Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Следующие ошибки возникли при попытке отправки сообщения:
Внимание! Пока вы просматривали тему, появился новый ответ. Возможно, вы захотите изменить свое сообщение.
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Iyeska
 - июля 20, 2020, 17:11
Цитата: mrshch от ноября 20, 2016, 17:26
- следствие: отсутствие этого понятия не является особенностью именно индейских языков, а представляет собой общечеловеческую универсалию.
Не стал бы столь глобальных выводов делать. Выведение "универсалий" - удел фриков. Все списки, составленные таковыми в разное время, сильно редели при обнаружении новых фактов из "экзотических" языков.
Автор RockyRaccoon
 - мая 16, 2017, 20:09
Цитата: Rusiok от мая 16, 2017, 19:35
Допустим, нет слов для вчера, сегодня, сейчас, завтра,
Тогда это у вас не индейцы, а питекантропы какие-то. Так уж и пишите, не обижайте индейцев.
Автор Rusiok
 - мая 16, 2017, 19:35
Цитата: RockyRaccoon от мая 16, 2017, 17:11
Цитата: Rusiok от мая 16, 2017, 13:51
Не, неужели индеец не сможет ответить на вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?"
Раз у них в языках есть слова, обозначающие эти понятия, значит, сможет.
Допустим, нет слов для вчера, сегодня, сейчас, завтра, нет слова день, час, время, когда, тогда, до того и после.

Начнем со слова небо (светло и солнце как подвижный источник света) ~ тень, темнота, ночь.
Далее введем понятие актуальности (то, что видно, слышно, ощутимо) ~ неактуальности (то, что в уме). Наконец,  различим понятия одобрять, сожалеть, желать, опасаться.

Тогда прошлое - это то в уме, что одобряют или о чем сожалеют, настоящее - это актуальное, а будущее - это то в уме, что желают или чего опасаются. Объединяем понятия одобрения или сожаления в понятие "славим в уме" (это прошлое), а понятия желания или опасения в понятие "молимся в уме" (это будущее).
Вчера - это путь солнца, которое славим; сегодня - этот видимый путь солнца; завтра - путь солнца, о котором молимся. Понятия времени все ещё нет.

И тут мы задаём мой вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?"

Ответ будет: о вчера и завтра я (индеец) думаю по разному: мысли о первом стараюсь успокоить, так как не активен к нему, а к другому, наоборот, стараюсь применить свою активность. То есть и прошлое, и будущее - оба пассивны для моего ума, но к прошлому я сам пассивен, а к будущему - активен.
Автор RockyRaccoon
 - мая 16, 2017, 17:11
Цитата: Rusiok от мая 16, 2017, 13:51
Не, неужели индеец не сможет ответить на вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?".
Раз у них в языках есть слова, обозначающие эти понятия, значит, сможет.
Автор Rusiok
 - мая 16, 2017, 13:51
Не, неужели индеец не сможет ответить на вопрос: "в чем разница между вчера и завтра, что у них разное?".
Автор конвизо
 - ноября 27, 2016, 08:56
"Расширить когнитивные возможности" без общественно значимой потребности...? Ваши "задачи" - это "не моя задача"...!
"число" - это прилагательное к общественно значимому процессу, похоже... Мистика "целого числа" до сих пор вне научных категорий... по
той простой причине, что формализм всегда усечен "выбором главного", а "цельность", к примеру-"наелся" никакой формулой не схватить...
В ту же тему о понимании...
С уважением.
Автор _Swetlana
 - ноября 26, 2016, 13:43
Язык пираха (охотники-собиратели из Амазонии) пирахан
ЦитироватьЭксперименты на восприятие количества
Эксперименты были проведены до появления у пирахан школы.

Питер Гордон попросил пирахан показывать ему столько же предметов, сколько он им показывает. Использовались батарейки AA, орехи, нарисованные линии, конфеты и коробки с разным количеством изображенных рыбок. Предметы Гордон размещал в линию, спонтанно или группами; в одном опыте прятал предметы через секунду после показа, еще в одном бросал их в непрозрачную банку. Гордон заключил, что пирахан плохо оперируют с количеством больше трех. Он же заметил, что, хотя они используют счет на пальцах, количество загнутых пальцев не обязательно совпадает с количеством предметов[9].

Опыт был повторен в более чистом виде группой ученых. Катушки ниток выкладывались числом до 10 штук на ровную поверхность, чтобы избежать произвольного перемещения. Пирахан должны были выложить такое же число шариков. Они почти не делали ошибок, если катушки выставлялись в линию перед ними: в ответ они ставили напротив каждой катушки шарик. Ошибались более чем в половине случаев, если катушки после показа закрывали экраном, или если они должны были выставить свою линию предметов перпендикулярно линии экспериментатора. Лишь в 12 случаев из 56 пирахан угадали число предметов, брошенных в непрозрачную банку. То есть, Гордон не прав, на ошибку влияет не столько количество предметов, сколько порядок их расположения и видимость.

Этой же группой экспериментально подтверждено отсутствие числительных. Пирахан используют относительные термины h'oi, ho'i и ba'agiso, каждый последующий из которых означает количество, большее, чем предыдущий, но число предметов, которые отделяют одно количество от другого, не фиксировано; пирахан выбирает термин по ситуации, и мнение других может не совпадать с его мнением. Один предмет всегда ho'i, но этим словом могут обозначаться и другие количества.

Экспериментаторы пришли к выводу, что пирахан понимают количественную разницу, даже если она составляет один предмет, но отсутствие абстрактных терминов для числа затрудняет для них перенос информации о количестве в пространстве и времени. Таким образом, понятие числа — это одно из изобретений, расширяющих когнитивные возможности человека, подобно алфавиту, но не обязательная черта человеческого языка.
Автор конвизо
 - ноября 26, 2016, 09:45
Абстрактное время+пространство-это шизофрения=отсутствие общинно значимого дела типа "здесьисейчас" и подобного. кстати "субботний путь", "воглаву" вместо "в начале".. в ВЗ и пр.... 
Автор mrshch
 - ноября 20, 2016, 17:26
Тогда почему бы не сформулировать такое предложение:
- абстрактное понятие "время" появляется только в развитых цивилизациях, в которых возникает философия и/или используются приборы для измерения времени. Для выражения этого понятия приспосабливается слово, выражавшее ранее какое-либо семантически близкое понятие, или же образуется новое слово.
- следствие: отсутствие этого понятия не является особенностью именно индейских языков, а представляет собой общечеловеческую универсалию. В этом не больше необычного, чем в отсутствии в большинстве языков слов для понятий "агрессия", "культура", "грамматика" и пр.
Южноамериканские цивилизации по уровню развития - примерно Шумер или додинастический/раннединастический Египет, так что и там удивляться нечему. Попадается ли слово "время" в шумерских и древнеегипетских текстах?
Автор лад
 - ноября 20, 2016, 16:04
Цитата: mrshch от ноября 20, 2016, 15:24
слово "время" ведь, насколько я понимаю, и в старославянском употреблялось только в значении "историческая эпоха" (отсюда распространённость формы мн.ч.)
Скорее в современном значении передаваемое словом "период".