: Веташ от декабря 17, 2012, 16:51
Также хочу сразу сказать, что флуд и некорректную форму подачи мнения буду удалять. - это я спец-но для пользователей с манерой а ля Арсениив
Поддерживаю.
Рад , что встретил в этом вопросе единомышленника
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 18:19
Цитата: arseniiv от декабря 17, 2012, 17:02
OK. Но кто ещё сюда зайдёт-то?
Да вроде в тот раз несколько человек участвовали в этой теме...

А вот она:
ЦВЕТОФОНЕТИКА (http://lingvoforum.net/index.php/topic,14109.0.html)
Немало.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 17, 2012, 19:40
Цитата: arseniiv от декабря 17, 2012, 19:13
Именно что в той. После неё они оставили у себя впечатления и в эту не пойдут.
Это твоё субъективное впечатление. Моё субъективное впечатление другое :)
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 19, 2012, 22:18
Как пример практического применения цветофонетики (иллюстрация в моей статье по поводу переименования Ленинграда)
(http://astrolingua.spb.ru/LINGRAF/lengra1.jpg)
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 19, 2012, 22:26
Ух ты, интересно.
Про переименование Ленинграда помню (в «Искусстве астрологии», кажется — других ваших книг я не читал), но с иллюстрацией оно наглядней :)


Нет, путаю.
Проверил на полке — две книги рядом стоят: «Искусство астрологии» и «Астрология: имя и символ».
Так что во второй, наверно.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 19, 2012, 23:23
Вот вся статья целиком (пытались напечатать ее до переименования, но политика оказалась сильнее психо-лингвистики) -
http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/lengrad.htm (http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/lengrad.htm)
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 10:54
Цитата: Фрагмент из книг Семиры и В.Веташа "Астрология: имя и символ"...
Ага, так и есть :)
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 20, 2012, 14:12
Картинка цветобукв русского алфавита (в фонетическом соотнесении с характерами в системе астро-типологии)
(http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/lingra4.jpg)
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: amdf от декабря 20, 2012, 14:26
С чего вы взяли, допустим, что А — красный треугольник, имеющий характеристику активности, открытости, яркости, настоящего /во времени/ и т.п. Как мне видится, это голословное утверждение.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 14:38
Как странно...
Близкие оттенки у столь далёких друг от друга Н и К/Х; Ц и Й; С и Ч; Г и Р. В то же время Г и Й крайне далеки друг от друга.
Э и О очень похожи, а И, Ы, У очень далеки как от них, так и друг от друга.
Как буква, означающая гласный звук, оказалась чёрной?
О и Ё похожи, А и Я похожи, У и Ю похожи, а Э и Е — совсем нет.
Соответствия знакам я тоже не понял. Ш, Щ у ♑, П у ♏ (или на стыке ♊-♏?), М у ♌... :???
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 20, 2012, 14:42
Цитата: amdf от декабря 20, 2012, 14:26
С чего вы взяли, допустим, что А — красный треугольник, имеющий характеристику активности, открытости, яркости, настоящего /во времени/ и т.п. Как мне видится, это голословное утверждение.
сравните с стат. исследованиями Журалева, а насчет цвето-формы к исследованиям художников-эспериментаторов (Малевич, Кандинский и др) начала 20 века, они много с эти работали, могу предложить свою таблицу (1983 г.), итожущую и обобщающую материал по цвето-форме (т.е форма соответсвует своему цвету, в ней цвет наиболее адекватен - по наблюденим художников)
(http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/lingra6.jpg)

форма по внешнему кругу постепенно изменяется, также как и цвет, многое здесь построено на цветопсихологии (например -желтый неустойчивый , по этому стоит на острее, стремиться раскрыть свою форму в разных направлениях, но не столь нацелен по сравнению с оранже. и т д. - этой моей схеме также удобно проводить тесты, знакомые психологи используют ее - если улучшить рисунок основные психол.качества цветоформ -подписаны)
Плюс вокруг белого - выбеленные цвета
воруг черного - затемненные
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: arseniiv от декабря 20, 2012, 14:46
«Есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика». Угу.

Кстати, почему не исследован параллелограмм, не являющийся прямоугольником? Форма достаточно типичная для окружающего мира — а нету! И где шестиугольник, повёрнутый на 45°?
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 14:54
Кстати: никак не могу понять астрологов, рисующих трины и секстили красным цветом. Меня это дико сбивает, я обязательно первым делом меняю настройки цветов в программе.
Например, так:
(http://lingvoforum.net/index.php?action=dlattach;topic=54267.0;attach=37611;image)

Красный для меня — однозначно цвет напряжения, дисгармонии.
Зелёный — гармония. Синий — покой.

Я слышал, что в России многие обозначают гармоничные аспекты красным, а напряжённые — чёрным.
Вот и на этой схеме так: ■ vs. ▲.
Как же так?
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 20, 2012, 14:56
Цитата: mnashe от декабря 17, 2012, 15:36
ЦВЕТО-АЛФАВИТ
...... Единственное хочется отметить, что плоская передача цвета не совсем точно передает характер звуков, т. к. кроме цвета нужно было бы передать еще и фактуру. Так цвета гласных должны иметь еще дополнительное свечение, а у согласных ощущение материала. Например свистящие звуки (С,З,Ц и др.) имеют отливающую металлом поверхность, в отличии от гортанных, которых отражает шершавая (деревянная или картонная) поверхность. Матово-лакированная поверхность характерна для сонорных (Л, М, Н и др.).
Это я повторяю, по поводу того, что похожие оттенки, здесь не передать фактуру, а она разная. В принципе если сделать большие цветокартинке по фонемам, то можно было бы и ее художеств. образом отразить.
Что касается астро-соответствиям, то здесь конечно, у меня упрощенная схемка, а подробнее у меня книге "Астрология имени, цвета и звука"
фрагменты  - http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/imena.htm (http://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/imena.htm)
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 20, 2012, 15:05
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 14:54
Кстати: никак не могу понять астрологов, рисующих трины и секстили красным цветом. Меня это дико сбивает, я обязательно первым делом меняю настройки цветов в программе.
...Я слышал, что в России многие обозначают гармоничные аспекты красным, а напряжённые — чёрным. Как же так?
Эта система идет от Глобы (типа позив -яркий ян, а негатив - темный инь), я эту систему считаю неверной, аспекты символистически связаны с качествоми планет - соединение= Солнце (те оранж), секстиль =Венера (зеленый), квадрат= Марс (красный), трин (ярко-синий) Юпитер, оппозиция Сатурн (черный) и тд с минорными асп-ами. У меня в книгах об этом подробно объяснено - почему так лучше изображать.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 15:15
Цитата: Веташ от декабря 20, 2012, 15:05
спекты символистически связаны с качествоми планет - соединение= Солнце (те оранж), секстиль =Венера (зеленый), квадрат= Марс (красный), трин (ярко-синий) Юпитер, оппозиция Сатурн (черный) и тд с минорными аспектами. У меня в книгах об этом подробно объяснено - почему так лучше изображать.
Вот это логично.
Я только чёрный не использую, поскольку он как бы и не цвет, он у меня только для служебных целей.
Чё я щас вспомнил об этом — потому что увидел на приведённой таблице цвето-форм именно такое: чёрный квадрат и красный треугольник.
Выходит, Глоба взял свою схему из тех же исследований художников? :???
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 20, 2012, 15:22
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 15:15
Выходит, Глоба взял свою схему из тех же исследований художников? :???
Да, нет Глобае склонен к мистическому подходу, такими исследованиями он не интересуется
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 15:27
Тогда почему их результаты в этом вопросе так сошлись?
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Toman от декабря 20, 2012, 15:38
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 14:38
В то же время Г и Й крайне далеки друг от друга.
А почему бы им быть близкими? К Й должна быть близка мягкая ГЬ, если исходить из фонетики. Кстати, Г и Д - одни из немногих букв цветоалфавита, которые вполне близко совпали с моей личной синестезий (спонтанной и довольно алогичной с точки зрения фонетики, но совершенно чёткой - т.е. я просто не могу себе представить букву "не того цвета", а если она в него всё-таки покрашена, это воспринимается как какое-то раздвоение). Ещё на картинке (той, которая в астрологическом круге) с моей синестезией довольно близко совпали З, В, Т, Л, К, Н. Частично совпали (если не учитывать густоту/тёмность цвета) Ш, Щ, Ъ, Ы. Итого около 12 более-менее совпавших букв. Остальные довольно далеко, вплоть до полной противоположности.
Цитировать
Как буква, означающая гласный звук, оказалась чёрной?
В моей спонтанной синестезии такое тоже получилось, только у меня чёрная О, а Ы - лишь серая.
Цитировать
О и Ё похожи, А и Я похожи, У и Ю похожи, а Э и Е — совсем нет.
Забавное совпадение, но у меня примерно то же самое, хотя цвета гласных все абсолютно другие. Первые три действительно выглядят как логичные пары, где "йотированный" или "мягкий" вариант образован примешиванием красного тона йота/И, а вот про Э и Е такого сказать нельзя. Впрочем, к Э красный тон и не примешаешь, он у меня почти строго противоположного цвета - голубого.

Хотя по статистике (в т.ч. было несколько таких тем у нас же на форуме), говорят, что да, у большинства народа А красная, а И синяя, но я их себе представить такого цвета не могу.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 15:50
У меня синестезии нет, а А ассоциируется с белым, никак не с красным.
Вот О я могу представить красным, примерно таким: ██.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Alone Coder от декабря 20, 2012, 16:12
Это зависит от языка.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 16:21
Может быть.
В иврите и арабском огласовка [a] называется открыт., а [ɑ] (в иврите) — сжат.
Может, поэтому для меня А не вяжется с красным.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Toman от декабря 20, 2012, 16:25
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 15:50
У меня синестезии нет, а А ассоциируется с белым, никак не с красным.
;D
Если оно с чем-то таки ассоциируется, а с чем-то другим никак нет - это всё-таки синестезия и есть, разве нет? В общем-то она не обязана распространяться на все буквы или звуки. У меня, кстати, А как раз тоже белая. Хотя я в детстве не знал терминологии про "открытые гласные", но подсознательно это, видимо, связано с ощущением открытости.
А, допустим, для многих согласных букв у меня цвет вообще разный в кириллице и латинице, т.е. для большинства согласных у меня, кажется, цвет связан лишь с графической буквой, не со звуком. Вот для гласных там действительно цвет связан прямо со звуком, но как-то нелогично с точки зрения МФА.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 16:29
Цитата: Toman от декабря 20, 2012, 16:25
Если оно с чем-то таки ассоциируется, а с чем-то другим никак нет - это всё-таки синестезия и есть, разве нет?
Похоже, что необязательно: ассоциация может быть и опосредованной, через логику, а не чувства (см. предыдущее сообщение).
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 16:30
Цитата: Toman от декабря 20, 2012, 16:25
но подсознательно это, видимо, связано с ощущением открытости
Или немодулированности, максимальной звучности.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 20, 2012, 16:45
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 14:38
Как буква, означающая гласный звук, оказалась чёрной?
Дело в том, что там неважное качество картинки, она выцвела, вися на стенке (Т почему вышло не серым, а зеленым) и Ы там было темно-бурое, (мутно-черное это Ъ), а вообще то рус. Ы буро-темно-коричневое, и у Журавлева так.

Точнее оттенки цвета фонем выданы в цвето-таблицы МФА, в начале темы, на них и надо ориентироваться
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 20, 2012, 16:58
Цитата: Alone Coder от декабря 20, 2012, 16:12
Это зависит от языка.
Я для того и делал цвет по МФА, чтоб показать универсальность связи звука с цветом.
Как это в цвето-психологии. Различие оттенков того же А могут быть связаны с разным фонетич.положением близкого к А звука в конкретном языке. Также важна ударность и длительность этого звука (и еще частность его использования), от этого основной цвет фонемы становиться ярче или понятнее и тд. В окружении каких согласных он чаще оказывается, тк сочетания цветом могут гасить или усиливать друг-друга.
У меня есть картинка - художеств. образ от некоторых языков, я ее потом поставлю в тему лингво-картины. Там можно заметить некую доминирующую гамму языка, именно из-за доминирования одних или других (цвето-)звуков в языке.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: arseniiv от декабря 20, 2012, 20:13
А цвета [gʲʷ] и [z̰ˠ] каковы?
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Драгана от декабря 20, 2012, 21:04
Цитата: arseniiv от декабря 20, 2012, 20:13
А цвета [gʲʷ] и [z̰ˠ] каковы?

:=

А какого цвета койсанские кликсы?
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 22:25
Цитата: arseniiv от декабря 20, 2012, 20:13
[gʲʷ]
Ты можешь записать мне этот звук? Я совершенно не могу его себе представить.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Demetrius от декабря 20, 2012, 22:41
Гь со скруглёнными губами — в чём проблема представить? :???

Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 22:55
Цитата: Demetrius от декабря 20, 2012, 22:41
Гь со скруглёнными губами — в чём проблема представить?
Не получается так рот искривить.
Есть языки, где палатализация и лабиализация противопоставлены; а есть ли языки, где они могут быть одновременно? Да ещё и на велярных?
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Demetrius от декабря 20, 2012, 22:57
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 22:55
Не получается так рот искривить.
:o

Я не знаю, есть ли языки, где такое фонематично, но вообще такое же даже в русском перед ю может быть, насколько я понимаю. :???
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 22:58
Цитата: Demetrius от декабря 20, 2012, 22:41
мне недавно хорошо объяснили
Перескажешь / дашь ссылку?

Цитата: Demetrius от декабря 20, 2012, 22:41
а вот ˠ для меня представляет трудности
Я до сих пор так и не понял, чем веляризованные отличаются от фарингализованных (как в арабском).
Вроде ж в русском л и ж/ш веляризованными считаются?
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 23:00
Цитата: Demetrius от декабря 20, 2012, 22:57
Я не знаю, есть ли языки, где такое фонематично, но вообще такое же даже в русском перед ю может быть, насколько я понимаю.
Ой, действительно... ::)
А что ж я тогда пытался его искривить? :???
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Demetrius от декабря 20, 2012, 23:02
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 22:58
Перескажешь / дашь ссылку?
«Это типа как много мелких гортанных смычек в течение гласного». :)

Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 22:58Я до сих пор так и не понял, чем веляризованные отличаются от фарингализованных (как в арабском).
Вроде ж в русском л и ж/ш веляризованными считаются?
Я не могу вычленить из них веляризованность. :???
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 20, 2012, 23:15
Цитата: Demetrius от декабря 20, 2012, 23:02
«Это типа как много мелких гортанных смычек в течение гласного»
А... ну я так и представлял.
А тут arseniiv этот знак на согласный поставил, и я подумал, что я что-то перепутал.

Цитата: Demetrius от декабря 20, 2012, 23:02
Я не могу вычленить из них веляризованность.
Я вот долго не мог понять, как научиться отчётливо различать ʁ / ɣ / ɦ.
Потом прислушался к записи ɣ... и показалось несложно: по ощущениям как будто расширяется область заднего нёба, делая изгиб к велярной щели более крутым.
При фарингализации просто эта расширенная часть заканчивается не в велярной, а ещё дальше, в фарингальной области.
Но если для собственно велярных фрикативов есть чёткая разница, то для альвеолярных она уже чувствуется меньше, а для передненёбных я вообще её не улавливаю.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Demetrius от декабря 21, 2012, 01:18
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 23:15
А тут arseniiv этот знак на согласный поставил, и я подумал, что я что-то перепутал.
[z̩] вроде бы может обозначает китайскую финаль -i, которую обычно пишут не-труъ-МФА-шным значком [ɿ], — может она имелась в виду?..  :donno:
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 21, 2012, 09:18
Насчет цветов особо экзотических фонем - затрудняюсь из-за отсутствия активного их слышания, хотя в свое время жил среди абхазов, но выделять в потоке речи отдельные фонемы было все равно сложно, еще мешал темперамент беседующих, требующий активной внешней реакции (тч было не отключиться, чтоб анализировать впечатление в себе).

Хочу еще сказать, что с годами способность к синэстезии, как правило ослабляется.
Я встречал много детей (включая своих), которые без проблем называют цвета звуков, с большим процентом совпадения с журавлевскими и моими выводами. Так же у детей я встречал довольно редкую способность (для взрослых) описывать запахи цветом (без привязки к стандарт. обьектам с этим запахом). Но уже в первых классах школы у многих эти способ. нивелируются из-за акцента на активную работу лишь лево-полушарного типа мышления и восприятия.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Toman от декабря 21, 2012, 09:52
Цитата: Веташ от декабря 21, 2012, 09:18
у детей я встречал довольно редкую способность (для взрослых) описывать запахи цветом (без привязки к стандарт. обьектам с этим запахом).
Вы уверены, что у ребёнка в возрасте, когда он уже способен нормально говорить и описывать запахи цветом, может не быть непроизвольно выработавшейся привязки к стандартным объектам? Я в этом что-то очень сомневаюсь. Единственное - что эти объекты могут быть неочевидны для стороннего наблюдателя, и не осознаваться вербально (а значит, и не называться) самим ребёнком. Кроме всего прочего, запахи - штука намного более многомерная и сложная, чем цвет, так что какого-то логичного и полного отображения на цвет там быть не может.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 21, 2012, 10:05
Цитата: Toman от декабря 21, 2012, 09:52
Цитата: Веташ от декабря 21, 2012, 09:18
у детей я встречал довольно редкую способность (для взрослых) описывать запахи цветом (без привязки к стандарт. обьектам с этим запахом).
... Кроме всего прочего, запахи - штука намного более многомерная и сложная, чем цвет, так что какого-то логичного и полного отображения на цвет там быть не может.
Почему многомернее - это разные виды ощущений, одно обоняние (нос), другое зрение (глаз).
Как известно есть такая профессия "нюхач", в производстве духов, так вот для них как раз очень характерно описывать запах цветом в своих экспертизах.
Что касается детей, то у меня очень близкий был обьект наблюдения, тч представляю о чем говорю. И еще одного взрослого знаю, у кот. это качество с детства сохранилось , в юности это было просто забавой, а сейчас это международ. экспект в парфюмерии.
Также лет 25 назад мне приезжали французы из частного института, занимающегося именно такими связями у них были такие наборы цветных духов, где каждый запах был окрашен своим колером для тестирования правильной способности в этой области.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 21, 2012, 10:16
Цитата: Веташ от декабря 21, 2012, 10:05
Почему многомернее - это разные виды ощущений, одно обоняние (нос), другое зрение (глаз).
Ну там компонентов гораздо больше.
Цвет — это соотношение реакций всего лишь трёх зрительных рецепторов, вкус — чуть больше, а обоняние — нескольких десятков.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: arseniiv от декабря 21, 2012, 10:22
Цитата: mnashe от декабря 20, 2012, 22:58
Вроде ж в русском л и ж/ш веляризованными считаются?
Вроде бы все твёрдые в русском более-менее веляризованы.

Записать не могу.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 21, 2012, 11:01
Цитата: mnashe от декабря 21, 2012, 10:16
Цитата: Веташ от декабря 21, 2012, 10:05
Почему многомернее - это разные виды ощущений, одно обоняние (нос), другое зрение (глаз).
Ну там компонентов гораздо больше.
Цвет — это соотношение реакций всего лишь трёх зрительных рецепторов, вкус — чуть больше, а обоняние — нескольких десятков.
Есть количествен. фактор и качествен., насколько я помню, через зрение человек получает, где 70 пр. или более всей информации и соответственно воздействие на эти 3 рецептора получается значит. важнее.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 21, 2012, 11:11
В плане размера области мозга — да, зрительный больше.
Но мы говорили о многомерности... :???

Наверно, чтобы количество информации было сопоставимо, кроме цвета должна быть и фактура, и ещё много чего...
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 21, 2012, 11:39
Цитата: mnashe от декабря 21, 2012, 11:11
Наверно, чтобы количество информации было сопоставимо, кроме цвета должна быть и фактура, и ещё много чего...
Да, я об этом уже писал в статье, что еще и фактура поверхности цвета помогает различать звук. - Например -К - не просто охра-корич.цв., но и деревянный (обработанный сухой не толстый брусочек) на ощупь
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Alone Coder от декабря 21, 2012, 12:52
Цитата: Веташ от декабря 20, 2012, 16:58
Цитата: Alone Coder от декабря 20, 2012, 16:12Это зависит от языка.
Я для того и делал цвет по МФА, чтоб показать универсальность связи звука с цветом.
Никакой универсальности тут нет. Почитайте, например, Рембо:
ЦитироватьА — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно... Я хочу открыть рождение гласных.

А — траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине,

Мир мрака; Е — покой тумана над пустыней,
Дрожание цветов, взлет ледников опасных.

И — пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных
В их ярости иль в их безумье пред святыней.

У — дивные круги морей зеленоватых,
Луг, пестрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.

О — звона медного глухое окончанье,
Кометой, ангелом пронзенное молчанье,
Омега, луч Ее сиреневых очей.
Для русского синестетика это когнитивный диссонанс.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 21, 2012, 13:38
Цитата: Alone Coder от декабря 21, 2012, 12:52
Цитата: Веташ от декабря 20, 2012, 16:58
Цитата: Alone Coder от декабря 20, 2012, 16:12Это зависит от языка.
Я для того и делал цвет по МФА, чтоб показать универсальность связи звука с цветом.
Никакой универсальности тут нет. Почитайте, например, Рембо:
А, Вы почитайте Журавлева "Звук и смысл", что он пишет по поводу этого стиха, с кот. начинает главу о цветах гласных.
вот ,например  -- "По наблюдениям франц. психологов - А для французов "красный". Так что Рембо продемонстрировал свои сугубо индивидуалистические ассоциации, или просто соригинальничал. Говорят, что он сам смеялся над теми, кто всерьез принимал эти стихи"  
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Alone Coder от декабря 21, 2012, 13:50
Это личное мнение Журавлёва.
Вот как рисуют алфавит сами французы:
http://gp-imports.com/site/screenshots/iphone-small/629.jpg (http://gp-imports.com/site/screenshots/iphone-small/629.jpg)
http://i01.i.aliimg.com/wsphoto/v0/284794107/Alphabet-magnet.jpg (http://i01.i.aliimg.com/wsphoto/v0/284794107/Alphabet-magnet.jpg)
А так немцы:
[url=http://www.grundschulmaterial.de/inhalte/de/Klasse14/Deutsch/Klasse%201/Spiele/ABC-Spiele/ABC%20Würfel/PRV-ABC-Würfel-19058.jpg]http://www.grundschulmaterial.de/inhalte/de/Klasse14/Deutsch/Klasse 1/Spiele/ABC-Spiele/ABC Würfel/PRV-ABC-Würfel-19058.jpg (http://www.grundschulmaterial.de/inhalte/de/Klasse14/Deutsch/Klasse%201/Spiele/ABC-Spiele/ABC%20W%C3%BCrfel/PRV-ABC-W%C3%BCrfel-19058.jpg)[/url]
http://img-ipad.lisisoft.com/img/1/8/1816-2-abc-zirkus-deutsch.jpg (http://img-ipad.lisisoft.com/img/1/8/1816-2-abc-zirkus-deutsch.jpg)
Покажите здесь красное "А".
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 21, 2012, 14:42
Можно еще было выложить сюда кучу, продаваемых у нас картинок алфавита, где коммерческий имидж продукта доминирует над каким-либо внимание ко внутренней сути темы. Я сам в молодости работал художником-оформителем и знаю, как художники относятся к теме, они часто вообще не читают смысла текста, а думают лишь как сделать "позабористее".

И еще хотел сказать, если у Вас есть стремление дать явлению цвето-фонетики (как части психолингвистики) свое категорическое мнение, то все же не вредно, сначала ознакомиться с темой поглубже.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: mnashe от декабря 21, 2012, 16:16
Цитата: Веташ от декабря 21, 2012, 14:42
Можно еще было выложить сюда кучу, продаваемых у нас картинок алфавита, где коммерческий имидж продукта доминирует над каким-либо внимание ко внутренней сути темы.
:+1:
Если художник-оформитель специально не озабочивается вопросом, у него выйдут случайные цвета, от фонаря.
Теоретически, конечно, может случиться, что он в тот момент получит озарение, без всякой специальной настройки на это, но как правило всё куда проще :)
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Alone Coder от декабря 21, 2012, 18:27
Цитата: Веташ от декабря 21, 2012, 14:42
И еще хотел сказать, если у Вас есть стремление дать явлению цвето-фонетики (как части психолингвистики) свое категорическое мнение, то все же не вредно, сначала ознакомиться с темой поглубже.
Вы б хоть форум почитали. Синестезия (http://lingvoforum.net/index.php/topic,19358.msg1288496.html#msg1288496%3Cbr%20/%3E)
А объявлять неудобные факты несуществующими очень легко.
Название: Цветоалфавит в системе МФА
Отправлено: Веташ от декабря 21, 2012, 21:26
Это насчет почитать о синэстезии, вот к примеру мой пост из этой темы
Цитата: Веташ от января 15, 2010, 15:22
Цитата: Драгана от сентября 15, 2009, 06:39
Где-то уже была тема про цветной слух, но расширим ее, включим разные виды восприятия. А у вас есть такое явление, как синестезия, бывает, что слуховой образ ассоциируется со зрительным, или наоборот, или зрительный с вкусовым итп? У меня бывает.
По теме синестезии, кто ей интересуется серьезно могу предложить свои практические исследования в разных ее преломлениях см.
http://www.astrolingua.spb.ru/ASTRGRAF/synesthesia.htm  (http://www.astrolingua.spb.ru/ASTRGRAF/synesthesia.htm)
Как раз собирался и у себя открыть эту тему, но там много изо-материала надо переносить, поэтому пока не было времени.

ПС А.С -Вы обиделись на мое предложение, ну будьте тогда и сами корректнее в своих выводах. 
Название: ЦВЕТОАЛФАВИТ в системе МФА
Отправлено: SIVERION от октября 2, 2015, 20:04
Еще с детства буквы ассоциировались с цветом, как я вижу А-красный, Б-светлокоричневый, В-синий, Г-коричневый, Д-средне синий, Е-коричневый, Ж-темно зеленый, З-салатовый, И-синий, Й-синий, К-коричнево-серый, Л-темно-желтый, М-светло-коричневый, Н-зеленый, О-белый, П-синий, Р-черный, С-желтый, Т-светло-коричневый, У-оранжевый, Ф-синий, Х-коричневый, Ц-желтый, Ч-темно коричневый, Ш-коричневый, Щ-коричневый, Ъ-серый, Ь-металлический, Э-серебряно-серый, Ы-темно серый Ю-красный, Я-красный
Название: ЦВЕТОАЛФАВИТ в системе МФА
Отправлено: arseniiv от октября 2, 2015, 20:18
Не совпадает с алфавитом Веташа. Неправильные, получается, ваши ассоциации. :'(
Название: ЦВЕТОАЛФАВИТ в системе МФА
Отправлено: کوروش от июля 10, 2016, 20:17
Не знал, куда написать. Подумал сегодня над соответствиями планет и частей языка. Вот что вышло:
Нептун - функции языка;
Уран - фонемные оппозиции;
Сатурн - оформленные фонемы и морфемы;
Плутон - семантика в широком смысле;
Юпитер - лексика;
Марс - возможные сочетания фонем, синтагматика;
Солнце - семиотика;
Венера - речь;
Меркурий - синтаксис.
Луна - орфография и орфоэпия.
Может, и есть в этом что-то.