Лингвофорум

Теоретический раздел => Языки Дальнего Востока => Тема начата: dagege от декабря 27, 2008, 13:04

Название: Курилы
Отправлено: dagege от декабря 27, 2008, 13:04
Кто знает с какого языка, что означают. Постим.
Название: Курилы
Отправлено: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:07
От русского "курить", очевидно.
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 13:08
Цитата: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:07
От русского "курить", очевидно.

да конечно  :smoke:

название Курильские происходит из языка айну. здесь представляются возможными две этимологии:
1. от слова кур - "человек", в таком случае Курильские - это просто "Острова, населенные людьми"
2. от слова кур/кури - "облако"/"туча", на Курильских островах туманы и низкая облачность очень частое явление.
Название: Курилы
Отправлено: tmadi от декабря 27, 2008, 13:19
Офф-топ. Всегда считал что марка майонеза Kewpie "1000 островов" создана в поддержку японских притязаний на Курилы (千岛). Мое мнение соответствует действительности?

(http://www.jennyshop.com.cn/shop/syssite/home/shop/1/pictures/productsimg/small/5620.gif)
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 13:30
не знаю. но это же определенно китайский майонез. может может быть, а может и нет, мне кажется, что тогда бы написали не 千島, а 北方領土 или японцы уже на все острова Тисима замахнулись...  :smoke:
Название: Курилы
Отправлено: tmadi от декабря 27, 2008, 13:41
Это определенно японский майонез, просто у меня есть только фотки продукции для китайского рынка. За майонез 北方領土 можно и официальный протест от МИД РФ схлопотать, а "1000 островов" даже во Владике продавали - народ хавал.

Вот, кстати, страничка (http://www.kewpie.co.jp/english/mayonnaise.html) производителя. Не Китай однозначно.
Название: Курилы
Отправлено: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:41
Цитата: captain Accompong от декабря 27, 2008, 13:08
Цитата: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:07
От русского "курить", очевидно.

да конечно  :smoke:

название Курильские происходит из языка айну. здесь представляются возможными две этимологии:
1. от слова кур - "человек", в таком случае Курильские - это просто "Острова, населенные людьми"
2. от слова кур/кури - "облако"/"туча", на Курильских островах туманы и низкая облачность очень частое явление.

Второе кажется более вероятным, поскольку людьми были заселены не только Курилы.
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от декабря 27, 2008, 13:51
Цитата: captain Accompong от декабря 27, 2008, 13:08
1. от слова кур - "человек", в таком случае Курильские - это просто "Острова, населенные людьми"

Возможно, имелось ввиду не просто людьми, а курильскими айну, которые могли себя называть словом кур... типа, это наши острова, а ительмены с Камчатки и айну с Хоккайдо почти одинаково чужие для нас... а потом пришли злые русские...  :(
Название: Курилы
Отправлено: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:58
Кстати, не совсем понял этот пункт. Насколько я помню, айну и означает человек. А чем кур отличается от айну?
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 13:59
Цитата: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:41
Цитата: captain Accompong от декабря 27, 2008, 13:08
Цитата: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:07
От русского "курить", очевидно.

да конечно  :smoke:

название Курильские происходит из языка айну. здесь представляются возможными две этимологии:
1. от слова кур - "человек", в таком случае Курильские - это просто "Острова, населенные людьми"
2. от слова кур/кури - "облако"/"туча", на Курильских островах туманы и низкая облачность очень частое явление.

Второе кажется более вероятным, поскольку людьми были заселены не только Курилы.

нет, более правдоподобно именно первое.
обычно аборигены, не поняв вопроса мореплавателей о названии острова отвечали просто "мы" или "люди", так, например, Сахалин на французской карте долгое время назывался Цока - букв. "мы" на айну.
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 14:08
Цитата: Damaskin от декабря 27, 2008, 13:58
Кстати, не совсем понял этот пункт. Насколько я помню, айну и означает человек. А чем кур отличается от айну?

всем  :)

айну - это по большей части видовое определение. первоначально айну - это люди в противоположность камуям. затем, уже в позднее историческое время айну - это именно народ айну в противоположность японцам, русским и пр.

кур использовалось, в основном, когда говорили о каком-то конкретном человеке или людях какой-то местности, то всегда говорили кур: рэп-ун-нот-ун-кур - человек с морского мыса, Сар-ун-кур - человек с реки Сару, Мэнаси-ун-кур - люди хребта Мэнаси и т.д.
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 14:19
Цитата: tmadi от декабря 27, 2008, 13:41
Это определенно японский майонез, просто у меня есть только фотки продукции для китайского рынка. За майонез 北方領土 можно и официальный протест от МИД РФ схлопотать, а "1000 островов" даже во Владике продавали - народ хавал.

Вот, кстати, страничка (http://www.kewpie.co.jp/english/mayonnaise.html) производителя. Не Китай однозначно.

я просто вначале посмотрел на абсолютно уродские кандзи и на общий дизайн и он показался мне каким-то очень неяпонским, слишком страшным что-ли для японцев...
ну и что, что внизу катакана, может быть, какое-нибудь совместное японско-китайское...  :donno: 
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от декабря 27, 2008, 14:37
Ну, допустим, с куром разобрались. А что такое ил?
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 14:56
Цитата: Невский чукчо от декабря 27, 2008, 14:37
Ну, допустим, с куром разобрались. А что такое ил?

вы издеваетесь?  :(
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от декабря 27, 2008, 15:12
Ну, если это значит остров (il, ir, iru etc.), то почему в русском стало курилы, а не курские острова.  :???
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 15:14
Цитата: Невский чукчо от декабря 27, 2008, 15:12
Ну, если это значит остров (il, ir, iru etc.), то почему в русском стало курилы, а не курские острова.  :???

ил - это не остров, ил - это такой русский словообразователный суффикс.
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от декабря 27, 2008, 15:18
Цитата: captain Accompong от декабря 27, 2008, 15:14
ил - это такой русский словообразователный суффикс.

курилец как житель Курил, получается, по суффиксу из того же ряда, что чудило, мудрило, может быть, кобыла...  :(
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от декабря 27, 2008, 15:19
Цитата: Невский чукчо от декабря 27, 2008, 15:18
чудило, мудрило,

:D
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от января 10, 2009, 11:22
Чего-то не нашёл толком. Есть где сравнить язык айну с Хоккайдо, Сахалина и Курил? Просто интересно сравнить. Я просто немного засомневался в их единстве в недалёком ещё прошлом в силу не такой уж маленькой территории.

Просто для сравнения немного.

Говорят, что язык сахалинских нивхов и амурских нивхов несколько отличается.
У ительменов к приходу русских и вовсе было вроде три языка.
Языки-диалекты Рюкю тоже не так уж однородны вроде.
Ну, и так далее.
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от января 10, 2009, 11:27
Цитата: Невский чукчо от января 10, 2009, 11:22
Чего-то не нашёл толком. Есть где сравнить язык айну с Хоккайдо, Сахалина и Курил? Просто интересно сравнить. Я просто немного засомневался в их единстве в недалёком ещё прошлом в силу не такой уж маленькой территории.


читните книжцов.  :down: засомневался он.  хэх. :smoke:
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от января 10, 2009, 11:35
Цитата: captain Accompong от января 10, 2009, 11:27
читните книжцов.  :down: засомневался он.  хэх. :smoke:

угу, только книжку никак найти не могу... гугл тупой пока что... ну, то есть, я знаю что у айну был целый диалектный континуум, но ведь крайние (не знаю как лучше сказать, но это те которые не контактировали между собой долгое время, несколько веков, мэйби) диалекты малопонятными должны бы быть, ы?  :donno:
Название: Курилы
Отправлено: captain Accompong от января 10, 2009, 11:57
Цитата: Невский чукчо от января 10, 2009, 11:35
Цитата: captain Accompong от января 10, 2009, 11:27
читните книжцов.  :down: засомневался он.  хэх. :smoke:

угу, только книжку никак найти не могу... гугл тупой пока что... ну, то есть, я знаю что у айну был целый диалектный континуум, но ведь крайние (не знаю как лучше сказать, но это те которые не контактировали между собой долгое время, несколько веков, мэйби) диалекты малопонятными должны бы быть, ы?  :donno:

диалекты разошлись не несколько веков, а намного раньше, но взаимопонимание нормальное, я думаю, что это потому, что были регулярные контакты разных локальных групп друг с другом.
Название: Курилы
Отправлено: Vetommy от января 28, 2010, 20:58
 А кто знает происхождение названий конкретных островов в Курилах? Ведь судя по окончанием слов таких, как "шир, уруп, отан"-топонимика не русская, очевидно также не японская. Кунашир, Симушир, Парамушир, Уруп, Итуруп, Шикотан, Онекотан и др, только один на самом севере о.Атласова с русским названием. Может быть названия идут с языка коренных жителей-айнов?
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 30, 2010, 07:44
Цитата: Vetommy от января 28, 2010, 20:58
А кто знает происхождение названий конкретных островов в Курилах? Ведь судя по окончанием слов таких, как "шир, уруп, отан"-топонимика не русская, очевидно также не японская. Кунашир, Симушир, Парамушир, Уруп, Итуруп, Шикотан, Онекотан и др, только один на самом севере о.Атласова с русским названием. Может быть названия идут с языка коренных жителей-айнов?

Да. Это все айнские названия:
Кунашир - Куннэ сир - Кур нэ сир - Черный остров
Симушир - Си мосир - Большой остров
Парамушир - Пара мосир - Широкий остров
Уруп - Лосось
Итуруп - Эторопа - Медуза
Шикотан - Си котан - Большой поселок
Онекотан - Оннэ котан - Старый поселок
айнское название острова Атласова - Цаца котан - Поселок деда
Название: Курилы
Отправлено: Neska от января 30, 2010, 09:17
А на юге Камчатки айнские названия фиксируются?
Вообще, были айну на Камчатке?
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 30, 2010, 10:03
Цитата: Neska от января 30, 2010, 09:17
А на юге Камчатки айнские названия фиксируются?
Вообще, были айну на Камчатке?

На юге Камчатки айны были. Насчет топонимики - там не так все очевидно как на Курильских островах или в Японии.
Однако, есть мнение, что названия Паратунка, Лопатка - айнского происхождения:
Паратунка <- Пара тун ка,
Лопатка <- Тру о па ка
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 30, 2010, 10:24
Цитироватьв 1704–1705 годах обстановка на всем юге Камчатки серьезно обострилась.  Камчатские айны, особенно в районе Курильского озера, стали оказывать русским большое сопротивление. В этой нелегкой борьбе погибло немало казаков и местных жителей. Это вызвало осложнение обстановки и в районе Авачинской губы. Местные жители — ительмены и айны — стали оказывать противодействие русским сборщикам ясака. Особенно трудным положение стало после того, как русским удалось уничтожить главный центр сопротивления — острожек айнов и ительменов на Курильском озере на островке. Местные жители, выбитые из острожка, отошли кто к югу, на первые Курильские острова, кто на восток, в район Авачинской губы.
http://www.kamchatsky-krai.ru/history/polevoy.htm
Название: Курилы
Отправлено: 0383 от января 30, 2010, 10:34
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 10:03
На юге Камчатки айны были.
На юге Камчатки бывал в районе п.Озерновского. Корейцев видел.
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 30, 2010, 10:46
Цитата: 0383 от января 30, 2010, 10:34
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 10:03
На юге Камчатки айны были.
На юге Камчатки бывал в районе п.Озерновского. Корейцев видел.

Хм. Корейцы? Что они там делали? А вы уверены, что то были именно корейцы, а не еще кто-нибудь?
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 30, 2010, 10:56
Паратунка - Пара-тун-ка - "Быть широким долина место", "Широкая долина".
Название: Курилы
Отправлено: 0383 от января 30, 2010, 10:59
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 10:46
Цитата: 0383 от января 30, 2010, 10:34
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 10:03
На юге Камчатки айны были.
На юге Камчатки бывал в районе п.Озерновского. Корейцев видел.

Хм. Корейцы? Что они там делали? А вы уверены, что то были именно корейцы, а не еще кто-нибудь?
Кто же еще может быть? Они бежали от голода коммунизма Чучхе. По Камчатке их немало, да и местные называли их корейцами. Рассказывали, что их отлавливали в советское время и депортировали в Корею. Они очень бедно живут и едят страшных морских бычков.
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 30, 2010, 11:08
Цитата: 0383 от января 30, 2010, 10:59
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 10:46
Цитата: 0383 от января 30, 2010, 10:34
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 10:03
На юге Камчатки айны были.
На юге Камчатки бывал в районе п.Озерновского. Корейцев видел.

Хм. Корейцы? Что они там делали? А вы уверены, что то были именно корейцы, а не еще кто-нибудь?
Кто же еще может быть? Они бежали от голода коммунизма Чучхе. По Камчатке их немало, да и местные называли их корейцами. Рассказывали, что их отлавливали в советское время и депортировали в Корею. Они очень бедно живут и едят страшных морских бычков.

Ну тогда понятно. Что ж, на Камчатке после Кимирсении им, должно быть,  неплохо.
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 30, 2010, 11:41
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 10:03

Лопатка <- Тру о па ка

Даже, скорее, оригинально было что-то вроде Тру о пак ка.
Название: Курилы
Отправлено: Vetommy от января 31, 2010, 19:02
 Ну по поводу происхождения названий конкретных островов из Курил разобрались, благодаря Nqati. А мог бы кто сказать о настоящем происхождении айнов и их языка? Ведь язык их ни на какой из соседних не похож. Вживую айнов видеть не доводилось, но слышал, что напоминают они внешне европейцев, а именно: розоватый цвет кожи и нераскосые глаза. Это наводит на размышления об истинном происхождении этого народа. Каким образом он оказался в далёкие времена на Дальнем Востоке? В совдеповском энц.словаре 1979 года прочитал, что их ок. 20 тыс. всего, живут в резервации на о.Хоккайдо, язык безписьменный. Вот такие "исчерпывающие" сведения там были. Насколько мне известно, айны со старины жили не только на Курилах и Хоккайдо и Камчатке, но так же на Сахалине, в нижнем течении Амура и даже на севере о.Хонсю до прихода туда японцев. Граница гос-ва Ямато тогда проходила в р-не широты Токио, а севернее проживал этот народ. Получается они проживали на обширной территории. А живут ли они сейчас в нашей стране, в каких регионах, их численность? Существует ли сейчас какая-нибудь айнская грамота: на основе кириллицы, латиницы, др.алфавите или иероглифах?
Название: Курилы
Отправлено: amdf от января 31, 2010, 20:13
Айны говорят на изолированном языке. Во внешности у них есть такая черта - они бородаты =) В отличие от соседей-японцев. В России, кажется, айнов нет. Язык почти вымер, то что осталось пишется каной.
Название: Курилы
Отправлено: antbez от января 31, 2010, 20:53
ЦитироватьВ России, кажется, айнов нет.

Вы не в Петербурге живёте? А то я б вас познакомил!
Название: Курилы
Отправлено: amdf от января 31, 2010, 22:16
Нет, я живу на родине Ленина.
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от января 31, 2010, 23:27
Цитата: Vetommy от января 31, 2010, 19:02
Ну по поводу происхождения названий конкретных островов из Курил разобрались, благодаря Nqati. А мог бы кто сказать о настоящем происхождении айнов и их языка? Ведь язык их ни на какой из соседних не похож. Вживую айнов видеть не доводилось, но слышал, что напоминают они внешне европейцев, а именно: розоватый цвет кожи и нераскосые глаза. Это наводит на размышления об истинном происхождении этого народа. Каким образом он оказался в далёкие времена на Дальнем Востоке? В совдеповском энц.словаре 1979 года прочитал, что их ок. 20 тыс. всего, живут в резервации на о.Хоккайдо, язык безписьменный. Вот такие "исчерпывающие" сведения там были. Насколько мне известно, айны со старины жили не только на Курилах и Хоккайдо и Камчатке, но так же на Сахалине, в нижнем течении Амура и даже на севере о.Хонсю до прихода туда японцев. Граница гос-ва Ямато тогда проходила в р-не широты Токио, а севернее проживал этот народ. Получается они проживали на обширной территории. А живут ли они сейчас в нашей стране, в каких регионах, их численность? Существует ли сейчас какая-нибудь айнская грамота: на основе кириллицы, латиницы, др.алфавите или иероглифах?

Вам сюда http://polusharie.com/index.php?board=116.0
и сюда Айны (Ainu people) (http://lingvoforum.net/index.php/topic,9219.0.html)
и сюда http://lingvoforum.net/index.php?topic=8813.0
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от февраля 1, 2010, 08:46
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 07:44
Цитата: Vetommy от января 28, 2010, 20:58
А кто знает происхождение названий конкретных островов в Курилах? Ведь судя по окончанием слов таких, как "шир, уруп, отан"-топонимика не русская, очевидно также не японская. Кунашир, Симушир, Парамушир, Уруп, Итуруп, Шикотан, Онекотан и др, только один на самом севере о.Атласова с русским названием. Может быть названия идут с языка коренных жителей-айнов?

Да. Это все айнские названия:
Кунашир - Куннэ сир - Кур нэ сир - Черный остров
Симушир - Си мосир - Большой остров
Парамушир - Пара мосир - Широкий остров
Уруп - Лосось
Итуруп - Эторопа - Медуза
Шикотан - Си котан - Большой поселок
Онекотан - Оннэ котан - Старый поселок
айнское название острова Атласова - Цаца котан - Поселок деда

а вот еще некоторые названия:
Маканруши - Мак ан  ру  сир – Остров северного  пути/Остров на северном пути ,
Харимкотан - Хар им  котан/Хар ум котан – Остров  лилий (Остров саранный),
Экарма - Экарма – Меняющийся, Неспокойный,
Чиринкотан - Цирин котан – Очень  маленький  остров,
Шиашкотан - Сиас котан – Остров  сивучей,
Рахкоке – Рахко кэ - Место, где  водятся  морские  выдры (каланы),
Матуа – Матуа - пик, (пик  горы),
Ушишир - Уси сир – Остров с бухтой,
Кетой - Ки той – Земля поросшая травой, травяной остров,
(Шумушу и Расшуа - пока не интерпретировано)
Название: Курилы
Отправлено: Neska от февраля 1, 2010, 09:10
Цитата: Ngati от февраля  1, 2010, 08:46
Цитата: Ngati от января 30, 2010, 07:44Да. Это все айнские названия:
Шикотан - Си котан - Большой поселок
Онекотан - Оннэ котан - Старый поселок
айнское название острова Атласова - Цаца котан - Поселок деда
а вот еще некоторые названия:
Харимкотан - Хар им  котан/Хар ум котан – Остров  лилий (Остров саранный),Чиринкотан - Цирин котан – Очень  маленький  остров,
Шиашкотан - Сиас котан – Остров  сивучей,
Так "котан" - 'остров' или 'поселок'?
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от февраля 1, 2010, 09:25
котан - поселение, местность населенная людьми, вообще местность (остров)
мосир/сир - остров, гора, земля, страна, местность
Название: Курилы
Отправлено: dagege от февраля 19, 2010, 15:19
Кто-то недавно мне брякнул, что где-то прочитал, что айну найдены в сибири. тот человек брехло, или есть данные?
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от февраля 19, 2010, 15:47
Цитата: dagege от февраля 19, 2010, 15:19
Кто-то недавно мне брякнул, что где-то прочитал, что айну найдены в сибири. тот человек брехло, или есть данные?

dagege и все запомните в раз и навсегда: АЙНЫ ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО В ЯПОНИИ. В РОСИИ АЙНОВ НЕ ОСТАЛОСЬ.

уже надоели эти слухи :down:

какому-нибудь шоферу или старпому что-нибудь привидится и пошло-поехало;
а если спросить данного старпома чем отличаются айны от тех же самых уйльта или нивхов - так он и аза в глаза, а если еще поспрашивать, так и вообще запутается и скажет что-то вроде "а, может быть, и нивхи"

Название: Курилы
Отправлено: Dana от февраля 22, 2010, 04:34
Цитата: Ngati от февраля  1, 2010, 09:25
мосир/сир - остров, гора, земля, страна, местность
А для горы есть отдельное слово?
Название: Курилы
Отправлено: Ngati от февраля 22, 2010, 14:42
Цитата: Dana от февраля 22, 2010, 04:34
Цитата: Ngati от февраля  1, 2010, 09:25
мосир/сир - остров, гора, земля, страна, местность
А для горы есть отдельное слово?

сир - это горы в целом, собирательно, отдельная гора/конкретная какая-то гора - нупур
Название: Курилы
Отправлено: пикачу от июня 1, 2017, 14:41
а тут вышла книга: "Курильско-Камчатский диалект айнского языка. Вводный курс" https://ridero.ru/books/kurilsko-kamchatskii_dialekt_ainskogo_yazyka/
Название: Курилы
Отправлено: Y.R.P. от июня 12, 2017, 13:50
Цитата: пикачу от июня  1, 2017, 14:41
а тут вышла книга: "Курильско-Камчатский диалект айнского языка
I know that you are a very strong, dedicated person and that you can reach your goals. Be proud, because you have earned it!
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от июня 12, 2017, 14:18
На Курилах и Камчатке точно ли бытовал единый диалект айнского, восходивший к пракурило-камчатскому прадиалекту праайнского? :what:
Название: Курилы
Отправлено: Цитатель от июня 12, 2017, 15:46
Айны на Камчатке и на Курилах относительно недавние выходцы с Хоккайдо. Айны вытеснили своих предшественников на Курилах - Охотскую культуру к 1500 или 1600 году.

Предполагается, что айнский натиск на север был вызван давлением на них японцев княжества Мацумаэ.

Вряд ли за такой короткий срок их диалект успел далеко отойти от хоккайдского
Название: Курилы
Отправлено: Nevik Xukxo от июня 12, 2017, 16:21
Цитата: Цитатель от июня 12, 2017, 15:46
Айны вытеснили своих предшественников на Курилах - Охотскую культуру к 1500 или 1600 году.
Писали где-то, что охотская частично ассимилирована постдзёмонцами (?) даже в некоторых районах Хоккайдо.
Так что, айны не такие уж чистые постдзёмонцы.
А вдруг у них и язык охотский, а не дзёмонский? :???
Название: Курилы
Отправлено: Цитатель от июня 12, 2017, 16:26
лучшим кандидатом на роль охотского языка всегда считался нивхский
Название: Курилы
Отправлено: пикачу от сентября 11, 2017, 23:44
Цитата: Цитатель от июня 12, 2017, 15:46
Айны на Камчатке и на Курилах относительно недавние выходцы с Хоккайдо. Айны вытеснили своих предшественников на Курилах - Охотскую культуру к 1500 или 1600 году.

Предполагается, что айнский натиск на север был вызван давлением на них японцев княжества Мацумаэ.

Вряд ли за такой короткий срок их диалект успел далеко отойти от хоккайдского

откуда тогда на Курилах вещи датируемые средним Дзёмоном? освоение айнами Курил началось задолго до складывания японского этноса, то есть, еще в период Дзёмон. что же касается так называемой Охотской культуры, то ее никогда и нигде не было, это фэйк, это просто одна из форм перехода от Дзёмона к историческим айнам.

Айны стали осваивать Курильские острова еще в середине периода Дзёмон.
(Тут надо отметить, что существующая распространенная рубрикация периода Дзёмон, на мой взгляд, отличается особенной бестолковостью:  хотя период Дзёмон начинается  около 14 тысячелетия до н.э. и заканчивается около середине первого тысячелетия до н.э., но период с 14-го до 4-го тысячелетия почему-то рассматривается как «начальный Дзёмон»; «средним Дзёмоном» называется вовсе не тот временной отрезок, который было бы логично обозначить как средний Дзёмон, то есть, не время с 10-го по 5-е тысячелетия до н.э, а время с 2500 до 1500 до н.э, которое куда логичнее относить уже к позднему Дзёмону. Такая кривая рубрикация временных отрезков не может не вносить путаницы. Поэтому я не следую этой классификации и поэтому в данном тексте средний Дзёмон – это промежуток времени с 10-го по 5-е тысячелетия до н.э. И, ответственно, период с 14-го по 10 тысячелетия до н.э. – это начальный Дзёмон, а с 5-го тысячелетия до н.э. по середину первого тысячелетия до н.э. – это поздний Дзёмон.)     

Так, например, стоянка Янкито-1 на Итурупе, датируется примерно 6980±50, 7030±130 до н.э. (Кнорозов Ю. В. Селения айнов на Итурупе (по материалам экспедиции 1989 г.) // Материалы полевых исследований. 1988 – 1989. СПб., 1992. С. 175 – 178.) или чуть более ранним временем: 7790 – 5840 гг. до н.э. (Прокофьев М. М. Керамика раннего дземона с Южных Курил // Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 2003. № 1. С. 89 – 95).

Надо полагать, что Камчатки айны достигли, скорее всего, не позднее начала первого тысячелетия до нашей эры. Однако следует отметить, что в исторической науке распространено некое своеобразное поветрие считать, что айны пришли на Камчатку очень поздно, чуть ли не в 12 веке н.э.
Это не очень хорошо согласуется с фактами обнаружения на средних и северных Курильских островах керамики относящейся финальной стадии периода Дзёмон  (Gjesfjeld E. Hunter-gatherer pottery production, use and exchange in the remote Kuril Islands //  2013 SAA Annual Meetings – Honolulu, HI).  В данном тексте финальный Дзёмон – это период примерно 1500 – 300 до н.э. (датировки для основной Японии), на Хоккайдо и Курильских островах финальный Дзёмон продолжался знчаительно дольше, практически до исторического времени. Айны Северных Курильских островов еще в последней четверти 19 века на расспросы на вопросы о происхождении  каменных наконечников и керамики с уверенностью отвечали, что эти вещи производили их предки, и что совсем недавно они сами пользовались такими же (Акулов А.Ю. Закрытие вопроса о цорпок-куру, или еще раз о связях культуры айну с культурой Дзёмон // ИНБП № 12, 2008. С. 223 – 231).

Совершенно неверно считать, что айны появляются только в начале второго тысячелетия нашей эры, потому что айнами являлись еще дзёмонские люди (подробнее см. Акулов 2008).
Нужно отметить, что одним из факторов, которые препятствуют продвижению должного понимания в данном вопросе, является чрезмерная археологизация истории. В данном контексте археологизация означает, что данным археологии придается больший вес, чем они имеют на самом деле, в то время как данные других наук учитываются совершенно не достаточно или не учитываются вовсе. Следует очень хорошенько понимать, что археология на самом деле не является никакой «машиной времени», что она всего лишь одна из вспомогательных исторических дисциплин. Археологи не должны измышлять гипотезы, они должны быть как криминалисты, которые просто сообщают достоверно установленные  факты, а интерпретации – это уже прерогатива культурной антропологии.
Как следствие археологического перекоса наблюдается  тенденция «превращать» культуры археологические в культуры реальные (то есть, в те культуры, которые составляют основной предмет культурной антропологии ): предполагается что за каждой отдельной археологической культурой стоит отдельная этническая составляющая, мало связанная с предыдущей и последующей. И, таким образом, мы имеем совершенно фэйковые, сфабрикованные, не имеющие никакого реального наполнения культуры: Сацумон и Охотская.
На самом деле, археологические культуры грамотнее называть не культурами, а технокомплексами  (чтобы не было желания ассоциировать их с тем, что понимается под словом культура в бытовом смысле и в культурной антропологии). Далеко не каждый технокомплекс является культурой, или, иначе говоря, далеко не каждый технокомплекс предполагает  наличие своего отдельного этнического компонента. Так называемые Сацумонский и Охотский технокомплексы (традиционно рассматриваеыме как отдельные культуры) на самом деле не являются отдельными культурами и не имеют своего собственного этнического наполнения. В охотское время (600 – 1000 н.э.) продолжаются практики культуры Дзёмон: продолжают появляться раковинные кучи, более того, в раковинных кучах, как и эпоху Дзёмон, осуществляются захоронения, и антропологический материал зачастую оказывается ближе к дзёмонскому, чем к тунгусо-маньчжурскому (Спеваковский А.Б. Раковинная куча Охотской культуры на острове Шикотан (к проблеме этнической истории Курильских островов) // Отару сё:ка дайгаку дзинбун кэнкю: 『小樽商科大学人文研究』(Гуманитарные исследования Университета Бизнеса в Отару). № 87, 1994. С. 142 – 165), хотя принято считать, что носителями, так называемой Охотской культуры, были древние тунгусо-маньчжуры или нивхи, то есть, монголоиды. Охотский, а равно и предшествующий ему Сацумонский технокомплексы, не являются никакими самостоятельными культурами, а есть не что иное, как продолжение и локальные варианты финальной стадии культуры Дзёмон. Безусловно, некоторое присутствие не айнского элемента имело место быть, но такое случалось и ранее. Примерно в 3 – 2 тысячелетии до н.э. на Японских островах появляются носители Y гаплогруппы O (Hammer M., Karafet T.M., Park H. Omoto K. Harihara S., Stoneking M., Horai S. Dual origins of the Japanese: common ground for hunter-gatherer and farmer Y chromosomes // Journal of Human Genetics. 2006 (51). С. 47 – 58)  предположительно говорившие на каких-то австронезийских или аустроазиатских языках, и от их появления культура Дзёмон не прекращается, сходный сценарий имеет место и в случае с так называемыими культурами Охотской и Сацумон. 
Вышеописанные досадные тенденции коренятся, главным образом, в отсутствии концептуального осмысления фактов и в совершенно японском узколобом классификационизме, когда за деревьями не видят и не желают видеть леса, и когда каждый отдельный локальный вариант рассматривается как нечто совершенно самостоятельное. Понятно, что уровень развития японская археологии и японской исторической науки в техническом плане зачастую поражает воображение, но российская историческая наука не должна некритически копировать японский опыт, потому что получится карго культ, если уже не получился.
Наивно думать, что если японцы все так красиво раскопали и задокументировали, то они и лучше всех сумеют все раскопанное интерпретировать.  Для того чтобы раскопать и задокументировать нужно всего лишь быть хорошим усидчивым исполнителем.  Для того чтобы осмысливать раскопанное в концептуальном плане, не просто описывать отдельные события, а уметь видеть тренды/тенденции, нужны несколько иные умения, которые в японском обществе не то чтобы не приветствуются, но не являются сильно распространенными: анализ и концептуальное осмысление исторических явлений не является сильной стороной японцев.
Кроме того, есть и другая причина – политическая: если признать, что айны и дзёмонские люди одно и то же, то тогда придется признать, что айны населяли некогда все Японские острова и оказали существенное влияние на формировавшийся японский этнос и японскую кульуру. А это входит в резкое противоречие с официальной японской государственнической мифологией, в соответствии с которой айны были только «диким северным племенем», но, кончено же, никак не могли влиять на японский этнос. Любые самые невероятные, самые нелепые гипотезы о происхождении каких-то элементов японской культуры будут поддержаны с большей охотой, если они не говорят о происхождении чего-то от айнов/от культуры Дзёмон.  Именно желанием отделить исторических айнов от дзёмонских людей можно объяснить создание и поддержание в исторической науке дискурса «культур» Сацумон и Охотской, которые на деле являются искусственно созданными «прокладками»/«буферными культурами».
Хотя рассмотренные выше методологические вопросы на первый взгляд как будто не имеют непосредственного отношения к теме настоящей статьи, но рассмотрение их важно для понимания исторических корней айнов, и Курильско-Камчатских айнов в частности, а также для прогресса в исторической науке, потому что если вопросы методологии не обсуждать, то прогресс в понимании едва ли будет возможен.

На Северных Курилах имеются топонимы образованные точно также как и на Южных. (http://i68.tinypic.com/1534g0z.jpg)
Так, например, Кунашир – по-айнски оригинально Куннэ сир (в практической орфографии: Kunne sir) – «Черный остров»: kunne – «быть черным»  (Batchelor Jh. An Ainu-English-Japanese dictionary: (including A grammar of the Ainu language). Tokyo: Methodist publishing house; London, K. Paul, Trench, Trübner, co, 1905: 250), sir – «остров», «земля» (там же: 415). С моря остров Кунашир обычно выглядит черным из-за того, что покрыт хвойными лесами. Точно такой же формант sir с наращением mo «маленький» виден в топониме Парамушир, который оригинально выглядел как Пара мосир (в практической орфографии Para mo-sir) «Широкий остров», где para – «быть широким» (там же: 336).
Шикотан – оригинально  Си котан  (в практической орфографии Si kotan) – «Большой острво»: si – «истинный», «настоящий», «великий» (там же: 397), kotan – «поселение» «место» (там же: 245), вообще «населенное место». В малой Курильской гряде остров Шикотан действительно самый большой и самый удобный для того, чтобы основать на нем поселение. Точно такой же формант kotan виден в топониме Онекотан, который оригинально выглядел как Onne kotan «Старое обжитое место», где onne означает « старый» (там же: 316).
Все это говорит о том, что не было разницы между айнами Южных и Северных Курильских островов.
Интересно отметить, что топонимика айнского происхождения имеется также и на юге Камчатки. Так, например, Паратунка (в практической орфографии Paratunka) – название реки и поселка известного своими горячими ключами – композиция из следующих элементов: уже упомянутого выше элемента para – «быть широким», tun/tum – «пространство» (там же: 457), «внутри»/ «между» (Каяно 2005: 331), ka – «поверхность» (Batchelor 1905: 202). Долина реки представляет собой достаточно широкое ровное место, что, несомненно, привлекало внимание айнов, потому что широкие равнины достаточно редки в тех местностях, где жили/живут айны.
Другой пример – Лопатка – название самого южного мыса Камчатки – композиция следующих элементов:  ru  "путь" (там же: 380), o «направлять»/«управлять» (там же: 303), pa/pake «голова» (там же: 334), ka «поверхность» (там же: 202). Таким образом, можно предположить, что изначально называние звучало как Труопакка (в практической орфографии Truopakka) что можно перевести как «мыс показывающий путь».
Само название Камчатка также, похоже, является словом айнского происхождения, поскольку в нем в финальной позиции виден тот же компонент ka, что и в слове Лопатка. Топоним Камчатка состоит из следующих элементов: kam «простираться» (Каяно Сигэру 萱野茂 Айну го дзитэн 『アイヌ語辞典』(Словарь айнского языка). Токио: Сансэйдō, 2005: 198), cak «взрываться» (там же: 313) и уже знакомое ka. Таким образом Это говорит о том, что на Северных Курилах жили точно такие же айны, как и на Южных, то есть, Курильские и Камчатские айны составляют одну группу внутри айнской народности. При этом айны Южных Курил больше общались с айнами Хоккайдо, а айны Северных и Центральных Курил с айнами Камчатки.
Основным занятием их была охота на морского зверя: это следует, например, из того, что в курильско-камчатском диалекте кит называется рика (в практической орфографии rika), что означет буквально «жир», «жирное мясо», в то время как в диалектах Хоккайдо кит, в основном, называется хумпэ (в орфографии hum-pe), что означет «шумное существо» (hum – «шум», «звук», pe – «существо»/«вещь»); по этим названиям явственно видно практическо-утилитарное восприятие кита на Курильских островах и Камчатке, и, с другой стороны, по большей части, созерцательно-отстраненное восприятие кита айнами Хоккайдо.
На Камчатке айны оказали заметное влияние на ительменов. Так, например, духи гор и горячих ключей назывались гамулы/камулы (Володин А. П. Ительмены. СПб.: Дрофа, 2003: 56), это слово очень напоминает айнское слово камуй , и очень вероятно, что оно ительменское слово происходит от айнского (Акулов А.Ю. История языка айну // Краеведческий Бюллетень. № 3, 2005. С. 102 – 113).

После того как все Курильские острова по Петербургскому договору 1875 года были переданы Японии часть курильских айнов переселилась на Камчатку, а большая часть осталась на японской территории. Те айны, которые остались на Курильских островах, были переселены в резервацию на острове Шикотан, а затем вывезены на Хоккайдо, где они растворились среди собственно хоккайдоских айнов и японцев. О дальнейшей судьбе курильских айнов уехавших на Камчатку и собственно камчатских айнов ничего не известно, традиционно всегда считалось, что они растворились в массе местного населения, ассимилировались с так называемыми камчадалами.   
Название: Курилы
Отправлено: Bhudh от сентября 12, 2017, 14:09
Кэп?‥
Название: Курилы
Отправлено: Freak7295 от сентября 24, 2017, 00:28
Ааааааааа! Он живой!
Название: Курилы
Отправлено: Bhudh от сентября 24, 2017, 02:56
О, и Вы тоже!