Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

О преподаванiи основЪ сравнительной лингвистики вЪ школѣ

Автор Versteher, августа 10, 2010, 12:06

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Versteher

Въ статьѣ А.А.Зализняка о любительской и профессiональной лингвистикѣ есть мнѣнiе, что блядословы вЪ лингвистикѣ плодятся и отЪ непреподаванiя вЪ школѣ азовЪ лингвистики. Физики азы,химiи есть, оттого-молЪ и дилетанты тамЪ не наглѣютЪ.

А вотЪ V.'у интересно стало, какЪ это возможно-сЪ. Вѣдь, чтобы свѣденiе воспринять надо его какЪ-то испытать. А какЪ школьнику объяснить сравнительную лингвистику, вЪ которой исключенiя изЪ законовЪ объясняются законами болѣе высокаго порядка, гдѣ, чтобы объяснить явленiе вЪ ГерманскихЪ языкахЪ приходится порою лезть вЪ СанскритЪ... Это что-же: СанскритЪ и Авестинскiй - вЪ школу? V., конечно, только за; только вотЪ здѣсь онЪ рискуетЪ оказаться вЪ меньшинствѣ.
А какЪ иначѣ приподнести сiи закономѣрности, какЪ не примѣрами изЪ языковЪ; а какЪ понять сiи примѣры, какЪ не владѣя отчасти сими языками? Вѣдь чего стоитЪ ѳеорiя безЪ практики?

Тогда - снова кЪ вопросу. КакЪ-же возможно ввести основы сравнительной лингвистики вЪ школу,дабы искоренить злостныхЪ блядослововЪ?
ЛОЖИЛЪ, ЛОЖУ, БУДУ ЛОЖИТЬ!!!

Conservator

Я за, с объяснением, по крайней мере, тех азов, которые имеют отношение непосредственно к наиболее заметным явлениям основного языка учеников. Но, боюсь, кол-во "блядословов" от этого может только увеличиться.

И Андрей Анатольевич, при всем к нему уважении, ошибается, думая, что в физике и химии таковых нет. Фрики там бесчинствуют жутко, жж-сообщество sciencefreaks почитайте.

Так что введение основ СИЯ в школе может не принести желаемого эффекта.
Ленін - апо! Ленін - квітя! / Ленін - сонце у зеніті! / Ленін - Партії отиць! / Ленін - буржуям кониць! / Ленін - Карла Маркса син, / їх нам дав Єрусалим!
(Павло Чучка)

"Тильки мы помыслылы, абыхом ку вере наськой истинной ботяна повернуты, яко обачылы в сьроде обитанья оных птыц вас – попов папэжских. И що ж тэпэр маемо? Горэ, бида, огорченье! Ибо крычаты сталы тыя птыцы святодавныя: «Аллах акбар!», од вас одступовавшы. Що вы там робылы?" (Сяргей Балахонаў)

Versteher

А если ежели явленiи сiи роднаго языка объясняются на уровнѣ языковЪ древнихЪ?


Что-же дѣлать?
ЛОЖИЛЪ, ЛОЖУ, БУДУ ЛОЖИТЬ!!!

Conservator

Цитата: Versteher от августа 10, 2010, 12:35
А если ежели явленiи сiи роднаго языка объясняются на уровнѣ языковЪ древнихЪ?

Приводить примеры из древних языков, в т.ч. с реконструированными формами, объяснением фонетических законов, обосновывающих данные реконструкции и т.п. (но без приведения более широкой инфы поэтим языкам, она излишня) В 10-11 классах дети, имеющие хотя б кое-какие способности, смогут это все понять по крайней мере не хуже, чем студенты первого курса филфака, изучающие "Введение в языкознание".
Ленін - апо! Ленін - квітя! / Ленін - сонце у зеніті! / Ленін - Партії отиць! / Ленін - буржуям кониць! / Ленін - Карла Маркса син, / їх нам дав Єрусалим!
(Павло Чучка)

"Тильки мы помыслылы, абыхом ку вере наськой истинной ботяна повернуты, яко обачылы в сьроде обитанья оных птыц вас – попов папэжских. И що ж тэпэр маемо? Горэ, бида, огорченье! Ибо крычаты сталы тыя птыцы святодавныя: «Аллах акбар!», од вас одступовавшы. Що вы там робылы?" (Сяргей Балахонаў)

Versteher

А что дѣлать сЪ теми, кто сихЪ способностей не имѣетЪ, и кому ЕГЭ-бы сдать?
ЛОЖИЛЪ, ЛОЖУ, БУДУ ЛОЖИТЬ!!!

Conservator

Цитата: Versteher от августа 10, 2010, 12:45
А что дѣлать сЪ теми, кто сихЪ способностей не имѣетЪ, и кому ЕГЭ-бы сдать?

Ну, на троечку ж они сдадут основы СИЯ для аттестата?

А ЕГЭ в РФ сдается по обязательному для всех перечню предметов? Или, как ВНО в Украине, по тем, которые требуются для поступления на конкретную спец-сть? Если последнее, то им ЕГЭ по СИЯ не грозил бы, коль не собираются на филфак.
Ленін - апо! Ленін - квітя! / Ленін - сонце у зеніті! / Ленін - Партії отиць! / Ленін - буржуям кониць! / Ленін - Карла Маркса син, / їх нам дав Єрусалим!
(Павло Чучка)

"Тильки мы помыслылы, абыхом ку вере наськой истинной ботяна повернуты, яко обачылы в сьроде обитанья оных птыц вас – попов папэжских. И що ж тэпэр маемо? Горэ, бида, огорченье! Ибо крычаты сталы тыя птыцы святодавныя: «Аллах акбар!», од вас одступовавшы. Що вы там робылы?" (Сяргей Балахонаў)

Bhudh

Цитата: ConservatorВ 10-11 классах дети, имеющие хотя б кое-какие способности, смогут это все понять
Что, Шанский «Лингвистические детективы» для 10-классников писал?
Думаю, и 6‒7-классник вполне поймёт объяснение, почему «водить — вожу», а «вести — веду», если правильно объяснить. И как соотносятся «между» и «межу».
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Conservator

Цитата: Bhudh от августа 10, 2010, 20:13
Что, Шанский «Лингвистические детективы» для 10-классников писал?
Думаю, и 6‒7-классник вполне поймёт объяснение, почему «водить — вожу», а «вести — веду», если правильно объяснить. И как соотносятся «между» и «межу».

А посложнее? Там, где действительно нужно привлекать ПИЕ реконструкции?
Ленін - апо! Ленін - квітя! / Ленін - сонце у зеніті! / Ленін - Партії отиць! / Ленін - буржуям кониць! / Ленін - Карла Маркса син, / їх нам дав Єрусалим!
(Павло Чучка)

"Тильки мы помыслылы, абыхом ку вере наськой истинной ботяна повернуты, яко обачылы в сьроде обитанья оных птыц вас – попов папэжских. И що ж тэпэр маемо? Горэ, бида, огорченье! Ибо крычаты сталы тыя птыцы святодавныя: «Аллах акбар!», од вас одступовавшы. Що вы там робылы?" (Сяргей Балахонаў)

arseniiv

Offtop
Цитата: Conservator от августа 10, 2010, 12:24
И Андрей Анатольевич, при всем к нему уважении, ошибается, думая, что в физике и химии таковых нет. Фрики там бесчинствуют жутко
«Факт, факт!» Кроме того, есть злостные квадратурщики круга и удваиватели кубов, злостные ферматики и так далее.

Bhudh

Цитата: ConservatorТам, где действительно нужно привлекать ПИЕ реконструкции?
Думаю, можно попробовать предложить школьникам вывести их самим. Предварительно объяснив, что должно выйти нечто среднее.
Наверно, с fūmus ~ tʰǖmos ~ dʰūmas ~ dɪmə вполне смогут справиться.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

ginkgo

Зачем оно нужно? Лучше бы больше часов на живые языки отвели, и методику нормальную.
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Artemon

Вспомню наше школьное отношение к немецкому - вздрогну.
Уж лучше бы просто объясняли, как вообще языки устроены и откуда берутся запятые с предлогами...
За разнообразие в мире языков: //vk.com/lingvomir
    [li]Чёрное и белое - лишь условные абстракции. Но жить, навешивая ярлыки, куда проще.[/li]
    [li]Green ideas и глокая куздра сообщают, что главное – принцип. Слова меняются, модели остаются.[/li]
    [li]Хорошо кишинёвскому сыну тайца и египтянки.[/li]
    [li]Ругая эсперанто, предлагайте альтернативы. Многие в вашей стране смотрят голливудские фильмы без перевода?[/li]
    [li]Живой язык = мёртвый конланг + армия и флот.[/li]
    [li]Центру нужны единое мнение, единый язык и смиренные налогоплательщики.[/li]

Евгений

Цитата: Artemon от августа 11, 2010, 04:01
Вспомню наше школьное отношение к немецкому - вздрогну.
Цитата: Artemon от августа 11, 2010, 04:01
Уж лучше бы просто объясняли, как вообще языки устроены и откуда берутся запятые с предлогами...
Тогда не то что вздрогнешь, а вообще взвоешь.
PAXVOBISCVM

ginkgo

Цитата: Artemon от августа 11, 2010, 04:01
Вспомню наше школьное отношение к немецкому - вздрогну.
Уж лучше бы просто объясняли, как вообще языки устроены и откуда берутся запятые с предлогами...
Лучше чего? Практического изучения немецкого? Почему лучше? Как одно мешает другому?
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Artemon

Ну хорошо, это немножко философский вопрос, но раз уж затронули.

С моей точки зрения, в школе очень многое приходится тупо заучивать (стихи, исторические даты, фамилии, названия стран и регионов, неправильные глаголы, правила без объяснения зачем, таблицы химических элементов) и очень мало - рассуждать логически (математика, физика, в какой-то степени химия и понемножку во всех других). Нет, я сам очень любил географию и историю, но сейчас немножко не об этом.

Конечно же, от изучения языков особого вреда не будет (другой вопрос - какая будет польза, тут спорить можно долго). Но даже на уровне родного языка: обычно после школы мало кто понимает, чем окончание отличается от суффикса, прямое дополнение - от косвенного, предлоги от союзов и т.п., и самое главное - нафига всё это нужно. Школьники бездумно зубрят все эти определения, а потом говорят, что лингвисты придумали плохие правила.

Понятно, что государству не нужно много умных людей, ибо некого будет посадить в трактор и поставить за станок (хотя умные японцы всё больше используют в подобных сферах роботов). Но если мы не учим детей думать в школе, то не стоит удивляться их поступкам, когда они становятся старше.
За разнообразие в мире языков: //vk.com/lingvomir
    [li]Чёрное и белое - лишь условные абстракции. Но жить, навешивая ярлыки, куда проще.[/li]
    [li]Green ideas и глокая куздра сообщают, что главное – принцип. Слова меняются, модели остаются.[/li]
    [li]Хорошо кишинёвскому сыну тайца и египтянки.[/li]
    [li]Ругая эсперанто, предлагайте альтернативы. Многие в вашей стране смотрят голливудские фильмы без перевода?[/li]
    [li]Живой язык = мёртвый конланг + армия и флот.[/li]
    [li]Центру нужны единое мнение, единый язык и смиренные налогоплательщики.[/li]

Yitzik

Я тоже думаю, что научить детей понимать устройство языка еще в школе никогда и никому не помешает.
Paran Quenya ar quetin Esperanto!

Евгений

PAXVOBISCVM

Bhudh

Цитата: ArtemonС моей точки зрения, в школе очень многое приходится тупо заучивать (...) и очень мало - рассуждать логически (...).
Уточню — в обычной школе, каких 99,99%.
Но есть школы «наоборот» — в которых очень много рассуждают логически и очень мало тупо заучивают. Точнее, тупо — вообще практически ничего, заучивают то, до чего доходят логически.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Dana

Цитата: Yitzik от августа 12, 2010, 16:59
научить детей понимать устройство языка
Дык ить... тут взрослые тёти и дяди лингвисты до конца этого не понимают...
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...

Тася

Цитата: Versteher от августа 10, 2010, 12:06
Въ статьѣ А.А.Зализняка о любительской и профессiональной лингвистикѣ есть мнѣнiе, что блядословы вЪ лингвистикѣ плодятся и отЪ непреподаванiя вЪ школѣ азовЪ лингвистики. Физики азы,химiи есть, оттого-молЪ и дилетанты тамЪ не наглѣютЪ.

    ::)  От радости у меня появилось реальное желание поставить прижизненный памятник  во славу московской гимназии № 1541, где, как я узнала из публикации в "Русской речи", оказывается, детям весьма успешно преподают основы общего языкознания.  :)
* Где единение, там и победа. Публий.

Алексей Гринь

Сейчас с реформой образования в РФ такое возможно. Если раньше мучили интегралами и законами Ньютона, но не мучали компаративистикой — то тем более. "Введение в языкознание" вполе можно было бы ввести в профильный блок иностранных языков. А в проф. блок русского языка и литературы можно было бы ввести Введение в этимологию русского языка. Хотя бы в одном полугодии.
肏! Τίς πέπορδε;

Тася

Цитата: Алексей Гринь от февраля 20, 2011, 21:25
Сейчас с реформой образования в РФ такое возможно.
Уточню, что та статья была за 2005-ый год  :yes:

Цитировать
"Введение в языкознание" вполне можно было бы ввести в профильный блок иностранных языков. А в проф. блок русского языка и литературы можно было бы ввести Введение в этимологию русского языка. Хотя бы в одном полугодии.


   :UU:  Для русского тоже не помешало бы "Введение..."  :) 

 
* Где единение, там и победа. Публий.

Artemon

Цитата: Алексей Гринь от февраля 20, 2011, 21:25"Введение в языкознание" вполе можно было бы ввести в профильный блок иностранных языков.
Обычно считается, что нефиг забивать голову окольными путями и лучше потратить это время прямиком на английский.
За разнообразие в мире языков: //vk.com/lingvomir
    [li]Чёрное и белое - лишь условные абстракции. Но жить, навешивая ярлыки, куда проще.[/li]
    [li]Green ideas и глокая куздра сообщают, что главное – принцип. Слова меняются, модели остаются.[/li]
    [li]Хорошо кишинёвскому сыну тайца и египтянки.[/li]
    [li]Ругая эсперанто, предлагайте альтернативы. Многие в вашей стране смотрят голливудские фильмы без перевода?[/li]
    [li]Живой язык = мёртвый конланг + армия и флот.[/li]
    [li]Центру нужны единое мнение, единый язык и смиренные налогоплательщики.[/li]

Тася

Цитата: Artemon от февраля 21, 2011, 02:07
Обычно считается, что нефиг забивать голову окольными путями и лучше потратить это время прямиком на английский.

  Так вот речь-то как раз и ведётся о том, насколько эффективно и адекватно это "обычно".  :what:  Можно было бы и сочетать, посвящая тому и другому разные, отдельные занятия))
* Где единение, там и победа. Публий.

Маркоман

Конечно, языкознание в том или ином виде в школе необходимо. В конце концов, надо будет выучить английский - выучит, а так база какая-то будет.
Раб Кремляди и Первого канала

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр